Алгоритм подсчета критерия U Манна – Уитни.
Задание 2. Линейная корреляция Дано корреляционное поле в виде таблицы
Вычислить коэффициент корреляции. Найти выборочное уравнение прямой регрессии Y на X, построить корреляционное поле и нанести на него линию прямой регрессии Y на X.
Решение. Определим выборочные средние значения для каждой случайной величины , . Найдем теперь значения исправленных выборочных дисперсий для каждой случайной величины , . Исправленная эмпирическая ковариация и коэффициент корреляции равны величинам . Эмпирический коэффициент регрессии Y на X находится по формуле . Уравнение прямой регрессии Y на X записывается в следующем виде .
Рис.2. Корреляционное поле и линия регрессии Y на X. Задание 3. Статистическая проверка статистических гипотез
Приведено эмпирическое распределение дискретной случайной величины в виде таблицы. Случайная величина имеет смысл числа отказов. Частоты наблюдений отказов обозначены . Используя критерий , проверить на уровне значимости гипотезу о распределении генеральной совокупности по закону Пуассона.
Решение. Дана таблица
Найдем объем выборки по формуле . Число описывает число групп данных, приведенных в таблице наблюдений. Вычислим оценку параметра распределения в законе для редких событий Пуассона . Формула Пуассона закона распределения вероятностей имеет следующий вид , где – число появлений заданного события, в нашем примере это число отказов. Проведем расчеты вероятностей . Найдем теоретические частоты , применяя расчетную формулу , в которой величина означает номер группы данных в таблице отказов. Подставим теоретические частоты в таблицу расчета эмпирического критерия Пирсона
Эмпирический критерий находится путем суммирования данных, размещенных в последнем столбце таблицы расчета критерия Пирсона , где – общее число значимых групп данных. Воспользуемся таблицами теоретического распределения, которое является функцией двух переменных ( – уровня значимости и числа степеней свободы ) Поскольку выполнено неравенство , то статистическую гипотезу о том, что генеральная совокупность распределена по закону редких событий Пуассона следует отвергнуть. При этом риск отвергнуть правильную гипотезу равен уровню значимости, т.е. в примере этот риск равен пяти процентам.
Задание 4. Доверительные интервалы для параметров нормального закона распределения
Найти с надежностью доверительный интервал оценки неизвестного математического ожидания для нормально распределенного признака , если даны значения: генеральное среднее квадратичное отклонение ; выборочное среднее ; объем выборки . Решение. Неизвестное математическое ожидание находится в интервале . Последняя в записи формула обозначает уравнение относительно t, содержащее функцию Лапласа : , Применяя таблицы функции Лапласа, находим неизвестное значение параметра . Определим величину . Найдем доверительный интервал . Доверительный интервал покрывает математическое ожидание для нормально распределенной случайной величины с заданной величиной надежности , которая называется также доверительной вероятностью. В данной задаче доверительная вероятность равна 0,99 или 99%.
Задание 5 Решим задачу со следующими данными: n=32, n1=6, n2= 6, n3= 16 и n4= 4. Отнесем к 1-му разряду тех студентов, которые получили 5 баллов (6 человек), ко 2-му разряду – 4 балла (6 человек), к 3-му – 3 балла (16 человек) и к 4-му – тех, кто получил 2 балла (4 человека). Если бы в каждом разряде было одинаковое количество студентов, то распределение оценок было бы равномерным. Сформулируем гипотезы:
Н0: Распределение оценок, полученных студентами по контрольной работе, не отличается от равномерного распределения. Н1: Распределение оценок, полученных студентами по контрольной работе, статистически достоверно отличается от равномерного распределения. Вычислим теоретическую частоту по формуле: fтеор = n/k, где n– количество наблюдений, k – количество разрядов. В нашем случае: fтеор = 32/4 = 8. Сравним с этой частотой все эмпирические частоты. Составим таблицу и все вычисления выполним в ней. Таблица
Вычислим число степеней свободы n = к-1 = 4-1 = 3. Найдем по таблице критические значения: c2кр = 7.815 для a = 0.05, c2кр = 11.345 для a = 0.01. В соответствии с правилом принятия решения гипотезу Н0 следует отвергнуть. Распределение полученных оценок отличается от равномерного, но так как c2эмп < 11.345, статистически достоверно утверждать, что перед нами – группа «троечников» мы не можем. Задание 6. В таблице (ниже) представлены значения вербального интеллекта, полученные у студентов-физиков и студентов-психологов. Превосходят ли студенты-психологи студентов-физиков по уровню вербального интеллекта? Алгоритм подсчета критерия U Манна – Уитни. 1. Представить все данные испытуемых из двух выборок объемами n1 и n2 в порядке возрастания (убывания). 2. Проранжировать все значения, не считаясь с тем, к какой выборке они относятся. 3.Подсчитать сумму рангов отдельно для каждого ряда. Проверить, совпадает ли общая сумма рангов с расчетной. 4. Определить большую из двух ранговых сумм. 5. Вычислить значение U эмп по формуле: U эмп = n1 n2 + nx (nx + 1)/2 – Tx, где nx – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов, Tx – большая из двух ранговых сумм. 6. Определить критические значения U 0.05 по таблице. Если U эмп > U 0.05, то гипотеза H0 принимается. Если U эмп ³ U 0.05, то гипотеза H0 отвергается.
Теперь вернемся к поставленной задаче. Таблица Значения вербального интеллекта в выборках студентов физического и психологического факультетов
Решение. Построим новую таблицу. Таблица 7
Общая сумма рангов: 165 + 186 = 351. Расчетная сумма: SRi = N(N + 1)/2 = 26(26 + 1)/2 = 351. Проверка выполнена. Из таблицы 7 видно, что большая ранговая сумма приходится на выборку студентов–психологов. Теперь сформулируем гипотезы: H0: студенты-психологи не превосходят студентов-физиков по уровню вербального интеллекта; H1: студенты-психологи превосходят студентов-физиков по уровню вербального интеллекта. В соответствии с шагом 5 алгоритма вычисляем U эмп: U эмп = 14×12 + 12 (12 + 1)/2 – 186 = 60. По таблице критических значений для n1 = 12 и n2 = 14 находим U 0.05 = 51 и, в соответствии с правилом, гипотезу H0 принимаем. Студенты-психологи не превосходят студентов-физиков по уровню вербального интеллекта.
Литература 1. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика-М.: Высш.шк., 2003.- 210 с. 2. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике -М., Высшее образование, 2006.- 21 с. 3.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – С.-Петербург: Речь, 2001. – 349 с.
4. Белушкина Г.В. Математические модели и обработка эксперимента в психологии: учеб. пособие для вузов / Г.В. Белушкина, С.Н.Яременко. – Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2010. – 101 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|