Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алгоритм подсчета критерия U Манна – Уитни.

Задание 2. Линейная корреляция

Дано корреляционное поле в виде таблицы

 

Вычислить коэффициент корреляции. Найти выборочное уравнение прямой регрессии Y на X, построить корреляционное поле и нанести на него линию прямой регрессии Y на X.

 

Решение. Определим выборочные средние значения для каждой случайной величины

, .

Найдем теперь значения исправленных выборочных дисперсий для каждой случайной величины

,

.

Исправленная эмпирическая ковариация и коэффициент корреляции равны величинам

.

Эмпирический коэффициент регрессии Y на X находится по формуле

.

Уравнение прямой регрессии Y на X записывается в следующем виде

.

Рис.2. Корреляционное поле и линия регрессии Y на X.

Задание 3. Статистическая проверка статистических гипотез

 

Приведено эмпирическое распределение дискретной случайной величины в виде таблицы. Случайная величина имеет смысл числа отказов. Частоты наблюдений отказов обозначены . Используя критерий , проверить на уровне значимости гипотезу о распределении генеральной совокупности по закону Пуассона.

 

Решение. Дана таблица

 

 

Найдем объем выборки по формуле

.

Число описывает число групп данных, приведенных в таблице наблюдений.

Вычислим оценку параметра распределения в законе для редких событий Пуассона

.

Формула Пуассона закона распределения вероятностей имеет следующий вид

,

где – число появлений заданного события, в нашем примере это число отказов.

Проведем расчеты вероятностей

.

Найдем теоретические частоты , применяя расчетную формулу

,

в которой величина означает номер группы данных в таблице отказов. Подставим теоретические частоты в таблицу расчета эмпирического критерия Пирсона

   

 

 

Эмпирический критерий находится путем суммирования данных, размещенных в последнем столбце таблицы расчета критерия Пирсона

,

где – общее число значимых групп данных.

Воспользуемся таблицами теоретического распределения, которое является функцией двух переменных ( – уровня значимости и числа степеней свободы )

Поскольку выполнено неравенство

,

то статистическую гипотезу о том, что генеральная совокупность распределена по закону редких событий Пуассона следует отвергнуть. При этом риск отвергнуть правильную гипотезу равен уровню значимости, т.е. в примере этот риск равен пяти процентам.

 

Задание 4. Доверительные интервалы для параметров нормального закона распределения

 

Найти с надежностью доверительный интервал оценки неизвестного математического ожидания для нормально распределенного признака , если даны значения: генеральное среднее квадратичное отклонение ; выборочное среднее ; объем выборки .

Решение. Неизвестное математическое ожидание находится в интервале .

Последняя в записи формула обозначает уравнение относительно t, содержащее функцию Лапласа :

,

Применяя таблицы функции Лапласа, находим неизвестное значение параметра . Определим величину

.

Найдем доверительный интервал

.

Доверительный интервал покрывает математическое ожидание для нормально распределенной случайной величины с заданной величиной надежности , которая называется также доверительной вероятностью. В данной задаче доверительная вероятность равна 0,99 или 99%.

 

Задание 5

Решим задачу со следующими данными: n=32, n1=6, n2= 6, n3= 16 и n4= 4.

Отнесем к 1-му разряду тех студентов, которые получили 5 баллов (6 человек), ко 2-му разряду – 4 балла (6 человек), к 3-му – 3 балла (16 человек) и к 4-му – тех, кто получил 2 балла (4 человека). Если бы в каждом разряде было одинаковое количество студентов, то распределение оценок было бы равномерным. Сформулируем гипотезы:

Н0: Распределение оценок, полученных студентами по контрольной работе, не отличается от равномерного распределения.

Н1: Распределение оценок, полученных студентами по контрольной работе, статистически достоверно отличается от равномерного распределения.

Вычислим теоретическую частоту по формуле: fтеор = n/k, где n– количество наблюдений, k – количество разрядов. В нашем случае: fтеор = 32/4 = 8. Сравним с этой частотой все эмпирические частоты. Составим таблицу и все вычисления выполним в ней.

Таблица

Разряды (количество баллов) Эмпирические частоты fj Теоретическая частота fт   fj – fт   (fj – fт)2 (fj – fт)2/fт
1 (5 баллов) 2 (4 балла) 3 (3 балла) 4 (2 балла)     -2 -2 -4   0.5 0.5
Суммы          

Вычислим число степеней свободы n = к-1 = 4-1 = 3. Найдем по таблице критические значения: c2кр = 7.815 для a = 0.05, c2кр = 11.345 для a = 0.01. В соответствии с правилом принятия решения гипотезу Н0 следует отвергнуть. Распределение полученных оценок отличается от равномерного, но так как c2эмп < 11.345, статистически достоверно утверждать, что перед нами – группа «троечников» мы не можем.

Задание 6.

В таблице (ниже) представлены значения вербального интеллекта, полученные у студентов-физиков и студентов-психологов. Превосходят ли студенты-психологи студентов-физиков по уровню вербального интеллекта?

Алгоритм подсчета критерия U Манна – Уитни.

1. Представить все данные испытуемых из двух выборок объемами n1 и n2 в порядке возрастания (убывания).

2. Проранжировать все значения, не считаясь с тем, к какой выборке они относятся.

3.Подсчитать сумму рангов отдельно для каждого ряда. Проверить, совпадает ли общая сумма рангов с расчетной.

4. Определить большую из двух ранговых сумм.

5. Вычислить значение U эмп по формуле: U эмп = n1 n2 + nx (nx + 1)/2 – Tx, где nx – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов, Tx – большая из двух ранговых сумм.

6. Определить критические значения U 0.05 по таблице. Если U эмп > U 0.05, то гипотеза H0 принимается. Если U эмп ³ U 0.05, то гипотеза H0 отвергается.

Теперь вернемся к поставленной задаче.

Таблица

Значения вербального интеллекта в выборках студентов физического и психологического факультетов

 

Студенты – физики Студенты – психологи
№ испытуемого Показатель интеллекта № испытуемого Показатель интеллекта
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Решение. Построим новую таблицу.

Таблица 7

Студенты – физики Студенты – психологи
№ исп. Показатель интеллекта Ранг № исп Показатель интеллекта Ранг
                  20.5 20.5   15.5   11.5 11.5 11.5   6.5 4.5                     15.5 11.5   6.5 4.5  
         

Общая сумма рангов: 165 + 186 = 351. Расчетная сумма:

SRi = N(N + 1)/2 = 26(26 + 1)/2 = 351.

Проверка выполнена. Из таблицы 7 видно, что большая ранговая сумма приходится на выборку студентов–психологов. Теперь сформулируем гипотезы:

H0: студенты-психологи не превосходят студентов-физиков по уровню вербального интеллекта;

H1: студенты-психологи превосходят студентов-физиков по уровню вербального интеллекта.

В соответствии с шагом 5 алгоритма вычисляем U эмп:

U эмп = 14×12 + 12 (12 + 1)/2 – 186 = 60.

По таблице критических значений для n1 = 12 и n2 = 14 находим U 0.05 = 51 и, в соответствии с правилом, гипотезу H0 принимаем. Студенты-психологи не превосходят студентов-физиков по уровню вербального интеллекта.

 

Литература

1. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика-М.: Высш.шк., 2003.- 210 с.

2. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике -М., Высшее образование, 2006.- 21 с.

3.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – С.-Петербург: Речь, 2001. – 349 с.

4. Белушкина Г.В. Математические модели и обработка эксперимента в психологии: учеб. пособие для вузов / Г.В. Белушкина, С.Н.Яременко. – Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2010. – 101 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...