Алгоритм подсчета критерия U Манна – Уитни.
Задание 2. Линейная корреляция Дано корреляционное поле в виде таблицы
Вычислить коэффициент корреляции. Найти выборочное уравнение прямой регрессии Y на X, построить корреляционное поле и нанести на него линию прямой регрессии Y на X.
Решение. Определим выборочные средние значения для каждой случайной величины
Найдем теперь значения исправленных выборочных дисперсий для каждой случайной величины
Исправленная эмпирическая ковариация и коэффициент корреляции равны величинам
Эмпирический коэффициент регрессии Y на X находится по формуле
Уравнение прямой регрессии Y на X записывается в следующем виде
Рис.2. Корреляционное поле и линия регрессии Y на X. Задание 3. Статистическая проверка статистических гипотез
Приведено эмпирическое распределение дискретной случайной величины
Решение. Дана таблица
Найдем объем выборки
Число Вычислим оценку параметра распределения
Формула Пуассона закона распределения вероятностей имеет следующий вид
где Проведем расчеты вероятностей
Найдем теоретические частоты
в которой величина
Эмпирический критерий находится путем суммирования данных, размещенных в последнем столбце таблицы расчета критерия Пирсона
где Воспользуемся таблицами теоретического распределения, которое является функцией двух переменных ( Поскольку выполнено неравенство
то статистическую гипотезу о том, что генеральная совокупность распределена по закону редких событий Пуассона следует отвергнуть. При этом риск отвергнуть правильную гипотезу равен уровню значимости, т.е. в примере этот риск равен пяти процентам.
Задание 4. Доверительные интервалы для параметров нормального закона распределения
Найти с Решение. Неизвестное математическое ожидание находится в интервале Последняя в записи формула обозначает уравнение относительно t, содержащее функцию Лапласа
Применяя таблицы функции Лапласа, находим неизвестное значение параметра
Найдем доверительный интервал
Доверительный интервал
Задание 5 Решим задачу со следующими данными: n=32, n1=6, n2= 6, n3= 16 и n4= 4. Отнесем к 1-му разряду тех студентов, которые получили 5 баллов (6 человек), ко 2-му разряду – 4 балла (6 человек), к 3-му – 3 балла (16 человек) и к 4-му – тех, кто получил 2 балла (4 человека). Если бы в каждом разряде было одинаковое количество студентов, то распределение оценок было бы равномерным. Сформулируем гипотезы:
Н0: Распределение оценок, полученных студентами по контрольной работе, не отличается от равномерного распределения. Н1: Распределение оценок, полученных студентами по контрольной работе, статистически достоверно отличается от равномерного распределения. Вычислим теоретическую частоту по формуле: fтеор = n/k, где n– количество наблюдений, k – количество разрядов. В нашем случае: fтеор = 32/4 = 8. Сравним с этой частотой все эмпирические частоты. Составим таблицу и все вычисления выполним в ней. Таблица
Вычислим число степеней свободы n = к-1 = 4-1 = 3. Найдем по таблице критические значения: c2кр = 7.815 для a = 0.05, c2кр = 11.345 для a = 0.01. В соответствии с правилом принятия решения гипотезу Н0 следует отвергнуть. Распределение полученных оценок отличается от равномерного, но так как c2эмп < 11.345, статистически достоверно утверждать, что перед нами – группа «троечников» мы не можем. Задание 6. В таблице (ниже) представлены значения вербального интеллекта, полученные у студентов-физиков и студентов-психологов. Превосходят ли студенты-психологи студентов-физиков по уровню вербального интеллекта? Алгоритм подсчета критерия U Манна – Уитни. 1. Представить все данные испытуемых из двух выборок объемами n1 и n2 в порядке возрастания (убывания). 2. Проранжировать все значения, не считаясь с тем, к какой выборке они относятся. 3.Подсчитать сумму рангов отдельно для каждого ряда. Проверить, совпадает ли общая сумма рангов с расчетной. 4. Определить большую из двух ранговых сумм. 5. Вычислить значение U эмп по формуле: U эмп = n1 n2 + nx (nx + 1)/2 – Tx, где nx – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов, Tx – большая из двух ранговых сумм. 6. Определить критические значения U 0.05 по таблице. Если U эмп > U 0.05, то гипотеза H0 принимается. Если U эмп ³ U 0.05, то гипотеза H0 отвергается.
Теперь вернемся к поставленной задаче. Таблица Значения вербального интеллекта в выборках студентов физического и психологического факультетов
Решение. Построим новую таблицу. Таблица 7
Общая сумма рангов: 165 + 186 = 351. Расчетная сумма: SRi = N(N + 1)/2 = 26(26 + 1)/2 = 351. Проверка выполнена. Из таблицы 7 видно, что большая ранговая сумма приходится на выборку студентов–психологов. Теперь сформулируем гипотезы: H0: студенты-психологи не превосходят студентов-физиков по уровню вербального интеллекта; H1: студенты-психологи превосходят студентов-физиков по уровню вербального интеллекта. В соответствии с шагом 5 алгоритма вычисляем U эмп: U эмп = 14×12 + 12 (12 + 1)/2 – 186 = 60. По таблице критических значений для n1 = 12 и n2 = 14 находим U 0.05 = 51 и, в соответствии с правилом, гипотезу H0 принимаем. Студенты-психологи не превосходят студентов-физиков по уровню вербального интеллекта.
Литература 1. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика-М.: Высш.шк., 2003.- 210 с. 2. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике -М., Высшее образование, 2006.- 21 с. 3.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – С.-Петербург: Речь, 2001. – 349 с.
4. Белушкина Г.В. Математические модели и обработка эксперимента в психологии: учеб. пособие для вузов / Г.В. Белушкина, С.Н.Яременко. – Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2010. – 101 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|