Статичність та динамічність.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Геометрическая характеристика является одной из объективных основ для становления эмоциональных оценок формы — ее динамичности и статичности Динамичность формы — это эмоциональная оценка изменения, точнее нарастания массы или пространства внутри границ формы, преобладающего в каком-либо направлении развития формы. Статичность формы — это эмоциональная оценка неизменяемости массы или пространства внутри границ формы по всем направлениям ее развития. Качественное различие двух прямо противоположных оценок динамичности и статичности формы определяется различием количественных соотношений параметров разных форм. Из всего многообразия этих соотношений существенных для становления эмоциональной оценки динамичности или статичности формы являются тождество, нюанс, контраст. Тождество в соотношении параметров формы оценивается эмоционально как ее статичность, нюанс — как тенденция к динамике, слабо выраженная динамичность, а контраст — как ярко выраженная динамичность формы. Оценки динамичности и статичности формы, подвершенные корректирующему влиянию всех других объективных свойств формы, кроме размеров, особенно сильно меняются при членении формы на элементы. Соотношения параметров формы определяют и другую ее эмоциональную оценку—мерность. Мерность формы в отличие от размерности — это эмоциональная оценка ее объемности, плоскостности, линейности. Цілісність і дрібність в арх.композттиції та їх прояви в конкретних умовах. Целостность – это единство содержания и формы, которое заключается не только в реалистическом воплощении идейно-художественного замысла в соответствующей архитектурной форме, но и в ограниченности построения самой архитектурной формы в единстве композиции и стиля. Большое значение для целостности архитектурного произведения имеет стилевое единство художественных элементов, художественных принципов, конструктивных приемов, материала, технологических форм и деталей, присущих данной эпохе. Организация архитектурных форм в гармоничную структуру подразумевает определенную закономерность в их сочетании – упорядоченность, т.е. композиционная система объединения архитектурных форм в единое целое.
Большое значение для ощущения целостности архитектурного сооружения имеет законченность его структуры. Законченность архитектурной структуры во многом зависит от ее геометрической формы и характера построения деталей, либо ограничивающих объем во всех направлениях, либо дающих возможность продолжения развития архитектурного организма. Законченными формами являются правильные геометрические тела с максимальным количеством одинаковых параметров: шар, куб, тетраэдр и т. д. Античные зодчие считали совершенными фигурами квадрат и круг, как наиболее статичные и законченные. Законченность архитектурной форме придают и детали. Так, карниз, завершающий здание, композиционно останавливает его развитие вверх. Портик, не завершенный фронтоном, является незаконченной формой — ее можно развивать по горизонтали в обоих направлениях. Чтобы придать аркаде законченность, - ее начало и конец часто закрепляют устойчивыми пилонами, композиционно останавливающими возможность дальнейшего развития Известный архитектурный памятник эпохи Возрождения во Флоренции— палаццо Медют-Риккарди, построенное в 1444—1452 гг. архитектором Микелоццо ди Бартоломео, по вертикали хорошо ограничено мощным карнизом, В горизонтальном же направления архитектурная форма незавершена — одинаковые детали, расположенные на одинаковом расстоянии как бы позволяют продолжить композицию в обе стороны
Единство — важное свойство композиции и непременное условие целостности формы. Оно основывается на подчеркивании в композиции основной идеи, которой подчиняется вся схема компоновки технического изделия или сооружения. Единство композиции— не самоцель, а средство создания удобных и красивых технических изделий при минимальной затрате материальных и художественных средств. Единство композиции проявляется в закономерном строении объемно-пространственной структуры и ясно выраженной тектонике. Дробность – рассчленение формы таким образом, что бы она потеряла свою целостность, единство, превратившись в несколько различных объектов. Дробность формы достигается: 1. Членение обьекта больше чем на 9 частей, человек не воспринимает больше 9 обьектов одновременно. 2. Разделение обьекта на 2 равные части – 2 конкурирующих обьекта, отстутствие подчиненности. 3. Отсутствие деления пропорционяльно, отсутсвие контраста или нюанса в членениях, а хаотическое деление.
Расчлененность формы — это ее объективное свойство, заключающееся в том, что она как целое состоит из элементов. Благодаря целостности и соотносительности восприятия, расчлененность формы и ее корректирующее влияние на выразительность остальных свойств формы как целого оцениваются эмоционально. Для оценки расчлененности важиы: объективные свойства члененной формы как целого, объективные свойства каждого из элементов формы, система соотношений элементов с целым и между собой по всем объективным свойствам. Таким образом, в основе оценки расчлененности формы лежит сопоставление объективных свойств целого и его элементов, а также самих элементов между собой по всем свойствам. Чтобы сравнивать отдельный элемент с целым, нужно уяснить, что именно мы понимаем под элементом, полученным членением формы, и какими средствами может быть вообще расчленена форма. С точки зреиия восприятия и эмоциональной опенки расчлененности формы нерасчлененными (не состоящими из элементов) можно считать точку, прямую, кривую постоянной кривизны (от ее отрезка до
полного круга) и шар — единственную из трехмерных форм, обладающую этим свойством. Очевидно, что нерасчлененными воспринимаются те формы, у которых синкретно (непрерывно) изменяются границы (контуры у двухмерных и поверхности у трехмерных). Пример – Жилой дом в Марселе, 1945-1952 Ле Карбюзье. Контраст. Нюанс. Контраст, нюанс. Средствами художественной выразительности в создании единства композиции являются контрастные и нюансные отношения элементов формы, а также отношения равенства, или тождества. Элементы архитектурной композиции могут контрастно (резко) отличаться при сопоставлении друг с другом по размерам, пропорциям, цвету, фактуре и другим характеристикам и, тем самым, усиливать роль друг друга с помощью контрастного сопоставления (см. рис. 8).Примером контраста в архитектуре является цветовое противопоставление дополнительных цветов (красный – зеленый, синий – желтый), взятых не строго по спектру, а с гармоничным сочетанием промежуточного дополнительного, разбавленного ахроматическим цветом. Контрастной является цветовая триада – гамма, составленная из цветов, равноотстоящих по длине цветовой диаграммы.Пример цветового нюанса (мягкого перехода) – монохроматическая гамма – сочетание оттенков одного цветового тона (например, светло – и темнооранжевого с коричневым) или ахроматическая гамма (например, сочетание серых цветов). Для современного интерьера характерны мягкие тона, которые создаются естественными материалами, образующими цветовую гармонию по тону, светлоте и насыщенности цвета, с одной стороны, и объемом цветового пространства – с другой. Нюанс (от франц. nuance — оттенок, едва заметный переход). Нюансные отношения — незначительные, слабо выраженные различия предметов по величине, рисунку, фактуре, цвету, расположению в пространстве. Как средство композиции нюанс может проявляться в пропорциях, ритме, цветовых и тональных отношениях, декоре, пластике. С одной стороны, внешний вид изделий с одинаковыми по назначению составляющими элементами может быть обогащен за счет использования различных степеней нюансных отношений между однородными признаками внешнего вида (градаций по форме, размеру, цвету, фактуре, положению в пространстве). С другой стороны, нюансные элементы сочленений разнохарактерных элементов формы позволяют формировать сложный рисунок поверхности. Восприятие различных степеней нюанса позволяет ощущать плавность переходов между деталями, сходство и различие их характеристик. Одно из важных средств композиции — контраст. Он заключается в резко выраженном противопоставлении элементов формы. Контраст делает форму заметной, выделяет ее среди других. Различают контрасты: направления, размера, массы, формы, цвета, света, структуры или фактуры поверхности. При контрасте направления горизонтальное противопоставляется вертикальному, наклон слева направо — наклону справа налево. При контрасте размера высокое противопоставляется низкому, длинное — короткому, широкое — узкому. При контрасте массы визуально тяжелый элемент композиции располагается вблизи от легкого. При контрасте формы «жесткие», угловатые формы противопоставляются «мягким», скругленным. При контрасте света светлые поверхности противопоставляются темным.
10 . Ритмічні закономірності у вирішенні площини, обємних і просторових композицій. Ритмом называется определенная упорядоченность однохарактерных элементов композиции, создаваемая путем повторения элементов формы, их чередования, нарастания или убывания. Простейшая закономерность, на основе которой строится композиция, — это повторность форм и интервалов, называемая модульным ритмом или метрическим повтором. Метрический повтор получают в результате применения модульных пропорций с учетом особенностей работы конструкции. Через равные интервалы пространства устанавливаются кнопки на панелях пультов управления, стойки леерного ограждения по борту судна, комингсы грузовых люков на судне для перевозки массовых грузов, бортовые стензели лесовоза, спасательные шлюпки на пассажирском судне и др. Метрический ряд может быть простым, состоящим из одного элемента формы, повторяющегося через равные промежутки пространства (рис. 15, а), или сложным. Сложный метрический ряд состоит из групп одинаковых элементов (рис. 15, в) либо может включать отдельные элементы, отличные от основных элементов ряда по форме, размерам или цвету (рис. 15, б). Значительно оживляет форму сочетание нескольких метрических рядов, объединенных в одну композицию. Например, на боковом виде пассажирского судна могут быть организованы взаимосвязанные метрические ряды, состоящие из спасательных шлюпок вместе со шлюпбалками на шлюпочной палубе, больших прямоугольных окон веранды прогулочной палубы, нескольких рядов круглых иллюминаторов жилых помещений, расположенных на соответствующих палубах основного корпуса. В целом метрический порядок выражает статичность, относительный покой. Определенную направленность можно придать композиции, создавая динамический ритм, который строится на закономерностях геометрических пропорций путем увеличения (уменьшения) размеров подобных элементов или на закономерном изменении интервалов между одинаковыми элементами ряда (рис. 15, а - д). Более активный ритм получается при одновременном изменении величины элементов и интервалов между ними (рис. 15, е). При увеличении степени ритма усиливается композиционная динамика формы в сторону сгущения ритмического ряда. Для создания ритмического ряда можно использовать закономерное изменение интенсивности цвета. В условиях метрического повтора иллюзия ритма создается в результате постепенного уменьшения или увеличения интенсивности цвета элемента. При изменяющихся размерах элементов цвет может усиливать ритм, если рост его интенсивности происходит одновременно с увеличением размеров элементов, либо визуально уравновешивать ритм, если с увеличением размеров элементов интенсивность цвета уменьшается. Организующая роль ритма в композиции зависит от относительной величины элементов, составляющих ритмический ряд, и от их количества (для создания ряда нужно иметь не менее четырех-пяти элементов). Например, парусные суда конца XIX в. имели три мачты, каждая из которых несла до семи (а грот-мачта — до восьми) парусов, крепящихся к реям. Площадь полотнищ парусов закономерно уменьшалась по направлению от палубы к топу мачты, благодаря чему композиция приобретала ярко выраженную вертикальную динамику.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|