Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функция социализации и инкультурации

Определение культуры

Центральным понятием в культурологии является понятие «культуры».

Понятие "культура" родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию "натура" — т. е. природа. Оно обозначало "обработанное", "возде­ланное", "искусственное", в противоположность "естественному", "первозданному", "дикому" и применялось прежде всего для разли­чения растений, выращиваемых людьми, от дикорастущих. Со временем слово "культура" стало вбирать в себя все более широкий круг предметов, явлений, действий, общими свойствами которых были их сверхприродный, так сказать "противоестественный", ха­рактер, их человекотворное, а не божественное происхождение. Соответственно и сам человек в той мере, в какой он рассматривался как творец себя самого, как плод преобразования богоданного или природного материала, попадал в сферу культуры, и она приобрела смысл "образование", "воспитание" (например, немецкое Bildung). Следует, однако, иметь в виду, что то явление, которое челове­чество стало обозначать понятием "культура", было замечено и выделено общественным сознанием задолго до того, как у римлян появилось для этого данное слово. Древнегреческое "техне" ("ремес­ло", "искусство", "мастерство", отсюда — "техника"), не имея столь широкого обобщающего значения как латинское "культура", зна­чило в принципе то же самое — человеческая деятельность, преоб­разующая материальный мир, изменяющая форму природной пред­метности

«Культура» близка античному понятию «пайдейя» - воспитание, образованность. Софисты (Протагор) выдвигают знаменитое положение в области гуманистической проблематики: «Человек есть мера всех вещей…». Под мерой понимался некий эталон, образец. Марк Туллий Цицерон говорил о «культуре души» - понимая под этим личное человеческое качество, говорящее о духовной развитости человека.

С Иммануила Канта начинается новая традиция в понимании культуры как «возделывание души человека», культура – основа человеческого бытия. Конечной целью человеческой жизнедеятельности, по Канту, является культура. «Только культура…может быть последней целью, которую мы имеем основание приписать природе в отношении человеческого рода (а не его собственное счастье на земле и не его способность быть главным орудием для достижения порядка и согласия в лишённой разума природе вне его)».

В самом общем смысле под культурой мы понимаем образованность, воспитанность, начитанность. На сегодняшний день насчитывается порядка семисот определений культуры:

эволюционистическое (О.Конт, Э.Тайлор),

историко – искусствоведческое (Ф.Шлегель, Ф.Ницше),

эстетическое (Ф.Шиллер, Г.В.Ф.Гегель),

философско – историческое (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби),

этноисторическое (Л.Н.Гумилёв),

психолого – этнографическое (М.Мид, Р.Бенедикт),

структуралистическое (В.Я.Пропп),

диалогическое (М.М.Бахтин, М.Бубер),

герменевтическое (Х.Г.Гадамер),

мифологическое (Ф.Шеллинг, А.Ф.Лосев)

игровое (Й.Хейзенга)

В литературе можно встретить раз­личные попытки упорядочить это множе­ство определений. В нем выделяются, на­пример, следующие виды определений культуры.

Описательные — в них просто пере­числяются (заведомо неполно) отдельные элементы и проявления культуры, напр., обычаи, верования, виды деятельности.

Антропологические — исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящий природе, искусственно со­зданный человеком («вторая природа»).

Нормативные — утверждают, что со­держание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей.

Адаптивные — культура трактуется как свойственный людям способ удовлет­ворения потребностей, как особый род дея­тельности, посредством которого они при­спосабливаются к природным условиям.

Исторические — подчеркивают, что культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретае­мого человеком опыта от поколения к по­колению.

Функциональные - характеризуют культуру через функции, которые она вы­полняет в обществе, и рассматривают единство и взаимосвязь этих функций в ней.

Семиотические — рассматривают культуру как систему знаков, используе­мых обществом.

Символические — акцентируют внима­ние на употреблении символов в культуре.

Герменевтические — относятся к культуре как к множеству текстов, кото­рые интерпретируются и осмысливаются людьми.

Идеационные определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного твор­чества, которые накапливаются в социаль­ной памяти.

Психологические — указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловлен­ные особенности человеческой психики.

Дидактические — рассматривают культуру как то, чему человек научился (а не унаследовал генетически).

Социологические — культура понима­ется как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.

 

В узком значении культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми.

В широком понимании культура означает (согласно философскому словарю) специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Это значение культуры близко её культурологическому пониманию как процесса и результата человеческой деятельности (по М.С. Кагану). «Культура – системная исторически изменяющаяся целостность специфически человеческих способов деятельности и её опредмеченных плодов – материальных, духовных, художественных». (Каган М.С. «Введение в историю мировой культуры» Книга первая. СПб., 2003. С. 44)

 

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Функцией в общественных науках обычно называют предназначение, роль какого-либо

элемента в социальной системе, или, иными словами, определенного рода работу, которая

требуется от него в интересах системы в целом.

 

Информационная функция

Культура представляет собою особый тип информационного процесса, которого не знает

природа. У животных информация кодируется хромосомными структурами клеток и нейроди-

намическими системами мозга. Таким образом, носителем ее является само тело животного.

Передача информации от одного поколения к другому происходит генетическим путем, а

также в какой-то мере через непосредственное наблюдение за поведением родителей и

подражание им (у высших животных). При этом опыт, накопленный отдельной особью в

течение жизни, не наследуется ее потомками. Каждое новое поколение начинает накапливать

опыт «с нуля». Поэтому объем информации, имеющейся в распоряжении рода, от поколения к

поколению не увеличивается.

 

С возникновением культуры у людей появляется особая, отсутствующая у животных,

«надбиологическая» форма хранения и передачи информации. Это принципиально новый и

несравненно более богатый по своим возможностям тип информационного процесса. В

культуре информация кодируется внешними по отношению к телу человека структурами.

Выражая свои мысли и представления в созданных людьми знаковых системах, индивид

объективирует их. Это значит, что они как бы отделяются от него, приобретают самостоя-

тельное, внеличностное существование. Они становятся социальной информацией, носителем

которой оказывается уже не один данный индивид, а общественная культура. Социальная

информация, выраженная в знаковых системах, имеет внегенетический характер. В отличие от

биологической, она не исчезает со смертью добывшего ее индивида.

Культура образует специфически человеческий, внегенетический «механизм» ее наследования — социальную наследственность. Благодаря культуре в обществе становится возможным то, что невозможно в животном мире, — историческое накопление и умножение информации, находящейся в

распоряжении человека как родового существа.

 

КУЛЬТУРА — это СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРАЯ СОХРАНЯЕТСЯ И НАКАПЛИВАЕТСЯ В ОБЩЕСТВЕ С ПОМОЩЬЮ СОЗДАВАЕМЫХ ЛЮДЬМИ ЗНАКОВЫХ СРЕДСТВ.

Адаптивная функция

Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде.

Слово «адаптация» (от лат. adaptatio) означает прилаживание, приспособление. Всякий вид

живых существ адаптируется к среде своего обитания. Это происходит в процессе

биологической эволюции благодаря изменчивости, наследственности и естественному отбору,

посредством которых формируются и генетически передаются из поколения в поколение

особенности органов тела и механизмов поведения, обеспечивающих выживание и развитие

вида в заданных условиях внешней среды (его «экологической нише»). Однако

адаптация человека совершается иначе. В природе живые организмы приспосабливаются к

среде, то есть изменяются в соответствии с заданными условиями своего существования; че-

ловек же приспосабливает среду к себе, то есть изменяет ее в соответствии со своими

потребностями.

Человек как биологический вид Homo Sapiens не имеет своей природной экологической ниши.

Развитие культуры дало людям ту защиту, которой не снабдила их природа: возможность создавать и использовать одежду, жилище, оружие, лекарства, разнообразные продукты питания. Биологическая незавершенность,ьнеспециализированность, неприспособленность рода человеческого к определенной

экологической нише обернулась способностью осваивать любые природные условия — не за

счет изменения биологических видовых признаков, а путем формирования «защитного слоя»

искусственных условий существования. Человек как биологический вид Homo Sapiens

остается тем же самым в разных природных условиях, но зато возникает разнообразие его «защитных слоев» — форм культуры, особенности которых обусловлены природными условиями жизни этноса.

Так, уже в древние времена у народов, обитавших на севере и на юге, в горах и на равнинах,

на морских побережьях и в глубине материков, складываются разные формы хозяйства и

обычаи, они по-разному строят жилища, одеваются и питаются. В их культурах закрепляются

исторически выработанные способы адаптации к природным условиям.

Многие культурные традиции имеют под собой вполне рациональные обоснования, связанные

с каким-то полезным приспособительным эффектом.

Коммуникативная функция

Культура формирует условия и средства человеческого общения.

Отдельный индивид способен быть носителем и творцом культуры лишь постольку,

поскольку он «погружен» в социально-культурную среду, обитает в ней. Какой-то

«индивидуальной культуры», которая была бы полностью изолирована от общественной, не бывает. Культура творится людьми сообща, совместными усилиями. Предметы культуры могут быть продуктами индивидуальной деятельности, они могут составлять собственность отдельных индивидов, но культура как таковая есть общественное достояние.

Культура есть условие и результат общения людей. Условие — потому что только благодаря

усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения;

культура дает им и средства общения — знаковые системы, языки. Результат — так как

только благодаря общению люди могут создавать, сохранять и развивать культуру: в общении

они научаются пользоваться знаковыми системами, фиксировать («опредмечивать») в них

свои мысли и усваивать («распредмечивать») зафиксированные в них мысли других людей.

Интегративная функция

Культура объединяет народы, социальные группы, государства.

Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой

культурой. Потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взгля-

дов, убеждений, ценностей, идеалов, характерных для данной культуры и определяющих

сознание и поведение людей. У них формируется чувство принадлежности к одной

культурной группе.

 

Сохранение культурного наследства, национальных традиций, исторической памяти создает

связь между поколениями. На этом строится историческое единство нации и самосознание

народа как существующей на протяжении столетий общности людей. Единство культуры

является важным условием крепости государства.

Функция социализации и инкультурации

Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание,

средства и способы.

Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства человеком социокультурного опыта: социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, обычаев, коллективных представлений, традиций и верований. Социализация происходит в трех основных сферах — в деятельности, в общении и в самосознании. В процессе социализации выделяют три стадии: дотрудовая, трудовая, послетрудовая.

Термин «инкультурация» (enculturation) был вве­ден в оборот американским культурантропологом Дж. Херсковицем в 1948 г. Примерно в то же время К. Клакхон, известный исследователь культуры навахо, ввел аналогичный по смыслу термин — «культурализация». В английской социальной антропологии применялось для обозначения сходных процессов слово «социализация». Американцы использовали новые категории, чтобы подчеркнуть, что в отличие от заокеанских коллег они ставят в центр своих научных изысканий именно «культуру», а не «общество», вместе с тем четкого разделения между словами «инкультурация» и «социализация» не проводилось. Инкультурация/культурализация в работах Херсковица и Клакхона обозначали и процесс приобщения к культуре, и результат этого процесса.

Инкультурация — это процесс приобщения индивида к культуре, усвоение им определенных привычек, норм и стереотипов поведения, узком смысле слова под инкультурацией в современной культурологии понимают восприятие культурных норм и ценностей ребенком, более широком понимании этот процесс не ограничивается периодом детства, но включает в себя также усвоение культурных стереотипов взрослым человеком. В последнем случае этот термин применяется по отношению к иммигрантам, приспосабливающимся к новым культурным условиям. С его помощью описываются сложные аспек­ты адаптации, связанные с вхождением в иную культурную среду

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...