Запрещается изменять направление вектора движения объекта с правого на левое по отношению к вертикальной линии на стыке кадров.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Человеческий интерес к всякого рода движению на экране или в жизни обусловлен особенностями работы нашего восприятия и сознания.
Во-первых, в нашем мыслительном или осмысляющем «аппарате восприятия» существуют специальный нейрон или группа нейронов, которые отвечают за мгновенную регистрацию движения в поле нашего зрения. Они же дают команду на «переключение» взгляда с любых статичных объектов на движущиеся. Видимо, это связано с функционированием сознания, а точнее говоря, подсознания. Это происходит бессознательно на уровне инстинкта самосохранения. Ибо угроза нашему существованию всегда исходила и исходит от движущихся объектов.
Движение… От того как оно снято и представлено на экране в монтаже, кроме всего прочего, зависит зрительское понимание хода развития действия сюжета, развития событий, зрительская трактовка судьбы экранного героя. Всякое резкое изменение в действии, которое может произойти в момент монтажного перехода, лучше всего показать зрителю внутри одного кадра.
****************************************************************************************************** ПРИНЦИП МОНТАЖ ПО ФАЗЕ ДВИЖУЩИХСЯ ОБЪЕКТОВ В КАДРЕ ВСЕ, ЧТО ДВИЖЕТСЯ ЦИКЛИЧНО И СНИМАЕТСЯ НЕСКОЛЬКИМИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМИ ПЛАНАМИ, ДОЛЖНО БЫТЬ СМОНТИРОВАНО С СОБЛЮДЕНИЕМ ФАЗ ЦИКЛИЧНОСТИ, СОЗДАВАЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ХОДА ДВИЖЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ. В монтаже всех кадров необходимо создать впечатление, что движение и ходьба как бы «гладко» продолжались без какого-либо перерыва во времени, словно были сняты одним куском. ****************************************************************************************************** ПРИНЦИП МОНТАЖ ПО ТЕМПУ ДВИЖУЩИХСЯ ОБЪЕКТОВ ЭТОТ ВАРИАНТ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ, КАК СЪЕМКУ ПАНОРАМОЙ СО СТАТИЧНОЙ ТОЧКИ, ТАК И СЪЕМКУ С ДВИЖУЩЕЙСЯ ТОЧКИ, ПАНОРАМУ С ДВИЖЕНИЯ.
ВО ВТОРОМ СЛУЧАЕ УСЛОВНОЙ СИСТЕМОЙ КООРДИНАТ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТА БУДЕТ ФОН, НА КОТОРОМ ВИДЕН ОБЪЕКТ В МОМЕНТ ДВИЖЕНИЯ В КАДРЕ. Стык кадров с движением в разном темпе будет не только означать продолжение действия, но еще станет выражать (именно выражать) перемену в ходе событий на экране, но такую задачу выполняют другими способами. Темпом в музыке называют скорость исполнения мелодии, степень сжатости или растянутости тактов. Музыкальное понимание смысла термина «темп» вполне подходит для трактовки его проявлений в экранном творчестве. Но возникает дополнительный вопрос: а можно ли говорить о темпе, если объект не имеет цикличности в движении? Когда едет автомобиль или по морю мчится катер, они ногами не семенят! Применимо ли к ним понятие темпа движения на экране? Можно ли о них говорить, что они движутся в быстром темпе или в замещенном темпе? Безусловно! Только выразителем темпа становится не частота или не только частота совершения каких-либо циклических движений, а скорость перемещения этого объекта относительно фона или скорость перемещения, скажем автомобиля в рамках кадра. ************************************************************************************************** ПРИНЦИП МОНТАЖ ПО КОМПОЗИЦИИ КАДРОВ (ПО СМЕЩЕНИЮ ЦЕНТРА ВНИМАНИЯ) Общия закономерность принципа монтажа двух кадров по композиции состоит в ограничении перемещения центра внимания двух стыкующихся кадров относительно друг друга. Заметим сразу:
ПРИ СОЕДИНЕНИИ КАДРОВ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНО ПРОИСХОДИТЬ СМЕЩЕНИЕ ЦЕНТРА ВНИМАНИЯ! Но насколько? На какую часть горизонтали кадра?
Практика монтажа показала и подтвердила, что
ТАКОЙ ПЕРЕСКОК ЦЕНТРА ВНИМАНИЯ ПО ГОРИЗОНТАЛИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ПЛАВНОСТИ ПЕРЕХОДА ОТ КАДРА К КАДРУ НЕ ДОЛЖЕН ПРЕВЫШАТЬ ОДНОЙ ТРЕТИ ШИРИНЫ ЭКРАНА.
Если случилось так, что центр композиции и внимания в соседних кадрах совпали по горизонтали и по вертикали, то у зрителя возникает неприятное ощущение композиционного скачка. А если кадры были сняты статично, то это еще усилит «неряшливость» монтажа.
****************************************************************************************************** ПРИНЦИП МОНТАЖ ПО СВЕТУ Свет, или светотеневое решение кадра, — одно из важнейших выразительных средств в экранном творчестве. Оно способно не только ярко подчеркнуть, передать смысл происходящего на экране, но и запутать зрителя, грубо исказив смысл происходящего в кадре. ЕСЛИ СНИМАЕТСЯ КАКАЯ-ТО ЕДИНАЯ СЦЕНА С НЕПРЕРЫВНЫМ ХОДОМ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ, ТО ХАРАКТЕР И СХЕМА ОСВЕЩЕНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СОХРАНЕНЫ ОТ ПЕРВОГО ДО ПОСЛЕДНЕГО КАДРА И НЕ МОГУТ ПОМЕНЯТЬСЯ ЛИШЬ ПО ПРИХОТИ ОПЕРАТОРА ИЛИ РЕЖИССЕРА. Случалось, что какую-то сцену снимали две-три недели назад, а потом возникло желание доснять крупный план актрисы. Все уже забыли, откуда падал свет на лицо актрисы, а сейчас появилась возможность дополнить монтажный ряд. Фон — вполне подходящий. Осветительные приборы направлены на лицо другого героя, в другой сцене. И кажется, что не потребуется больших усилий и большого времени на необходимую досъемку. Снимают. А когда на монтажном столе вскрывается досадный просчет, режиссер оказывается перед неразрешимой монтажной задачей. Если снимается лицо, то тень от носа актера или документального персонажа в соседних кадрах может стать несколько короче или длиннее, но никак не должна перескакивать с левой стороны на правую. Если происходит изменение освещенности и характера фона, на котором снимаются ваши герои, то эти изменения не должны намного превышать одной трети площади экрана. А в соседних кадрах лучше всегда иметь детали или куски фона, которые как бы указывают на то, что действие развивается в том же пространстве, в том же помещении. РЕЗКАЯ СМЕНА ОСВЕЩЕННОСТИ КАДРА — ЭТО СИЛЬНОЕ СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЗРИТЕЛЯ. ************************************************************************************************* ПРИНЦИП МОНТАЖ ПО ЦВЕТУ В общей трактовке плавности перехода при изменении цветовых пятен от кадра к кадру существует одно простое правило:
В ПРЕДШЕСТВУЮЩЕМ ПЛАНЕ ДОЛЖНО ПРИСУТСТВОВАТЬ ПЯТНО, КОТОРОЕ ЗАНИМАЕТ ОКОЛО ОДНОЙ ТРЕТИ ПЛОЩАДИ В РАМКЕ КАДРА. Это послужит логичным и естественным оправданием для зрителя заполнения цветом всей площади следующего кадра. Зрительский глаз должен обязательно за что-то «зацепиться» в цвето-вом решении композиции, что-то «ухватить» в первом кадре, чтобы во втором для него не стало полной неожиданностью появление большого совершенно нового цветового фона или пятна. Обеспечение комфортности восприятия требуется не всегда. Напротив, в отдельных случаях, по режиссерскому замыслу, требуется активное воздействие на эмоциональность восприятия экранного рассказа. Тогда следует идти на прямое нарушение этих условий. Но пользоваться таким приемом следует весьма тонко и умело. ****************************************************************************************************** ПРИНЦИП МОНТАЖ ПО СМЕЩЕНИЮ ОСЕЙ СЪЕМКИ Девятый принцип заключает в себе весьма простую истину: НИКОГДА НЕ СНИМАЙ СЛЕДУЮЩИЙ КАДР, НАХОДЯСЬ НА ОСИ ОБЪЕКТИВА ПРЕДЫДУЩЕГО КАДРА! СДЕЛАЙ ПЕРЕД СЪЕМКОЙ ШАГА ДВА В СТОРОНУ, ИЗМЕНИ КРУПНОСТЬ С ПОМОЩЬЮ ТРАНСФОКАТОРА И ДАВИ НА КНОПКУ «ПУСК» СКОЛЬКО ХОЧЕТСЯ. НО ЕСЛИ ОТОЙТИ ЧУТЬ ВЛЕВО ИЛИ ВПРАВО, ДА ЕЩЕ НЕМНОГО ПРИПОДНЯТЬ ИЛИ ОПУСТИТЬ КАМЕРУ, ТО БУДЕТ ДОСТИГНУТО ОСОБОЕ ИЗЯЩЕСТВО В КОМПОЗИЦИОННОМ РЕШЕНИИ КАЖДОГО СЛЕДУЮЩЕГО КАДРА! ТОЛЬКО НЕ ЗАБЫВАЙТЕ СОХРАНЯТЬ НАПРАВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДА ИЛИ ДВИЖЕНИЯ В КАДРЕ ПРИ СМЕНЕ ТОЧЕК СЪЕМКИ. Секрет неприятного «прыгающего» эффекта снятых планов состоит в том, что с изменением крупности плана ощущение изменения композиции кадра оказывается ложным. Абрис, контуры фигуры человека или его части остаются неизменными и пропорции расстояний от центра композиции до рамок экрана практически не меняются, а тем более — расположение деталей фона по отношению к фигуре. КАК ПРАВИЛО, ЗРИТЕЛЬ ОБРАЩАЕТ ВСЕ ВНИМАНИЕ НА ЛИЦО И ГЛАЗА ГЕРОЯ, А ИХ РАСПОЛОЖЕНИЕ НА ЭКРАНЕ ПРИ ТАКОЙ СЪЕМКЕ СУЩЕСТВЕННО НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ, И ЭТО, КАК РАЗ СЛУЖИТ ГЛАВНОЙ ПРИЧИНОЙ ДИСКОМФОРТА ПРИ ВОСПРИЯТИИ СТЫКА СНЯТЫХ ТАКИМ НЕУМЕЛЫМ ОБРАЗОМ КАДРОВ.
Как же нужно провести такую, на первый взгляд, незамысловатую съемку? Трудно придумать более простой совет: СДЕЛАЙТЕ ВМЕСТЕ С АППАРАТОМ НЕ ТОЛЬКО ТРИ ШАГА ВПЕРЕД, НО ЕЩЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ШАГ В СТОРОНУ, «СОЙДИТЕ» С ОСИ СВОЕГО ОБЪЕКТИВА ВПРАВО ИЛИ ВЛЕВО. ЧТОБЫ НОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ СТАЛА НАИБОЛЕЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ И БОЛЕЕ ТОЧНО ПЕРЕДАВАЛА СОДЕРЖАНИЕ НОВОГО КАДРА. За счет изменения пропорций расположения центра композиции по отношению к рамкам кадра и по причине изменения фона позади от главного объекта произойдет такое изменение композиции следующего снимаемого кадра, которое зритель воспримет легко и не заметит стыка кадров в монтаже. Такая композиционная трансформация плана, как небольшое смещение центра композиции, обеспечит тy меру контраста соседних в монтаже кадров, которая требуется для обеспечения комфортности восприятия их стыка. ****************************************************************************************************** ПРИНЦИП
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|