Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила монтажа кадров «по Кулешову»




Правила монтажа

§ Сформулированы Львом Кулешовым.

§ Необходимость систематизации планов: требовался комфортный просмотр кинофильма.

Шесть видов крупности планов

Крупность планов по Кулешову.

§ Деталь. Глаз человека с бровью и частью носа.

§ Крупный план. Лицо человека во весь экран по вертикали.

§ 1-й средний план. Часть фигуры человека, взятая в рамку кадра, чуть выше пояса.

§ 2-й средний план. Фигура человека по колено.

§ Общий план. Человек заключается в рамку кадра так, что над его головой и под его ногами остается небольшое пространство до рамки.

§ Дальний план. Фигура человека в этом случае чрезвычайно мала.

 

При этом эталоном измерения крупности планов является человеческая фигура.

Микро и макро съемка

Микро — это план, снятый через микроскоп

Макро — это как бы промежуточная крупность плана между деталью и микросъемкой. С научной точки зрения этот термин неточен.

Монтаж по крупности

Первый принцип монтажа по крупности определяет изменения масштаба съемки одного и того же объекта в соседних кадрах. Исключение из правила составляют стыки детали и крупного плана, дальнего и общего планов. Правило справедливо для схожих объектов в кадре. Легко смотрится переход по крупности через план, от крупного ко второму среднему, от первого среднего к общему и обратно.

По ориентации в пространстве

Пересечение линии взаимодействия недопустимо

Съемка двух объектов, взаимодействующих друг с другом, должна производиться строго с одной стороны от линии их взаимодействия.

По направлению движения

Монтаж по фазе

Важно учитывать фазу движения: шаг (левая/правая нога), руки, поворот и его направление и проч.

По темпу движения

При монтаже разных планов визуально меняется скорость объекта. Один из способов решения проблемы -- перспектива.

Скорость объектов визуально отличается. Перспектива помогает "погасить" скорость объекта на экране.

По смещению центра внимания

Смещение центра внимания.

Перескок центра внимания по горизонтали не должен превышать одной трети ширины экрана.

Монтаж по свету

Изменение освещенности фона не должны намного превышать одной трети площади экрана. В соседних кадрах лучше иметь детали или куски фона, указывающие на то, что действие развивается в том же пространстве.

Монтаж по цвету

Соседние кадры не должны резко отличаться по цвету.

 

 

 

Монтаж по смещению осей

По направлению массы

 

Направления движущихся масс должны иметь близкие векторные значения. При монтаже статичного кадра с кадром, в котором имеется движущаяся масса, эта масса должна занимать менее одной трети площади всего изображения. Темп движения в одном кадре не должен отличаться от темпа движения в следующем.

 

 

Правила монтажа кадров «по Кулешову»

· Куски заснятой сцены монтируются по смыслу – по задачам сценария; при этом учитываются следующие возможности их соединения:

·

· По направлению съемки (для чего необходимо находить и учитывать генеральное направление в съемке сцены).

· По движению в кадрах (для чего необходимы при съемке «захлесты» движений и учет их направлений).

· По темпу и ритму действия в кадрах (для чего необходимо на съемке учитывать темп и ритм монтирующихся друг с другом кусков).

· По темпу и ритму движения кадра – съемка движущейся камерой (для чего необходимо строго учитывать направление, темп и ритм движения камеры в соединяемых кусках).

· По размерам планов (для чего необходимо учитывать при съемке соотношение планов).

· По композиции кадра – расположению и местоположению двигающихся и статистических объектов в кадре (для чего необходимо учитывать при съемке не только композицию кадров, но и движение, видоизменение композиции в кадрах – кинетическую композицию).

· По тональности, свету и цвету (для чего необходимо учитывать при съемке освещение объектов в кадре, тональность кадров, их цветовую гамму, а также видоизменение освещенности и тональности и гаммы внутри кадров)«(Л.Кулешов «Первые киносъемки» М., Искусство 1962г., стр. 23-24)

А вот самые важные слова Льва Кулешова, как правило не учитываемые начинающими «киношниками»:
«Подготовляя к съемке сцену, мы с вами все время думаем о будущем монтаже этой сцены. Монтаж должен всегда учитываться и в режиссерском сценарии, и на репетициях, и на съемках, иначе смонтировать сцену (и фильм, состоящий из сцен) будет чрезвычайно трудно, а иногда просто невозможно».

Этот совет – всем киносоветам совет: начиная съемку очередного кадра, припомнить, чем (и смыслово и пластически) завершился предыдущий кадр, и хорошенько запомнить – чем закончился этот ваш только что снятый кадр, чтобы начинать съемку следующего не с смыслового и изобразительного нуля.

Ну и т.д. Да! – существуют предварительные раскадровки, рисунки предполагаемых кадров, по ним ясно, что с чего начинается и что чем заканчивается. Но практика съемки гораздо шире, вариативней, импровизационней, чем любые предварительные схемы-рисунки. Поэтому будьте внимательнее к этому вещему совету. Большинство фильмов сгубило несоблюдение именно этого совета. Ибо, если даже фильм «ни о чем», но хорошо слеплен-смонтирован, это уже – так много…

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...