Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к профессиональной компетенции руководителей




Таблица 11.4 Требования к профессиональной компетенции руководителей
Специальные знания Человеческиекачества
Понимание природы управленческого труда и процессов управления Владение искусством управления человеческими ресурсами предприятия
Знание должностных и функциональных обязан­ностей, способов и методов достижения целей и повышения эффективности работы Умение налаживать внешние связи с организациями-партнерами и органами управле­ния (государственными, региональными и пр.)
Умение использовать современные средства связи и информационную технологию для работы с информацией и принятия решений Способность к самооценке, конструктивному анализу своих действий и непрерывному повы­шению квалификации
Умение мыслить стратегически и управлять в реальном масштабе времени Искусство создания атмосферы доверия, парт­нерства, единства целей и действий

Требования к их профессиональной компетенции можно условно подразделить на две группы (табл. 11.4).

 

Первую составляют знания и умения (искусство) выполнять профессиональную работу в сложнейших условиях, когда: время все чаще становится решающим фактором успеха; поступающая информация может быть неполной и недостоверной; принимаемые реше­ния должны отвечать требованиям ситуации; сама ситуация характеризуется неопределенностью, быстрой сменяемостью; персонал предприятия может оказаться не готовым к изменениям. Эти и другие факторы предопределяют требования к специальным знаниям и умениям (и даже искусству), которые необходимы руководителям:

• Они должны уметь обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность.

• Они должны знать все, что связано с внешней средой предприятия и происходящими в ней изменениями.

• Они должны иметь четкое представление о том, как развивается отрасль, в которой работает предприятие. Уметь своевременно воспринимать информацию о характере проводимых в отрасли исследований, о нововведениях в области техники и технологии; знать законы и принципы рыночной конкуренции, динамики спроса и предложения на продукцию и услуги отрасли.

• Руководители должны владеть знаниями принципов построения процессов управления, а также способов и приемов, с помощью которых решаются проблемы.

- Им необходимы знания и умения по управлению всеми видами ресурсов организации, а также умения по их эффективному распределению и использованию.

• Они должны владеть методами планирования и прогнозирования работы предприятия и постоянно совершенствовать свое умение в использовании современной информационной технологии и средств коммуникации.

• Управляя другими людьми, руководители должны знать, как наилучшим образом использовать собственное время и время, имеющееся в распоряжении предприятия, для получения наивысшего результата.

Вторая группа требований к профессиональной компетенции руководителей связана с их способностью работать с людьми и управлять самими собой. В процессе выполнения своих функций руководители взаимодействуют с широким кругом лиц — коллегами, под­чиненными,, высшими руководителями, акционерами, потребителями, поставщиками и другими людьми и организациями, прямо или косвенно связанными с деятельностью данного предприятия. Чтобы работать с людьми, столь резко различающимися по своему статусу и интересам, руководители должны иметь специфические личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем они вступают в контакт. Это прежде всего:

• высокое чувство долга и преданность делу;

• честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

• умение четко выражать свои мысли и убеждать;

• уважительное и заботливое отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;

способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность. От ошибок в работе не застрахованы даже самые опытные и квалифицированные руководители, но настоящие профессионалы вы­рабатывают умение сохранять при этом спокойствие, ясность мышления и работать над исправлением положения, а не искать виновных..

Содержание и культура труда руководителя

Руководитель - это особая должность, и к ней нужно иметь определенную предрасположенность и тщательно готовиться. Забвение этой простой истины дорого обходится и предприятиям, и рядовым сотрудникам, и самим руководителям - неудачникам. Как правило, силой никого руководителем не делают.

Специфика труда руководителя состоит в том, что производственные, экономические, технические и социальные задачи он решает не сам, а преимущественно воздействуя на людей, которые решают эти задачи. В каждом трудовом коллективе руководитель занимает особое место как лицо, несущее персональную ответственность за решение возложенных на коллектив задач, состояние и результаты его деятельности.

Ответственность руководителя носит двоякий характер:

с одной стороны, он отвечает перед коллективом за правильное руководство, создающее условия для эффективной работы;

с другой - перед потребителями продукции и услуг за своевременное и качественное удовлетворение потребностей в них.

Управленческая деятельность руководителя многогранна, многофункциональна, многопланова, весьма разнообразна, имеет в своем составе компоненты, принадлежащие к разным, подчас далеко не сходным профессиям, а поэтому весьма сложна. Руководитель выступает в ролях организатора (лидера), специалиста (инноватора), администратора, воспитателя, общественного деятеля (дипломата), человека. С переходом от командно-административных к преимущественно экономическим методам хозяйствования и самоуправлению существенно возрастает роль руководителя как организатора.

Личная работа руководителя означает организацию, проведение, участие в совещаниях, собраниях; проведение приемов и бесед личного и производственного характера; работу с корреспонденцией; телефонные разговоры..

Важным является также повышение культуры управленческого труда.

В узком смысле это служебная этика руководителя - совокупность типичных для руководителя ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют его поведение.

Управленческие службы в новых условиях не только коренным образом изменили отношение к управленческой культуре, но и заняли активную позицию в формировании, изменении и использовании ее как фактора повышения производительности, конкурентоспособности, эффективности, производства и управления организацией.

В основе культуры труда руководителя лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться:

1. Юридические, они отражены в государственно-правовых нормативных актах, их надо знать и выполнять в строгом соответствии с принципом соблюдения законности.

2. Моральные - регулируют поведение руководителя в области нравственности и морали, основаны на мировоззренческих и нравственных нормах.

3. Организационные - устанавливают структуру организации, состав и порядок деятельности подразделений и их руководителей; правила внутреннего распорядка и др. Их исполнение определяет властные полномочия и права руководителя.

4. Экономические - регулируют экономическую деятельность (финансовые). Опираются на компетентность и деловые качества руководителя.

5. Эстетические, технические и пр.

В конечном итоге образуется совокупность элементов, аттестующих деятельность руководителя в рамках управленческого труда.

Основными элементами культуры труда руководителя являются:

- Личная культура (уровень квалификации, этическое воспитание, личная гигиена и внешний вид, форма обращения к подчиненным и т.п., так как до 80 % руководителей не слушают, что говорят им подчиненные).

- Этические качества (знание и соблюдение этикета, преданность коллективу, любовь к людям, широта взглядов, тактичность и внимательность, справедливость и др.).

- Рациональное распределение рабочего времени.

- Культура содержания рабочего места (на рабочем столе должны находиться лишь нужные для работы документы, а не валяться в беспорядке все).

- Культура проведения массовых мероприятий (совещаний, переговоров, бесед).

- Культура приема посетителей (по личным и служебным вопросам, работа с письмами). Если запланирован прием, его обязательно надо провести, если не самому, то заместителю.

- Культура речи, т.к. около 80 % времени руководителя связано с контактами с людьми.

- Организационная культура руководителя (степень владения знаниями теории управления, организаторской работы, опыт, навыки, умение осуществлять разнообразные организационные процедуры; подбор и расстановка кадров, работа с кадрами; разработка норм и нормативов, планов личной работы, постановка и доведение до исполнителей задач, контроль за исполнением.

 


 


 

1. Нагромождение работы

2. Попытка сделать за один раз слиш­ком много

3. Вовлечение в большое количест­во деталей

4. Откладывание неприятных задач

5. Нехватка време­ни поразмышлять

6. Постоянное отвлечение от дел из-за посетителей

7. Постоянные теле­фонные звонки

8. Слишком много времени тратится на разговоры

9. Много входящих бумаг

Определите первоочередность дел, установите крайний срок их выполнения, рассчитайте время, необходимое для этого, и добавьте 15-20 % на непредвиденные обстоятель­ства

Определите приоритеты работ, старайтесь за один раз делать одно дело не разбрасываясь, научитесь говорить себе и другим «нет», чтобы не отвлекаться на менее су­щественные дела

Больше перепоручайте подчиненным, делегируя им полномочия и ответственность

Составьте график решения неприятных задач и строго придерживайтесь его, стараясь реализовать его как мож­но быстрее

Выделяйте часть дня или недели для размышлений о наи­более важном в деловой и личной жизни, откладывая в это время всю остальную работу

Секретарь отфильтровывает нежелательных визитеров и совместно с вами назначает точное время встреч, их продолжительность, которые необходимо строго соблю­дать

Секретарь определяет их важность, а вы обещаете пере­звонить, когда вам будет удобно

Заранее определите цели разговора и сократите любез­ности, придерживаясь сути разговора. Научитесь быст­ро, но тактично заканчивать встречу

Секретарь сортирует по срочности и важности, выстав­ляя гриф: «Выполнить немедленно», «Выполнить позд­нее», «Информация». Научитесь читать «по диагонали», приучите подчиненных приходить к вам с изложением сути вариантов решения проблем, а не с самими про­блемами


10. Слишком много Больше используйте телефон и краткие ответы «да» и
писем и докладных «нет», «давайте встретимся» на докладных
записок  
11. Завалы бумажной В начале дня отведите время для работы с корреспон­
работы денцией, а в конце дня оставьте время для менее сроч­
  ных бумаг, поставив себе цель оставлять стол в конце
  дня чистым
12. Потерянные или Заведите бумажные или компьютерные папки по разде­
перепутанные лам, а секретарь должен вести журнал корреспонден­
бумаги ции
13. Большая трата Проводите минимум собраний и присутствуйте только
времени на необходимых. Установите регламент выступлений и
на собрания добейтесь продуктивной дискуссии. Сами выступайте
  кратко
14. Очень много Более активно используйте телефон, факс, почту, пошли­
времени уходит те, если это возможно, кого-либо другого, определяя каж­
на поездки дый раз важность поездки и используя самый быстрый
  транспорт

 

Разумеется, руководителю не всегда удается выполнить все за­планированные на текущий день дела. Что-то остается «на потом» и заносится в рабочий план следующего дня. Но вот обнаруживается, что какая-то задача буквально кочует по листкам календаря. В этом случае, стоит, вероятно, подумать: нельзя ли от нее отказаться вовсе, передать другому лицу, отложить на более поздний срок и т.п.

Медлительность при решении задач, встающих перед руководи­телем, сегодня из личного недостатка того или иного руководителя перерастает в универсальную проблему, от которого во многом зави­сит повышение эффективности производства, и, прежде всего его при­способляемость к непрерывно изменяющимся общественным потреб­ностям. Перерастая в привычный стиль работы, она способна погу­бить карьеру самого способного специалиста. Ее главное выражение - откладывание выполнения «на потом» дел. Одна из главных причин - наша склонность путать дела важные со срочными. Важные дела редко бывают срочными и становятся ими лишь потому, что мы медлим с их решением.

При решении неприятных дел полезно установить для себя предельный срок, который своей конкретностью понуждает преодо­леть медлительность и взяться за работу. При этом предельный срок должен быть реальным, а дата должна быть все время перед глазами.

Чаще всего мы медлим браться за сложные задачи просто пото­му, что не знаем, с какого конца к ним лучше подойти. Единственный выход - попытаться разбить задачу на подзадачи, и чем мельче, тем лучше. Анализ подзадач обычно очень помогает в поисках первого шага, который имеет решающее значение для конечной победы (на­пример, построение «дерева целей»).

Нерешительность, растерянность - самая труднопреодолимая причина медлительности. Они порождают ряд неприятных моментов, в частности, стремление руководителя всегда быть правыми. Это ли­шает его права на ошибку. Стремление их избежать на 100 % толкает к бесконечному сбору информации, консультациям, совещаниям, от­срочкам. Но нельзя забывать: есть время обсуждать и есть время дей­ствовать. Время действовать наступает тогда, когда любая новая ин­формация уже не может существенно улучшить качество будущего решения. Лучше внести нужные коррективы оперативно, по ходу дела, чем без конца мусолить проблему и попусту суетиться.

Стремление к совершенству - еше один фактор, способствующий появлению нерешительности. Руководители, которые требуют от себя и подчиненных совершенства, редко достигают его. Запомните раз и навсегда, что из трех зол: ошибка, перестраховка, бездеятельность, наименьшее - первое, так как ошибку можно исправить. Опасение, что что-то может получиться не так, как намечено, тоже порождает нерешительность руководителя.

Привычки и инерция. Берясь за большое и не слишком приятное для вас дело, начните его с самого легкого шага, требующего мини­мума усилий, и уж потом постепенно - до решающих действий.

Лучший способ борьбы с медлительностью - не дать ей овладеть вами. Очень действенное средство профилактики здесь - планирова­ние личной работы руководителя на каждый день.

Борьба с привычками: полезно составить список дел и обязаннос­тей как на работе, так и в личной жизни. Это помогает найти закономерности в вашем поведении и те симптомы, которые проявля­ются при этом. Следующий прием - игра с самим собой: сколько задач из тех, что вы склонны откладывать, вам удается решить в течение одного дня и какие резервы времени для их решения вам удается найти.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...