Формы и темы творческих работ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГЛЕБОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Этика и психология семейной жизни» На 2017 - 2018 учебный год Класс Педагог-психолог: Кобзева И.Н.
Год Пояснительная записка Рабочая программа основана на программе Т.В. Андреевой «Психология семьи». В современном мире семья переживает острый кризис, вызванный утверждением индивидуализма в семейной жизни, активной пропагандой вседозволенности в отношении полов. При этом у подрастающего поколения изменяется система ценностных ориентаций на создание семьи. Сложившаяся ситуация усугубляется низким уровнем педагогической культуры многих родителей, неумением серьезно заниматься воспитанием собственных детей. Именно дефицит любви и отсутствие знаний о воспитании и развитии ребенка приводят к негативным явлениям современной действительности, таким как падение уровня физического и психического здоровья детей, снижение духовно-нравственных ценностей, усложнение процесса адаптации в обществе. Самоценность семьи проявляется в межличностных отношениях. Потеря социальной сущности брака, искажение духовных ценностей не позволяют формированию адекватных внутрисемейных отношений. В этой связи важнейшими задачами психолого-педагогического сопровождения старшеклассников являются направленность воспитательного процесса на усвоение нравственных основ межличностных отношений, формирование навыков общения в социальном окружении, выработка умения разрешать и предупреждать конфликты.
Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода: рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Духовное и моральное здоровье семьи во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества. Именно семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека. Уроки семьи и семейных ценностей являются первым шагом, частью программы действий образовательного учреждения, направленной на возрождение воспитательного потенциала семьи. Роль семьи в жизни человека, права и ответственность ее членов друг перед другом, нравственные и правовые аспекты этих вопросов могут стать темами обсуждения на уроках и классных часах в школе. Содержание данного курса включает в себя изучение семьи как нравственной основы современного человека, анализ кризисных явлений современной семейной жизни, формирование положительных отношений в семье, анализ психологических аспектов мужского и женского поведения, изучение психологии детско-родительских отношений, формирование личностных качеств, необходимых для семейной жизни. Предлагаемый курс нацеливает на выработку потребности в создании семьи, развитие адекватных межличностных отношений, на духовно-нравственное воспитание и развитие. Содержание курса определяется системой знаний, умений и навыков теоретического и прикладного характера, формами и методами деятельности учителя и ученика, видами творческой и самостоятельной работы. Данный курс разработан как альтернативный источник знаний, позволяющий у обучающихся сформировать правильные социальные установки при выборе спутника и создании семьи.
Программа курса рассчитана на 34 часа в год. Цели курса: · расширить информационное поле обучающихся о семейно-брачных отношениях, возможных затруднениях и путях их преодоления; · формировать уважительное отношение к семье и ее ценностям, будущему отцовству и материнству, подготовка их к сознательному созданию собственных семей.
Задачи курса: · формировать теоретические знания о семье как социальном институте;знакомить с нравственными нормами брака в традиционной культуре; · обучить нравственным основам взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных; · выработать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; · формировать знания об особенностях развития детей и основных проблемах их воспитания; об экономике и быте семьи; · обучить умению разрешать и предупреждать конфликты, усвоение правил поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи; · выработать навыки взаимодействия между людьми, живущими в одной семье; · развивать эмоционально-волевую сферу учащихся.
Реализация программы курса «Этика и психология семейной жизни» предполагает учет следующих принципов: · гуманистического характера взаимодействия между педагогом и учащимися; · использования методов проблемного обучения; · соблюдения системы и последовательности в реализации предлагаемого материала; · закрепления полученных знаний на практических занятиях.
Методы обучения: · словесные (рассказ, объяснение, беседа); · методы обучения на проблемной и диалоговой основе; · наглядные (использование ММТ, демонстрация таблиц, схем, иллюстраций); · практические (тренинги, дискуссия, игры, упражнения, использование кино- и видеоматериалов, ресурсов ИКТ и др.).
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные).
Требования к уровню подготовки обучающихся. По окончании курса у обучающихся должны быть сформированы:
· представления о роли и значении брака и семьи для общества, об этических нормах взаимоотношений мужчин и женщин, о внутреннем укладе семьи; · осознанное желание планировать семью; · навыки взаимодействия в межличностных отношениях. Обучающиеся должны уметь: · находить, анализировать и пользоваться необходимой информацией из доступных источников; · использовать механизмы внутригруппового регулирования конфликтных ситуаций.
Виды занятий: · урок-лекция (преимущество этого урока заключается в том, что он отличается четкостью и логикой изложения); · урок-беседа (преимущество заключается в наличии обратной связи, активности и доверительности учеников); · урок-консультация (предполагается приглашение специалистов: врача, юриста, психолога); · открытый урок (могут быть приглашены родители учеников). В этом случае корректируются отношения между родителями и детьми; · практические занятия (проводятся в форме упражнений, тестов, тренингов). Предназначены для овладения учащимися навыками решения задач, связанных с семейными отношениями, необходимыми для самосознания и саморазвития. Планируемые результаты обучения учащихся: · формирование понимания важности создания семьи, представлений о семейном счастье и условий для ее создания; · знать основные родственные связи в семье, этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, обязанности членов семьи; · выработка нравственной готовности к созданию семьи; · развитие умения понимать состояние и проблемы другого человека, быть терпимым; · использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Критериями эффективности реализации учебным учреждением данного курса являются: · формирование у учащихся теоретических знаний о семье как социальном институте; · динамика основных показателей воспитания детей (личностная, социальная, психологическая культура); · характер изменения социальной, социально-психологической, нравственной атмосферы в образовательном учреждении;
· динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей в образовательный и воспитательный процесс.
Формы и темы творческих работ 1. Мини-сочинения, рисунки, коллажи по темам: «Любовь моими глазами», «Мое представление о распределение ролей в семье», «Кто глава семьи», «О любви и ненависти». 2. Анализ афоризмов о любви, браке и семье. 3. Доклады по темам: «Внутренний уклад семьи», «Переходный возраст», «О мужественности и женственности». 4. Конспекты по темам «Планирование семьи», «Как создать счастливую семью», «Причины разрушения семьи», «Школьная любовь». 5. Презентаций по темам: «Общение в семье», «Формирование готовности к материнству», «Формирование готовности к отцовству», «Виды материнской и отцовской любви», «Пространственно-предметный мир семьи».
Контроль знаний Отметочная система оценивания по результатам итоговых проектных работ по темам курса.
Календарно-тематическое планирование
Список литературы 1. Андреева Т. В. Психология семьи. – СПб.: Речь, 2007. – 384 с 2. Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 304 с. 3. Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть. - М.: Класс, 1995. 4. Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ.: улучш. изд — М,: Педагогика-Пресс, 1992. — 192 с. 5. Сатир В. Вы и ваша семья. - М.: Апрель-ПРЕСС, 2000. - 320 с. 6. Таннен Д. Общаться с родными. Как / Дебора Таннен; пер. с англ. Т. Новиковой. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с. 7. Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо. 8. Хеллингер Б. Порядки любви. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 400 с. 9. Хоментаускас Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989. 10. Шутценбергер А. Синдром предков. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. 11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4 изд.- СПб.: Питер, 2008. – 672 с.: ил.- (Серия»Мастера психологии»)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|