Тема 5. Цивилизационные особенности России в историософии Н.Я.Данилевского и К.Н.Леонтьева.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Философия экономической жизни
Специальность – 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» Квалификация – менеджер Форма обучения - очная
Санкт-Петербург 2012 г.
Составители:
Арефьев Михаил Анатольевич, доктор философских наук, профессор
Рабочая программа утверждена на заседаниикафедры философии 07.06.2012г., протокол № 10 Пояснительная записка Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Философия экономической жизни» для студентов, обучающихся по специальности 080504.65 Государственное и муниципальное управление, заочное отделение Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина; в программе учтены структура и содержание основных разделов курса. Цель курса: сформировать у студентов систему знаний по основным направлениям философии экономической жизни; дать историческую ретроспективу наиболее значительных философских учений, учитывающих особенности духовной жизни и духовного содержания экономической жизни, начиная с глубокой древности и до наших дней; дать представление об особенностях философии и человеческой практики, показать, что философия хозяйства - раздел философского знания, связанного с наличным бытием человека. Задачи дисциплины состоят в том, чтобы формировать у студентов: а) знания истории становления и развития экономической мысли в ее целостности и многообразии исторических форм с учетом особенностей философии как мировоззрения, знания и как способа жизнедеятельности людей; а также отработать знание философской терминологии, касающейся экономической жизни;
б) умений ориентироваться в разнообразии философских направлений, а так же использовать методологическую основу отдельных областей философского и экономического знания на практике; в) навыки работы с философской литературой и работы на семинарских занятиях, навыки самостоятельного изложения, ранее изученных, философских концепций; а так же навыки определенного взаимодействия с внешним миром, в котором единство духовного и материального осуществляются посредством труда, потребления и производства, собственности. Место курса среди других учебных дисциплин. Составленный в соответствии с данной рабочей программой курс «Философия экономической жизни» предназначен для студентов факультета Экономики, обучающихся по специальности «Экономика» и изучается в течение 3 семестра второго курса. Изучение «менеджмент организации» осуществляется в тесной связи с такими дисциплинами как «Философия», «Культурология», «Социология». Формы контроля. Изучение курса завершается проведением зачета, в ходе которого выявляется объём и качество усвоения теоретических знаний и умения применять эти знания для решения практических задач. Тематический план изучения дисциплины
Содержание учебной программы дисциплины Тема 1. Взаимосвязь культурно-исторических традиций и хозяйственной культуры Предмет и задачи философии экономической мысли, история становления, объект, предмет и методы философии экономической мысли; Специфика взаимодействия природы как детерминанты культуры; Самодостаточность каждого народа, развития самосознания в рамках своей культуры, отличие от других народов.
Тема 2. Цивилизационные особенности России и ее хозяйственная культура
Становление этногенеза древних славян. Существование трех хозяйственно-технологических регионов – земледельческого, скотоводческого и промыслового (их образ жизни: оседлый, кочевой, бродячий). Специфика Киевского и Новгородского периода. Особенность городовой области, город как управляющий и торговый центр. Первые книги на Руси, первое философское произведение, «Повесть временных лет». Илларион и его «Слово о законе и благодати» Владимир Мономах (1053-1125). Его сочинение «Поучение сыновьям» Становление централизованного государства в XIV – XV вв., Идея богоизбранного царства: с историософия самодержавия. «Москва – Третий Рим». XV-XVI вв.: спор иосифлян (стяжателей) и нестяжателей, их отношение к монастырскому землевладению и церковной собственности. Иван Грозный
Тема 3. Особенности русского капитализма и предпринимательства в конце XVII - XVIII веках Особенности русского общества в 18 веке: Юридическое закрепление крестьян (1649 г.) и народные выступления, крестьянская война; - складывание всероссийского рынка, ликвидировавшего изоляцию регионов;
- централизация государства, формирование абсолютизма; - Церковная реформа и движения протеста (раскол); Социально-философские идеи экономиста И.Т. Посошкова (1652 -1726) Церковная реформа Петра I, ее сущность. Подрыв экономических основ духовенства: секуляризация церкви, создание Святейшего Синода (1721), доктрина государственного интереса. «Общенародие», труд, император – главные идеи Ф.Прокоповича. Раскол и его роль в становлении капитализма. Русское предпринимательство – важный этап хозяйственной культуры.
Тема 4. Россия и Европа в философии западников и славянофилов Исторические условия и социальные особенности 19 века. Произошла своеобразная переплавка европейского опыта и культурный диалог столетий. «Общество любомудров» - перед восстанием декабристов. – М.П.Погодин, Шевырев С.П. Идея об особой миссии славянского Востока у Одоевского В.Ф. Чаадаев П.Я. Славянофилы и западники. «Русский социализм» как модель социально-экономического развития.
Тема 5. Цивилизационные особенности России в историософии Н.Я.Данилевского и К.Н.Леонтьева. Философия истории Н.Я.Данилевского и ее выводы: 1) в развитии человечества нет линейного, однонаправленного эволюционного прогресса; 2) народы, как и отдельные личности, имеют стадии рождения, роста, цветения и гибели; 3) ряд народов образуют культурно-исторические типы. Нет единой общечеловеческой цивилизации; Проблема особенностей славянской цивилизации и влияние Н.Я.Данилевского на формирование нового направления в науке: панславизм. Сходство законов развития в природе и истории: стадии первоначальной простоты, цветущей сложности и «вторичного упростительного смешения». Высшая точка развития – «высшая степень сложности, объединенная неким внутренним деспотическим единством». Высшая общественная форма деспотизм и неравенство. «Форма есть деспотизм внутренней идеи, не дающей материи разбегаться». Демократия и равенство как упадок, вырождение, наступление бесцветности.
Византизм - общественный идеал в философии К.Н.Леонтьева. Отрицание К.Леонтьевым борьбы за общечеловеческие идеалы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|