Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, Образовательной программы школы, авторского пособия «Формирование ИКТ-компетентности младших школьников»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Е.И.Булин-Соколова, Т.А.Рудченко, А.Л.Семёнов, Е.Н.Хохлова]. – М.: Просвещение, 2011. – Работаем по новым стандартам.
В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» непрерывная длительность просмотра изображений с доски или экрана отраженного свечения составляет 10-15 минут, работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой – 15 мин., а также необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности и с целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз. Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся. Авторами А.А.Силаевым Л.Ю. Кузнецовым и др. в письме «Гигиенические требования к организации работы детей и подростков с компьютером» кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова» Росздрава указано на то, что дети начальной школы должны находиться у экрана не более 15 минут в день. Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.
Продолжительность учебной деятельности составляет 34 недели, в неделю допускается – не более 3-4 уроков с ИКТ, Задействовано в 4 классе 7 предметов: 102: 7 = 14 проектов, на каждом уроке по 10 минут, кроме технологии, т.к. в рамках данного предмета содержание «Практика работы на компьютере», с обязательным оцениванием, представлен целый урок. Каждый проект рассчитан на 1-3 недели.
В четвёртом классе продолжаются две организационно-содержательные линии освоения программы формирования ИКТ-компетентности:
1) получение первоначальных навыков использования ИКТ в курсе «Технология» с обязательным освоением планируемых результатов и оцениванием;
2) формирование ИКТ-компетентности в предметных областях с осуществлением мониторинга формирования и отслеживанием результатов соответствующих технологических навыков.
В данной программе акцент делается на технологическую и эстетическую сторону применения ИКТ, но необходимо эти аспекты постоянно «встраивать» в соответствующую деятельность для решения несложных учебных и практических задач с применением возможностей компьютера на данных уроках в начальной школе.
·уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;
·основ правовой культуры в области использования информации.
·оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
·использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного
действия.
·структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;
·построение простейших моделей объектов и процессов.
·общение в цифровой среде.
Проект № 1 «Информационный мир»
|
1. Урок технологии
в 4 классе
| Техника безопасности и правила работы на ПК.
|
| Русский язык
| Литературное чтение
| Окружающий мир
| Изобразительное искусство
| Математика
| Иностранный язык
|
Дата
|
|
|
|
|
|
|
| Способы передачи информации (Передача информации с помощью иероглифа, пиктограммы)
| Передача информации на ПК
(мультимедиасообщения, включающие в себя текст и иллюстрации)
| Источники информации
(Знакомство с электронными библиотеками)
| Выполнение простых операций при рисовании на ПК
| Математические знания для решения учебных задач с использованием ПК
| Клавиатурный тренажер
|
Проект № 2-3 «Поиск информации в контролируемом Интернете и других источниках»
|
Урок технологии «Практика работы на компьютере» № 1
| Рабочий стол ПК. Выполнение операций с каталогами. Поисковые системы и запросы.
|
| Русский язык
| Литературное чтение
| Окружающий мир
| Изобразительное искусство
| Математика
| Иностранный язык
|
Дата
| | | | | | |
| Толковый словарь с сети Интернет как накопление опыта поиска информации
(Грамотное формулирование запросов при поиске в Интернете)
| Работа со ссылками, в т.ч. в контролируемом Интернете
(Оценка, интерпретация и сохранение найденной информации)
| Поиск информации в электронных энциклопедиях и на видеокассетах
(Выбор источника информации)
| Просмотр информации на ПК, изменение последовательности экранов в слайд-шоу
| Объяснение, сравнение и обобщение информации в сети Интернет
(Критическая оценка информации)
| Словари в сети Интернет как накопление опыта поиска информации
|
Проект № 2-3 «Поиск информации в контролируемом Интернете и других источниках»
|
Урок технологии «Практика работы на компьютере» № 2
| Хранение информации. Файловые менеджеры. Способы компьютерного поиска информации.
|
| Русский язык
| Литературное чтение
| Окружающий мир
| Изобразительное искусство
| Математика
| Иностранный язык
|
Дата
| | | | | | |
| Клавиатурное письмо при использовании мобильного телефона
(sms-сообщения)
| Способы поиска информации – компьютерные библиотеки
| Планирование и осуществление наблюдений с помощью инструментов ИКТ
| Работа в интерактивной среде компьютера
| Представление причинно-следственных и временных связей с помощью цепочек
| Клавиатурное письмо при использовании мобильного телефона
(sms-сообщения)
|
Проект № 4 «Технология фиксации (записи, сохранения) и извлечения записанной информации»
|
1.Урок технологии «Практика работы на компьютере» № 3
| Фиксация информации в простейших ситуациях и оценка качества результата (Оценкатехнического уровня - помехи, фиксации наблюдаемого объекта целиком; прагматического- содержание, узкоинформированность; эстетического эффекта), извлечение информации
|
| Русский язык
| Литературное чтение
| Окружающий мир
| Изобразительное искусство
| Математика
| Иностранный язык
|
Дата
|
|
|
|
|
|
|
| Работа с диктофоном
(Запись микроинтервью при работе в парах)
| Работа с микрофоном и наушниками
(Расположение микрофона, регулирование громкости речи при использовании наушников)
| Работа с видеокамерой или веб-камерой
(Выбор вида и объектов для съёмки, съёмка крупного и общего плана)
| Работа с цифровым фотоаппаратом
(Демонстрация цифровых фотографий, поиск и просмотр снятого, демонстрация кадров на экране ПК)
| Работа с документкамерой или интерактивным планшетом
(Работа с изображениями, ресурсы компьютера по беспроводной технологии)
| Работа со сканером
(Режим копирования, сканирование с использованием специальных возможностей. Программа распознавания сканированного текста)
|
Проект № 5 «Технология фиксации событий и коммуникации»
|
1.Урок технологии «Практика работы на компьютере» № 4
| Технологические приёмы фиксации событий и коммуникации, качество выполнения заданий по фиксации
|
| Русский язык
| Литературное чтение
| Окружающий мир
| Изобразительное искусство
| Математика
| Иностранный язык
|
Дата
|
|
|
|
|
|
|
| Письменная презентация на ПК
(с составлением списка используемых информационных источников)
| Письменная и устная презентация с опорой на тезисы на ПК
| Устная презентация с опорой на тезисы на ПК
| Графический редактор изображений
| Информатические подходы в повседневных ситуациях
(Репортаж о происходящих событиях. Фиксация информации доступными ИКТ средствами)
| Перенос информации со сканера на ПК
|
Проект № 6 «Создание текстов и печатных публикаций на ПК»
|
1.Урок технологии «Практика работы на компьютере» № 5
| Текстовые редакторы
(Организация текста. Оформление заголовков, подзаголовков, основного текста. Выравнивание абзацев)
|
| Русский язык
| Литературное чтение
| Окружающий мир
| Изобразительное искусство
| Математика
| Иностранный язык
|
Дата
| | | | | | |
| Квалифицированное клавиатурное письмо
| Анализ содержания, языковых особенностей теста на ПК
| Добавление ссылок в тексты и графические объекты
| Вырезание и добавление фрагмента текста и изображения
| Информация с применением ПК для построения умозаключений
| Квалифицированное клавиатурное письмо
|
Проект № 7 «Технология видеоредактирования»
|
1.Урок технологии «Практика работы на компьютере» № 6
| Представление информации различными способами. Презентация видеосочинения.
|
| Русский язык
| Литературное чтение
| Окружающий мир
| Изобразительное искусство
| Математика
| Иностранный язык
|
Дата
|
|
|
|
|
|
|
| Текстовое сопровождение видеосочинения в соответствии с поставленной задачей
(Коммуникация)
| Видеосочинение на заданную тему
(жанры – репортаж, зарисовка, экранизация и др.)
| Аудиосопровождение видеосочинения
(Фиксация происходящего)
| Редактирование видеоизображений. Видеоредактор.
(Достижение эстетического результата)
| Расположение материала видеосочинения в определённой последовательности
| Текстовое сопровождение видеосочинения в соответствии с поставленной задачей
|
Проект № 8-9 «Технология рисованной и объемной мультипликации»
|
Урок технологии «Практика работы на компьютере» № 7
| Информационные технологии создания рисунков и мультипликации.
|
| Русский язык
| Литературное чтение
| Окружающий мир
| Изобразительное искусство
| Математика
| Иностранный язык
|
Дата
|
|
|
|
|
|
|
| Написание текста сценария для мультипликации
| Неписьменное повествование языком мультипликации
| Покадровая съёмка и монтаж кадров с заданной длительностью
| Создание рисунков для мультипликации
| Информационные технологии создания мультипликации
| Создание текста для мультипликации
|
Проект № 8-9 «Технология рисованной и объемной мультипликации»
|
Урок технологии «Практика работы на компьютере» № 8
| Технология рисованной и объёмной мультипликации. Презентация работы
|
Дата
|
|
|
|
|
|
|
| Редактирование текста сценария для мультипликации с использованием полуавтоматического орфографического контроля
| Повествование языком мультипликации
| Выполнение основных операций при создании мультипликации
| Художественное оформление для мультипликации
| Последовательность отдельных кадров-снимков
| Сопровождение компьютерной мультипликации
|
Проект № 10-11 «Технологии компьютерной графики и анимации»
|
Урок технологии «Практика работы на компьютере» № 9
| Технологии компьютерной графики и анимации
|
| Русский язык
| Литературное чтение
| Окружающий мир
| Изобразительное искусство
| Математика
| Иностранный язык
|
Дата
|
|
|
|
|
|
|
| Написание текста сценария для анимации
| Неписьменное повествование языком компьютерной анимации
| Выполнение основных операций при создании анимации
| Выполнение основных операций при создании анимации
| Последовательность компьютерной графики и анимации
| Текст сценария для анимации
|
Проект № 10-11 «Технологии компьютерной графики и анимации»
|
Урок технологии «Практика работы на компьютере» № 10
| Творческие графические работы в технологии компьютерной графики и анимации. Презентация работы
|
| Русский язык
| Литературное чтение
| Окружающий мир
| Изобразительное искусство
| Математика
| Иностранный язык
|
Дата
|
|
|
|
|
|
|
| Редактирование текста сценария для анимации с использованием полуавтоматического орфографического контроля
| Повествование языком компьютерной анимации
| Непосредственно пространственно-временное редактирование
| Художественное оформление при создании анимации
| Работа в интерактивной среде компьютера
| Сопровождение компьютерной анимации
|
Проект № 12 «Технология обработки фотографий»
|
1.Урок технологии «Практика работы на компьютере» № 11
| Обработка фотографий средствами ИКТ, подготовка их к использованию в соответствии с поставленной задачей
|
| Русский язык
| Литературное чтение
| Окружающий мир
| Изобразительное искусство
| Математика
| Иностранный язык
|
Дата
|
|
|
|
|
|
|
| Создание тематических альбомов в сети Интернет
| Операции по обработке изображений в графическом редакторе
| Технологии, оптимально использующие фотоизображения в личном информационном пространстве и в Интернете
| Работа в редакторе изображений
(улучшение качества)
| Создание коллекций видеоизображений с применением математических знаний
| Создание тематических альбомов в сети Интернет
|
Проект № 13 «ИКТ-компетентности»
|
1.Урок технологии «Практика работы на компьютере» № 12
| Фиксация хода и результата деятельности в информационной среде образовательного учреждения
|
| Русский язык
| Литературное чтение
| Окружающий мир
| Изобразительное искусство
| Математика
| Иностранный язык
|
Дата
|
|
|
|
|
|
|
| Источники, способы поиска и передачи информации
| Работа с мультимедиасообщениями
| Использование компьютера при работе с картой (планом)
| Создание творческих графических работ
| Методы информатики для решения учебных ситуаций
| Экранный перевод слов
|
Проект № 14 «Летнее чтение»
|
1.Урок технологии «Практика работы на компьютере» № 13
| Информационные процессы. Правила оформления и организации текста на ПК.
|
| Русский язык
| Литературное чтение
| Окружающий мир
| Изобразительное искусство
| Математика
| Иностранный язык
|
Дата
|
|
|
|
|
|
|
| Квалифицированное клавиатурное письмо, запись на сменные носители (флэш-карты)
| Работа с мультедиасообщениями
(с включением текста, иллюстраций, аудио-, видеофрагменты, ссылки)
| Поиск информации в электронных энциклопедиях
(составление списка используемых информационных источников)
| Последовательность экранов в слайд-шоу
| Средства информационных и коммуникационных технологий
| Набор текста на иностранном языке
|
· Вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры и др.), сохранять полученную информацию;
· Владеть компьютерным письмом на русском; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов;