Михаил михайлович пришвин, сказка – быль «кладовая солнца».
Ответы на вопросы.
1. Где и когда происходит действие? ОТВЕТ. Настя и Митраша жили в деревне возле Блудова болота недалеко от города Переславль -Залесского. Действие сказки-были происходит в 1943 году, во время Великой Отечественной войны. Дети недавно осиротели: мать умерла от болезни, отец погиб на фронте.(См. учебник-хрестоматия под ред. В. Я. Коровиной, в 4-х частях, см. часть 3-ью, М. ОАО»Московские учебники», 2007г., 160 с., сказка – быль на стр. 38-72; см. стр. 38-ую. В школьной «Хрестоматии» для 6 класса сказочная повесть напечатана с сокращениями.) 2. Художественные образы и отдельные эпизоды, которые можно назвать сказочными. Их роль в произведении. ОТВЕТ. В сказках обычно наряду с людьми действуют растения и животные. В сказке-были «Кладовая солнца» природные явления помогают или мешают людям: «...ветер поиграл с домиком, и он сразу весь развалился»(см. в «Хрестоматии» с. 49). Словно живые, «очень волновались старушки-елки, пропуская между собой мальчика... (с.52) Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове, и закроет собой впереди всех других старушек. А потом опустится, и другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждёшь - вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мёртвыми головами на шестах…» Так и представляешь себе заблудившегося, напуганного мальчика с тяжёлым ружьём, пробирающегося по извилистым тропинкам сказочного заколдованного леса. Пришвин использовал приём, характерный для волшебных сказок: тот, кто нарушил запрет, подвергается испытаниям, из которых с честью выходит сказочный герой. В сказке-были Пришвина тоже есть запрет – не ходить в Слепую Елань; дети нарушили запрет и поэтому вынуждены были потом преодолевать испытания. В сказке «Кладовая солнца» есть сказочные мотивы: «на распутье», «зловещее «КРА в о рона», эпизод о Косаче, Лежачий камень, говорящие лесные жители.
Дети, как сказочные герои, оказываются перед волшебным камнем, т. е. в ситуации выбора. На Лежачем камне НЕ написано: «Направо пойдёшь — коня потеряешь, налево пойдёшь — сам собственного пути, и пропадёшь». Но именно во время отдыха на камне встаёт перед детьми проблема выбора пути. С первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека. 3. Быль в сказке «Кладовая солнца». ОТВЕТ. «Кладовая солнца» - это сказка- БЫЛЬ, потому что указаны конкретное место действия и историческое время. I. Разберёмся в прочитанном. I - 1. Автор о детях. НАСТЯ заменила братцу мать. Она трудолюбивая, деловитая (умелая в работе): как мать, вставала далеко до солнца…; выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хозяйственная: хлопотала по хозяйству до ночи, топила печь, чистила картошку, варила обед; уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку; любит родителей. Ей 12 лет, у неё волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх. Настя – добрая, щедрая: когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились за помощью больным детям, она отдала им всю собранную ею ягоду. пишет: «Тут-то вот мы, войдя в доверие к девочке, узнали от неё, как мучилась она про себя за свою жадность».
МИТРАША трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду – бочонки, шайки, лохани; хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство. Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх. Митраша упрямый - строптивый. Учител я между собой называли 10-летнего Митрашу «мужичок в мешочке». Что же это значит? Во-первых, это значит маленький мужчина, но который ещё не стал настоящим хозяином в доме, как бы "не доварился" (как недоваренные яйца бывают " в мешочек "). Во-вторых, “мужичком” его называли за упрямый характер. Митраша всегда ходил в старых отцовских куртках, подпоясывая их ремнём. Куртки были ему велики, и со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок. (См. хрестоматию для 6 класса, часть 3, стр. 39-ую.) М.Пришвин называет его «маленьким человеком» (эпитет). Он восхищается мальчиком, его мужеством, решительностью, знанием и умением пользоваться компасом. I – 2. Сравнения и эпитеты как авторское отношение к детям. ОТВЕТ. Авторское отношение к Насте подчёркивается сравнением (как золотая курочка,- то есть заботливая и трудолюбивая) и метафорой (катилась в избу, волосы отливали золотом, веснушки золотые, носик глядел вверх). Отношение автора к Митраше подчёркивается двумя художественными приёмами: 1) метафорами: мужичок в мешочке, десять лет с хвостиком, носик глядел вверх, золотые веснушки; 2) гиперболой: есть ладило длиной больше чем в два его роста. Олицетворением называется такое изображение, когда неодушевлённый предмет наделяется признаками живого существа: «Очень волновались старушки-ёлки...»; «Ветер поиграл с домиком»; «Ветер-сеятель принёс два семечка» и т. д. I - 3. Удивительное в жизни детей. ОТВЕТ. Удивительно, что дети смогли жить без родителей дружно, вместе хозяйствовали и заботились друг о друге и о живых существах: о корове, тёлушке, козе, курах, овцах и поросёнке. Настя, как и покойная мать, готовила еду, вела хозяйство. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду и делал для людей бочонки и кадушки. Он бывал на собраниях и старался принимать участие в общественной работе.
I – 4. Авторское отношение к спору детей. ОТВЕТ. Автор относится к ссоре детей отрицательно, с горечью и показывает это с помощью психологического параллел и зма - через описание природы: ссора детей предваряется ссорой т е терева-косач а с в о роном. I – 5. Авторское отношение к тому, что Митраша попал в беду; почему он попал в беду? ОТВЕТ. Митраша хотел найти чудесную палестинку во что бы то ни стало. Пришвин рисует мальчика смелым, бесстрашным, опытным лесником. Он не боится неизведанного. Но при этом он упрям и самоуверен. Симпатии автора на стороне брата. Мужичок — слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок — это еще не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники. I – 6. Почему Настя забыла о брате, как она себя вела? ОТВЕТ. Настя забыла о брате и думала только о клюкве. Автор называет её «прежней золотой курочкой», так как в начале рассказа автор описывает её как хорошую хозяюшку, помогающую своему брату, любящую и заботящуюся о нём. А тут, на болоте, она забыла о Митраше... Глядя на ползающую Настю, лось не признаёт в ней человека. Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь. Лось её и за человека не считает: у неё все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни. Огромный, но беззащитный лось обходится малым: корой деревьев. А человеку всё мало, он от жадности забывает себя. А Настя продолжает ползать, пока не добирается до пня. Сравним Настю и пень. Настя собирает клюкву, а пень – солнечное тепло; Настя – для себя, пень – для других - отдать накопленное тепло, когда уйдёт солнце. Поэтому на пень вползла змея. Есть ли сходство между девочкой и змеёй? Да, девочка ползает по земле, боится, что клюква достанется кому-то ещё, быстро-быстро собирает её. Змея на пне «стережёт тепло».Настя потянула за ниточку, обвивавшую пень. Потревоженная змея с угрожающим шипением «приподнялась». Девочка испугалась; вскочила на ноги, теперь лось признал в ней человека и убежал; Настя посмотрела на змею, и ей показалось, что она сама только что была этой змеёй; вспомнила о брате, закричала, начала звать Митрашу и заплакала (см. в хрестоматии стр. 59-60).Кто же заставил Настю встать на ноги? Змея, пень, лось. Значит, на помощь Насте приходит природа. Именно она помогает ей остаться человеком.
I – 7. В чём смысл рассказа о ели и сосне в сказке «Кладовая солнца»? ОТВЕТ. В пришвинской «Кладовой солнца» живут ель и сосна, о которых автор рассказывает так: «Ветер-сеятель принёс два семечка... Оба семечка легли в одну ямку... С тех пор... ель и сосна вместе растут... Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями - за воздух и свет. Поднимаясь всё выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья... стонали и выли на всё Блудово болото». И мы, читая эти строки, ясно видим «борьбу» искалеченных деревьев и сочувствуем этим жителям «кладовой солнца». Ведь Пришвин рассказывает о сосне и ели как о живых существах: они стремятся обогнать друг друга, борются за жизнь и воюют между собой. А не менее реальный злодей - ветер - прилетает мучить этих несчастных. Чем внимательнее вчитываешься в строки этой пришвинской сказки, тем больше находишь на её страницах примеров жизни обитателей «кладовой солнца». Они живут, радуются солнцу, горюют так, как если бы это были люди с их проблемами, страстями, слабостями, достоинствами и недостатками. I – 8. Описание Блудова болота. Смыл словосочетания «кладовая солнца». ОТВЕТ. Автор описывает Блудово болото, с одной стороны, как сказочное место, где под ногами трясина, растут елочки-старушки, летает ворон, говорящий на своем языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото «со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца». «Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство». Пришвин призывает беречь природное богатство. I – 9. Описание природы «Тогда серая хмарь плотно надвинулась…» Авторское отношение к происходящему.
ОТВЕТ. Хмарь – это мгла, полоса тумана. Серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними (как и автор). Ещё не возник спор между детьми, но всё вокруг охватывает тревожная напряжённость, как бы предвещая драматические события: горячее солнце пересекла пополам холодная синяя стрелка случившегося в небе облака; ветер рванул, ёлка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул ещё раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала. I – 10. Как Травка пришла на помощь человеку? ОТВЕТ. Уже целых два года прошло, как случилось ужасное несчастье в жизни гончей собаки Травки: умер обожаемый ею хозяин - лесник, старый охотник Антипыч. Живущая в лесу собака не могла выносить жалобного плача «сплетённых навеки деревьев». Она почуяла беду и помогла детям: нашла Настю, помогла Митраше выбраться из болота. Её погоня за зайцем привела волка к кусту можжевельника, где притаился юный охотник, мальчик не растерялся и застрелил волка. Настя услышала выстрел и закричала, а Митраша, узнав её голос, ответил. О чём думала Травка, глядя на маленького человека в болоте? Она очень обрадовалась, но её сначала остановили «тусклые и мёртвые» глаза человека. У Антипыча, наверное, всегда были весёлые и добрые глаза. А для Травки все люди делились на хороших и плохих, на Антипыча и врага Антипыча. Вот она и подумала: не враг ли это? Но когда в глазах у Митраши «загорелся огонёк», Травка поняла, что это Антипыч. Когда же мальчишка позвал её, то у Травки не осталось никакого сомнения. Митраша назвал её «умница», «милая Затравушка», «голубушка» и этим напомнил доброго хозяина. Выбравшись из болота, он «властно приказал» ей подойти. Травка привыкла подчиняться хозяину и поняла, что это «прежний прекрасный Антипыч». «С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею, и человек целовал своего друга и в нос, и в глаза, и в уши». II. ВЫВОДЫ. II – 1. Почему автор не назвал сказку «Друг человека»? ОТВЕТ. М. М. Пришвин сначала назвал своё произведение «Друг человека», но потом отказался от него потому что человек, по мнению автора, ещё не готов на равных общаться с природой. Ему надо ещё многому у неё учиться. Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Именно для нас она открывает и показывает эти сокровища, мы должны научиться охранять их». Пришвин рассказал о серьёзных естественнонаучных открытиях. Солнце отдаёт свое тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на Земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы. Кладовая солнца - это Блудово болото, которое хранит запасы торфа и горючего. Природа - тоже кладовая солнца, т.к. она рождена солнцем и живёт благодаря его теплу. Люди, с которыми мы встретились в повести, добры, мудры, щедры, трудолюбивы. Это тоже богатство земли. Человек – вершина природы. По мнению автора, человек должен относиться к природным богатствам бережно. Если бы Пришвин назвал произведение «Друг человека», то весь акцент перенёс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. II – 2. Смысл выражения «сказка-быль» в авторском понимании. В толковом словаре Ожегова даётся такое значение этих слов: 1) быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы; 2) сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Значит, определив таким образом жанр своего произведения, Пришвин даёт нам понять, что в нём переплелось сказочное и реальное. Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли. обычная история кончилась и начинается сказка. С первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.
II – 3 «Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы за любовь» - значение выражения? ОТВЕТ. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с жадностью. Чтобы постигнуть правду «вековечной суровой борьбы людей за любовь», нужно учиться любить. Любить – значит проявлять заботу о других: о людях, о природе. Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Для этого надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, эгоизмом. Эта борьба суровая и трудная. Использованная литература:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|