Х. Требования к выступлению педагога на педагогических чтениях, лекциях, конференциях.
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ.
I. Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта. Повышение уровня воспитательно-образовательной работы с детьми во многом зависит от стремления всех педагогов овладевать опытом лучших воспитателей. Поэтому основная задача заведующей и старшего воспитателя ДОУ – видеть все передовое и делать его достоянием каждого педагога и всего педагогического коллектива в целом. Изучение лучшего опыта работы педагогов, анализ его и внедрение в практику должны быть основой методической работы ДОУ. Успех работы всего коллектива зависит от успехов и неудач каждого педагога, поэтому старший воспитатель каждого ДОУ должен хорошо знать особенности работы во всех группах. Опыт лучших педагогов нужно делать достоянием всех. Роль старшего воспитателя в обобщении опыта очень велика, т.к. именно он должен увидеть этот передовой опыт в незаметном ежедневном труде педагога, осмыслить его, проанализировать, какими средствами достигаются хорошие результаты. В процессе изучения, обобщения и внедрения педагогического опыта решаются следующие задачи: - целенаправленное и планомерное накопление обширного фактического материала; - всесторонняя, основательная обработка фактов, - установление закономерных связей между различными педагогическими фактами, явлениями; - повышается качество воспитательно-образовательной работы и профессиональный уровень каждого педагога; - анализ и обобщение опыта мастеров придает повседневному труду всего коллектива творческий характер; - из числа воспитателей, систематически обобщающих свой опыт вырастают наиболее квалифицированные педагоги.
Опыт могут представить заведующий, старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, физинструкторы, инструкторы по плаванию, педагоги-дефектологи, учителя-логопеды, воспитатели родного языка, педагог-психолог. Хорошо, если обобщается опыт двух воспитателей, работающих в одной возрастной группе, опыт совместной работы с семьей, учителями школ. Может быть обобщен и опыт работы всего детского сада по работе в каком-либо направлении. Для того, чтобы руководитель оказал эффективную помощь педагогам, ему необходимо знать, какой же опыт квалифицируется как передовой? Что же следует называть передовым педагогическим опытом? Передовым можно считать такой опыт, который, являясь результатом поиска, открывает новые педагогические возможности воспитания детей, способствует совершенствованию принятых методов и приемов воспитательно-образовательной работы. В широком смысле слова - это высокое мастерство педагога, такая практика, которая дает высокий педагогический результат. В более узком смысле опыт - это такая практика, которая содержит, элементы поиска, новизны, оригинальности, то, что., иначе называют новаторством. Передовой опыт предполагает: -высокие результаты обучения; - оптимальность, экономичность средств и сил, которые затрачиваются для достижения определенного педагогического результата; - устойчивость, постоянность успехов воспитательно-образовательной работы. Основным при оценке опыта является результат воспитания и обучения, который выражается в высоком уровне знаний, умений, навыков и воспитанности детей, а следовательно в эффективности используемых средств. Высоких показателей можно достигнуть разными путями. В одном случае педагог применяет в работе с детьми что- то новое, свое, и именно эти творческие элементы обеспечивают ему успех в работе. Этот опыт можно назвать новаторским. Он особенно ценен, так как вносит в практику новое. Педагоги-новаторы направляют свои творческие усилия на создание системы работы, обеспечивающей всестороннее развитие детей в соответствии с программой.
В других случаях воспитатели достигают высоких результатов благодаря творческому применению передового опыта в конкретных условиях данного учреждения. Это те педагоги, которые овладели всей суммой знаний в данной области и успешно применяют в своей работе уже разработанные наукой и апробированные опытом методы и приемы. Положительный опыт таких педагогов, которые хотя и не создали своего, оригинального, но грамотно используют передовое, также может служить образцом для тех, кто еще не достиг высокого уровня работы. Изучать и внедрять в практику следует опыт педагогов обоих направлений. Работа по изучению, обобщению и внедрению передового педагогического опыта должна удовлетворять следующим важнейшим требованиям: быть актуальной по направленности, объективной по содержанию, научной по характеру и методам осуществления и действенной по результатам. II. Памятка по методике обобщения и внедрения передового педагогического опыта. Изучение передового опыта – это длительное наблюдение за работой педагога (посещение занятий, режимных процессов и т.д.). Обобщение передового педагогического опыта надо начинать с анализа качества знаний, владения программным материалом (сознательного и прочного усвоения его), уровня воспитанности, владения навыками культурного поведения. Пример: Халиуллина Д.З. – «Оздоровление детей дошкольного возраста», Паймухина С.А. – «Воспитание бережного отношения к природе средствами дидактических игр». Качество знаний- диагностическая карта педагогов, владение программным материалом, уровень воспитанности детей- диагностика и т.д.. Провести анализ передового педагогического опыта – это значит: - выявить способы, приемы, посредством которых достигнут положительный результат; - выделить главное; - выяснить, нет ли перегрузки детей, не достигаются ли успехи по данному вопросу за счет других; - определить, есть ли в передовом опыте истинная новизна, нет ли надуманных приемов;
- определить научность методов, соответствуют ли они требованиям педагогики и психологии, учитывают ли возрастные и индивидуальные особенности детей; - выяснить, в какой степени они развивают познавательную активность и способности детей; - четко определить систему работы педагога.
III. Этапы и методы изучения передового опыта. 1. Определение целей и задач изучения. Выбор актуальной тематики. 2. Выявление носителей передового опыта, имеющих достижения. 3. Собирание фактов: непосредственно: 1. Наблюдение воспитательно-образовательного процесса (по тетрадям контроля). 2. Беседы с педагогом, детьми, автором опыта. 3. Анализ документации группы, методических работ. 4. Помощь в осмыслении и собирании опыта (помощь при определении темы (возможна тема самообразования), а также в систематизации имеющегося материала по ней). Опосредованно: 1 Педагогическая литература. 2. Рукописные материалы из опыта (записи, дневники, планы, доклады). 3. Заочные задания по описанию своего опыта (подвести теоретическую, научную базу под наработанным практическим материалом, сравнить с другими методиками, программами и т.п.). 4. Анализ, обобщения, выводы. 1. Анализ материалов автора опыта по проблеме. Характеристика и обоснование системы работы педагога на основе анализа воспитанности детей, условий (диагностические данные по группе, методический инструментарий). 2. Знакомство, просмотр опыта работы на уровне города (КМО, городские семинары, педагогические чтения, августовские совещания, и т.д.). 5. Проверка, на практике правильных выводов и эффективность приемов и методов, заслуживающих распространения. 6. Апробация, одобрение опыта компетентной комиссией, рекомендация для распространения (совет педагогов ДОУ, педактив ДОУ, аттестационная комиссия, коллегия УДОУ и т.п.).
IV. Работа педагога по самоанализу педагогического опыта. В работе по обобщению опыта существует определенная последовательность (поэтапность обобщения). Началом работы по обобщению педагогического опыта следует считать накопление педагогом разностороннего фактического материала: конспекты, методические разработки отдельных тем программы, планы, сценарии, проекты, дидактические пособия, дневники наблюдений, тезисы докладов и выступлений и др..
На первом этапе работу ведет сам педагог под руководством администрации ДОУ и старшего воспитателя. Когда педагог накопит достаточно большой фактический материал необходимо систематизировать его, описать опыт работы и подготовить выступление на научно-практической конференции ДОУ или же на педсовете, семинаре. Целесообразно для начала составить описание отдельных наиболее удачных приемов и методов работы и раскрыть их на конкретных примерах. При описании опыта своей работы педагогу необходимо помнить следующее: 1. Выбранная для описания методическая тема должна быть конкретной (легче всего это сделать педагогу по теме самообразования, а она может быть выбрана как самим педагогом (что ему больше нравится, или что-то лучше всего получается), так и рекомендована старшим воспитателем, для того, чтобы «подтянуть» педагога по какому-либо разделу программы). 2. Педагогическая и методическая литература используется не для повторения уже известного, а для углубления и систематизации выводов, полученных в работе. 3. В начале описания должна быть дана характеристика условий, в которых формировался опыт. 4. В описании опыта следует показать, как проверялась его результативность: уровень знаний, умений и навыков детей, их воспитанность. 5. В заключение описания опыта необходимо указать на те трудности, которые встретились при разработке этой проблемы, а также определить перспективы на будущее.
V. Материалы для обобщения опыта воспитателя. 1 Решение педагогического совета ДОУ об изучении и обобщении опыта работы педагога по конкретной проблеме (протокол педагогического совета). 2. Краткая производственная и общественная характеристика педагога. 3. Научно-методический анализ воспитательно-образовательной работы педагога. 4. Перечень выступлений педагога по обмену опытом работы на конкретную тему на конференциях, педагогических чтениях, КМО, и др., для педагогов других ДОУ, для студентов педучилищ, института и т.п. 5. Доклады (тезисы выступлений) педагога на педсоветах, семинарах, конференциях за последние 2-3 года. 6. Система творческих работ педагога: - методика изложения тем; - методика организации занятий. 7. Приложения: материалы по оформлению группы, образцы конспектов занятий, работы детей, фотографии, планы, схемы, анкеты, альбомы и т.д..
8. Последователи опыта работы данного педагога в ДОУ (здесь можно приложить отзывы коллег педагога, педагогов других ДОУ). 9. На основании этих обобщенных материалов могут быть подготовлены: тематический листок, статья в газету, журнал, брошюра и т.п.. 1О. Организация выставок. VI. Рекомендации педагогу, обобщающему свой опыт. 1. Внимательно следить за научно-методической литературой, вести библиографию литературы по интересующему вопросу. 2. Сохранять и накапливать материалы, отражающие опыт работы: планы, личные наблюдения за развитием детей, отмечая при этом все сомнения, неудачи. 3. Избирая тему для обобщения опыта, следует постараться учесть успехи и недостатки в своей работе и работе ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую педагог считает наиболее важной и нужной, стараясь ее оформить как можно точнее, конкретнее. 4. Определить форму обобщения: это может быть доклад, статья, книга. Но можно обобщить опыт и по другому. Например, привести в систему методические материалы педагога (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных работ детей), сопроводив их краткими разъяснениями. 5. Набросать краткий план темы (2-4 основных вопроса), затем составить по теме тезисы. Вспомнить и поместить в плане факты, которые будут использованы как основные для оформления выводов. Снова и снова уточнять план, уже в нем должна быть основная идея и логика изложения темы. 6. Дальше доклад. Сначала - черновик. До предела сократить введение, избегать общих фраз, не стремясь писать “наукообразно”. Литературу использовать не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации личных наблюдений и выводов. 7. Оценивать критически свой опыт. Говоря об успехах, не забывать рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано как растут и развиваются дети. 8. Материал следует излагать кратко, просто, лаконично, избегая повторений. 9. Работая над темой, не избегать советов с коллегами, рассказывая им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появится ценные мысли, нужные факты. 10. Следует подобрать и надлежащим образом оформить приложение (схемы, карты, таблицы, работы детей, списки литературы и т.д.) 11. Следует помнить, что обобщая педагогический опыт педагог выполняет важную общественную обязанность, способствует дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей.
VII. Как оформить материал о передовом педагоге. - Заголовок «Из опыта работы воспитателя детского сада …» и т.д. - Фотография педагога. - Краткая биографическая справка. - Награды и другие поощрения. - Отзыв руководства ДОУ о педагоге, его опыте работы. - Статья самого педагога о своем опыте (наиболее характерные моменты, изложение отдельных тем и т.п.). - Планы, схемы педагога с комментариями самого педагога. - Другие показатели, наиболее ярко отражающие творческий труд данного педагога (опытничество, самодеятельность и др.) - Библиография. Приложение: - Лучшие работы детей. -Доклады, разработки, проекты и другие материалы, сделанные педагогом за последние 2-3 года. - Конспекты занятий. - Статьи журналов и газет, брошюры и др. - Оригинальные наглядные пособия, изготовленные педагогом (объемные или фото с описанием). - Общие результаты работы педагога: знания и воспитанность детей (материалы диагностики детей, анкетирование родителей). - Фотографии воспитателя и детей, материалов по оформлению группы, кабинета.
VIII. Этапы и методы распространения передового опыта. 1. Пропаганда. Конечная цель пропаганды - все в практику. Осуществляется: 1. устная пропаганда - доклады, отчеты, сообщения информации, выступления на конференциях, педагогических советах; (Фетисова М.В. «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста») 2. печатная пропаганда - через брошюры, бюллетени, газеты, статьи, сборники; (Попова О.В. «Формирование количественных представлений у дошкольников с ЗПР» - статья в журнал) 3. наглядная агитация - выставки, экскурсии, демонстрации и т.п.; (Хабарова Г.Н. «Обучение детей правилам дорожного движения») 2. Практический показ: открытые занятия, режимные моменты, взаимопосещения, педагогические практикумы по ознакомлению на месте с опытом работы. 3. Внедрение. Специальные указания о применении в широкой практике тех или иных методов передового опыта. Контроль за правильностью внедрения: это конференции различного уровня педагогические чтения и т.д. (опыт работы дефектологов по своей программе: Усманова А.П. «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста с ЗПР.»).
IХ. Оформление материалов на педагогическую выставку (её можно провести в виде презентации). 1. План или конспект занятия педагога с кратким пояснением руководителя ДОУ: чем именно ценны методы и приемы педагога. 2. Аннотированная документация педагога. Например, план работы и другие документы, представляющие интерес для других. 3. Работы детей, в которых отражены система или особенности работы педагога. 4. Набор дидактических материалов, характеризующие содержание и методы работы передового педагога. 5. Чертежи, копии оригинальных пособий, технических приспособлений для учебного, воспитательного процесса, сконструированных или изготовленных самим педагогом (с кратким описанием). 6. Описание отдельных мероприятий, удачно проведенных педагогом, сделанное им самим или руководителем ДОУ. 7. Педагогический дневник педагога. Дневники работы методических объединений ДОУ. 8. Доклад педагога об опыте своей работы по отдельным вопросам (разделам) воспитательно-образовательной работы с рецензией на него. 9. Систематизированные или размещенные, или изображенные на стенде материалы из опыта работы педагога с пояснительным текстом и выводами. 10. Рукописные журналы типа “ Наш опыт”, издаваемые в ДОУ, или передвижные рукописные журналы УДОУ и т.п. 11. Тематические фотоальбомы, отражающие жизнь ДОУ, подборки фотографий, отражающие опыт педагога. 12. Тематика и материалы педагогических чтений, конференций по обмену опытом, семинаров и практикумов, проведенных с воспитателями, отражение представляемого опыта в них. 13. Вырезки (ксерокопии) из газет и педагогических журналов, в которых помещены статьи, освещающие опыт данного педагога ДОУ. 14. Описание опыта работы передового педагога, сделанное руководителем ДОУ. 15. Экспозиция методического кабинета, предоставленная в виде фотоснимка, плана с кратким описанием того, как организуется работа по накоплению материала из опыта работы и его обобщению. 16. Экспонаты, отражающие историю ДОУ, летопись ДОУ, материалы о воспитателях - ветеранах педагогического труда. (демонстрация опыта Хабаровой по ПДД).
Х. Требования к выступлению педагога на педагогических чтениях, лекциях, конференциях. 1. Выбрать конкретную тему для выступления на семинаре, выделить из общего списка литературу по этой теме и изучить ее. 2. Составить план выступления, написать тезисы. 3. Свое выступление необходимо начать с краткого введения, в котором нужно обосновать целенаправленность выбранной темы и ее актуальность для ДОУ, города и т.п.. 4. Начиная рассказ об изучении, обобщении и распространении передового педагогического опыта по конкретной проблеме, необходимо охарактеризовать условия, в которых формировался опыт. 5. Рассказывая опыт работы, необходимо показать, как педагогический коллектив (педагог) в своей практической работе по конкретной теме решал задачи совершенствования воспитательно-образовательного процесса. 6. Выделить в своем выступлении: специфические особенности работы ДОУ (педагога), то новое, оригинальное, что есть в опыте. 7. В рассказе об опыте работы ДОУ (педагога) следует также показать результативность работы: качество знаний, умений, навыков детей, уровень их воспитанности; рассказать, как проявляется результативность работы. 8. В заключение выступления необходимо указать на те трудности, которые встретились в ходе работы по данной проблеме, и показать влияние передового педагогического опыта на совершенствование воспитательно-образовательного процесса в данном ДОУ (группе). 9. Выступление нужно иллюстрировать материалами из опыта работы: альбомы, папки с подборкой определенных материалов и Фотографий, печатные листки о пропаганде опыта, брошюры из опыта работы и др.
ХI. Процесс внедрения передового педагогического опыта. 1. Ознакомление педагогов ДОУ с передовым опытом, разъяснение преимуществ рекомендуемых методов и приемов по сравнению с обычными. 2. Показ в действии методов и приемов работы, подлежащих внедрению. 3. Практическое обучение других педагогов использованию рекомендуемых методов и приемов. 4. Решение педсовета ДОУ, или производственного совещания, или методического объединения и т.п. с рекомендациями по внедрению передового опыта. 5. Контроль за выполнением решения. Опыт может возникать в процессе практической работы педагога. Есть путь организованного, выращивания опыта. Наиболее удобная форма для этого - творческий семинар.
ХII. План творческого семинара. 1. Выбор темы, для всего коллектива. 2. Организация информирования, руководство самообразовательной работой педагогов, взаимное информирование, обзоры научных изданий, журналов. 3. Составление плана обобщения опыта. 4. Конкретная реализация опыта: проведение занятий, методических объединений. 5. Взаимное посещение мероприятий. 6. Объективный учет результатов (обобщение достигнутых результатов). 7. Подведение итогов работы на педсовете, конференции. Обычно с ответом выступает руководитель семинара, отмечает, что удалось, не удалось, анализирует причины неудач. Положительные результаты оформляются для выступления с докладом на августовских совещаниях. Рекомендуется внедрять в детских садах работу творческих семинаров как коллективный творческий процесс. Он должен проходить в атмосфере доброжелательности, творческой активности участников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|