Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава IV. Страдание. Страх. Отчуждение

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет имени

Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Гуманитарный институт

Факультет философских и социальных наук

Кафедра «Философия и религиоведение»

 

Реферат

По дисциплине «Философия»

«Экзистенциализм XX в.».

 

 

Выполнила:

ст. гр. Пл-111

Карпова Д.А.

 

Принял:

доктор философских наук, профессор

Матвеев П. Е.

 

Владимир 2012

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

Глава I. Экзистенциализм …………………………………………………...4

Глава II.Человек ………………………………………………………………..7

Глава III. Свобода ……………………………………………………………12

Глава IV. Страдание. Страх. Отчуждение ………………………………...14

Заключение ……………………………………………………………………..19

Библиографический список …………………………………………………..20

 

Введение

Философское учение экзистенциализм возникло в XX в., но тем не менее идеи таких его представителей как Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс остаются актуальными и в наше время. Люди по прежнему пытаются понять свое место в этом мире, понять суть своего бытия, их так же интересуют такие понятия как свобода, страдание, ответственность, отчаяние. Это процессы, без которых невозможно существование.

В центре экзистенциализме стоит человек, испытывающий острейшие эмоциональные переживания, делающий выбор в пользу каких-либо ценностей, наделенный свободой. Человек – целая вселенная, со своими проблемами, страхами, переломными моментами. Человек индивидуален и неповторим, многогранен и разносторонен.

Мне как будущему психологу очень интересно изучить эту тему,ведь в центре науки которую я изучаю тоже стоит человек и конечно каждый хороший психолог должен учитывать человеческую индивидуальность, субъективность, уважать свободу его выбора. На основе экзистенциализма была разработана и гуманистическая психология и направление психоанализа, ориентированное на исследование и коррекцию личности во всей полноте и уникальности ее экзистенции (существования). Эти методы очень актуальны, они помогают решить проблемы человека, раскрыв всю полноту его внутреннего мира, просмотреть всю его жизнь, выявить критические периоды, являющиеся центральными в становлении его личности. Я, как будущий психолог, хочу помогать людям верить в себя, помогать им бросать вызов своему, казалось бы бессмысленному, существованию, принимать на себя ответственность за свою жизнь, выработать умение справляться со своими страхами.

И поэтому в своей работе я хотела бы рассмотреть основные проблемы экзистенциальной философии и само понятие экзистенциализма.

Глава I. Экзистенциализм

Экзистенциализм (лат. existetia – существование), или философия существования, – одно из наиболее влиятельных и распространенных направлений современной философии. Возник накануне 1-й мировой войны в России, после 1-й мировой войны в Германии и в период 2-й мировой войны во Франции.

Экзистенциализм и во многом отражает период первой половины XX века. Этим собственно и объясняется трагическая интонация и общая пессимистическая окраска большинства положений философии зкзистенционализма.

На формирование современной философии существования огромное влияние оказали предшествующие теории и труды С. Кьеркегора, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше, М.Унамуно, а также феноменология Э. Гуссерля и философская антропология М Шелера.

Идеи экзистенциализма, защищали и развивали многие выдающиеся философы. В Германии - это Мартин Хайдеггер (1889-1976 гг.), Карл Ясперс (1883-1969 гг) Во Франции - Жан Поль Сартр (1905-1980), Альбер Камю 1913-1960), В России - Лев Шестов, (1866-1938). Николай Бердяев (1874-1948).

Обычно различают религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, А. Бердяев и др.), и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) экзистенциализм. Такое деление весьма условно, ибо для многих представителей нерелигиoзного экзистенциализма утверждение, что Бог умер, связано с признанием невозможности и абсурдности жизни людей без Бога.

В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века. [1]

Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного Западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается. [2] [3]

Основная категория философии экзистенциализма - это экзистенция-существование — (от лат. exsisto или лат. existere - букв. выступать, появляться, "не сдаваться, подниматься на борьбу") - аспект всякого сущего, в отличие от другого его аспекта - сущности. В отличие от термина «бытие», термин «существование», как правило, выражает только аспект сущего, тогда как термин «бытие» употребляют также в значении «всё существующее», «мир как целое». Особое место занимает вопрос существования (экзистенция) человека. Экзистенция обозначает прежде всего уникальное и непосредственно переживаемое человеческое существование.[4]

Не случайно, что такое учение как экзистенциализм возникло в период войн, именно в XXв. происходит духовный кризис людей, кризис цивилизации, разочарование в истории. Свидетельством этому является фашизм, распространение его жестокости отрицательно сказывается на жизни мирных людей, угнетает их, ведет к упадку. Воины проникнуты духом поражения, разрушения, безвыходности. И тут на первый план выходит личность человека. Встает вопрос от чего зависит его жизнь, его существование: от государственной машины, которая ведет войны, от социальных предпосылок или человек сам несет ответственность за себя? Что человек делает, чтобы преодолеть страх и одиночество, как ведет себя в критические периоды?

Мне кажется эти вопросы очень актуальны а наше время, ведь в жизни каждого человека есть переломные моменты, благодаря которым человек может двигаться вперед, расти или наоборот стоять на месте или даже погибнуть, погибнуть морально (я считаю это страшнее, чем погибнуть физически). В такие периоды, человек часто осознает свое одиночество и именно это осознание может помочь ему найти силу к изменениям, он понимает, что только он сам может менять свою жизнь, придать ей смысл. В критические моменты перед человеком открывается его предназначение, суть его бытия.

 

 

Глава II.Человек

В центре экзистенциализма стоит человек. «Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек – микрокосм и заключает в себе все.» [5]

М. Шелер писал: «В известном смысле все центральные проблемы философии можно свести к вопросу: что есть человек, и каково его метафизическое местоположение в общей целостности бытия, мира и бога».

Экзистенциализм сводится к осознанию человеком самости своего «Я», возможности выбора каким будет это «я», человек сам строит свою личность, изменяет ее. Бытие рассматривается через призму самого себя, человек задается вопросами: Кто он? Почему он живет? Как он живет? Где он есть? – это очень актуальные вопросы на все времена, люди не знают на них ответов, и потому они будут вызывать нескончаемый интерес. Только каждый человек сам для себя может ответить на эти вопросы, решить сам для чего он живет. Бердяев писал «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает мне смысл.». Бубер видел смысл в участии в жизни других людей: «Только соучастие в бытии других живых существ обнаруживает смысл и основание собственного бытия.»

(Бубер М.)

Кьеркегор обвинял классических философов в том, что на первое место они ставят абстрактные понятия, а не конкретного человека. Он считал, что идивидуальность растворяется в общем. Кьеркегор разработал новую философию, говорил о понимании жизни человека, его страданий. Философ должен лучше понять человеческое «Я», разобраться с проблемой выбора стоящей перед человеком, помочь личности найти то, что действительно ей близко. Я считаю, что эта теория очень близко переплетается с психологией, ведь задача психолога помочь человеку найти себя, решить самостоятельно свои проблемы, психолог не навязывает человеку своих советов, а лишь помогает личности идти по своему неповторимому пути.

Одна из проблем экзистенциализма – это духовный кризис, в котором находится человек и то, что человек делает, чтобы преодолеть этот кризис. Как он распоряжается своей свободой.

Экзистенциалисты не считали личность сформированной от рождения, они считали, что человек становится личностью в процессе жизни. Бердяев пишет «Моя личность не есть готовая реальность, я созидаю свою личность, созидаю ее и тогда, когда познаю себя; "я" есть, прежде всего, акт.»

Сартр писал: «Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает. Таков первый принцип экзистенциализма. Это и называется субъективностью, за которую нас упрекают. Но что мы хотим этим сказать, кроме того, что у человека достоинства больше, нежели у камня или стола? Ибо мы хотим сказать, что человек прежде всего существует, что человек - существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее. Человек - это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста. Ничто не существует до этого проекта, нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким, каков его проект бытия. Не таким, каким он пожелает. Под желанием мы обычно понимаем сознательное решение, которое у большинства людей появляется уже после того, как они из себя что-то сделали. Я могу иметь желание вступить в партию, написать книгу, жениться, однако все это лишь проявление более первоначального, более спонтанного выбора, чем тот, который обычно называют волей. Но если существование действительно предшествует сущности, то человек ответственен за то, что он есть. Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование.» [6]

«Главная задача человека не в обогащении своего ума различными познаниями, но в воспитании и совершенствовании своей личности, своего Я. » (Сёрен Кьеркегор) Человек есть лишь то, что он сам из себя делает. То, что человек строит сейчас в последствии отражается в его будущем. Человек субъективен и несет ответственность за свою жизнь. «Но когда мы говорим, что человек ответствен, то это не означает, что он ответствен только за свою индивидуальность. Он отвечает за всех людей. Слово «субъективизм» имеет два смысла, и наши оппоненты пользуются этой двусмысленностью. Субъективизм означает, с одной стороны, что индивидуальный субъект сам себя выбирает, а с другой стороны - что человек не может выйти за пределы человеческой субъективности. Именно второй смысл и есть глубокий смысл экзистенциализма. Когда мы говорим, что человек сам себя выбирает, мы имеем в виду, что каждый из нас выбирает себя, но тем самым мы также хотим сказать, что, выбирая себя, мы выбираем всех людей. Действительно, нет ни одного нашего действия, которое, создавая из нас человека, каким мы хотели бы быть, не создавало бы в то же время образ человека, каким он, по нашим представлениям, должен быть. Выбрать себя так или иначе означает одновременно утверждать ценность того, что мы выбираем, так как мы ни в коем случае не можем выбирать зло. То, что мы выбираем, - всегда благо. Но ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех. Если, с другой стороны, существование предшествует сущности и если мы хотим существовать, творя одновременно наш образ, то этот образ значим для всей нашей эпохи в целом. Таким образом, наша ответственность гораздо больше, чем мы могли бы предполагать, так как распространяется на все человечество. Если я, например, рабочий и решаю вступить в христианский профсоюз, а не в коммунистическую партию, если я этим вступлением хочу показать, что покорность судьбе - наиболее подходящее для человека решение, что царство человека не на земле, - то это не только мое личное дело: я хочу быть покорным ради всех, и, следовательно, мой поступок затрагивает все человечество. Возьмем более индивидуальный случай. Я хочу, например, жениться и иметь детей. Даже если эта женитьба зависит единственно от моего положения, или моей страсти, или моего желания, то тем самым я вовлекаю на путь моногамии не только себя самого, но и все человечество. Я ответствен, таким образом, за себя самого и за всех и создаю определенный образ человека, который выбираю, выбирая себя, я выбираю человека вообще.»[7]

Поэтому очень важно помнить, что человек, строя свою жизнь, строит жизнь людей в общем. И нужно очень серьезно относиться к ответственности. Нужно помнить, что от каждого человека зависит очень много.

Конечно, можно не согласиться с экзистенциалистами в том, что «существование предшествует сущности», ведь существуют условия, в которых живет человек. Рождаясь на свет, он начинает жить в определенной семье, определенной культуре, взаимодействует именно с теми социальными институтами, которые уже сформировались ко времени его появления на свет. Эти предпосылки оказывают влияние на его жизнь, на то кем он станет, ему приходится действовать в определенных рамках. Но все же человек имеет право действовать сам, даже в этих условиях, ведь если бы все было предопределено изначально, жизнь была бы совсем пустой и не имела смысла. И тут мне близка позиция экзистенциалистов, мне очень нравится мысль, что человек добивается всего сам, что он строит свою судьбу. Конечно, не все могут сами проектировать судьбу, и только сильным людям подвластна их жизнь. Мне кажется, сила человека заключается как раз в том, что он пытается преодолеть условия, которые изначально определяют его жизнь, пытается действовать, строить жизнь, не смотря на ограничения. Чаще люди становятся сильными из-за того, что переживают какие-то кризисы в жизни, испытывают страдание. К.Ясперс писал: «Границы рождают мою самость. Если моя свобода не сталкивается ни с какими границами, я превращаюсь в ничто. Благодаря ограничениям, я вытаскиваю себя из забвения и привожу в существование».

Нужно всегда помнить, что проблемы не даются просто так и это не лишения, а лишь площадка для роста и развития, кризисы помогают стать сильнее, осознать свою свободу и взять жизнь в свои руки. Нужно ставить цели и добиваться их, верить в свою индивидуальную природу, не пытаться сравнивать свою жизнь с чужой, а развиваться по своему неповторимому пути.

 

Глава III. Свобода

Тема свободы - одна из главных тем экзистенциализма. Философы этого направления, считали, что человек свободен, а государство и общество призвано лишь помогать ему осуществить эту свободу.

В своем произведении "Экзистенциализм - это гуманизм" Сартр приводит пример молодого человека, который не знает, пойти ли ему защищать родину от оккупантов или остаться с матерью, для которой он - единственная опора. Он колеблется между двумя ценностями: помощи близкому человеку и трудом для общего дела. Сартр подчеркивает, что никто не может тут дать ответа, не может помочь молодому человеку решить его проблему, вдеь даже если бы он пошел за советом к священнику, ответ бы он получил в зависимости от того, какой это священник. Только он сам может решить что является ближним для него в данной ситуации. Тут и проявляется самостоятельность человека, он сам должен сделать свой выбор, он наделен этой свободой. И не важно какое решение он примет, оно будет верным для него и значит будет правильным.[8]

Бердяев писал: «Я, действительно, превыше всего возлюбил свободу. Я изошел от свободы, она моя родительница. Свобода для меня первичное бытие. Своеобразие моего философского типа прежде всего в том, что я положил в основание философии не бытие, а свободу. В такой радикальной форме этого, кажется, не делал ни один философ. В свободе скрыта тайна мира. Бог захотел свободы, и отсюда произошла трагедия мира. Свобода в начале и свобода в конце. В сущности, я всю жизнь пишу философию свободы, стараясь ее усовершенствовать и дополнить. У меня есть основное убеждение, что Бог присутствует лишь в свободе и действует лишь через свободу.»[9]

Свобода, и в частности свобода выбора, очень важна, она помогает человеку самому совершать поступки, жить так, как живет именно он, помогает брать на себя ответственность за все,что происходит и тем самым понять, что человек может все изменить и сделать себя таким, каким он хочет. Но нужно всегда помнить, что «свобода - это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности.» Камю А.

 

Глава IV. Страдание. Страх. Отчуждение

«Центральная проблема, на которой сосредоточивают свое внимание наиболее крупные философы, которых мы относим к экзистенциализму, персонализму, философской антропологии,- это проблема отчуждения индивида от общества.

Состояние отчуждения человека от общества исследовал еще К. Маркс, на которого в данной связи не раз ссылались экзистенциальные философы. Но, в отличие от Маркса, в основном изучавшего проблемы отчуждения в капиталистическом обществе XIX столетия, они считали необходимым указать и на другой факт - существование умонастроений отчуждения и их корней также и в условиях иных исторических эпох и других социальных систем. Эти философы делали отсюда вывод, что отчуждение является общей характеристикой жизни человека в обществе, в особенности на нынешнем этапе истории, когда чувство страха порождается опасностью уничтожения человечества. Они видели смысл философии не только и не столько в констатации отчуждения, а тем более не в "оправдании" и увековечивании настроений страха и покинутости. Им представлялось, что философия обязана помочь человеку, охваченному трагическими умонастроениями, если не преодолеть их - что не всегда возможно,- то, во всяком случае, искать и находить свое "Я", смысл своей жизни в самых трагических, "абсурдных" ситуациях. Перед философией нашей эпохи К. Ясперс ставил весьма ответственную и срочную задачу - убеждать человечество, отдельных индивидов, партии и их идеологов в том, что настоятельно необходимо использование "высших возможностей человеческого бытия" в борьбе с охватившим людей отчаянием.

Не случайно, что именно в военный и послевоенный периоды родились наиболее значительные произведения французских экзистенциалистов.

В драматических и философских произведениях Ж. П. Сартра периода войны предметом страстного, заинтересованного разбора служила ситуация, сложившаяся во Франции и других оккупированных нацистами странах Европы.

Ж. П. Сартр призывал к сопротивлению фашизму, и, несмотря на мифологическую символику поставленной в оккупированном Париже пьесы "Мухи" (в основу ее положен древнегреческий миф об Оресте), призыв был хорошо понят читателями и зрителями. Одновременно сложившаяся во время войны ситуация служила Ж. П. Сартру и другим экзистенциалистам трагическим поводом для выявления самого смысла человеческого существования, сути процессов нравственного выбора, отношения к смерти и т. д., то есть для постановки проблем, которые экзистенциалистско-персоналистская философия с самого начала ставила в центр философствования.

Роман А. Камю "Чума", написанный уже после войны (1947), также содержит в себе это двойное измерение. Речь идет, с одной стороны, об алжирском городе Оране, на который, как повествует А. Камю, в 194... году обрушилась чума. Чиновники муниципалитета упрямо отказываются признать болезнь чумой - намек на политиков, долгое время "закрывавших глаза" на коричневую чуму фашизма, а заодно и на всякое будущее благодушие правителей и подданных перед лицом назревающих социальных катастроф. В образе доктора Риэ, берущего на себя всю тяжесть ответственности за борьбу с чумой, А. Камю воплотил черты тех, кто решился на активное сопротивление фашизму. Сам А. Камю говорил, что "явное содержание "Чумы" - это борьба европейского Сопротивления против нацизма". Но А. Камю, с другой стороны, вполне определенно расширяет историко-ситуационные рамки борьбы человека с "чумой", так же, как и Сартр, придает трагическим обстоятельствам, бунту и сопротивлению характер человеческой судьбы для обозримого периода истории.

Последние страницы "Чумы" - рассказ о том, как горожане, празднуя конец эпидемии, готовы сразу же и забыть о ней. Доктора Риэ это тревожит. Надо предупредить людей: "...микроб чумы никогда не умирает, никогда не исчезает... он может десятилетиями спать... и, возможно, придет на горе и в поучение людям такой день, когда чума пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города" - таким предостережением А. Камю завершает "Чуму".

Философия человека XX столетия выросла на исторической почве продолжающегося и сегодня социального кризиса, охватившего экономические, политические, духовно-нравственные основы человеческого бытия. Философы стремились представить искренний "самоотчет" мыслящего человека и исповедь философа, оказавшихся в эпицентре кризисных процессов. Философам-экзистенциалистам, персоналистам, сторонникам некоторых других течений и направлений, в 20-60-х годах зафиксировавших и пытавшихся осмыслить тревожное, даже трагическое мироощущение многих и многих индивидов, несправедливо было бы отказывать в глубокой искренности их чувств, выстраданности оценок, гуманизме устремлений. Наиболее крупные из этих философов были выразителями резко критического отношения к обществу отчуждения, к капитализму, к реакционным режимам. Они были защитниками широко понятых демократии, прав и свобод личности, и потому встречавшиеся в наших популярных работах причисления, скажем, экзистенциализма к реакционно-консервативным буржуазным концепциям необъективны.

Экзистенциальная философия как идейное течение в философии и литературе XX века последовательно выдержана в трагико-драматическом, а порою и в пессимистическом тоне. Его пытаются сдержать, преодолеть представители религиозных экзистенциальных направлений - ведь вера в бога, по их мнению, все-таки подает надежду человеку. Но и их работы наполнены трагическими образами, рисующими отчаянную, по их мнению, ситуацию современного человека. Все символы художественных произведений экзистенциалистов (и даже названия многих из них: "Тошнота", "Мертвые без погребения" Ж. П. Сартра, "Посторонний", "Чума", "Бунтующий человек" А. Камю) ориентированы на то, чтобы эмоционально передать состояния и умонастроения человеческого существования. В качестве основных категорий человеческого бытия в них выступают забота, покинутость, отчужденность, страх, ответственность, выбор, смерть и др.

Моделью человека, как такового, для экзистенциальных философов стал помещенный в пограничную ситуацию - ситуацию на грани жизни и смерти - отчаявшийся и страдающий человек. Можно спорить с этими философами относительно правомерности того, что поведению человека в пограничной ситуации придается всеобщее значение. Но вряд ли можно отказывать философу, писателю в праве использовать такие ситуации для изучения человека. Что же, пользуясь этой моделью, сумела разглядеть в человеческой сущности экзистенциальная философия? И что она рекомендовала индивиду делать в пограничной ситуации? Это вопросы, которые отнюдь не отпали вместе с утратой экзистенциализмом или персонализмом их былой популярности. Отчуждение и страх в современном мире не исчезли, а усилились. Потому и размышление над поставленными проблемами пока еще имеет прямое отношение к нашей человеческой судьбе.» [10]

Жизнь человек начинается с негативного впечатления. Когда ребенок появляется на свет, этот свет кажется ему страшным, холодным чуждым, он кардинально отличается от утробы матери, в которой он чувствовал себя защищено- это первое страдание, которое преподносит нам жизнь. И конечно впереди этого новорожденного человека ждут еще испытания. Страдание, страхи, отчуждение помогают душе реализоваться. Какой толк был бы от обыкновенного счастливого существования? Рост и развитие происходят тогда, когда есть предпосылки к этому, а разве захотел бы человек меняться, находясь в состоянии полного счастья? Первые государства возникли, не там, где были идеальные условия для жизни, а там, где человеку приходилось видоизменять природу под себя, приходилось действовать, чтобы выжить. Когда у человека избыток всех благ, это растлевает его, он перестает двигаться вперед ради достижения новых целей. Большинство людей, которых я встречала в жизни и с которыми мне было интересно общаться, прошли через какие-то испытания, преодолели себя, выжили. Страдание, страх, критические моменты, это то, без чего не возможна наша жизнь.

Кьеркегор считал, что люди, одержимые оптимизмом, находятся в непроницаемом заблуждении. Жизнь — это не отрада, а юдоль скорби. По мнению философа, человек не по своей воле заброшен, как в бездну, в чуждый и мрачный мир. Пребывая в мире, человек переживает свободу, страдание, грех и страх перед Богом. При этом жизнь, наполненная страданием, приобретает оправдание и смысл благодаря стремлению к спасению при помощи искупления. [11]

Идеи экзистенциалистов кажутся пессимистичными, но все же без негативных впечатлений наша жизнь невозможна, жизнь имеет смысл именно благодаря тому, что в ней есть страдание, страх, отчужденность, преодолевая их человек находит себя, перед ним отрывается его существование с новой стороны, он не растворяется в обществе, а берет на себя ответственность и строит свою жизнь.

Философы вкладывают разное содержание в понятие «смысл жизни»:одни отрицают его, другие считают что смысл в страдании, третье, что в счастье. Мнения так же разнообразны, как и люди, поэтому нельзя сводить смысл жизни к чему-то одному. Позиция экзистенциалистов по этому поводу актуальна: смысл жизни в существовании, каким бы оно не было, иногда бессмысленным, иногда наполненным высшими целями. Этот вопрос никогда не будет решен до конца, но тем не менее позиция экзистенциалистов интересна тем, что мерилом всего выступает сам человек, он сам решает, что для него является смыслом.

Заключение.

Я считаю, что экзистенциальная философия очень актуальна в наше время, она рассматривает человека как индивидуальность, личность. Мне кажется, в нашей стране должно уделяться больше внимания человеку, его многогранности, неповторимости. Человек не должен становится винтиком государственной машины. Человек – существо со своими переживаниями, проблемами, радостями, горестями и нужно уважать его личность, относиться к ней с должным вниманием, не ограничивать в выборе своей жизни, построении своего существования, дать возможность реализовать свою свободу.

 

Библиографический список

1. Бердяев Н. «Самопознание» (электронная версия)

2. Грицанов А.А., Абушенко В.Л., Можейко М.А., Румянцев Т.Г.«Новейший философский словарь.» (электронная версия)

3. Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004.

4. Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001

5.Сартр Ж.-П. «Тошнота» (электронная версия книги: http://bookz.ru/authors/sartr-jan-pol_/sickness/1-sickness.html)

6. Сартр Ж.-П. «Экзистенциализм-это гуманизм» (электронная версия книги http://scepsis.ru/library/id_545.html)

 

7. http://ru.wikipedia.org

8. http://edinorog.h1.ru/psimaster/westfilosofXX.htm

9. http://www.grandars.ru/college/filosofiya/ekzistencializm.html

 


[1] Новейший философский словарь. Главный научный редактор и составитель — ГРИЦАНОВ А.А.
Научные редакторы: АБУШЕНКО В.Л., МОЖЕЙКО М.А., РУМЯНЦЕВА Т.Г.
Ответственный секретарь и редактор — МЕРЦАЛОВА А.И.(электронная версия)

 

[2] Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 49.

 

[3] Мей Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 113.]

 

[4] http://ru.wikipedia.org

[5] Бердяев Н. «Самопознание» стр. 1 (электронная версия)

[6] Сартр Ж.-П. «Экзистенциализм-это гуманизм» (электронная версия книги http://scepsis.ru/library/id_545.html)

[7] Сартр Ж.-П. «Экзистенциализм-это гуманизм» (электронная версия книги http://scepsis.ru/library/id_545.html)

[8] Сартр Ж.-П. «Экзистенциализм-это гуманизм» (электронная версия книги http://scepsis.ru/library/id_545.html)

[9] Бердяев Н. «Самопознание» стр. 2 (электронная версия)

[10] http://edinorog.h1.ru/psimaster/westfilosofXX.htm

[11] http://www.grandars.ru/college/filosofiya/ekzistencializm.html

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...