Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Усиление пролетных строений замкнутого поперечного сечения




Недостаточная грузоподъемность пролетных строений коробчатого сечения из предварительно напряженного бетона обычно является следствием ошибок, допущенных при проектировании и строительстве, к которым добавляются дефекты и повреждения, возникающие в процессе эксплуатации [22].

Одной из главных причин снижения грузоподъемности являются потери предварительного напряжения пучков в свежезаинъектированных каналах, как на этапе строительства, так и в период эксплуатации.

Снижение грузоподъемности пролетных строений происходит также в результате возникновения и развития трещин в бетоне: вертикальных - в зоне максимальных изгибающих моментов, наклонных - в месте действия больших перерезывающих сил у опорных сечений, продольных - в местах анкеровки мощных пучков предварительно напряженной арматуры.

В сборных конструкциях при монтаже блоков пролетных строений, особенно в зимний период года, при неправильном подборе состава клея или нарушении технологии его приготовления (недостаточном перемешивании) возможно появление стыков с незатвердевшим клеем по всему контуру блока или его части.

Значительные вертикальные прогибы вследствие ползучести бетона монолитных конструкций также могут быть признаком недостаточной грузоподъемности пролетного строения.

В случае явной коррозии напрягающей арматуры в каналах (подтеки от грязно-желтого до бурого цвета, отслоения защитного слоя бетона, оголение пучков и т.п.) меры по усилению пролетного строения принимаются заблаговременно до появления каких-либо деформаций.

Особенностью усиления коробчатых пролетных строений мостов является их большая собственная масса (для больших пролетов - тысячи тонн), что значительно ограничивает выбор средств и методов усиления.

Наибольшее распространение получил метод усиления установкой и напряжением дополнительной высокопрочной арматуры. Целью работ является исключение растягивающих напряжений во всех сечениях пролетного строения, заделка основных трещин при сохранении неизменными величин опорных реакций [24].

Применяются три основных способа усиления - установка прямолинейных пучков (рис. 12а) предварительно напряженной арматуры, полигональных пучков (рис. 12 б) и напряженных хомутов отдельно и в сочетаниях.

Преимущества первого способа - простота и легкость выполнения, высокая производительность работ по установке и натяжению арматуры, недостаток - малая эффективность усиления по изгибающему моменту, так как в статически неопределимых конструкциях высота растянутой и сжатой зон по длине пролета изменяется. Кроме того, данный способ не дает усиления по поперечной силе.

В случае применения полигональных пучков конструкция более рациональна и эффективность усиления высока как по изгибающему моменту, так и по поперечной силе. Недостаток этого способа заключается в необходимости промежуточной анкеровки пучков и устройства упоров-оттяжек для изменения угла их отклонения от прямой, соединяющей два концевых анкера. Это в определенной мере способствует потере части предварительного напряжения.

В обоих случаях необходимо предусмотреть точки закрепления пучков, которые располагаются достаточно близко друг от друга и являются жесткими. При их размещении следует избегать касания пучками стенок пролетного строения, что уменьшает степень их нагрева от конструкции пролетного строения, а также исключает возможность резонансных колебаний. Пример прикрепления пучков к стенке коробчатой балки показан на рис. 12 в.

Рис. 12. Усиление балочных пролетных строений внешней напрягаемой арматурой (а - прямолинейными пучками; б - полигональными пучками; в - узел крепления пучков к стенке коробчатой балки; г - узел крепления пучков на опорной диафрагме; д - анкеровка пучка на стенке балки в пролете/

Анкеровка дополнительной предварительно напряженной арматуры выполняется в основном тремя способами: на концевых анкерных поперечных балках, размещенных по торцам пролетного строения; на упорах, прикрепленных к стенкам и полкам пролетного строения; на существующих или специально устроенных поперечных балках. Анкерные поперечные балки являются массивными элементами из обычного или предварительно напряженного железобетона, на которые опираются анкеры пучков предварительно напряженной арматуры. Преимуществами данного способа являются: исключение возникновения концентраторов напряжения на существующем пролетном строении, а также возможность применения мощных пучков с большим усилием предварительного напряжения. В работу пролетного строения на постоянные и временные нагрузки в любом сечении береговых пролетов включаются все пучки основной и дополнительной высокопрочной арматуры, что не всегда легко достигается другими способами [25]. Поэтому этот способ часто является наиболее экономичным.

Для сооружения концевой анкерной поперечной балки (рис. 12 г) требуется переустройство верха крайней опоры, что сопряжено с длительными перерывами в движении транспортных средств. Этот недостаток можно устранить размещением поперечной анкерной балки в полости продольной балки. Данный способ использован при усилении моста в Швеции [22].

ВЫВОДЫ

Приведенные в обзоре инженерные решения по усилению мостов свидетельствуют о все более возрастающем интересе к этой проблеме в СССР и во многих других странах, что отражается в увеличении числа реконструируемых мостов, а также выделяемых средств на производство ремонтных работ. В области теоретических исследований ведется анализ структуры расходов на содержание, ремонт и реконструкцию мостов, создание нормативной базы. Исследуются вопросы расчета усиленных мостовых конструкций и сооружений.

Главным направлением исследований является разработка и апробация инженерных решений и способов по реализации усиления пролетных строений и опор.

Подробно изучено усиление ребристых пролетных строений и накоплен опыт его реализации. Наиболее эффективным и перспективным является усиление комбинированными стальными каркасами, способствующее снижению трудозатрат. В этом случае возможно создание типовых схем и конструкций усиления соответствующих типовых пролетных строений. Применение способов наклейки поверхностной арматуры целесообразно в комбинации с металлическими крепежными элементами (высокопрочными болтами, тягами, упорами и т.п.), назначение которых - снять концентрацию напряжений, исключить отрицательные последствия изменения во времени физико-механических свойств клеевых швов. Не до конца изучен вопрос об эффективном усилении плиты проезжей части. Наклейка стальных листов является трудоемким процессом, а устройство накладной плиты требует перерыва в движении транспортных средств по мосту.

Усиление балочных мостов изменением их расчетной схемы - метод эффективный и достаточно отработанный - особенно в сочетании с созданием предварительного напряжения.

Пролетные строения коробчатого поперечного сечения больших пролетов усиливаются в основном внешним армированием напрягаемой арматуры. В этой области необходимо сосредоточить усилия на создании эффективных и малогабаритных домкратов, а также анкерных устройств и оттяжек.

Эксплуатация усиленных балочных мостов показывает, что усиление является эффективным методом повышения их эксплуатационной надежности и долговечности.

 

 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Grattesat G.Vidautil de puentos // Int.Constr. - 1983. - 34. 347. 2. A new era in bridge - reduilding // Eng. Hews-Res. - 1984. - 212, № 1. 3. Еремеев В.П., Звара Й. Общие проблемы эксплуатации мостов // Автомоб. дороги. - 1984, - № 2. 4. Gunther Bahr H. Wirtschaftlicher Bruckenbaueine volkswirt-schaftliche Maxime. // Tiefbau, Ingenierbau. Strassenbau. - 1979, - № 6. 5. Осипов В.О., Козьмин Ю.Г., Анциперовский B.C., Кирста А.А. Содержание и реконструкция мостов. - М.: Транспорт, 1986. 6. Джумадилев А.А., Еремеев В.П., Самитов Р.А., Исмагилов Р.А. Об усилении пролетных строений железобетонных балочных мостов // Повышение качества стр-ва автомоб. дорог в Нечерноземной зоне РСФСР: Тез. докл. науч.-техн. конф. - Владимир, 1984. 7. Cermak J. Zesilovani mostu externe prilepenymi plechy // Silnieni obzor. - 19 8 - 1984 - № 45. 8. Toensmeyer R., Cook P. Repair of Torsionally Inadequate Concrete Beams by Uge of Adhesively Bonded Plates // Trans. Res. Rec.- 1981. - № 821. 9. Polak a kol. Silnicni mosty. Rekonstrukce a udrzba. SNTL, Praha, 1980. 10. Janda L. Prostredky k zajisteni dlorhodobe zivotnosti betonovych mostov. kn.: Zivotnost'a udrzba mostov. Bratislava, 1982. 11. Fox B.M. Developments in concrete bridge design // Hong Kong Eng, - 1983. - № 11. 12. A. с. 1070248 СССР, МКИ3 Е 01 Д 17/02. Усиленная строительная конструкция / В.П. Еремеев; Казанский инж.-строит. ин-т (СССР). - № 3426044/33; Заявл. 21.04.82; Опубл. 30.01.84, Бюл. № 17. 13. А. с. 1090784 СССР, МКИ3 Е 01 Д 17/02. Усиленная балка железобетонного пролетного строения моста / В.П. Еремеев, В.В. Мусохранов, Р.А. Самитов; Казанский инж.-строит. ин-т (СССР). № 3542178/33; Заявл. 26.01.83; Опубл. 07.05.84, Бюл. № 17. 14. А. с. 1090783 СССР, МКИ3 Е 01 Д1/00. Неразрезной балочный мост / В.П. Еремеев; Казанский инж.-строит. ин-т (СССР). № 3573821/33; Заявл. 21.01.83; Опубл. 07.05.84, Бюл. № 17. 15. А. с. 1209736 СССР, МКИ3 Е 01 Д 7/02. Усиленная железобетонная балка/ В.П. Еремеев; Казанский инж.-строит, ин-т (СССР). - № 3655039/33; Заявл. 20.10.83; Опубл. 07.02.86, Бюл. № 5. 16. А. с. 1182101 СССР, МКИ3 Е 01 Д 7/02. Стык диафрагм сборного железобетонного пролетного строения моста / В.П. Еремеев; Казанский инж.-строит. ин-т (СССР). - № 3651684/33; Заявл. 14.10.83; Опубл. 30.09.85, Бюл. № 36. 17. А. с. 1222738 СССР, МКИ3 Е 01 Д 1/00. Сборное пролетное строение моста / В.П. Еремеев; Казанский инж.-строит. ин-т (СССР). - № 3734440/33; Заявл. 24.05.84; Опубл. 07.04.84, Бюл. №13. 18. Buci L. Zivotnost', udrzba а opravy moztov v materialoch svetoveho kongresu FIP - 82 v Stockholme a niektore nase рroblemy.Кn. "Zivotnost'a udrzbamostov". Bratislava, 1982. 19. Поречин А.А. Состояние, анализ и пути усиления железобетонных диафрагменных пролетных строений. - В кн.: Искусственные сооружения в условиях Дальнего Востока и Крайнего Севера. - Хабаровск, 1984. 20. Кваша В.Г., Коваль П.Н. Эффективные способы уширения железобетонных автодорожных мостов. - В кн.: Вестник Львовского политехн. ин-та, Львов, 1983. 21. Venigora Е., Morcil Z.R.M., Slater W.M., Aiken R.V. Bridges Rehabilitation and Strengthoning by Continuous Postensioning // PCI Journal, 14, 1969. 22. Kakko H. Increasing the Capacity of Old Bridges bу Post tensioning. Sement-tiyhdistyhsen. -Tiedotuksia, № 1, 1974. 23. Еремеев В.П., Козлов В.И. Ремонт устоя моста // Автомоб. дороги. - 1986. - № 8.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...