Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1 Основные закономерности ландшафтно-архитектурных композиций




ЛАНДШАФТНО-АРХИТЕКТУРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ

 

Программа учебной дисциплины

 

 

Красноярск 2011

 

Министерство образования и науки РФ

Сибирский государственный технологический университет

 

Кафедра селекции и озеленения

 

ЛАНДШАФТНО-АРХИТЕКТУРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ

 

Программа учебной дисциплины

 

 

Для студентов специальности 250203

«сАДОВО-ПАРКОВОЕ и ландшафтное строительство»

всех форм обучения

 

Красноярск 2011

 

 

Ландшафтно-архитектурные композиции: Программа учебной дисциплины для студентов специальности 250203 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» всех форм обучения. – Красноярск: СибГТУ, 2011. - 28 с.

 

Составители: к. с.-х.н., доцент Репях М.В.

к. с.-х. н., ассистент Шенмайер Н.А.

 

Утверждена на заседании кафедры селекции и озеленения

 

 

«12» апреля _2011 г., протокол № 11

 

 

Согласовано:

Председатель НМСС _________________ Р.Н.Матвеева

 

Содержание

 

Введение  
Цели изучения дисциплины  
1 Тематический план курса для студентов  
2 Содержание курса 3 Самостоятельная работа студентов Библиографический список Требования к уровню освоения программы и формы контроля Заключение Приложение А. Перечень ключевых слов    
   
   
   

 

ВВЕДЕНИЕ

Учебная программа дисциплины «Ландшафтно-архитектурные композиции» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ.

Материал раскрывает историю ландшафтной архитектуры, основные элементы ландшафтной композиции, эстетические закономерности формирования ландшафтно-архитектурных композиций, основы построения ландшафтно-архитектурных композиций, законы колористики и особенности растительности как главного элемента паркового ансамбля, правила проектирования парков и садов.

Дисциплина «Ландшафтно-архитектурные композиции» изучается студентами магистратуры дневного обучения в течение четвертого семестра на II-ом курсе.

Специфика изучаемого курса состоит в том, что для создания современного объекта ландшафтной архитектуры необходимо проанализировать существующую градостроительную ситуацию (тип застройки, социально-демографический состав населения и др.), изучить природные условия, применить на практике закономерности ландшафтно-архитектурной композиции и учесть биоэкологические свойства растений, используемых для озеленения территорий.

Лекционный курс «Ландшафтно-архитектурные композиции» общим объемом 60 часов (18 часов лекций, 18 часов лабораторных занятий и 24 – самостоятельная работа студентов) завершается рефератом и зачетом. Обязательным условием допуска является выполнение всех предусмотренных программой лабораторных работ.

Текущий контроль осуществляется по результатам сдачи лабораторных работ. Итоговый контроль осуществляется по результатам сдачи реферата и зачета.

 

Цели изучения дисциплины

 

Целью настоящего курса является подготовка инженеров, специализирующихся в области садово-паркового и ландшафтного строительства. Основные задачи – дать теоретические знания и освоить практические приемы по проектированию и строительству различных объектов ландшафтной архитектуры общего, ограниченного и специального назначения.

Отличительными чертами данного курса является его комплексный подход к изучению дисциплины. Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение лабораторных занятий. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе в ходе которой студенты выполняют реферат.

Изучение дисциплины базируется на знании ботаники, селекции, генетики, интродукции растений, архитектурной графики, геодезии, декоративного древоводство, градостроительства и ряда других дисциплин.

В результате изучения дисциплины студент должен знать историю ландшафтной архитектуры, основные элементы ландшафтной композиции, эстетические закономерности формирования ландшафтно-архитектурных композиций, правила проектирования парков и садов.

 

1 Тематический план курса

«Ландшафтно-архитектурные композиции»

Для студентов

Наименование разделов и тем курсов Количество часов
всего лекций лабор. СРС
         
Раздел 1 Основные закономерности ландшафтно-архитектурных композиций Тема 1.1 Цели задачи ландшафтно-архитектурных композиций                
Тема 1.2. Развитие парковой композиции        
Тема 1.3. Основные закономерности ландшафтно-архитектурных композиций        
Тема 1.4. Проектирование отдельных элементов парка        
Тема 1.5. Элементы ландшафтной композиции в паркостроении        
Итого по разделу        
Раздел 2. Подготовительные работы на объектах озеленения Тема 2.1 Отвод участка и очистка территории Тема 2.2 Инженерная подготовка территории и ее задачи Тема 2.3 Осушение территории Тема 2.4 Орошение территории садов и парков Тема 2.5 Подготовка почвы                                
Итого по разделу        
Раздел 3. Посадка деревьев и кустарников Тема 3.1 Организация посадочных работ Тема 3.2 Подготовка растений к пересадке Тема 3.3 Посадка саженцев деревьев и кустарников Тема 3.4 Посадка деревьев и кустарников с комом                              
Итого по разделу        
Всего        

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Содержание лекций

Раздел 1 Основные закономерности ландшафтно-архитектурных композиций

 

Тема 1. 1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЛАНДШАФТНО-АРХИТЕКТУРНЫХ КОМПОЗИЦИЙ

В основных направлениях экономического и социального развития страны большое внимание уделяется повышению мер по охране природы. Созданию и улучше­нию благоустройства зеленых зон городов и поселков, разработке рациональных проектных решений и грамотному технологическо­му воплощению их в жизнь.

Строительство объекта озеленения, его дальнейшая эксплуатация и формирование насаждений являются длительными по времени и сложными по технологии процессами. Проведению основных са­дово-парковых работ должна предшествовать специальная подготов­ка территории, заключающаяся в ее очистке, планировке, устранении эрозии почвы и обрушения берегов водоемов, их укреплении.

Затраты на строительство и эксплуатацию объектов озеленения во многом определяются назначением этих объектов, уровнем благо­устройства и посещаемостью, расположением в плане населенного места, наличием существующих насаждений и водоемов и т. п.

 

 

Тема 1. 2 РАЗВИТИЕ ПАРКОВОЙ КОМПОЗИЦИИ

Регулярные парки имеют центральную ось симметрии, которая часто начинается от сооружения (дворец, особняк, дом культуры, дворец спорта) или входной площадки с пропилеями (монументальные ворота, вход). Эта ось объединяет все части сада.

Доминирующая композиция регулярного парка представляет собой газонный, цветочный или водный партер, открытое пространство, иногда с включением фонтанов, скульптуры, растений, которые раскрывают парадность композиции и выявляют значительность сооружений.

Парки и сады населенных мест создаются на базе старых парковых массивов, новых и рекультивированных территорий. Включение свободно решенного пейзажа в плотную и жесткую планировку города улучшает условия жизни населения, но требует большого умения в построении парковой композиции с использованием народных традиций и природных особенностей местности. Формируются новые черты стиля ландшафтной архитектуры – правдивость, простота, ясность и вместе с тем яркая образная выразительность, гуманизм и демократичность.

Пространство, плоскость, объем – три категории архитектурной формы. Их взаимосвязь определяется понятием объемно-пространственной композиции и выражает общие закономерности формирования организованного пространства. Каждое пространство в парке имеет свои функции и характер, свои закономерности формирования.

 

 

Тема 1. 3 Основные закономерности ландшафтно-архитектурных композиций

 

К основным категориям ЛАК относятся: объемно-пространственная структура; тектоника (построение отдельных компонентов пейзажа); основные средства гармонии композиции (симметрия и асимметрия, ритм, масштабность, пропорции, контраст и нюанс) и дополнительные (цвет и освещение, орнамент, малые формы, скульптура). Все эти категории и средства композиции применяются комплексно.

Запланированная пропорциональность объемно-пространственного решения парка определяет гармонию композиции, выражающуюся в целостности, единстве разнообразия элементов, колорита, в масштабности открытых пространств, компонентов пейзажа, в симметричном и асимметричном равновесии.

Задача правильного размещения ритмических акцентов очень важна при архитектурно-ландшафтной организации улиц, автодорог, туристических маршрутов. Здесь не должно быть монотонности (мелькание на первом плане аллейных посадок, излишняя дробность пространственного ритма, слишком резкие переходы от открытых пространств к закрытым и наоборот). Необходимо либо изолировать пешеходные маршруты от транспортных и решать их независимо и в расчете на соответствующую скорость, либо давать в рамках «большого» ритма малые ритмы (пешеходные, лыжные, велосипедные). Нужен единый «транспортно-композиционный» шаг, членящий трассу на оптимальные отрезки. Он, в свою очередь, членится на мелкие, сомасштабные человеку «пешеходно-композиционные» единицы. При этом надо помнить, что уже три-четыре повторяющиеся явления вызывают у человека представление об их периодичности.

В садах и парках издавна используется фактор композиционной внезапности, преднамеренного «сбоя» устоявшегося ритма. Этот прием требует обязательной предшествующей психологической подготовки. Например, прогулка по узкой, затененной аллее заканчивается резким поворотом или площадкой на террасе, с которых открывается широкая панорама живописных окрестностей или выход к каньону реки и т.п. Этот прием, вызывающий восхищение, получил название «ах-ах», или «прием аха».

Все разнообразие ландшафтно-архитектурных композиций воспринимается зрителем также через такие понятия, как контраст, нюанс и тождество.

 

Тема 1. 4 проектирование отдельных элементов парка

Пластика рельефа в композиции парка имеет большое значение. В отличие от загородных лесопарков, где рельеф остается почти без изменений, в городском парке он может быть изменен по замыслу архитектора для усиления его естественных качеств. Рельеф можно полностью сохранить, можно подчеркнуть подсадкой на вершинах высоких групп деревьев или парковым сооружением. Рельеф можно изменить: при очень крупных склонах создать плавную линию или полностью разрушить (скрыть). К сожалению, последнее очень часто применяется у нас при вертикальной планировке.

Основное значение в архитектурном ансамбле парка принадлежит зеленым насаждениям (деревья, кустарники, цветочные и травянистые растения). Обычно архитектору приходится проектировать парк, используя существующий зеленый массив. Многообразие приемов озеленения позволяет создать различные композиции из зелени, изменяя и дополняя существующую зеленую основу.

Основные виды древесно-кустарниковых насаждений парка – это массивы, рощи, группы, одиночные и рядовые посадки.

Водопотребление парка: хозяйственно-питьевое, противопожарное, поливочное, расход воды на фонтаны, обводнение парка. Система водоснабжения может быть из отдельных водопроводов специального назначения или централизованным. Хозяйственно-питьевая и противопожарная сети проходят по хозяйственным и пожарным проездам. Полив и фонтанная сеть – в соответствии с расположением поливочной аппаратуры и размещением фонтанов. Обводнение – вдоль пешеходных аллей и фонтанов.

Вертикальная планировка площади парка – высотная организация в целях, с одной стороны, осуществления архитектурно-пространственного замысла композиции парка и, с другой, - достижения благоприятных условий для трасс проездов и аллей, а также освоения отдельных участков под строительство. При вертикальной планировке территории должно предусматриваться минимальное нарушение поверхностного слоя. На крутом склоне парка следует запроектировать террасирование поверхности.

 

 

Тема 1. 5 ЭЛЕМЕНТЫ ЛАНДШАФТНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ПАРКОСТРОЕНИИ

Это рельеф, вода и растительность. Ведущие – рельеф и вода, растительность – производный, но зато динамичный и совершенно незаменимый элемент паркового ландшафта. Для понимания эстетических и других закономерностей построения паркового ландшафта, проанализируем основные составляющие его компоненты.

Большую актуальность приобрела проблема использования для парков нарушенных форм рельефа, их рекультивация при создании парков и искусственное моделирование рельефа – геопластика.

Парк на склоне отличается фронтальностью композиции. Наклонная плоскость организует всю систему визуальных связей – взгляд скользит с верхних террас на нижние и далее к подножию склона. И наоборот, взгляд снизу устремляется наверх, поднимаясь с одного горизонтального уровня на другой к вершине. Раскрытие парка строится как последовательная серия картин, симметричная к главной оси движения, обычно направленной поперек склона или по диагонали.

Определяющим фактором композиции парка в горной долине, каньоне являются склоны и узкая плоскость днища водотока, пойма. Это ведущая продольная ось парка, вдоль которой проходят главные аллеи, различные парковые сооружения, крупные площадки. Если поперечный профиль долины симметричен, то динамика композиции развивается вверх и вниз по течению водотока. Боковые склоны (борта) долины находятся в поле зрения и важно сохранить их в естественном состоянии, предотвратить разрушение.

Парки на овражной территории или на базе большого тальвега похожи на парки в долине, но имеют свои особенности. Протяженность любой овражной системы обычно невелика, каждый тальвег или овраг выходит к широкому пространству реки или равнины. Такие выходы становятся главными и характерными элементами композиции парка. В структуре рельефа овражного парка выделяют следующие основные части: верхнее плато, основной ствол оврага и его боковые отвершки, открытую зону при выходе оврага к открытому пространству. Кроме того, выделяются мысообразные выступы плато (возвышенная равнина с обрывом, уступом) при слиянии оврагов, боковые склоны и днища оврагов и тальвегов.

Абсолютно ровной поверхности не бывает, есть небольшие всхолмления, лога и гряды, замкнутые понижения. Нужно использовать контраст: небольшой холм или горку можно увидеть на фоне плоской местности или при подходе к ним по ровной дороге. То, что расположено чуть выше общего уровня, должно казаться еще выше, а то, что ниже, – еще ниже. Особенно если эти противоположности находятся рядом. Основные видовые направления парка должны ориентировать зрителя на эти участки именно с тех сторон, где контраст выражен максимально: вид на холм снизу, вид на водоем с более высокого берега, где обеспечивается самый большой вертикальный угол восприятия панорамы, ее многоплановость.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...