Перечень практических навыков,
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преддипломная практика по специальности «Фармация» проводится на III курсе в 6-м семестре после завершения теоретического обучения в объеме 216 учебных часов. Организация и проведение преддипломной практики осуществляется в соответствии с Положением о практике учащихся, курсантов, осваивающих содержание образовательных программ среднего специального образования. Задачи преддипломной практики: – адаптация учащихся к реальным условиям будущей профессиональной деятельности; – выработка у учащихся навыков соблюдения санитарно-эпидемиологических требований для аптек и фармацевтического порядка; – закрепление и углубление теоретических знаний по фармакологии, организации и экономике фармации, фармацевтической технологии; – отработка и совершенствование практических навыков и умений изготовления лекарственных средств по рецептам врача и требованиям организаций здравоохранения, приему рецептов и требований, отпуску лекарственных средств; – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности путем формирования ответственного отношения к профессиональным обязанностям, строгого соблюдения дисциплины, охраны труда; – деонтологическое воспитание учащихся. Перед началом преддипломной практики в учреждении образования для учащихся проводится инструктаж. На время прохождения преддипломной практики приказом по аптеке назначается общий руководитель практики и руководитель практики в структурном подразделении. Преддипломную практику учащиеся должны пройти в установленные учебным планом сроки в полном объеме по всем разделам. Пропущенные дни практики, независимо от причин, отрабатываются по договоренности с руководителем аптеки и руководителем практики от учреждения образования.
Перед началом работы в аптеке проводится вводный и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда. Особое внимание уделяется внешнему виду учащихся, а также вопросам личной гигиены. Учащиеся ежедневно ведут дневник по установленной форме, где подробно описывают всю работу, выполненную за день. Дневник ежедневно проверяется и подписывается непосредственным руководителем практики, выставляется отметка. Дневник хранится в аптеке и должен предъявляться руководителю практики от учреждения образования в любое время рабочего дня. В конце преддипломной практики дневник подписывается руководителем аптеки и заверяется печатью учреждения. Учащиеся составляют отчет по преддипломной практике по установленной форме. По окончании практики учащимся выдается характеристика, в которой выставляется отметка по преддипломной практике по 10-балльной системе. Характеристика заверяется подписью руководителя аптеки и печатью учреждения. Итоговая отметка за преддипломную практику выставляется в учреждении образования на основании собеседования с учащимся с учетом характеристики, отчета о выполненной работе, индивидуального задания и качества ведения дневника. Учащиеся, не выполнившие программу преддипломной практики или получившие по итогам практики отметку ниже четырех, к сдаче Государственных экзаменов не допускаются. Приведенный в программе примерный тематический план является рекомендательным. Цикловая комиссия может вносить обоснованные изменения в содержание программного материала и распределение учебных часов по темам в пределах 15% общего бюджета времени, отведенного на изучение дисциплины. Все изменения должны быть рассмотрены на заседании цикловой комиссии, обсуждены на совете учреждения образования и утверждены руководителем учреждения образования.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Рабочее место | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. Работа в качестве фармацевта-рецептара по изучению номенклатуры лекарственных средств | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1. Знакомство с работой фармацевта-рецептара, распределением лекарственных средств по фармакологическим и фармакотерапевтическим группам. Информационная работа. | 7,2 | Правила оформления витрин в аптеке, распределение различных лекарственных средств по фармакологическим и фармакотерапевтическим группам, выделение лекарственных средств белорусского производства. | Оформление витрин в аптеке, классификация лекарственных средств по фармакологическим и фармакотерапевтическим группам. | Рабочее место фармацевта - рецептара, торговый зал. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.2. Работа в качестве фармацевта-рецептара. Отпуск лекарственных средств населению. Работа с рецептами с применением компьютерных программ. Изучение лекарственных средств, влияющих на процессы обмена веществ: гормональные средства гипофиза, щитовидной железы, коры надпочечников, половых гормонов, контрацептивов, гипогликемических средств. | 7,2 | Умение правильно определять групповую принадлежность лекарственных средств, знание фармакодинамики, применения, международных и торговых названий гормональных средств. Умение работать с компьютерными программами, предложить замену лекарственных средств безрецептурного отпуска аналогами. | Изучение гормональных лекарственных средств, имеющихся в аптеке, их форм выпуска, фармакодинамики, применения, международного непатентованного наименования и синонимов. | Рабочее место фармацевта-рецептара. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3. Работа в качестве фармацевта-рецептара. Отпуск лекарственных средств населению. Работа с рецептами с применением компьютерных программ. Изучение лекарственных средств – витаминов, биогенных стимуляторов. | 7,2 | Подбор лекарственных средств – витаминов, биогенных стимуляторов с различным торговым названием в соответствии с его международным непатентованным наименованием. Умение работать с компьютерными программами, предложить замену лекарственных средств безрецептурного отпуска аналогами. | Изучение лекарственных средств – витаминов, биогенных стимуляторов, имеющихся в аптеке, их форм выпуска, фармакодинамики, применения, международного непатентованного наименования и синонимов. | Рабочее место фармацевта- рецептара.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.4. Работа в качестве фармацевта-рецептара. Отпуск лекарственных средств населению. Работа с рецептами с применением компьютерных программ. Изучение лекарственных средств, влияющих на процессы воспаления. | 7.2 | Подбор лекарственных средств, влияющих на процессы воспаления, с различным торговым названием в соответствии с его международным непатентованным наименованием. Умение работать с компьютерными программами, предложить замену лекарственных средств безрецептурного отпуска аналогами. | Изучение лекарственных средств, имеющихся в аптеке, влияющих на процессы воспаления, их форм выпуска, фармакодинамики, применения, международного непатентованного наименования и синонимов. | Рабочее место фармацевта-рецептара.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.5. Работа в качестве фармацевта-рецептара. Отпуск лекарственных средств населению. Работа с рецептами с применением компьютерных программ. Изучение лекарственных средств, влияющих на процессы аллергии, иммунитета. | 7,2 | Подбор лекарственных средств, влияющих на процессы аллергии, иммунитета, с различным торговым названием в соответствии с его международным непатентованным наименованием. Умение предложить замену лекарственных средств безрецептурного отпуска аналогами. | Изучение лекарственные средства, имеющихся в аптеке, влияющих на процессы аллергии, иммунитета, их форм выпуска, фармакодинамики, применения, международного непатентованного наименования и синонимов. | Рабочее место фармацевта-рецептара. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.6. Работа в качестве фармацевта-рецептара. Отпуск лекарственных средств населению. Работа с рецептами с применением компьютерных программ. Изучение лекарственных средств –антибиотиков. | 7,2 | Подбор лекарственных средств – антибиотиков с различным торговым названием в соответствии с его международным непатентованным наименованием. Умение предложить замену лекарственных средств безрецептурного отпуска аналогами. | Изучение антибиотиков, имеющихся в аптеке, влияющих на систему крови, их форм выпуска, фармакодинамики, применения, международного непатентованного наименования и синонимов. | Рабочее место фармацевта-рецептара. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.7. Работа в качестве фармацевта-рецептара. Отпуск лекарственных средств населению. Работа с рецептами с применением компьютерных программ. Изучение противомикробных и противопаразитарных лекарственных средств (антисептики, синтетические противомикробные средства: нитрофураны, фторхинолоны, нитроимидазолы, сульфаниламиды). | 7,2 | Подбор противомикробных лекарственных средств (антисептики, синтетические противомикробные средства: нитрофураны, фторхинолоны, нитроимидазолы, сульфаниламиды) с различным торговым названием в соответствии с его международным непатентованным наименованием. Умение предложить замену лекарственных средств безрецептурного отпуска аналогами. | Изучение противомикробных средств (антисептики, синтетические противомикробные средства: нитрофураны, фторхинолоны, нитроимидазолы, сульфаниламиды), имеющихся в аптеке, влияющих на систему крови, их форм выпуска, фармакодинамики, применения, международного непатентованного наименования и синонимов. | Рабочее место фармацевта-рецептара. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.8. Работа в качестве фармацевта-рецептара. Отпуск лекарственных средств населению. Работа с рецептами с применением компьютерных программ. Изучение противогрибковых, противоглистных, противовирусных лекарственных средств. | 7,2 | Подбор противомикробных противогрибковых, противоглистных, противовирусных лекарственных средств с различным торговым названием в соответствии с его международным непатентованным наименованием. Умение предложить замену лекарственных средств безрецептурного отпуска аналогами. | Изучение противогрибковых, противоглистных, противовирусных лекарственных средств, имеющихся в аптеке, влияющих на систему крови, их форм выпуска, фармакодинамики, применения, международного непатентованного наименования и синонимов. | Рабочее место фармацевта-рецептара. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.9. Информационная работа, составление каталога новых лекарственных средств. | 7,2 | Взаимодействие фармацевта с врачами по прописи и оформлению рецептов, наличию лекарственных средств в аптеке. Проведение информационной работы с врачами поликлиники об имеющихся новых лекарственных средствах отечественного и зарубежного производства. | Работа с врачами по наличию лекарственных средств в аптеке. Составление каталога новых лекарственных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь за последние два года. | Рабочее место фармацевта-рецептара. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.10. Знакомство с Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь, утверждающего перечень основных лекарственных средств. | 7,2 | Иметь представление о Постановлении Министерства здравоохранения Республики Беларусь, утверждающего перечень основных лекарственных средств. Давать информацию врачам и населению, используя компьтерную программу, по классификации и наличию лекарственных средств в аптеке. | Знакомство с Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь, утверждающего перечень основных лекарственных средств. Проведение работы с врачами по информированию наличия лекарственных средств в аптеке и составление каталога, используя компьютерные программы (при наличии в аптеке). Оформление дневника: внесение информации о лекарственных средствах по плану: - наименование лекарственных средств; - формы выпуска; - фармакологическая группа. | Рабочее место фармацевта-рецептара. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 2. Организация работы аптеки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1. Знакомство с делопроизводством аптеки, номенклатурой дел, штатом аптеки. | 7,2 | Ориентируется в вопросах делопроизводства и номенклатуре дел. Знает нормативную документацию по расчету штатной численности работников аптеки. Владеет стилями и методами управления коллективом. Ориентируется в учете труда и заработной платы. | Знакомство с делопроизводством аптеки, номенклатурой дел, штатом аптеки. Изучение стилей и методов управления коллективом. Знакомство с порядком учета труда и заработной платы. | Рабочее место заведующего аптекой. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2. Изучение вопросов учета и отчетности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2.1. Работа по учету поступления и реализации товаров населению и организациям здравоохранения. | 7,2 | Приемка товара от поставщиков, размещение по местам хранения, регистрация поступивших товаров в учетных документах. Реализация товара населению по рецептам врача и без рецепта, в том числе бесплатно и на льготных условиях. Реализация товара организациям здравоохранения и прочим учреждениям и организациям по требованиям. Регистрация реализованных товаров в учетных документах. | Знакомство с работой по учету поступления товаров и их реализацией.
| Рабочее место фармацевта - рецептара, бухгалтера. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2.2. Работа по предметно- количественному учету лекарственных средств в аптеках. | 7,2 | Заполнение журнала предметно-количественного учета лекарственных средств и спирта этилового, составление выборочного листа на основании рецептов и требований, выведение книжного остатка лекарственных средств на конец месяца и сравнение его с фактическим остатком, расчет естественной убыли. | Знакомство с организацией предметно-количественного учета лекарственных средств в аптеке и ведением учетных документов. | Рабочее место фармацевтического работника, ответственного за ведение учета (зам. заведующего аптекой). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2.3.Работа по учету денежных средств. | 7.2 | Приемка денежных средств за реализованные товары с использованием кассового оборудования. Печатание платежного документа с использованием кассового суммирующего аппарата и отпуск по нему товара. Оформление документов по кассовым операциям. | Знакомство с правилами ведения кассовых операций и работа по учету денежных средств, поступающих в кассу аптеки.
| Рабочее место фармацевта-рецептара. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2.4. Работа по учету расхода товаров, не связанных с реализацией, учету вспомогательных материалов, лекарственного растительного сырья, тары. | 7,2 | Заполнение документов по учету расхода товаров, не связанных с реализацией (расход на хозяйственные нужды, технологические нужды, на оказание первой медицинской помощи и другие), вспомогательных материалов, лекарственного растительного сырья, тары. | Работа по изучению учета расхода товаров, не связанных с реализацией, учета вспомогательных материалов, лекарственного растительного сырья, тары.
| Рабочее место бухгалтера. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2.5. Работа по учету основных средств и отдельных предметов в составе оборотных средств аптеки. | 7,2 | Знать основные принципы организации учета основных средств и отдельных предметов в составе оборотных средств и регистрировать их в учетных документах. | Знакомство с работой по учету основных средств и отдельных предметов в составе оборотных средств. | Рабочее место бухгалтера. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3. Инвентаризация активов и обязательств, переоценка товаров в аптеке | 7,2 | Знать порядок проведения инвентаризации активов и обязательств и переоценки товаров в аптеке и документальное оформление результатов. | Знакомство с организацией работы по проведению инвентаризации активов и обязательств и переоценке товаров в аптеке. | Помещения аптеки. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.4. Составление отчета о финансово-хозяйственной деятельности аптеки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.4.1. Работа по составлению отчета о финансово- хозяйственной деятельности аптеки (I-III разделы). | 7,2 | Заполнение разделов и таблиц отчета: - движение денежных средств и инкассация выручки; - товарный отчет; - движение основных средств, материалов, тары и других товарно-материальных ценностей на основании приходных и расходных документов. | Работа по заполнению разделов и таблиц отчета о финансово-хозяйственной деятельности аптеки. | Рабочее место бухгалтера.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.4.2. Работа по составлению отчета о финансово-хозяйственной деятельности аптеки (IV-V разделы). | 7,2 | Заполнение разделов и таблиц отчета: - оборотная ведомость по расчетам с покупателями по безналичному расчету; - движение товаров и выручки по подведомственным подразделениям аптеки на основании приходных и расходных документов. | Работа по заполнению разделов и таблиц отчета о финансово-хозяйственной деятельности аптеки. | Рабочее место бухгалтера.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.5. Знакомство с основными экономическими показателями работы аптеки. | 7,2 | Знать основные экономические показатели финансово - хозяйственной деятельности аптеки: - объем реализации; - валовая прибыль; - чистая прибыль; - издержки обращения; - товарные запасы, уметь прогнозировать и анализировать их | Работа по изучению основных экономических показателей финансово – хозяйственной деятельности аптеки. | Рабочее место заведующего аптекой, бухгалтера. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 3. Работа в качестве фармацевта-ассистента по аптечному изготовлению асептических лекарственных средств | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1. Устройство и оборудования асептического блока. Получение воды для инъекций. | 7,2 | Ориентируется в помещениях асептического блока, знает санитарно - эпидемиологические требования для аптек, соблюдает технику безопасности, СОП, рабочие инструкции. Знает устройство, принцип работы аквадистиллятора для получения воды для инъекций, правила получения воды для инъекций. | Знакомство с помещениями асептического блока, его оборудованием и оснащением, изучение постановления об утверждении Санитарных норм и правил «Санитарно - эпидемиологические требования для аптек», инструктаж по технике безопасности. Получение воды для инъекций. | Асептический блок. Помещение водоподготовки асептического блока. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2. Методы стерилизации, применяемые в аптеке. | 7,2 | Имеет представление о работе с автоклавом, сухожаровым стерилизатором, стерилизации растворами и текучим паром, соблюдает технику безопасности, СОП, рабочие инструкции. | Стерилизация автоклавированием, сухожаровая стерилизация, химическая стерилизация растворами, стерилизация текучим паром (если указана как единственный способ в нормативной документации). | Стерилизационная. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.3. Изготовление растворов для инъекций. | 7,2 | Подбор контейнеров, укупорочных средств, отмеривание воды для инъекций, взвешивание лекарственных веществ, их растворение, укупорка резиновой пробкой, фильтрование, проверка на механические включения на приборе «УК-2», укупорка под обкатку, проверка герметичности, маркировка, стерилизация, проверка на отсутствие механических включений, оформление к отпуску, заполнение журнала регистрации отдельных стадий изготовления стерильных растворов. | Изготовление растворов для инъекций. | Помещение для аптечного изготовления лекарственных средств асептического блока, рабочее место фармацевта-ассистента. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.4. Изготовление растворов для инфузий. | 7,2 | Подбор контейнеров, укупорочных средств, отмеривание воды для инъекций, взвешивание лекарственных веществ, их растворение, укупорка резиновой пробкой, фильтрование, проверка на механические включения на приборе «УК-2», укупорка под обкатку, проверка герметичности, маркировка, стерилизация, проверка на отсутствие механических включений, оформление к отпуску, заполнение журнала регистрации отдельных стадий изготовления стерильных растворов. | Изготовление растворов для инфузий. | Помещение для аптечного изготовления лекарственных средств асептического блока, рабочее место фармацевта - ассистента. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.5. Изготовление глазных капель. | 7,2 | Подбор контейнеров, укупорочных средств, отмеривание воды очищенной, взвешивание лекарственных средств, их растворение, фильтрование через стерильный обеззоленный фильтр с подложенным ватным тампоном, предварительно промытыми водой очищенной, в мерный цилиндр, доведение до нужного объема, переливание в контейнер, укупорка резиновой пробкой, проверка на механические включения на приборе «УК-2», укупорка под обкатку, проверка герметичности, маркировка, стерилизация, проверка на отсутствие механических включений, оформление к отпуску, заполнение журнала регистрации отдельных стадий изготовления стерильных растворов и паспорта письменного контроля. | Изготовление глазных капель. Изучение рабочих инструкций, СОП. | Помещение для аптечного изготовления лекарственных средств асептического блока, рабочее место фармацевта - ассистента. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.6. Изготовление глазных мазей.
| 7,2 | Подбор контейнеров, укупорочных средств, взвешивание основы, взвешивание лекарственных веществ, измельчение и смешивание по правилам изготовления порошков, диспергирование, эмульгирование, смешивание с основой, оформление к отпуску (маркировка), оформление паспорта письменного контроля, заполнение журнала регистрации отдельных стадий изготовления стерильных растворов (если стерилизовалась основа). | Изготовление глазных мазей. Изучение рабочих инструкций, СОП.
| Помещение для аптечного изготовления лекарственных средств асептического блока, рабочее место фармацевта - ассистента. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.7. Изготовление лекарственных средств для новорожденных и детей до 1 года. | 7,2 | Подбор контейнеров, укупорочных средств, выполнение различных технологических операций в зависимости от изготавливаемой лекарственной формы, стерилизация, оформление к отпуску (маркировка), оформление паспорта письменного контроля, заполнение журнала регистрации отдельных стадий изготовления стерильных растворов. | Изготовление лекарственных средств для новорожденных и детей до 1 года. Изучение рабочих инструкций, СОП. | Помещение для аптечного изготовления лекарственных средств асептического блока, рабочее место фармацевта - ассистента. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.8. Изготовление порошков с антибиотиками. | 7,2 | Взвешивание лекарственных веществ, измельчение, смешивание, проверка качества смешивания, стерилизация, добавление антибиотика в асептических условиях, дозирование, оформление к отпуску (маркировка), оформление паспорта письменного контроля, заполнение журнала регистрации отдельных стадий изготовления стерильных растворов. | Изготовление порошков с антибиотиками. Изучение рабочих инструкций, СОП. | Помещение для аптечного изготовления лекарственных средств асептического блока, рабочее место фармацевта - ассистента. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.9. Изготовление жидких и мягких лекарственных средств с антибиотиками. | 7,2 | Подбор контейнеров, укупорочных средств, выполнение различных технологических операций в зависимости от изготавливаемой лекарственной формы, стерилизация, оформление к отпуску (маркировка), оформление паспорта письменного контроля, заполнение журнала регистрации отдельных стадий изготовления стерильных растворов. | Изготовление жидких и мягких лекарственных форм с антибиотиками. Изучение рабочих инструкций, СОП. | Помещение для аптечного изготовления лекарственных средств асептического блока, рабочее место фармацевта - ассистента. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.10. Систематизация и закрепление знаний, практических умений и навыков по выполнению функций фармацевта-ассистента | 7,2 | Умения работы в качестве фармацевта-ассистента по аптечному изготовлению асептических лекарственных средств | Изготовление лекарственных средств. Изучение рабочих инструкций, СОП. | Рабочее место фармацевта-ассистента | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ,
ПОДЛЕЖАЩИХ УСВОЕНИЮ
|
|
12 |