Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел определения констант




ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЯЗЫКА

Основные символы

Алфавит языка TURBO Паскаль состоит из основных (базисных) символов, которые подразделяются на буквы, цифры и специальные символы:

 

Буквы:

от А до Z; от а до z и знак _ (подчеркивание)

Цифры:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Специальные символы:

+ - * / = ^ < > () [ ] { }.,:; ' # $

 

Транслятор языка TURBO Паскаль не делает различия между прописными и строчными буквами.

 

Зарезервированные слова

Зарезервированные слова являются составной частью языка TURBO Паскаль. Их нельзя переопределить, и поэтому их нельзя использовать в качестве идентификаторов, определяемых пользователем. Основные зарезервированные слова языка Паскаль:

 

and file not var

array string then while

begin for of with

function or type

const goto to

div procodure until

do if program

downto in record

else label repeat

end

Разграничители

Элементы языка должны отделяться друг от друга хотя бы одним из следующих разграничителей: пробел, символ конца строки или конец программы.

Максимальная длина строки программы равняется 249 символам; если в строке более 249 символов, то все лишние символы компилятором игнорируются. Поэтому редактор TURBO разрешает только строки длиной не более 249 символов, хотя исходная программа, подготовленная при помощи другого редактора, может использовать и более длинные строки. Если такой текст обрабатывается редактором TURBO, то он автоматически вставляет символы ограничения строки /формирует строки длиной не более чем 249 символов/ и выдает предупреждение.

 

СТАНДАРТНЫЕ ТИПЫ СКАЛЯРОВ

Тип данных определяет множество значений, которое может принимать переменная. Каждой переменной в программе необходимо задать один, и только один, тип данных. Хотя TURBO Паскаль может обрабатывать достаточно сложнее типы данных, все они составляются из простых /неструктурированных/ типов.

Простой тип данных может определяться самим программистом /в этом случае он называется описанным скалярным типом - declared scalar type/. Но можно использовать и стандартные скалярные типы:

- integer /целочисленный/,

- real /вещественный/,

- boolean /булевский или логический/,

- char /символьный или литеральный/,

- byte /байтовый/.

 

В дальнейшем дается описание этих пяти стандартных скалярных типов.

 

2.1. Целочисленный тип /Integer/

К целочисленному типу относятся все целые числа. В TURBO Паскале они ограничиваются диапазоном от - 32768 до 32767. Данные целочисленного типа занимают в памяти по 2 байта.

При выполнении арифметических операций над целочисленными данными переполнение не обнаруживается. Отметим, что нужно следить за тем, чтобы промежуточные результаты при вычислении целочисленных выражений не выходили за пределы диапазона, определенного для данных целочисленного типа. Например, при вычислении выражения 1000*100/50 вы не получите результат 2000, так как при выполнении умножения имеет место переполнение.

 

2.2. Байтовый тип /Byte/

Байтовый тип Byte является своеобразным подмножеством типа Integer и охватывает целые числа в диапазоне от 0 до 255.

Данные, имеющие байтовый тип, можно сравнивать с данными целочисленного типа. Каждый раз, когда вы ожидаете получить величину типа Byte, вместо нее можно специфицировать значение целочисленного типа /Integer/ и наоборот. Исключение составляют только те случаи, когда величина определяется в качестве параметров. Кроме того, в арифметических выражениях допускается смешение данных типов Byter и Integers, а переменным байтового типа можно присваивать значение целочисленного типа. Переменная типа Byte занимает в памяти 1 байт.

 

2.3. Вещественный тип /Real/

Диапазон значений переменных вещественного типа охватывает числа от 1Е-38 до 1Е+38 с мантиссой, которая может содержать до 11 значащих цифр. Для размещения в памяти одной переменой вещественного типа требуется 6 байт.

Переполнение, возникающее при выполнении арифметических операций над данными вещественного типа, вызывает остановку программы и на экран выводится сообщение об ошибке. В случае выхода за нижнюю границу интервала результату присваивается нулевое значение.

Хотя данный тип /Real/ определяется здесь как стандартный, следует отметить некоторые различия, которые существуют между типом Real и другими скалярными типами:

1. Данные вещественного типа нельзя использовать для индексирования

массива.

2. Вещественный тип нельзя определять как базовый тип множества.

3. Данные вещественного типа нельзя использовать в управляющих операто-

рах for и case.

4. Вещественный тип данных не допускает определения ограниченных типов.

 

2.4. Булевский тип /Boolean/

Данные булевского типа / иногда его называют логическим/ могут принимать значение, определяемое стандартными идентификаторами True /истина/ и False /ложь/. Переменная булевского типа занимает в памяти 1 байт.

 

2.5. Символьный тип /Char/

Значением переменной символьного /иногда его называют литеральным/ типа может быть один из символов, входящих в ASCII /Американский стандартный код обмена информации/. Символы упорядочены друг относительно друга в соответствии с их значениями в коде ASCII, например: "А"<"В". Значение кодов символов в ASCII изменяются от 0 до 255. Переменная символьного типа /Char/ занимает один байт памяти.

 

СРУКТУРА ПРОГРАММЫ

 

Заголовок программы

В TURBO-Паскале заголовок программы играет чисто вспомогательную функцию и никакой существенной роли для самой программы не играет. Если заголовок присутствует, то он задает имя программы.

Примеры:

program Circles;

program Accountant;

program Writor;

 

Раздел описания

В разделе описания, входящего в блок программы, описываются все идентификаторы, которые будут использоваться в разделе операторов данного блока программы /и, возможно, других блоков, находящихся внутри него/. Раздел описания, в свою очередь, состоит из пяти различных разделов:

1. Раздел описания меток

2. Раздел определения констант

3. Раздел определения типов

4. Раздел описания переменных

5. Раздел описания процедур и функций

 

В стандартном языке Паскаль установлено, что каждый раздел может встречаться в программе только один раз или же не встречаться вообще, причем располагаться разделы должны в порядке, указанном выше. В языке TURBO – Паскаль ограничения по количеству повторений и нахождений того или иного раздела сняты.

Структура программы приведена в приложении 2.

 

Раздел описания меток

Перед любым оператором программы можно поставить метку, что позволит выполнить безусловный переход на этот оператор при выполнении команды goto. Метка состоит из имени метки и следующего за ним двоеточия. Перед использованием метки ее следует описать в разделе описания меток. Раздел описания меток имеет следующую структуру: сначала записывается зарезервированное слово label /метка/, за ним следует список идентификаторов меток, отделенных друг от друга запятыми. В конце списка идентификаторов меток ставится точка с запятой.

Пример:

label 10, error, 999, Quit;

label 5, M10, iter;

 

Тогда как стандартный Паскаль налагает на имя метки определенные ограничения /метка должна состоять не более чем из 4 цифр/, в TURBO-Паскале в качестве меток могут использоваться как числа, так и идентификаторы.

 

Раздел определения констант

В разделе определения констант выполняется присваивание идентификаторам определенных постоянных значений. В начале раздела определения констант пишется слово const /константа/. Вслед за этим словом следует список выражений, в которых идентификаторам присваиваются определенные постоянные значения. Элементы списка отделяются друг от друга точкой с запятой. Каждое выражение присваивания состоит из идентификатора, за которым через знак равенства следует присваиваемая ему постоянная величина. В качестве констант могут использоваться строки или числа.

Пример:

const

Limit = 255; Max = 1024;

Pi = 3.14159; A = ‘студент’

Sbol = True;

 

Раздел определения типов

Тип данных в Паскале может быть описан либо непосредственно в разделе описания переменных, либо определяться идентификатором типа. В Паскале есть несколько стандартных идентификаторов типов (см. раздел 2), и, кроме того, программист может создавать свои собственные типы путем определения типа в разделе определения типов. Раздел определения типов начинается зарезервированным словом type /тип/. За словом type следует одно или более назначений типов, разделенных друг от друга точкой с запятой. Каждое назначение типа состоит из идентификатора типа, знака равенства и самого описания типа.

Пример:

type

Number = Integer;

Day = (mon,tues,wed,thur,fri,sat,sun);

List = array[1..10] of Real;

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...