Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система и формы государственной поддержки предпринимательства




 

Государственное регулирование современного предпринимательства осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления предпринимательства к изменяющимся условиям. Оно реализуется с помощью специальной системы мер, предусматривающей использование законодательной базы, актов, указов, а также различных нормативных документов.

Для того чтобы бизнес развивался, необходимо, чтобы государство оказывала ему содействие.

Государственная поддержка малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса. Ресурсная необеспеченность заставляет государство поддерживать малый бизнес по следующим основным направлениям:

1. Финансовая поддержка (формирование государственных программ обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговых и амортизационных льгот и т.д.).

2. Материально-техническая поддержка (различные формы предоставления технологии и оборудования в аренду малого бизнеса, создание технопарков и т.д.).

.   Консультативная и информационная поддержка (обеспечение доступа к техническим библиотекам, базам данных, оказание консультативных и правовых услуг, особенно по проблемам создания, управления, налогообложения и т.д.).

Создание рыночной инфраструктуры (локальных ярмарок, рынков оборудования и технологий для малых фирм, рынков сбыта и т.д.)

Во многом благодаря государственной поддержке малого бизнеса в современных развитых рыночных странах активно развивается наиболее эффективный тип малого бизнеса - быстрорастущее предприятие. Многочисленные малые предприятия превращаются дополнением к традиционным научно-исследовательским комплексам промышленных корпораций, университетов, бесприбыльным исследовательским организация, государственным лабораториям и целевым структурам

Большую роль в реализации государственных программ играют формы самоподдержки малого бизнеса. Ощутимую помощь по совершенствованию менеджмента в малых организационных формах оказывают торгово-промышленные палаты. В интересах укрепления финансового положения предпринимателей правительства развитых рыночных стран поощряет объединение мелких и средних предприятий в кооперативы - производственные, кредитные, сбытовые.

Создание кооперативов преследует сразу несколько целей: предотвращение конкуренции, координацию стратегии в закупке товаров у оптовиков, взаимопомощь в периоды финансовых затруднений. К тому же, объединившись, мелкие и средние фирмы получают неплохую возможность выхода на внешние рынки, занимая там ниши, на которые не претендуют гиганты. Для того чтобы осуществлять государственное регулирование предпринимательства, необходимы определенные инструменты - правовые, экономические и административные рычаги.

Экономические рычаги воздействуют на субъекты предпринимательской деятельности не прямо, а посредством влияния на их экономические интересы. Эти методы прямо не запрещают, не ограничивают деятельность, но заставляют предпринимателя принимать решения о целесообразности расширения, сохранения или прекращения своего бизнеса в изменяющихся под воздействием государства экономических условиях.

К таким рычагам можно отнести денежно - кредитную, бюджетную, налоговую и внешнеэкономическую политики.

Денежно - кредитная политика основывается на регулировании реального предложения денег в экономике, т.е. денежной массы. Основными инструментами, которыми орудует Центральный банк, являются учетная ставка, норма обязательных резервов и операции по купле - продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке.

Проведение бюджетной политики позволяет реализовывать три основные функции - фискальную, регулирующую и распределительную. Фискальная функция позволяет государству создавать денежную базу функционирования государственного аппарата; функция регулирования предусматривает проведение определенной политики в экономической сфере; распределительная функция несет в себе возможность активного государственного регулирования в социальной сфере.

Налоговая политика является важнейшей составляющей в системе методов государственного регулирования и определяет возможности бюджетной политики. Экономическая и фискальная функции налогов связывают воедино обязанности предпринимателей и государства. Важнейшим инструментом воздействия налоговой системы на развитие экономики являются льготы, которые могут быть региональными, селективными, общефедеральными. Формы налоговых льгот - налоговые кредиты, пониженные ставки, отсрочка уплаты, особенности определения налоговой базы. Внешнеэкономическая политика как косвенный метод государственного регулирования предпринимательской деятельности включает в себя три основные группы инструментов: общие, направленные на усиление позиций в мировой экономике; специальные, направленные на развитие определенных видов деятельности; стимулирующие, направленные на прямую поддержку государством экспорта. Административные, т.е. методы прямого действия, должны использоваться государством, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Как показала мировая практика, административные методы наиболее целесообразно использовать в следующих областях:

) естественная государственная монополия (фундаментальная наука, оборона и т.д.);

) охрана окружающей среды и использование ресурсов;

) сертификация, стандартизация, метрология;

) социальная политика; прежде всего имеются в виду определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособие по безработице и др.);

) внешнеэкономическая деятельность.

К прямым методам регулирования относятся, система ценообразования, режим квотирования, политика доходов, лицензирования.

1. Система ценообразования используется наиболее часто, особенно в области регулирования монополистических рынков.

2. Применение режима квотирования характерно для внешнеторговой деятельности и реализации некоторых товаров на внутреннем рынке.

.   Политика доходов находит свое выражение в установлении минимального уровня оплаты труда, уровня оплаты нетрудоспособности работника и других выплат социального характера.

.   Лицензирование относится к наиболее действенным методам регулирования государством отдельных видов деятельности, связанных с потенциальной угрозой жизни, здоровью населения и безопасности государства.

Правовые рычаги регулирования предпринимательской деятельности воплощены с помощью постановлений Правительства, законов, подзаконных актов и других нормативно - правовых документов. К ним можно отнести защиту прав потребителей со стороны государства, осуществляемую через систему нормативно - правовых актов, определяющих порядок защиты прав потребителей, ответственность предпринимателей, систему государственной и общественной защиты потребителей. Для создания нормальных условий для предпринимательской деятельности, для стабилизации и подъема экономики государство должно проводить фискальную, научно - техническую, инвестиционную, ценовую, амортизационную, кредитно - денежную и другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплексе как экономические, так и административные методы. Проанализировав основные направления и инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности можно выделить пять основных направлений:

) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы;

) защита конкуренции;

) перераспределение доходов;

) перераспределение ресурсов;

) меры по стабилизации экономики в целом (поддержание стабильности уровня цен и обеспечение полной занятости).

Финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого бизнеса осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, созданный Правительством РФ. Средства этого фонда формируются за счет средств федерального бюджета, а также других источников. Федеральный фонд поддержки является заказчиком федеральной программы государственной поддержки малого предприни­мательства. Помимо Федерального фонда в России действуют государственные и муниципальные фонды, созданные соответствующими государственными органами и органами местной власти.

Таким образом, в Российской Федерации в последние годы также предпринимаются существенные усилия по развитию малого предпринимательства. Основные направления государственной политики в этой сфере нашли отражение в Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Для того чтобы осуществлять государственное регулирование предпринимательства, необходимы определенные инструменты - правовые, экономические и административные рычаги.

 

2.3 Значимость финансово-кредитной поддержки для малых предприятий

 

Особое значение малый и средний бизнес приобретает в наблюдаемых сегодня условиях нестабильности экономики (кризисных явлений), так как это динамичная форма хозяйствования, быстро приспосабливающаяся к изменяющимся условиям.

На основе статистических данных был проведен анализ реализации финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России. В ходе проведенного опроса подтвердилось высокое значение, которое придают предприниматели государственной поддержке малого бизнеса вообще, во всех ее формах. Лишь 7,3% определенно заявили, что не нуждаются в поддержке со стороны государства.

Подавляющее большинство респондентов (85,8%) считают государственную поддержку необходимой для себя. При том, что значимость поддержки отмечают как для этапа организации и начала деятельности, так и для этапа зрелости предприятия, большинство отвечавших все-таки склоняются к тому, что важнее иметь поддержку на начальном этапе (48,6% и 37,2% соответственно).

Что касается отдельных видов господдержки, то тут выраженные предпринимателями предпочтения послужили дополнительной иллюстрацией к широко известным соображениям о болевых точках российского бизнеса. По тому, как респонденты отметили наиболее важные непосредственно для их бизнеса направления государственной поддержки, все эти варианты разделились на семь групп в зависимости от частоты упоминания каждого из них.

Характерно, что все, имеющее отношение к кредитно-финансовой поддержке, оказалось не самым актуальным для опрошенных предпринимателей. Наиболее важным для себя предприниматели считают предоставление налоговых льгот, которое было упомянуто в 72,7% ответов. Этот вид государственной поддержки лидирует с огромным отрывом, а представители малого бизнеса из Москвы и Екатеринбурга оценили значимость этого вида даже выше, чем в среднем, показав 90,9% и 89,8% соответственно.

Практически столь же значимым оказался такой вид поддержки, как льготная аренда помещений - 60,1% от всех ответов. И здесь также для предпринимателей из Москвы и Екатеринбурга это направление оказалось более важным (74,7% и 82,7% соответственно), чем в среднем по всей выборке.

На третьем месте по значимости оказались такие виды, как упрощение и стабильность системы налогообложения и нормативно-правовая поддержка малого бизнеса. Они составляют, соответственно, 49,8% и 43,5% всех ответов. Существенно выше среднего оказалась важность этих видов для предпринимателей из Новосибирска. В их ответах доли этих вариантов составили, соответственно, 78,0% и 72,0%.

Только в четвертой группе по важности оказался один из видов финансовой поддержки, а именно, льготные целевые кредиты (33,6%). При этом выявился существенный разброс в региональных оценках значимости этого вида, которые колебались от 17,0% в Новосибирске до 44,9% в Екатеринбурге.

Пятую группу составили виды поддержки с относительно невысоким уровнем субъективной значимости для опрошенных предпринимателей. Сюда вошли, кроме всего прочего, гарантии по коммерческим кредитам (20,5%) и микрокредитование (18,6%). Практически по каждому из данных видов поддержки наблюдается разброс в оценках их значимости предпринимателями разных регионов. Наиболее яркие проявления этих различий видны по отношению к микрокредитованию, где наибольшую заинтересованность показали респонденты из Ростова-на-Дону (32,0% их ответов), а наименьшую - из Екатеринбурга (7,1% ответов).

В шестую группу вошли такие виды поддержки, которые в совокупности получили достаточно низкие оценки важности со стороны предпринимателей. Это - предоставление госзаказов (11,4%), упорядочивание государственного контроля за деятельностью предпринимателей (8,9%), поддержка инновационной деятельности (8,4%), защита конкурентной среды (8,4%), поддержка социального статуса предпринимателей (6,5%).

Наконец, в седьмую группу - с очень низкими оценками относительной важности - можно включить доступный консалтинг (3,5%), содействие внешнеэкономической деятельности (3,5%), целевую поддержку отдельных групп предпринимателей (3,5%) и содействие в подготовке и переподготовке кадров (2,3%).

Таким образом, финансово-кредитная поддержка малого бизнеса оказалась, по своей значимости для предпринимателей, на 4-5 местах (из 7 возможных). В то же время, оценивая, какими должны быть приоритетные направления государственной поддержки на федеральном уровне, предприниматели поставили все направления, относящиеся к финансово-кредитной поддержке, на более высокое место, признавая, что в масштабах всего сектора малого бизнеса эти вопросы являются одними из более значимых. При том, что неизменное первое место заняло в ответах льготное налогообложение (этот вариант присутствует в 78,2% всех ответов), а на втором месте по приоритетности для федерального уровня оказалась нормативно-правовая поддержка МП (53,9%), на третьем месте оказалась группа направлений, в которую вошли прямая финансовая поддержка (39,9%), микрокредитование (35,9%), защита интересов малого бизнеса и социальная защита предпринимателей (33,6%), совершенствование механизма финансово-кредитной поддержки МП (30,5%). Четвертую группу образовали такие направления, как поддержка материально-технической базы МП (22,5%); косвенная финансовая поддержка (гарантии, страхование) - 22.0% всех ответов по выборке; поддержка рынков госзаказов и субподрядов (19,0%).

На пятом месте по приоритетности оказалась достаточно многочисленная группа, включающая следующие направления: содействие технологическому развитию МП (13,6%), поддержка системы обучения кадров для малого бизнеса (12,2%), содействие доступности информационных ресурсов для МП (11,6%), формирование благоприятного социально-психологического климата для малого бизнеса (11,2%), целевая поддержка малого бизнеса в отдельных отраслях (9,4%), поддержка менеджмента, маркетинга и кооперации МП (7,7%), содействие развитию негосударственной инфраструктуры малого бизнеса (7,4%), содействие внешнеэкономической деятельности МП (7,0%).

Наименее важными для государственной поддержки, реализуемой на федеральном уровне, являются, по мнению предпринимателей, два направления - это целевая поддержка малого бизнеса в отдельных территориях(4,4%) и целевая поддержка предпринимательства отдельных групп населения (3,2%). Они оказались на шестом уровне по приоритетности. Та группа предпринимателей, которая отметила микрокредитование в качестве наиболее значимого для своего собственного бизнеса, оказалась последовательной в выборе приоритетов.

По мнению респондентов этой группы, микрокредитование малого бизнеса должно быть наиболее значимым и на федеральном уровне (74,8% всех ответов этой группы).

В то же время, представители малого бизнеса не посчитали, что финансово-кредитные направления господдержки столь же важны на ближайшую перспективу. По их мнению, федеральная программа государственной поддержки предпринимательства на ближайшие два-три года должна быть построена в соответствии со следующими приоритетами. Первое место должно принадлежать, разумеется, задачам обеспечения стабильности налогообложения, учета и отчетности на длительный период (71,9% ответов по всей выборке) и разработки системы налоговых льгот для малого бизнеса (71,7% ответов).

Следующую группу наиболее важных задач ближайшего времени составляют правовая защита предпринимателей и их бизнеса (58,2% ответов);

упрощение регистрации, лицензирования, сертификации (58,1%);

совершенствование федеральной нормативно-правовой базы МБ (53,7%).

На третье место вышла задача обеспечения роста инвестиций в малый бизнес (44,9%). На четвертое - защита отечественных производителей (30,8%).

Только пятое место заняла группа, содержащая задачи финансово-кредитной поддержки, хотя и объединившая сразу несколько разных направлений, - создание системы кредитных гарантий (25,9%), разработку национальной доктрины государственной поддержки в сфере МСП (24,6%), создание системы микрокредитования (23,9%), пропаганду социальной ценности предпринимательской инициативы (21,0%), оптимизацию государственного контроля сферы МБ (20,4%). Ближе к этой группе примыкает также задача увеличения объемов прямой финансовой поддержки малого предпринимательства (18,4%). Наименее значимыми на ближайшие два-три года являются, по мнению предпринимателей, создание системы информационной поддержки малого предпринимательства (12,8%), разделение полномочий по поддержке МП между всеми уровнями власти (12,5%), создание системы инновационной деятельности МП (7,7%), создание системы имущественной поддержки МП (7,6%) и рост влияния общественных объединений предпринимателей (7,1%).

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что финансово-кредитная поддержка малого бизнеса оказалась, по своей значимости для предпринимателей, на 4-5 местах (из 7 возможных). Подавляющее большинство предпринимателей не удовлетворены уровнем государственной поддержки и оценивают ее эффективность как низкую. Эта оценка сохраняется для всех этапов реализации федеральных программ поддержки.

 

2.4 Оценка и прогнозирование развития финансирования малого бизнеса Республики Татарстан со стороны государства

 

По уровню развития малого бизнеса Республики Татарстан среди субъектов федерации Приволжский федеральный округ находится на средних позициях. По одному из основных показателей, характеризующих этот уровень, - числу малых предприятий, приходящихся на 10 тысяч человек населения, - Республика Татарстан делит 7-9 место с Республикой Башкортостан и Саратовской областью, уступая Самарской области почти вдвое, а Российской Федерации в целом в 1,4 раза.

Доля наиболее прогрессивной составляющей малого бизнеса Республики Татарстан в основных экономических показателях в настоящее время незначительна, однако, как показывают данные, ежегодно увеличивается. При этом существенная доля внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, показывает значение сферы малого бизнеса на рынке вторичной занятости. Занятость в данном секторе способствует повышению уровня жизни населения региона.

Эффективность малого предпринимательства при их низкой капиталоемкости подтверждается тем, что, согласно данным Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Республике Татарстан, при доле в выпуске товаров и услуг в 6,2% их доля в ВРП в основных ценах составляет 11,7%.

Принципиальное отличие малого бизнеса Республики Татарстан от общероссийского до 2013 года состояло в двух обстоятельствах: значительно меньшем удельном весе предприятий реального сектора и, напротив, большем удельном весе индивидуального предпринимательства, а поскольку последнее тяготеет преимущественно к торговле, это в сумме создает неблагоприятную для реального сектора структуру всего МБ в Республике Татарстан.

«Опора России» опубликовала рейтинг регионов России по количеству частных предпринимателей, ликвидировавших свой бизнес с начала года. Татарстан оказался на втором месте. По данным рейтинга «Опоры России», с декабря по май 2013 года число зарегистрированных в РФ индивидуальных предпринимателей сократилось на 456 тысяч (11 % от общего числа зарегистрированных). В отдельных регионах доля закрывшихся ИП составляет 16-19 %, сообщает «Деловой квартал». Организация опросила предпринимателей о причинах закрытия. 91 % опрошенных заявили, что основной причиной прекращения деятельности стало повышение страховых взносов в 2013 году. Между тем, 46 % ИП признались, что продолжают заниматься предпринимательской деятельностью после снятия с учета.

Татарстан вошел в число антилидеров. Республика стоит на втором месте по количеству закрывшихся с начала года ИП. По данным на 1 мая, в РТ снялись с регистрации 18242 предпринимателя. Это составляет 16,10% от общего числа зарегистрированных в республике ИП. На 1 декабря 2012 года в РТ было зарегистрировано 113 294 ИП. Их число к 1 июня сократилось 95 866.

В Челнах с января по апрель 2013 года прекратили свою деятельность 2,5 тысячи индивидуальных предпринимателей.

Государственная поддержка инвестиций в МБ осуществляется на основе внедрения прогрессивных финансовых технологий поддержки данного сектора. В республике осознается важность производственно-технологической поддержки МП и ее расширения, поэтому был создан ряд технопарков, бизнес-инкубаторов и инновационно-технологических центров.

Для мотивации руководителей муниципальных образований к активному развитию субъектов малого предпринимательства на территориях целесообразно ввести в паспорта муниципальных образований показатель (показатели) уровня развития МБ, в т.ч. отдельно по МП и ИП.

При прогнозировании сферы малого бизнеса следует опираться на несколько ключевых факторов: развитие сферы услуг, рост реальных доходов населения, государственная поддержка, развитие производственной кооперации крупного и малого бизнеса. Но применительно к Республике Татарстан, которая характеризуется, как уже констатировалось выше, структурными диспропорциями в развитии МБ, одним из ключевых факторов должно стать максимально возможное нарастание роли МП в реальном секторе экономики, прежде всего в промышленности. Что касается индивидуального предпринимательства, как одной из форм МБ, то очевидно, что оно «технически», по заложенному в нем смыслу, не может сыграть сколько-нибудь большой роли в производственных процессах и в силу этого не может занять самостоятельную нишу в деле интенсификации экономики Республики Татарстан. Это обстоятельство ни в какой мере не умаляет роль ИП.

При определении числа МП на перспективу было принято, что на длительном временном интервале оно растет в примерном соответствии с динамикой ВРП. Поэтому, исходя из прогнозируемых индикаторов ВРП по рассматриваемым вариантам, их количество составит к 2030 г. от 66,1 тысячи до 102,0 тысячи. При этом количество МП на тысячу жителей республики по инерционному сценарию развития к 2020 г. составит 13, а к 2030 - 17, по инновационному предполагается увеличение их числа к 2020 г. до 16, а к 2030 г. - до 26. Примерная доля всего малого предпринимательства в ВРП определится к 2020 г. в 28% по первому варианту и в 33% - по второму (инвестиционному) варианту, а в 2030 г. составит соответственно 35% и 40%. Тем самым предполагается, что ИП будет относительно терять свои позиции, хотя, разумеется, ему будет обеспечен значительный количественный рост.

В проблеме инвестиционного обеспечения развития малого бизнеса на перспективу следует различать две составляющие:

) общий объем инвестиционных ресурсов, необходимых для текущего поддержания и магистрального роста,

) уровень нагрузки малого предпринимательства на бюджеты всех уровней. Бюджетные средства должны вкладываться в основном не в малое предпринимательство, а в обеспечивающую их инфраструктуру, хотя отдельные виды деятельности типа инноваций могут финансироваться и по самим малым предприятиям.

Проведенный SWOT-анализ в приложении 4 на основе приложения 3, где раскрыты сильные и слабые стороны социально-экономического развития предприятий малого бизнеса Республики Татарстан на период до 2030 года, выявил следующие возможности для дальнейшего развития форм поддержки малого бизнеса в Республике Татарстан:

Сильной стороной является тот факт, что Республика Татарстан - это наиболее экономически развитый регион, занимающий лидирующие позиции в приволжском Федеральном округе. При нестабильном налоговом законодательстве, а также вывозе капитала за пределы региона, возможностью стратегического развития малого бизнеса является федеральная поддержка, путем формирования государственных программ обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговых и амортизационных льгот, создания технопарков и инновационно-технологических центров. При этом обеспечивается ликвидация монополий производителей и создается конкурентная среда, позволяющая сохранить высокий научный потенциал и достаточный уровень фондообеспеченности. Благодаря высокой концентрации потребительского спроса малые предприятия могут достичь лидирующих позиций на рынке, что позволит создать конкурентную среду. Снижение налогового бремени позволит улучшить взаимосвязь между различными секторами экономики. Возможность регулирования налогового бремени на уровне государства, а также снижение уровня неплатежей за счет изменений в бухгалтерском законодательстве, будет способствовать при низком уровне доходов населения экономить ресурсы для дальнейшего развития деятельности малых предприятий в условиях конкуренции.

Таким образом, Программа развития субъектов малого предпринимательства, которая внедряется в республике, предусматривает привлечение субъектов малого предпринимательства в социальную сферу и развитие механизмов государственной поддержки.


Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

Задачи Федеральных программ поддержки малого предпринимательства

 

Задача государства - во взаимодействии с предпринимательским сообществом создать понятные и равные для всех правила поведения на рынке. Поддержка малого предпринимательства, с одной стороны, связана с необходимостью компенсации неравных условий, в которых находятся субъекты малого предпринимательства по сравнению с крупными предприятиями, с другой стороны с помощью начинающим свое дело.

На сегодняшний день малый и средний бизнес России все еще не стал стратегическим фактором социально-экономического развития и возрождения страны, несмотря на его огромный потенциал и те многочисленные социальные, экономические и политические проблемы общества, которые могут быть решены на основе его свободного и полноценного развития.

Проект Концепции государственной политики развития и поддержки малого и среднего бизнеса разработан по заданию администрации Президента Российской Федерации при участии представителей государственных органов власти, ведомств и структур, ответственных за реализацию государственных мер по поддержке малого предпринимательства на федеральном и региональном уровне.

Проект имеет следующее назначение:

формирование государственной политики защиты, поддержки и развития экономической активности граждан в сфере малых форм предпринимательства с целью создания динамичной и стабильной экономики, обеспечивающей высокий уровень жизни и равноправное участие России в мировом экономическом сообществе;

формирование действенных механизмов реализации государственной политики в сфере малого предпринимательства, являющегося важнейшим социально-экономический фактором развития и стабильности общества.

содействие формированию в обществе идеологии, основанной на принципах предпринимательской инициативы, гражданской ответственности и национального достоинства.

Система комплексной поддержки малого предпринимательства на региональном и местном уровнях должна включать следующие обязательные элементы:

необходимую нормативно-правовую базу (программу поддержки и развития малого предпринимательства; систему налоговых и иных льгот, стимулирующих создание новых предприятий и развитие предпринимательства в приоритетных для региона сферах; документы, регламентирующие процедуры легализации предпринимательской деятельности и др.);

развитую инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, обеспечивающую научно-методическое, информационное, образовательное и консультационное сопровождение начинающих и действующих предпринимателей;

обеспечение предпринимателям доступа к материальным и финансовым ресурсам, необходимым для создания и развития бизнеса;

содействие в расширении рынков сбыта производимых товаров и услуг;

надежную защиту прав и законных интересов предпринимателей;

диалог между бизнесом в лице объединений предпринимателей и властью;

благоприятное отношение общества к предпринимательской деятельности;

Основными задачами Федеральных программ поддержки малого предпринимательства являются:

обоснование направления и масштабов развития добывающего, обрабатывающего, топливно-энергетического, транспортного и агропромышленного комплексов исходя из конкурентных возможностей и ограничений, связанных с условиями мирового и общероссийского рынков и экологическими требованиями;

определение вариантов и сценариев социально-экономического развития субъектов РФ, исходя из наиболее рационального использования их социального и природно-экономического потенциалов и с учетом стратегии долгосрочного развития России;

определение направлений и масштабов формирования инновационной системы субъектов РФ;

обоснование направления и масштабов комплексного развития отраслей хозяйства и сферы услуг, обеспечивающих достижение достойного уровня жизни и обслуживания населения;

обоснование развития транспортной, энергетической, информационной и инновационной инфраструктур, отвечающее потребностям хозяйства и населения;

формирование предложений по оптимизации пространственного развития и устранения диспропорций в территориальном распределении производства, инфраструктуры, доходов населения республики;

определение основных направлений развития экономики и социальной сферы муниципальных образований субъектов РФ;

обоснование формирования конкурентоспособных в российском и мировом масштабах территориально-отраслевых кластеров.

Создание комплексной системы поддержки малого предпринимательства - задача не на один год. Для ее реализации необходимы не только воля властей и наличие финансовых ресурсов, но определенная степень зрелости предпринимательского сообщества и общества в целом. Степень зрелости характеризуется весом малого предпринимательства в экономике конкретной территории, механизма выработки решений по регулированию вопросов, связанных с условиями развития бизнеса, уровня осознания предпринимателями своей роли и места в экономическом развитии, готовностью властей к диалогу с бизнесом, отношением общественного мнения к предпринимательству вообще, к малому бизнесу в частности. При разработке Федеральной программы используются макроэкономический, отраслевой и территориальный подходы, которые увязываются в интегральные сценарные варианты развития хозяйственного комплекса и социальной сферы.

Основной частью Федеральной программы является система взаимосвязанных крупных инвестиционных проектов развития базовых отраслей промышленности, сельского хозяйства, энергетики и транспорта, которые придадут новую динамику и приведут к позитивным структурным сдвигам в экономике РФ, окажут положительное влияние на жизнь каждого жителя России. Их реализация предполагает широкое партнерство федеральных и республиканских органов государственной власти, российских и иностранных корпоративных структур, институтов гражданского общества.

Для реализации указанных направлений Закон обязывает включать в любую из этих программ следующие меры:

- формирование инфраструктуры поддержки (одновременно на местном, региональном и федеральном уровнях);

-  вовлечение в малые предприятия социально незащищенных слоев населения;

-  внесение предложений в установленном законодательством порядке о налоговых льготах для малых предприятий и ежегодное выделение средств из соответствующих бюджетов на их государственную поддержку;

-  передача субъектам малых предприятий результатов НИОКР и инновационных программ;

-  передача малым предприятиям завершенных и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;

- обеспечение возможности первоочередного выкупа арендуемых малыми предприятиями объектов недвижимости (с учетом вложенных в эти объекты средств).

Реализация финансовой политики государственной поддержки малого предпринимательства осуществляется через систему фондов (Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, 75 государственных региональных и более 170 муниципальных фондов).

Задачи системы фондов логически следуют из определенных ФЗ-88 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» основных функций государственных и муниципальных фондов. К ним относятся:

- предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка;

-  выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий;

-  долевое участие в создании и деятельности инфраструктуры государственной поддержки малого бизнеса;

-  финансирование мероприятий по подготовке кадров для малых предприятий;

-  осуществление внешнеэкономической деятельности в области малого бизнеса.

Практика работы фондов показывает, что эти функции востребованы современным рынком и имеют позитивный эффект, осуществляя:

- кредитование проектов на возвратной и безвозвратной основе, в том числе участвуя в программах микрофинансирования, в финансировании инвестиционных проектов на возвратной основе и льготных условиях;

-  финансовую поддержку специализированным лизинговым компаниям, созданными для поддержки малого предпринимательства (с участием государственных средств);

-  поддержку инфраструктуры (консалтинговой и информационной), которая была создана ранее при участии финансовых ресурсов государства.

Таким образом, задача увеличения финансовых активов всей системы фондов (в том числе за счет выделения бюджетных средств) может войти в число государственных мер, прошедших испытание временем, при реализации финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства.

 

3.2 Программа развития малого бизнеса в Республике Татарстан

 

Стратегическая цель развития МБ в Республике Татарстан заключается в активизации структурной перестройки экономики республики согласно стратегической цели развития Республики Татарстан, сглаживании экономической конъюнктуры, поддержке конкуренции и предоставлении дополнительных рабочих мест.

В целом задачи развития МБ в Татарстане до 2030 г. могут быть определены следующим образом:

структурные изменения малого предпринимательства, направленные на увеличение доли малых экономических агентов в сфере инноваций, а также в социальном секторе и сельском хозяйстве;

выстраивание эффективных кооперационных связей малого и крупного бизнеса для повышения общей эффективности экономики;

развитие системы информационной, правовой и финансовой (в рамках структурных приоритетов) под

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...