Виды административных взысканий. Наложение административных взысканий
Административное взыскание — это мера административной ответственности, применяемая к правонарушителю за совершение административного правонарушения. Цели административного взыскания: · воспитание правонарушителя в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку; · предупреждение совершения новых правонарушений правонарушителем; · предупреждение совершения правонарушений другими лицами. За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания: · предупреждение; · штраф; § возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; § конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; § лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств); · исправительные работы; · административный арест; · административное выдворение за пределы России иностранного гражданина или лица без гражданства. По отношению к должностным лицам действующее законодательство предусматривает только два вида административных взысканий: предупреждение и штраф (в тех случаях, когда правонарушение связано с выполнением должностным лицом его служебных обязанностей). Законами Российской Федерации могут быть установлены и иные, кроме вышеперечисленных, виды административных взысканий. Например, Таможенный кодекс Российской Федерации (ст. 242) предусматривает следующие виды взысканий, налагаемых за нарушения таможенных правил:
· предупреждение; · штраф; · отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданных таможенным органом России на осуществление определенных видов деятельности, предусмотренных Таможенным кодексом; · конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу России с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; · взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу России с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; · конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил. Административные взыскания подразделяются на взыскания, которые могут применяться только в качестве основных, и на взыскания, которые могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных взысканий. В качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий могут применяться: · возмездное изъятие предмета, · конфискация предмета, · административное выдворение. Прочие административные взыскания КоАП РСФСР могут применяться только в качестве основных. За одно административное правонарушение может быть наложено либо одно основное, либо одно основное плюс одно дополнительное взыскание. Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме или (в предусмотренных законодательством случаях) оформляется иным установленным способом.
Предупреждение влечет за собой такие же юридические последствия, как и прочие основные административные взыскания. В частности, предупреждение может иметь значение для квалификации правонарушения как повторного, то есть, если лицо, получившее предупреждение за административное правонарушение, в течение года со дня его получения совершит новое административное правонарушение, то наличие предупреждения явится основанием для применения более строго административного взыскания за новое правонарушение. Устное предупреждение и устное замечание не являются административным взысканием и не влекут отрицательных правовых последствий. Наиболее распространенным административным взысканием, предусмотренным почти за все виды административных правонарушений, является штраф. Штраф — это денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения в случаях и пределах, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях. Штраф выражается в величине, кратной одной из следующих величин: · минимальному размеру месячной оплаты труда (взятому без учета районных коэффициентов), установленному законодательством на момент окончания или пресечения административного правонарушения (в дальнейшем обозначается как МРОТ); · стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества; · размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения. Штраф может быть установлен в пределах: · от 0,1 до 100 МРОТ; · от 0,1 МРОТ до величины, равной 10-кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества; · от 0,1 МРОТ до величины, равной 10-кратному размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения. В исключительных случаях, в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами Российской Федерации может быть установлен штраф в большем размере. В ряде статей КоАП РСФСР штраф установлен не в МРОТ, а в твердой сумме (в фиксированной сумме, выраженной в рублях). При применении таких статей производится перерасчет размера штрафа в соответствии с Законом РФ от 14.07.92 № 3293-1 "О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных кодексом РСФСР об административных правонарушениях".
Согласно этому закону, если верхний предел штрафа не превышает: · 10 руб., то верхний предел штрафа считается равным 0,1 МРОТ, а налагаемый штраф не может быть ниже 25 руб.; · 30 руб., то верхний предел штрафа считается равным 1 / 3 МРОТ, а налагаемый штраф не может быть ниже 50 руб.; · 50 руб., то верхний предел штрафа считается равным 0,5 МРОТ, а налагаемый штраф не может быть ниже 0,1 МРОТ; · 100 руб., то верхний предел штрафа считается равным 1 МРОТ, а налагаемый штраф не может быть ниже 1/3 МРОТ; · 200 руб., то верхний предел штрафа считается равным 2 МРОТ, а налагаемый штраф не может быть ниже 0,5 МРОТ; · 300 руб., то верхний предел штрафа считается равным 3 МРОТ, а налагаемый штраф не может быть ниже 1 МРОТ; · 500 руб., то верхний предел штрафа считается равным 5 МРОТ, а налагаемый штраф не может быть ниже 2 МРОТ; · 1000 руб., то верхний предел штрафа считается равным 7 МРОТ, а налагаемый штраф не может быть ниже 3 МРОТ; · 3000 руб., то верхний предел штрафа считается равным 10 МРОТ, а налагаемый штраф не может быть ниже 4 МРОТ. Штраф в размере свыше 100 МРОТ может быть установлен только законами Российской Федерации. Как пример превышения компетенции в данном вопросе можно привести Закон "О регулировании распространения и рекламе эротической продукции на территории Белгородской области, принятый 13. 09. 95 Белгородской областной Думой и подписанный главой администрации области. Этот Закон установил, в частности, меру административной ответственности юридических и физических лиц за несоблюдение предусмотренных названным законом положений в виде штрафа в размере от 50 до 500 МРОТ. Прокурор области обратился в суд с заявлением о признании незаконным Закона в части установления им максимального размера Штрафа, как противоречащего федеральному закону — КоАП РСФСР, ст. 27. Белгородский областной суд удовлетворил это заявление, признав установление верхнего предела штрафа свыше 100 041CРОТ противоречащим федеральному закону — КоАП РСФСР.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 29. 02. 9б оставила решение областного суда без изменения, указав следующее. Белгородская областная Дума в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации имела право принять Закон. Однако согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 статьи 76. Принятый же областной Думой Закон в части установления максимального размера штрафа — 500 МРОТ за невыполнение содержащихся в нем требований, противоречит федеральному закону — КоАП РСФСР (ст. 27), предусматривающему максимальный размер штрафа не более 100 МРОТ. Следовательно, областная Дума не вправе была устанавливать штраф более 100 МРОТ. Решение суда, признавшее принятый областной Думой Закон в части установленного максимального размера штрафа противоречащим федеральному закону, является правильным. Сумму штрафа, налагаемого на коммерческую организацию за административное правонарушение, нельзя включать в состав внереализационных расходов организации и относить (в составе этих расходов) на себестоимость ее продукции (работ, услуг). Затраты, которые можно включать в состав внереализационных расходов и, таким образом, относить на себестоимость продукции (работ, услуг), определяют "Положение о составе затрат по производству и реализации продукции, работ, услуг, включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденное постановлением Правительства России от 05. 08. 92 № 552 (посл. ред. постановлением Правительства России от 11. 03. 97 № 273), Закон РФ от 27. 12. 91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (посл. Ред. Законом РФ от 28. 06. 97 № 92-ФЗ), инструкция Госналогслужбы России от 10. 08. 95 № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (посл. ред. — Изменения и дополнения № 3 от 18. 03. 97. Из категории санкций эти нормативные акты разрешают относить на себестоимость продукции (работ, услуг) только присужденные или признанные организацией неустойки (штрафы, пени) и другие виды санкций за нарушение организацией условий хозяйственных договоров, а также разрешают относить расходы по возмещению причиненных убытков (за исключением сумм, внесенных в бюджет или в государственные внебюджетные фонды в виде санкций в соответствии с российским законодательством). На себестоимость относятся также судебные издержки и арбитражные расходы. Но отнесение на себестоимость штрафов за административные правонарушения эти нормативные акты не предусматривают. Не предусматривают этого и Положение об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями", утвержденное постановлением Правительства России от 16. 05. 94 № 490, "Положение об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками", утвержденное постановлением Правительства России от 16. 05. 94 № 491, а также прочие соответствующие положения, разработанные и утвержденные министерствами и ведомствами России по согласованию с Минэкономики России и Минфином России.
Поэтому штраф, наложенный на коммерческую организацию за административное правонарушение, надлежит уплачивать из прибыли. Согласно "Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности" (п. 2.2.1.), утвержденной приказом Минфина России от 21. 11. 96 № 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций" (в ред. приказа Минфина России от 21. 11. 97 № 81-н "О формировании годовой бухгалтерской отчетности") источниками покрытия убытков отчетного года являются нераспределенная прибыль прошлых лет; средства резервного фонда, образованного в соответствии с законодательством; свободные средства фондов, накопления и средства резервов, образованных в соответствии с учредительными документами организации; добавочный капитал (за исключением сумм прироста стоимости имущества по переоценке). Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. То есть, возмездное изъятие в качестве административного взыскания может быть применено только к предмету, явившемуся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. КоАП РСФСР предусматривает возмездное изъятие в качестве административного взыскания только в статьях: · 106. Нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте; · 173. Нарушение правил хранения или перевозки огнестрельного оружия и боевых припасов; · 175. Уклонение от реализации огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия и боевых припасов. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. То есть, конфискация в качестве административного взыскания может быть применена только к предмету, явившемуся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, а не к какому-либо другому имуществу правонарушителя. Этим конфискация, как административное взыскание, отличается от конфискации имущества, как уголовного наказания (в последнем случае конфискуется все или часть имущества, являющегося собственностью осужденного). Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами (КоАП РСФСР ст. 29). Так, например, согласно Таможенному кодексу Российской Федерации (ст. 380) товары, транспортные средства и иные предметы, в отношении которых вынесено постановление о конфискации, по истечении срока обжалования постановления таможенного органа конфискуются независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, а также независимо от того, установлено это лицо или нет. КоАП РСФСР предусматривает конфискацию в качестве административного взыскания в статьях: · 40. 12. Незаконное принятие пожертвований кандидатом либо избирательным объединением (избирательным блоком); · 46. 1. Самовольная добыча янтаря; · 56. 2. Нарушение действующих стандартов (норм, правил) или условий лицензии, регламентирующих разрешенную деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации; · 56. 3. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований на континентальном шельфе Российской Федерации; · 57. 1. Нарушение правил захоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации; · 84. 4. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных; · 84. 5. Невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Российской Федерации; · 84. 6. Незаконная передача минеральных и живых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации; · 85. Нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром; · 106. Нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте; · 107. Нарушение правил поведения на воздушном судне; · 136. Самовольная установка или эксплуатация радиотрансляционного узла; · 136. 1. Самовольное подключение оконечного оборудования к сетям электросвязи; · 137. Изготовление, ввоз в Российскую Федерацию, приобретение, проектирование, строительство, установка, эксплуатация, а также продажа либо передача в постоянное или во временное пользование радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, использование радиочастот без получения специального разрешения; · 138. Нарушение правил регистрации, проектирования, строительства, установки, эксплуатации радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств; · 139. 1. Использование несертифицированных средств связи и предоставление несертифицированных услуг связи; · 139. 3. Изготовление или эксплуатация технических средств, не соответствующих государственным стандартам или нормам на допускаемые уровни радиопомех; · 140. 1. Изготовление или сбыт поддельных государственных знаков почтовой оплаты или именных вещей; · 146. 3. Незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена; · 146. 4. Продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил; · 146. 7. Продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов; · 150. Торговля с рук в неустановленных местах; · 150. 1. Нарушение порядка приобретения строительных материалов; · 150. 2. Незаконная продажа товаров или иных предметов; · 150. 4. Продажа, сдача в прокат и иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм; · 153. Незаконные операции с иностранной валютой и платежными документами; · 156. Нарушение порядка занятия кустарно-ремесленными промыслами и другой индивидуальной трудовой деятельностью; · 157. Занятие запрещенными видами индивидуальной трудовой деятельности; · 159. Стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах и в не отведенных для этого местах или с нарушением установленного порядка; · 160. 1. Продажа гражданами вина домашней выработки, не относящегося к крепким спиртным напиткам; · 164. 1. Азартные игры; · 164. 3. Приставание к иностранным гражданам с целью приобретения вещей; · 168. Незаконная передача запрещенных предметов лицам, содержащимся в исправительно-трудовых учреждениях и в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; · 171. 1. Нарушение порядка изготовления и распространения продукции средства массовой информации; · 171. 2. Нарушение порядка объявления выходных данных; · 171. 3. Нарушение порядка представления контрольных и обязательных экземпляров; · 172. Нарушение порядка приобретения, хранения, передачи или продажи гражданами огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия; · 173. Нарушение правил хранения или перевозки огнестрельного оружия и боевых припасов; · 176. Содержание гражданами плотоядных пушных зверей; · 183. 1. Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации; · 183. 2. Нарушение пограничного режима в территориальных и внутренних водах Российской Федерации. Примечание: в этом перечне пропущены статьи, которые, хотя формально еще и не отменены, но фактически уже утратили юридическую силу. Исправительные работы применяются на срок от 15 дней (если законодательством не установлен меньший срок) до 2 месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы правонарушителя и с удержанием до 20 % его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются судом (судьей): КоАП РСФСР предусматривает исправительные работы в качестве административного взыскания в статьях: · 44. Незаконные приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача; · 49. Мелкое хищение государственного или общественного имущества; · 49.1. Уклонение от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлением предприятиям, учреждениям, организациям; · 150.2. Незаконная продажа товаров или иных предметов; · 158. Мелкое хулиганство; · 162. Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде; · 165. Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника; · 166.1. Нарушение законодательства Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. Примечание. В этом перечне пропущена статья 151, которая, хотя формально еще и не отменена, но фактически уже утратила юридическую силу. По всем вышеназванным статьям, кроме статьи 166. 1, минимальный срок исправительных работ установлен 1 месяц. В настоящее время исправительные работы как мера административного взыскания применяются крайне редко. Административный арест устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток. Административный арест назначается судом (судьей). Административный арест не применяется: к беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет; к лицам, не достигшим 18 лет; к инвалидам 1 и 2 групп. КоАП РСФСР предусматривает административный арест в статьях: · 44. Незаконные приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача; · 158. Мелкое хулиганство; · 162. Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде; · 165. Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника; · 165. 1. Проявление неуважения к суду; · 165. 5. Неповиновение работнику милиции, иному уполномоченному должностному лицу или представителю общественности; · 165. 8. Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего, сотрудника органа внутренних дел или другого гражданина при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации. Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы. Взыскание за административное правонарушение может быть наложено только в пределах, установленных нормативным правовым актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, и только в точном соответствии с действующим законодательством. При наложении административного взыскания учитываются: · характер совершенного правонарушения, · личность правонарушителя, · степень вины правонарушителя, · имущественное положение правонарушителя, · обстоятельства, смягчающие ответственность. · обстоятельства, отягчающие ответственность. Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение: · чистосердечное раскаяние виновного; · предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; · добровольное возмещение виновным ущерба или устранение причиненного вреда; · совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; · совершение правонарушения несовершеннолетним; · совершение правонарушения беременной женщиной; · совершения правонарушения женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 1 года. Законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение. Помимо этого орган или должностное лицо, решающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и те обстоятельства, которые не указаны в законодательстве, то есть законодательный перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим. Обстоятельства, отягчающие ответственность за административное правонарушение: · продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; · повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; · совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление; · вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение; · совершение правонарушения группой лиц; · совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; · совершение правонарушения в состоянии опьянения (орган или должностное лицо, налагающее административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим). В отличие от перечня обстоятельств, смягчающих ответственность, перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, является исчерпывающим, то есть орган или должностное лицо, налагающее административное взыскание, не может выйти за пределы этого перечня. Как видно из предыдущего текста, факт повторного совершения административного правонарушения является отягчающим обстоятельством лишь при одновременном выполнении всех следующих условий: · вновь совершенное административное правонарушение однородно составу (квалификации) с предыдущим административным правонарушением; · новое административное правонарушение совершено до истечения года с момента совершения предыдущего; · за предыдущее административное правонарушение лицо было подвергнуто административному взысканию. Если хотя бы одно из этих обстоятельств отсутствует, то факт повторности административного правонарушения не является отягчающим обстоятельством при оценке вновь совершенного административного правонарушения. В частности, если составы предыдущего и нового административных правонарушений предусмотрены разными правовыми нормами (разными, имеющими самостоятельные санкции статьями КоАП РСФСР или другого нормативного правового акта, предусматривающего административную ответственность, повторности административного правонарушения не будет являться отягчающим обстоятельством. Не будет являться таким обстоятельством и повторение административного правонарушения (такого же, как и ранее совершенное), если за предыдущее на правонарушителя не было своевременно наложено административное взыскание. Когда речь идет о совершении административного правонарушения группой лиц, как обстоятельстве, отягчающем ответственность за это правонарушение, то при этом имеется в виду объединение несколькими лицами своих усилий для совершения одного и того же административного правонарушения. Самостоятельное совершение даже однородных по составу административных правонарушений несколькими лицами не является для каждого из них отягчающим обстоятельством. За одно административное правонарушение может быть наложено либо одно основное, либо одно основное и одно дополнительное взыскание, предусмотренные за данное правонарушение. Это правило не исключает применения к правонарушителю наряд с мерой административной ответственности также и мер дисциплинарной и(или) материальной ответственности, если они предусмотрены для конкретного правонарушения нормативными правовыми актами. Например, согласно Кодексу законов о труде Российской Федерации возмещение ущерба, причиненного работником предприятию, учреждению, организации, производится независимо о привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб. Если одно и то же лицо совершило два или более административных правонарушений, то административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Однако если одно и то же лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), то взыскание на это лицо налагается лишь в пределах санкции, установленной за более серьезное правонарушение, то есть за то правонарушение (из числа рассматриваемых), за которое установлено наиболее суровое административное взыскание. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений. Таким образом, если выяснилось, что одно и то же лицо совершило несколько административных правонарушений, то на него может быть наложено одновременно несколько основных административных взысканий только, если одновременно выполняются все следующие условия: · составы правонарушений предусмотрены разными правовыми нормами (разными, имеющими самостоятельные санкции статьями КоАП РСФСР или другого нормативного правового акта, предусматривающего административную ответственность), то есть каждое правонарушение квалифицировано по отдельной статье законодательства об административных правонарушениях, отличной от статей квалификации других правонарушений; · по каждому правонарушению не истек срок давности привлечения к административной ответственности; · за эти правонарушения (в целом и по отдельности) еще не были наложены административные взыскания; · дела о нескольких административных правонарушениях не рассматриваются одновременно одним и тем же уполномоченным органом (должностным лицом). При рассмотрении дела о совокупности административных правонарушений надлежит выяснить, действительно ли имеют место несколько административных правонарушений, или же имеет место лишь одно административное правонарушение, но продолжаемое или длящееся. Правонарушение оценивается как продолжаемое, если состоит из ряда сходных по направленности и содержанию действий, направленных к общей цели и образующих в совокупности единое правонарушение. Правонарушение оценивается как длящееся, если непрерывно осуществляется в течение какого-то, более или менее продолжительного периода времени. Например, неисполнение руководителем требований налоговой инспекции об устранении выявленных нарушений налогового законодательства. Если же выяснилось, что имеют место несколько административных правонарушений, то надлежит выяснить, имеют место несколько самостоятельных правонарушений или повторение одного и того же правонарушения. Повторение является отягчающим обстоятельством, но лишь при условиях, названных выше. Если при рассмотрении дела о совокупности административных правонарушений выяснилось, что фактически имеет место одно продолжаемое административное правонарушение, или одно длящееся административное правонарушение, или повторение однородного административного правонарушения, то на правонарушителя может быть наложено только либо одно основное, либо одно основное плюс одно дополнительное взыскание. Примечание. Применительно к преступлениям различие между длящимися и продолжаемыми преступлениями разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 04. 03. 29 "Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям" (в ред. постановления пленума Верховного Суда СССР от 14. 03. 63 № 1). Длящееся преступление характеризуется непрерывным осуществлением состава определенного преступного деяния. Оно начинается с какого-либо преступного действия или с акта преступного бездействия. Следовательно, длящееся преступление можно определить как действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой уголовного преследования. Оно начинается с моментов совершения преступного действия (бездействия) и кончается вследствие действия самого виновного, направленного к прекращению преступления, или наступления событий, препятствующих совершению преступления (например, вмешательство органов власти). Срок давности уголовного преследования в отношении длящихся преступлений исчисляется со времени их прекращения по воле или вопреки воле виновного (добровольное выполнение виновным своих обязанностей, явка с повинной, задержание органами власти и др.). Продолжаемое преступление складывается из ряда тождественных преступных действий, направленных к общей цели и составляющих в своей совокупности единое преступление. Его началом считается совершение первого действия из числа нескольких тождественных действий, составляющих одно продолжаемое преступление, а концом — момент совершения последнего преступного действия. Срок давности в отношении продолжаемых преступлений исчисляется с момента совершения последнего преступного действия из числа составляющих это преступление. Административное взыскание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо его прекращении, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. Указанные сроки не распространяются на случаи применения конфискации предметов контрабанды, производимой на основе Таможенного кодекса Российской Федерации. Как пример действия этой нормы, можно отметить, что незаконность привлечения к административной ответственности по истечении 2 месяцев после совершения правонарушения отмечается в приказе Госналогслужбы России от 21. 07. 94 № ВГ-3-14 / 47 "О мерах по устранению нарушений законности в деятельности налоговых органов, установленных Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, могут налагать административные взыскания только в пределах предоставленных им полномочий и лишь при исполнении служебных обязанностей. Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается вообще не подвергавшимся административному взысканию. То есть, срок погашения административного взыскания — один год, причем этот срок отсчитывается не со дня вынесения постановления о наложении взыскания, а со дня фактического окончания исполнения наложенного взыскания. Для административного взыскания в виде штрафа таким днем является день полной выплаты суммы штрафа; для административного взыскания в виде предупреждения срок отсчитывается со дня его наложения. По истечении указанного срока совершенное тем же лицом аналогичное административное правонарушение не может быть квалифицировано как повторное. Срок погашения административного взыскания установлен единый для всех административных правонарушений и всех административных взысканий по ним. Факт погашения административного взыскания не требуется оформлять каким-либо специальным документам, поскольку он наступает автоматически — по истечении срока погашения, если в течение этого срока не совершено новое административное правонарушение. Если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину или юридическому лицу, то компетентный орган при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение имеет право (но не обязан) одновременно решить вопрос о возмещении виновным и имущественного ущерба. Таким компетентным органом является: · административная комиссия (если в ее компетенцию входит рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административных взысканий); · администрация органа местного самоуправления (при том же условии); · комиссия по делам несовершеннолетних; · районный (городской) судья; · районный (городской) суд. Районный (городской) суд вправе решить вопрос о возмещении имущественного ущерба любого размера, а прочие органы — только о возмещении имущественного ущерба в размере до 0,5 МРОТ. В прочих случаях вопрос о возмещении имущественного ущерб<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|