Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная организация и стратификация




Молодежная субкультура резко отличается от субкультуры детей, взрослых или стариков. Среди отличительных черт - очень широкое многообразие видов, течений, направлений и поветрий, а также неформальный статус субкультуры, отчего собирательным термином для всех направлений молодежной субкультуры выступает слово <неформалы>.

Неформалы - это официально не зарегистрированная группа людей, которая возникла по чьей-то инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями. По отношению к официально существующим властям у них двойной статус: они являются не признающей эти власти силой и одновременно непризнанной этими властями организацией. Они преследуются правительством. Когда вступают на политический путь борьбы и к ним относятся снисходительно, когда они остаются в пределах культурного поля. Объединения неформалов нигде не зарегистрированы, своего устава или положения не имеют. Условия членства в них не оговорены, численность группировок колеблется.

К причинам возникновения неформалов специалисты относят довольно широкий круг факторов, в число которых попадают: 1) желание бросить вызов обществу или заявить свой протест; 2) уйти из семьи, не найдя взаимопонимания с родными или из-за конфликта поколений; 3) стремление выделиться и нежелание быть похожим на всех; 4) намерение утвердится в группе сверстников, приняв ее правила игры и рассматривая ее как новую (после родительской семьи) сообщество значимых других; 5) привлечь к себе внимание со стороны тех, которые оставшуюся половину жизни будут выполнять функцию основных социализаторов; 6) не умение организовать времяпрепровождение в легитимных структурах, созданных обществом организованных формах проведения молодежного досуга, неудовлетворенность ими; 7) желание не отстать от общемирового андеграундного движения, интернациональной моды и черех копирование иноземных форм стремление поучаствовать, приобщиться к мировой молодежной культуре.

Внутри себя молодежная субкультура неоднородна. Она разбивается на множество направлений, групп и толков по самым разным критериям, в том числе социальным (протестные и экологические движения), политическим (антиправительственные, террористические, антивоенные, диссидентские группы), музыкальным (металлисты, рэпперы и др.), религиозным, экономическим и т.п. Часто для идентификации молодежной группировки приходится применять несколько критериев, допустим субкультура хиппи или яппи является комплексной: у них своеобразное классовое положение, свой стиль жизни, формы проведения досуга, музыкальные предпочтения, форма одежды, язык общения. Молодежные группы могут быть про- и антисоциальными: первые не противоречат и не борются с господствующей культурой или обществом в целом физическими средствами, вторые прибегают к оружию и насилию в защите собственных интересов. Хиппи являются просоциальным сообществом, хотя и относятся к контркультуре. Они, повзрослев, стали преуспевающими бизнесменами и добропорядочными гражданами, хотя в молодости противопоставляли свои идеалы буржуазной культуре. Но бандитские и хулиганские группировки не только контркультура, но и антисистема. Они убивают граждан и разрушают созданные ими материальные ценности, подавляющее большинство их так никогда и не станет добропорядочными гражданами. Такие субкультуры называют криминальными, или преступными.

Более сложная классификация субкультур предполагает деление их на 1) просоциальные, 2) асоциальные и 3) антисоциальные. В такой типологии от первого к третьему пункту нарастает степень отчуждения, а затем и противостояния обществу. Скажем, хиппи следует относить к асоциальным группировкам, молодежные банды - к антисоциальным, а комсомольцев или экологистов - к просоциальным объединениям.

Первым и самым заметным признаком выступает классовая принадлежность. Социологи установили, что практически во всех странах молодежь из среднего класса одевается, проводит досуг и ведет образ жизни отличный от тех, что характеризуют молодых представителей высшего и низшего классов. Кроме того, значительные отличия в субкультуре обнаружены у белых и черных представителей молодежи.

Совокупность отличительных черт, характеризующих ту или иную субкультуру. Принято называть стилем. Стиль - это суммарная характеристика манеры одеваться, вести себя, говорить, слушать музыку, способа выражать свои предпочтения и т.п., выделяющая одну группу из других.

Когда в середине 50-х годов начался бум молодежной культуры, первыми потребителями продукции массовой культуры выступил рабочий класс. В начале ХХ века социальной базой и зрительской аудиторией кинематографа в США служил главным образом рабочий класс. Знаменитые "Битлз" - выходцы и певцы рабочего класса. Представители среднего класса подтянулись к молодежной культуре позже. Экономически они дольше являлись несамостоятельной категорией: до 21-23 лет им приходилось учиться в колледже или университете. Зарабатывать на жизнь и тратить деньги по своему усмотрению молодежь из среднего класса могла в более позднем возрасте. Напротив, дети рабочих раньше заканчивали школу, раньше шли трудиться и раньше обретали экономическую самостоятельность.

Базой для формирования специфического стиля жизни выходцев из среднего класса служит студенческая жизнь. И не случайно, ибо подавляющее большинство обеспеченной молодежи с 18 до 21-22 лет (когда рабочая молодежь уже трудится или служит в армии) учится в вузе. Как правило, она живет в студенческих общежитиях и предоставлена сама себе. Академические свободы приучают к самостоятельному и критическому взгляду на жизнь. Отсюда следует, что в политических протестах студенческая молодежь участвует чаще рабочей. У нее сильнее выражены мотивация к достижению и ориентация на карьеру, выше уровень притязаний и амбиций. Эта молодежь больше оторвана от жизни, более романтична и идеалистична. Недаром большинство проектов революционного переустройства общества возникало именно в студенческой среде.

Глобалисты, защищающие бедных и угнетенных особенно из стран Третьего мира, ориентированные на марксизм и экстремизм, в своих рядах имеют не только фермеров и представителей городских средних классов, но также безработную молодежь и студенчество.

Экологисты относятся скорее к среднему и верхнему слоям среднего класса, а также вовлекают в свои ряды известных лиц - принцев, звезд кино и телевидения, политиков, т.е. высший класс.

Уровень доходов Высший класс A  
Верхний слой среднего класса B  
Средний слой среднего класса C  
Нижний слой среднего класса D  
Низший класс E
Количество субкультур
Рис. 1. Стратификация и количество субкультур
                     

На рис. 1 показаны две социологические переменные - уровень жизни социального класса и количество молодежных суб- и контркультур. Как показывают эмпирические данные, наибольшее число суб- и контркультур порождают низшие классы, не интегрированные в существующую структуру общества, недовольные политическим порядком, господствующей культурой и социальным неравенством. Наименьшее число субкультур (контркультур здесь вообще нет) <выдает на гора> высший класс. Даже клабберам - любителям посещать дорогие ночные клубы - отказывают в статусе субкультуры, полагая, что это всего лишь увлечение и форма досуга. Ярким представителем субкультуры верхнего и среднего слоев среднего класса являются яппи - деловая молодежь, ориентированная на служебную карьеру.

Некоторые типы субкультур, как например хиппи, рекрутируют своих сторонников из нескольких слоев и даже классов. В США социальной базой выступали три слоя среднего класса и частично высший класс. В субкультуру стиляжничества в СССР входили дети интеллигенции и партийной номенклатуры, т.е. среднего и высшего классов.

К пограничной субкультуре между рабочим классом и нижним слоем среднего класса следует отнести тэдди-бойз, появившихся в Англии в середине 1950-х годов. Название <Тэдди Бойз> или просто <тэдды>, происходит от The Edwardian Drape Society (T.E.D.S), общества эдвардианского облачения, в которое входили члены высокого общества всех возрастов, носящие, подобно принцу Эдуарду, смокинг, котелок и трость. Облик тэддов сочетал в себе черты английского джентльмена и американского шулера: вельветовые пиджаки с большими лацканами, кожаные галстуки, брюки с отворотами, ботинки на рифленой подошве; прически - удлиненные, с волосами, обрамляющими лицо; девушки носили юбки выше колен и свитера с глухими горловинами, длинные и прямые волосы. Молодые люди, занятые неквалифицированным трудом, стали зарабатывать деньги в количестве, достаточном для ощущения своей относительной независимости. Хотя в силу нехватки образования они не имели перспектив обзавестись приличной работой, деньги, которые они зарабатывали, позволяли им имитировать <благородную> манеру одеваться и создавать миф о зажиточном рабочем. Любимым развлечением стали мотороллеры. При этом Тэдди Бойз отличались весьма хулиганским нравом: они сколачивали банды, разъезжавшие на мотороллерах и пугавшие мирных граждан. Агрессивный национализм тэддов часто выражался в нападениях на темнокожих эмигрантов и активном участии в расовых беспорядках (например, в 1958 году), парни в приталенных пиджаках устраивали драки в кинотеатрах и танцевальных залах. К 1964 г. тэдды практически исчезли с британских улиц, но начало истории молодежной субкультуры было положено (www.fott.ru; http://heavyside.dem.ru).

Для рабочей молодежи, породившей множество субкультур, характерно раннее знакомство с промышленным трудом, самостоятельный способ зарабатывать на жизнь, не полагаясь на родителей. Она раньше вступает в сексуальные контакты, обладает более низким уровнем жизненных притязаний и амбиций, более реалистична и цинична. Уровень образования у нее значительно ниже. Соответственно ниже уровни воспитания и культуры. В межличностном общении молодые рабочие чаще употребляют ненормативную лексику (попросту говоря мат), прибегают к упрощенным способам ухаживания и выяснения отношений. В отношениях с женщинами чаще, чем в среднем классе, встречаются пережитки патриархальности и уничижительного отношения к представительницам прекрасного пола. Свое мнение молодые рабочие выражают в более агрессивной форме, часто завершая выяснение отношений физическим насилием. Неудивительно, что в этой среде большим уважением пользуются лидеры, проявляющие черты авторитарности, грубой силы, дисциплинированности. Хотя они имеют меньше возможностей для приобретения дорого автомобиля или новейшей стереосистемы, признаки материального благополучия ценятся рабочей молодежью гораздо выше, чем их сверстниками из среднего и высшего класса.

Многие социологи, и прежде всего феминистского толка, убеждены в том, что большинство норм и ценностей молодежной субкультуры ориентированы скорее на мужчин, нежели на женщин. Роль девушки часто ограничивается функциями бойфренда - подруги мускулистого подростка, весьма бесцеремонного в своих манерах. Пассивная роль женщины задается уже характером и содержанием молодежных песен, где она выступает пассивным объектом мужского внимания, проявления ласк и агрессивных сексуальных домогательств. Напротив, мужчина всегда активен, он добивается внимания избранницы, часто преодолевая неимоверные препятствия, совершая авантюрные приключения и подвиги, низвергая соперников. При таком раскладе девушка всегда объект, а юноша - субъект действия.

Таким образом, позиция девушки в молодежной субкультуре отражает позицию женщины в человеческом обществе и прежде всего патриархальном. Специалисты выяснили любопытную деталь: в молодежной субкультуре рабочего класса женщина чаще занимает подчиненную и приниженную позицию, нежели в субкультуре среднего класса1) .

Ценности среднего класса стали доминировать в западном обществе с середины 1970-х годов. Именно в этот время наблюдается переход США, Германии, Англии, Японии и других стран в постиндустриальную эпоху, численное преобладание среднего класса и сокращение доли индустриального пролетариата. Ценности и нормы среднего класса превращаются в некий ориентир для других классов. Становится престижным и правильным стремиться к их обладанию. Богатые уже не кичатся сверхдорогими автомобилями, одеваются скромно, но со вкусом. Представители низшего класса в одежде, вкусовых предпочтениях и способах организации досуга стремятся походить на средний класс. Подтягивание к середине двух социальных полюсов свидетельствует о почти безоговорочном доминировании в современном обществе культуры средних слоев.

Для такой культуры характерны паритетные, а не приоритетные отношения между супругами, большая свобода самовыражения и поведения в браке, независимость выбора стиля одежды, места проведения досуга, раздельное ведение счетов и бюджета в семье, ориентация на творческий труд и успех в работе, отсутствие алчности в стремлении к приобретению денег.

Врезка





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2023 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...