Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика молодежной субкультуры




Молодежная субкультура во многом носит суррогат-ный характер SYMBOL 190 \f "Symbol" она наполнена искусственными за-ме-ни-те-лями реальных ценностей: продленное учени-чес-тво как псевдосамостоятельность, подражание отношениям взро-слых с системой господства и доминирования силь-ных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных устремлений, наконец, бегство или не-при-ятие социальной действительности вместо ее переуст-ройства и совершенствования. Одним из способов бег-ства от действительности, или эскапизма, а также ре-ализации стремления походить на взрослых является употребление наркотиков.

Молодеж-ная субкультура обладает своим языком, мо-дой, искус-ством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями кото-рой высту-пают неформальные подростковые группы.

В конце 1989 года Н. В. Кофырин обследовал нефор---мальные молодежные группы, называемые "дворо-выми тусовками". Они возникают по месту жительства: 70% их участников составили юноши, 30% SYMBOL 190 \f "Symbol" девушки.

"Уйти в неформалы" побудили молодых людей внут-реннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против лжи. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что "не знал, как жить дальше".

Наиболее распространенными способами проведе-ния свободного времени являются "тусовка на своей площад-ке", посещение видеосалонов, где молодые люди пред-почитают смотреть фильмы ужасов, комедии и эро-тику. "Сидят у себя в подвале" лишь 15% опрошенных.

Наблюдая поведение современной молодежи отечественные социологи отметили две характерные тенденции: усиление в 90-е годы комплекса радикального гедонизма (стремление к удовольствиям и наслаждениям как высшей цели жизни) и страсть к насилию. По данным В.Е.Семенова, примерно каждый четвертый школьник готов бежать из школы. Из-за грубости и побоев учителей <в бегах> находится немалая часть воспитанников детских домов и интернатов. В чем они ищут утешения - в бродяжничестве, насилии, рок-музыке? Анализ текстов эстрадных песен показывает, что в них отсутствуют такие ценности, как труд, семья, любовь, чувство родины и дружбы, зато есть эскапизм (уход от реальности в мир иллюзий) и культ насилия.

Приверженность к насилию формируется нормами подростковой группы. Но это только одна сторона явления. А другая состоит в том, что юношеское насилие служит зеркалом насилия со стороны взрослых. По данным исследования Н.Ф.Кафырина, 13% подростков подвергаются насилию со стороны отца, 9% - со стороны матери. Еще чаще насилие исходит от незнакомых ровесников (49%). Культ насилия, зародившись в семье или во дворе, переносится на улицу - к посторонним прохожим. В ответ на словесное оскорбление до 50% тинэйджеров готовы немедленно применить силу. Чтобы приобрести авторитет в группе, нужно уметь хорошо драться или быть физически сильными.

Социализация молодежи замкнута рамками своего поколения: преобладают контакты в среде сверстников. По данным З.В.Сикевич, общение с ними заняло первое. А общение с родителями - почти последнее, 11 место.

Врезка

Курганов С. И.

Кому закон не писан

Почему подростки нападают на мирных граждан, угоняют машины, грабят магазины? Быть может, потому что они отвергают общечеловеческую мораль и придерживаются своей собственной? Долгое время социологи так и думали. Но недавно выяснилось, что у подростков нет ценностей и норм, противоположных общепринятым. Правда, они особым образом трактуют.

Молодежь переинтерпретирует в терминах своей субкультуры, своих ценностных представлений любое явление, с которым она сталкивается. В том числе и преступление. Например, хулиганство описывается как озорство, угон автомобиля - как временное заимствование, а драка - как выяснение отношений. Среди обследованных осужденных 53,6% считают, что своим преступлением они никому, кроме себя и родных, вреда не причинили. Так думают те, кто насиловал, избивал, расхищал. Они умеют сопереживать только себе, своим ближним и никому другому. Но это не душевная черствость, как полагают некоторые. За редким исключением, свой поступок они интерпретируют опять же в терминах субкультуры. Юный правонарушитель видит в себе не злодея, а поборника справедливости. Когда стриженые <люберы> нападают на длинноволосых <хиппи>, они рассматривают свои действия как наведение общественного порядка и борьбу за нравственный образ жизни. Иначе говоря, правонарушитель занимает позицию мстителя, а жертва превращается в злодея. От подростков часто можно слышать фразы типа <я никому не причинил вреда>, <они сами это заслужили>. Изображая себя жертвами несправедливого приговора, они выставляют себя этакими рыцарями долга: <не имел права струсить>, <главное - не бросать друга в беде>, <не мог оставить товарища>.

Подростков спрашивали: смогли бы они совершить кражу, чтобы выручить друга из беды или по его просьбе? Около 70% из них ответили утвердительно. <Не укради> - абсолютный нравственный закон, переступать который человек, если он хочет оставаться человеком, не может. Но подросток переступает. Почему? Он не видит, не слышит, не знает абсолютной морали. Она абстрактна, а он мыслит конкретно. Поэтому нравственный закон представляет ему в системе юридических норм: какое наказание полагается за кражу имущества или угон автомобиля. А через них можно уже переступить: для большинства обследованных подростков некоторые юридические нормы не имеют моральной силы, работники милиции и суда - плохие люди, так как несправедливо рассматривают их дела. По всей видимости для подростков нормы межличностных отношений, законы малой группы имеют более важное значение, чем юридические постановления или нравственные нормы.

Сокращено по источнику: Курганов С. И. Мотивы действий несовершеннолетних правонарушителей / /Социол. исслед. 1989.№5.

В 2000-е годы палитра молодежной субкультуры чрезвычайно широка. В ней появились новые поколения, направления, вкусовые пристрастия и модные поветрия. В Интернете можно встретить киноманов, алисоманов, рейверов, блэкеров, трешеров, думеров, толкиенистов, гранжиров, рэпперов, гопники и т.п.

К специфическим чертам российской молодёжной субкультуры специалисты относят:

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность.
Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в
основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников
отмечают, что их любимое занятие на досуге - <ничегонеделание>), в то время как познавательная, креативная и эвристическая, функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания,
распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

2. Вестернизация (американизация) культурных потребностей и
интересов. Ценности национальной культуры вытесняются образцами
западной массовой культуры. Любимыми героями становятся, по данным
опросов, для девушек - героини "мыльных опер" и бульварных романов о любви, а для юношей - непобедимые супергерои триллеров. Соответственно меняется ценностная палитра юношеского сознания, где заглавные роли играют прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному успеху. Соответственно из ценностного набора молодежи выдавливаются высоко почитаемые ценности, как-то вежливость, кротость и уважение к окружающим.

3. Консюмеризм - приоритет потребительских ориентации над креативными. По данным опросов студентов, потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более заметна подобная тенденция в культуре учащейся молодежи

4. Ослабление избирательность в принципах отбора культурных образцов. В выборе культурных кумиров современная молодежь часто следует требованиям групповой среды (тусовки) и веяниям моды, а не собственному выбору или советам родителей. Несогласные с группой рискуют пополнить ряды "лохов" - "отверженных", "не интересных", "не престижных" людей.

5. Внеинституциональный путь развития молодежной субкультуры - создание неформальных, неофициальных, альтернативных, андеграундных и прочих форм культуры, осуществляющихся вне учреждений культуры.

6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия.





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2023 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...