Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Антропогенное воздействие на биосферу




Содержание

 

1. Введение. 4

2. Цели изучения дисциплины.. 5

3. Содержание разделов дисциплины.. 6

4. Общие требования к оформлению контрольной работы.. 9

5. Критерии оценки качества представленной работы.. 11

6. Варианты контрольных работ. 12

7. Рекомендуемая литература. 13


1. Введение

 

Экология (от греч. óikos –жилище, местопребывание и логос – наука) – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Эти взаимоотношения образуют единую и очень сложную систему. Все живое, включая человека, – неотъемлемая часть этой системы.

Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, является очень мощной силой, воздействующей на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и обеспокоены тенденцией нарастания неустойчивости природы.

Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, позволяющая найти пути выхода из возникающего кризиса. Только изучив существующие в природе закономерности, можно понять каким образом следует организовывать собственные отношения со средой обитания, по каким принципам развивать и использовать техническую вооруженность человечества.

Таким образом, для экологически грамотного хозяйствования на Земле нужно знать много – от того, как взаимодействуют со средой отдельные организмы, до понимания общепланетных связей жизни и места в них человеческого общества.

Подготовка студентов заочной формы обучения по дисциплине «Экология» предполагает самостоятельное изучение материала по учебникам и учебным пособиям, выполнение контрольной работы, индивидуальные консультации, посещение лекций и лабораторных занятий.

Контрольная работа является важной частью учебного процесса, так как это показатель компетентности студента в данном предмете. Вариант контрольной работы студент выбирает в соответствии с последними цифрами своей зачетной книжки. К сдаче экзамена по дисциплине «Экология» допускаются студенты, выполнившие контрольную работу и получившие зачет по лабораторным занятиям.

Методическое пособие имеет цель способствовать логическому построению контрольной работы при рассмотрении определённой экологической проблемы, ознакомить с общепринятыми требованиями, предъявляемыми к её исполнению. Приводится также перечень тематических разделов, составляющих основу учебной программы.

Успешное выполнение задания возможно при тщательной проработке рекомендуемых литературных источников, а также дополнительных публикаций в виде монографий, статей в специальных журналах, официально изданных докладов, статистических данных.

Цели изучения дисциплины

 

Целью изучения дисциплины «Экология» является повышение экологической грамотности, весьма актуальное в период экологического кризиса, и заполнение пробела в общем фундаментальном естественнонаучном образовании студентов, традиционно представленном в вузах технического профиля лишь физико-математическими дисциплинами.

Задача курса – обучение грамотному восприятию явлений, связанных с жизнью человека в природной среде, в том числе и его профессиональной деятельности.

В результате изучения данного курса

- студент должен знать структуру экосистем и биосферы, основные понятия и законы экологии, эволюции биосферы, взаимоотношения организма и среды, влияние факторов среды на здоровье человека, глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы использования природных ресурсов и охраны природы, основы рационального природопользования, элементы экозащитной техники и технологии, основы экологического права и профессиональной ответственности.

- студент должен уметь прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения биосферных процессов;

- иметь представление о подходах к моделированию и оценке состояния экосистем.

Программа призвана способствовать формированию представлений о человеке, как о части природы, о единстве и самоценности всего живого и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы, обучить грамотному восприятию явлений, связанных с жизнью человека в природной среде, в том числе и с его профессиональной деятельностью.

Данная дисциплина построена на основе и с учетом информации, которую студент получил в процессе изучения общенаучных и общетехнических дисциплин.

При разработке и внедрении ресурсосберегающих технологий и конструкций на стадии курсового и дипломного проектирования экологическая грамотность студента поможет создать экологически приемлемый проект.

Содержание разделов дисциплины

Введение.

Предмет экологии. История развития экологии. Место экологии в системе естественных наук. Современное понимание экологии как науки об экосистемах и биосфере. Задачи экологии. Проблемы, связанные с антропогенным воздействием на биосферу. Экологический кризис. Связь состояния природной среды с социальными процессами. Значение экологического образования и воспитания. Экологическое мировоззрение. Антропоцентризм и экоцентризм.

Основы общей экологии.

Взаимодействие организма и среды. Фундаментальные свойства живых систем. Уровни биологической организации. Организм как дискретная самовоспроизводящаяся открытая система. Разнообразие организмов. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез и дыхание. Хемосинтез. Гомеостаз. Адаптации. Толерантность и резистентность. Экологическая валентность. Эврибионты и стенобионты. Принципы воспроизведения и развития различных организмов.

Экосистемы. Определение понятия «экосистема». Составные компонеты экосистем. Сукцессия. Представление о физико-химической среде обитания организмов. Абиотические и биотические факторы. Лимитирующие факторы. Правило Либиха, закон Шелфорда. Взаимодействие экологических факторов. Экологическая ниша. Популяции. Динамические характеристики популяций: рождаемость, смертность, скорость роста популяций, кривые выживания. Типы взаимодействий между организмами. Принцип конкурентного исключения. Отношения «хищник-жертва».

Основные этапы использования вещества и энергии в экосистемах. Трофические уровни. Продуктивность экосистем. Потери энергии. Экологические пирамиды. Микро- и макроредуценты.

Основные типы наземных экосистем. Водные экосистемы и их основные особенности, отличия от наземных экосистем.

Учение о биосфере.

Происхождение биосферы. Структура и границы биосферы. Учение Вернадского о биосфере.

Энергетический баланс биосферы. Круговорот важнейших химических элементов в биосфере. Способность природных систем к самоочищению.

Почва, атмосфера и гидросфера как компоненты биосферы. Основные этапы эволюции биосферы.

Представления о ноосфере. Нелинейная диаграмма биосферных процессов. Системный анализ. Математические модели, экологическое прогнозирование.

Экология человека

Человек как биологический вид, его экологическая ниша. Среда обитания человека. Экологические факторы и здоровье человека. Экопатологии. Генетика человека. Условия воспроизведения здорового потомства. Воздействие окружающей среды на здоровье человека. Демографические показатели здоровья населения. Качество жизни.

Антропогенное воздействие на биосферу

Основные виды антропогенного воздействия на биосферу. Антропогенное воздействие на атмосферу, гидросферу, литосферу, биотические сообщества. Особые виды воздействия на биосферу. Стихийные бедствия. Экологический кризис.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...