Основные расчетные формулы
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения»
Кафедра звукотехники Е.А. Подгорная ОСНОВЫ ЗВУКОЗАПИСИ Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения факультета экранных искусств По специальности «Звукорежиссура»
Санкт- Петербург Рецензент: профессор кафедры звукотехники, к.т.н. К.Г. Ершов
Рекомендовано к размещению на сайте кафедрой звукотехники в качестве методических указаний по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения ФЭИ. . Протокол № 3 от 11 ноября 2011 г.
Для получения консультации обращаться на почту кафедры звукотехники:
e-mail: kafzt@gukit.ru (с указанием в теме письма «для Подгорной Елены Арнольдовны»)
C Е.А. Подгорная, 2011 Данные варианты заданий предназначены для выполнения студентами заочного отделения ФЭИ контрольной работы по дисциплине «Основы звукозаписи».
Номеру варианта соответствует последняя цифра студенческого шифра.
При ответах на контрольные вопросы следует придерживаться следующих рекомендаций:
· давать по возможности полные ответы на вопросы, используя предлагаемую в данном методическом пособии литературу;
· материал сопровождать поясняющими рисунками, выполненными четко и аккуратно;
· не использовать сокращение слов, кроме общепринятых;
· ответы выполнять в электронном виде, используя ПК, с распечаткой на принтере.
Параметры страницы:
формат бумаги А4; ориентация: альбомная, 2 страницы на лист; поля: верхнее 1,6 нижнее 2,5 снаружи 2 внутри 2. Шрифт: Times New Roman; Размер шрифта: 12, через интервал.
Список литературы
1. И.А. Алдошина и др. Электроакустика и звуковое вещание: Учебное пособие для вузов. Под ред. Ю.А. Ковалгина. – М.: Горячая линия – Телеком, Радио и связь, 2007. – 872 с. 2. Ю.Ф. Василевский. Практическая энциклопедия по технике аудио- и видеозаписи. – М.: Молодая гвардия, 1998. – 207 с. 3. Е.А. Подгорная. Современные методы магнитной записи сигналов: Учебное пособие. – СПб.: изд. ФГОУ ВПО «СПбГУКиТ», 2010. - 64 с. 4. Е.А. Подгорная. Магнитная аналоговая фонограмма: Учебное пособие. – СПб.: изд. ФГОУ ВПО «СПбГУКиТ», 2004. - 46 с. 5. В.Б. Харитонов. Цифровые способы записи звука: Учебное пособие. - СПб.: изд. ФГОУ ВПО «СПбГУКиТ», 2010. - 128 с. 6. В.А. Никамин. Формат BluRay.- СПб.: изд. ФГОУ ВПО «СПбГУКиТ», 2010. - 63 с. 7. Е.А. Подгорная. Виды и основные характеристики фотографических фонограмм: Учебное пособие. – СПб.: изд. ФГОУ ВПО «СПбГУКиТ», 2004. - 39 с. 8. Е.А. Подгорная. Модуляторы света для записи и воспроизведения фотографических фонограмм фильмокопий: Учебное пособие. – СПб.: изд. ФГОУ ВПО «СПбГУКиТ», 2003. - 33 с. 9. Е.А. Подгорная. Светомодулирующие устройства: Учебное пособие. 2011. – e-mail:gukit.ru. ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ
где f - частота записываемого сигнала; V - скорость движения носителя.
Рпр. - продольная плотность записи – количество импульсов (для аналогового сигнала – количество длин волн) на мм длины дорожки записи;
Рпоп. - поперечная плотность записи – количество дорожек записи на мм ширины носителя;
Рпов. - поверхностная плотность записи – количество импульсов на мм
Рпр. мах -максимально возможная плотность записи на носитель определяется параметрами самого носителя (его структурой, толщиной слоя и т.д.) и условиями записи (так для магнитной записи: методом записи – продольная или поперечная запись, параметрами зазора головки записи, контактом головка – носитель и т.д.). Максимальная плотность записи определяет минимально возможную длину волны записи на данный носитель при данных условиях записи:
но за счет увеличения скорости записи возможно записать на данном носителе более высокочастотный сигнал. Отсюда необходимость увеличения скорости вращения дисковых носителей и разделения скорости движения носителя и скорости записи при ленточных носителях - наклонно-строчная запись (использование вращающихся головок записи).
Линейная скорость Vл. отличается от скорости записи Vзап . в магнитофонах с вращающимися головками для записи звука (ленточный носитель). Наклонно-строчная запись:
L = Vл. t, где
L - длина носителя, на котором записан сигнал (длина ленты в кассете).
Lдор. = Vзап.. t, где Lдор. - длина дорожки записи (если растянуть в одну линию наклонную запись)..
Нр = Рпр.
Рпр. - плотность записи; L - длина носителя записи; r - число дорожек. Единицы информационной емкости:
Байт = 8 бит
Кило Байт = 1024 Байтов = 103 Байтов
Мега Байт = 10242 Байтов = 106 Байтов
Гига Байт = 10243 Байтов = 109 Байт
Vцп = fд. n. fд - частота дискретизации; n - число разрядов кодирования; к - количество каналов; r - число дорожек в канале.
С другой стороны:
Vцп = Vзап.. Рпр., где Vзап. - скорость записи; Рпр. - продольная плотность записи.
Информационную емкость можно выразить и через скорость цифрового потока как: Нр = Vцп. t, где t - время записи (время проигрывания).
ДД = 6n + 1,8 ( дБ ), где n – число разрядов кодирования. ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
по вариантам Вариант 1.
Основные причины ограничения динамического диапазона в трактах аналоговой звукопередачи. Восприятие сигнала с ограниченным динамическим диапазоном.
Длина носителя 300м, запись однодорожечная. Вариант 2.
Объясните, почему целесообразно увеличивать скорость вращения дисков (оптических, магнитных, магнитооптических). Какие скорости вращения дисков сегодня?
Спектральное согласование кинопленки с воспроизводящими элементами. Какая фонограмма называется - «голубая фонограмма».
Определите информационную емкость при длине носителя 300м (двухдорожечная запись). Вариант 3.
Определение частотного диапазона передачи по АЧХ. Восприятие сигнала с ограниченным частотным диапазоном.
Сравните объемы информации, которые можно записать на эти диски, и объясните, за счет чего они достигаются.
Пути совершенствования носителя записи.
Вариант 4.
Основные причины появления нелинейных искажений в каналах звукопередачи и их влияние на восприятие фонограммы.
Для чего фильмокопии содержат, наряду с цифровой фонограммой, аналоговую фонограмму?
Амплитудно-частотная характеристика процесса воспроизведения.
Вариант 5.
Перечислить возможные пути увеличения максимально возможной плотности записи на носитель.
Есть ли отличие в устройствах записи аналоговых фонограмм: обычной фонограммы (на старых фильмокопиях) и Dolby Surround? Возможна ли запись на этом устройстве цифровой фонограммы?
Определите информационную емкость при длине носителя 300м (двухдорожечная запись). Вариант 6.
Перечислить возможные пути увеличения информационной емкости носителя.
Способы построения устройств: классический (перекрытие светового штриха с применением М-образной маски), матричный (с использованием линейки световых элементов), сканирования (использование акустооптических дефлекторов и электронных затворов). Какой метод предпочтителен для цифровых фонограмм?
Определите требуемую информационную продольную плотность при двухдорожечной магнитной записи, если используется носитель длиной 100м, а информационная емкость составляет 12 Гб (Гбит). Вариант 7.
Связь скорости цифрового потока и плотности записи носителя.
Есть ли отличие в устройствах воспроизведения аналоговых фонограмм: обычной фонограммы (на старых фильмокопиях) и Dolby Surround? Какой метод предпочтителен для цифровых фонограмм?
Какова длина носителя в кассете, если линейная скорость 8 мм/с, длительность записи 2 часа?
Вариант 8.
Указать верхнюю границу частотного диапазона.
Искажения, вносимые в аналоговую фонограмму трактом записи (частотные, нелинейные, ограничение динамического диапазона). Передача трактом цифровой фонограммы, какие и за счет чего вносятся искажения?
Частота дискретизации - 48 кГц, число разрядов - 16, число каналов - 4. Вариант 9.
Как влияет выбор частоты дискретизации при цифровой записи сигнала на спектр воспроизведенного сигнала.
Искажения, вносимые в аналоговую фонограмму в процессе копирования (частотные, нелинейные, ограничение динамического диапазона). Особенности печати (копирования) на цветную позитивную кинопленку.
Рассчитайте информационную емкость жесткого диска, необходимую для записи 1 минуты стереозвука с частотой дискретизации 32 кГц, с числом разрядов - 16. Вариант 0.
На каких качественных параметрах фонограммы сказывается влияние шума и помех?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|