Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ознакомьтесь (можете оценить свое решение педагогической задачи)

Сущность педагогической задачи и процесс ее решения

Известно, что профессиональная деятельность может рассматриваться как деятельность по решению профессиональных задач достижения конкретной цели в заданных условиях. Профессиональная задача создается, «вычерпывается» из содержания образования в ходе взаимодействия «учитель - ученик». Формирование и формулирование задачи совпадает во времени с ее решением. И не только во времени: корректно сформулированная задача - наполовину решенная задача. И обратно: в процессе решения задачи приходит понимание ее условий, обнаружение скрывающихся в ситуации смыслов, понимание самой ситуации как педагогической задачи.

 Однако парадокс профессиональной педагогической деятельности в том и состоит, что педагогическая задача учителю не задана. Ему непосредственно «дана» конкретная образовательная ситуация, внутри которой находится и он сам. Собственно, и образовательной ситуации в педагогическом смысле тоже нет. Есть кусочек жизни, «жизни такой, какая она есть», так как место события (школа, класс) однозначно не определяют это событие как педагогическое. Чтобы из (в) этой ситуации «вычерпать» задачу как цель, данную в определенных условиях, педагог должен определить эти условия, оценить связи между ними, обнаружить смыслы, скрывающиеся за данной ситуацией и внутри ее, переиначить, перетолковать на свой - педагогический - манер, данный ему текст. То есть поставить для себя профессиональную задачу.

Выполнение всех этих действий связано с доопределением условий, оценкой их влияния на ситуацию, их интерпретацией, переводом на профессиональный язык и язык внутренней, ментальной речи, построением гипотез и др. «… за успешным выполнением многих практических задач стоит своего рода неявное знание (tacit knowledge) ……главным фактором, определяющим успех в каждой профессии, является знание и понимание всех тонкостей профессии. Эти тонкости обычно заключены в крупицах информации (Роберт Стенберг).

Итак, задача — обоснованное предписание по выполнению действия (набора, последовательности действий). Задача включает в себя: требования (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное), сформулированное в вопросе или задании. Осуществление решения задачи представляет собой поиск и определение неизвестных элементов через известные. Решить задачу означает достичь конкретного, искомого результата.

Последовательность шагов решения профессиональной задачи может быть представлена таким образом:

- осознание проблемной ситуации и ее вербализация;

- перевод задачи в группу вопросов и необходимых действий;

- поиск информации различными методами, включая диагностические процедуры;

- конструирование способов решения задачи и выбор инструментария;

- обоснование (аргументация) выбора инструментария;

- оценка сформулированных решений и выводов (в том числе с опорой на «внешние» экспертные суждения);

- установление соответствия предлагаемого решения этико-правовым нормам;

- представление решения в виде текста, системы знаков (условных обозначений).

 

Пример процесса поэтапного решения

Профессиональной задачи

Пример задачи. Представьте, что в вашем классе обучается одаренный ребенок. Он быстрее остальных усваивает материал, первым выполняет задания. После начинает явно скучать, погружается в другие дела. Каким образом учитель может реализовать функцию содействия образованию школьника в данном случае, чтобы полноценно включить этого ученика в образовательный процесс.

Таблица 3.

Этапы процесса решения задачи

Конкретизация

Осознание проблемной ситуации и ее вербализация – т.е. вычленение собственно задачи. Задача, по сути, представляет собой сформулированное расчленение данного (известного) и неизвестного (искомого) в проблемной ситуации.

Известное Одаренность ребенка Быстрый темп выполнения учебных заданий Отвлеченность от учебного процесса Неизвестное (искомое) Причины отвлеченности от учебного процесса

Педагогическая задача:

Найти пути устранения причин для включения ученика в образовательный процесс

Указывается конкретный пример с указанием возраста ученика, направленности его одаренности

Перевод задачи в группу необходимых действий

 

 

Каковы особенности познавательной деятельности ученика? Побеседовать с психологом, коллегами
Как охарактеризовать особенности взаимодействия ученика с другими учениками, учителем? Провести включенное наблюдение, беседу с психологом, коллегами
Какие приемы стимулирования положительной мотивации известны? Найти информацию (в том числе и результаты исследований) о формировании положительной мотивации учения современных школьников
Какие задания могут быть интересны ученику? Собрать информацию об обучении одаренных школьников
Какой интересный опыт построения урока может быть использован? Проконсультироваться с методистом; проанализировать опыт лучших учителей
В чем может быть реализована индивидуализация обучения? Собрать информацию об обучении одаренных школьников

Поиск информации различными методами, включая диагностические процедуры

Одаренность ребенка Способности (мышление, художественные) Познавательные интересы
Быстрый темп выполнения учебных заданий Качество знаний по предмету (глубина) Сложность предлагаемых заданий
Отвлеченность от учебного процесса Социальный статус ученика в классе Дифференцированность заданий
Характеристика деятельности учителя Особенности отбора учебной информации (текст учебника, межпредметные связи, дополнительный материал, др.) Используемые технологии и формы организации деятельности на уроке Используемая система оценивания Характер (стиль) взаимодействия учитель-ученик

Конструирование способов решения задачи и обоснование (аргументация) выбора инструментария

 

Вариант 1 Конструирование задач повышенной сложности Формирование групп по результатам социометрии  Предварительная консультирование ученика как наставника Вариант 2 Конструирование задач повышенной сложности с использованием материала по истории науки (современных достижений)
Вариант 1 Включение ученика в учебный процесс базируется на развитии лидерских качеств как одной из характеристик одаренности Вариант 2 Включение ученика в учебный процесс базируется на развитии познавательного интереса к предмету

 

 

Педагогические задачи, предлагаемые для решения (любую на выбор (можно несколько) или придумать педагогическую задачу самим (можно учесть контексты: ребенок – инофон, гиперактивный ребенок и др.):

1. Представьте, что в вашем классе обучается ребенок, который явного интереса к Вашему предмету не проявляет, результаты успеваемости не всегда положительны. Связано это в первую очередь с неусидчивостью, торопливостью, нежеланием тратить время на закрепление материала, стремлением к решению и постижению чего-то нового. Ваша коллега - учитель другого учебного предмета рассказала Вам об успехах учащегося по своему предмету, особо о его блестяще представленной на школьном конкурсе работе и выразила Вам желание, чтобы Вы больше обращали внимания на подготовку именного этого ученика, ведь знания по Вашему предмету очень важны для достижения им дальнейших успехов. Каким образом учитель может наиболее эффективно организовывать образовательный процесс при изучении данного предмета.

 

2. Вы активно используете ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) в обучении предмету. Учащиеся с интересом включаются в учебный процесс, показывают хорошие учебные достижения по предмету. В последнее время вы фиксируете трудности учащихся в выполнении заданий по изучаемой теме и понимаете, что использование только учебника и средств ИКТ (компьютерные программы, интерактивные тренажеры) не позволяет достичь освоения учащимися учебного материала.

Каким образом учитель может расширить использование образовательной среды для содействия учащимся в изучении данной темы.

 

3. В вашем классе есть учащийся, который имеет хорошую успеваемость по предмету, но его результаты не отличаются стабильностью. Он может активно проявлять себя на уроке: отвечает у доски, задает вопросы на уточнения, вступает в диалог при поиске альтернативных способов выполнения заданий.

Задания, требующие четкого следования алгоритму в их выполнении, вызывают трудности, что сказывается на результатах тестовых работ по всем учебным предметам.

Каким образом учитель может скомбинировать элементы дискуссионной учебной среды и выполнения учащимися тестовых заданий, для создания максимально комфортной обстановки ученику и активизации интереса к заданиям тестового характера.

 

 

Более подробно о шагах решения педагогической задачи

Перечень шагов-заданий, выполнение которых должно продемонстрировать эксперту процесс и результат решения задачи учителем [1]

1. Сформулируйте конкретную задачу с учетом реального контекста раскрытия описанной ситуации профессиональной деятельности. Контекст определите самостоятельно с учетом Вашего профессионального опыта и кратко опишите его (не более 200 слов, что составляет примерно ½ страницы текста формата А4, кегль 12, интервал 1,0).

2. Сформулируйте перечень вопросов, на которые нужно найти ответы для поиска решения задачи в описанном Вами контексте, и предложите конкретные действия, необходимые для их выполнения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:

Таблица

Вопрос, на который нужно найти ответы для поиска решения задачи Конкретные действия по поиску ответа на поставленный вопрос
     

3. Какую информацию (о чем?) и из каких источников (научная, методическая, художественная литература, документы, люди и др.) вам необходимо собрать для решения этой задачи? Какими методами работы с информацией Вы при этом будете пользоваться? В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:

Таблица

Содержание собираемой информации (о чем?) Источник этой информации Метод работы с этой информации
       

4. Предложите решение задачи в виде конкретного материала (плана урока, описания применения конкретного метода, технологии, организации деятельности субъектов образовательного процесса, фрагмента рабочей программы и др. – вариант описания выберите сами), учитывающего предложенное содержание ситуации профессиональной деятельности и заданный Вами контекст.

5. Сформулируйте способ (метод, методику, прием и т.п.) оценки эффективности предложенного Вами решения.

6. Аргументируйте предложенное решение (обоснуйте, почему Вы выбрали именно этот вариант решения).

7. В каких других ситуациях профессиональной деятельности применимо предложенное решение? Что именно может быть использовано в предложенном решении в других ситуациях.

8. Укажите, какие действия необходимо предпринять педагогу в процессе подготовки и реализации предложенного решения, чтобы не были нарушены этические нормы профессиональной деятельности педагога и/или права других субъектов образовательного процесса, профессионального сообщества в процессе реализации этого решения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:

Таблица

Действия учителя, совершаемые в процессе решения задачи, Этические нормы и/или права, нарушение которых предотвращает предложенное действие
     

9. Опишите возможные последствия предложенного Вами решения задачи в ближайшей перспективе (на следующем уроке, в данной четверти, в течение учебного года и т.д.) для Вас как педагога и обучающихся.   

Ознакомьтесь (можете оценить свое решение педагогической задачи)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...