Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Артикуляционных упражнений




1. Упражнения для губ

♦ «Улыбка» — растянуть губы в улыбке, сомкнуть зубы.

♦ «Хоботок» — вытянуть губы вперед.

♦ Необходимо также чередовать первое и второе упражнения.

2. Упражнения для языка

«Трубочка» — боковые края языка закруглить внутрь — образуется круглая щель.

♦ «Чашечка» — широкий язык поднять кверху (к верхним зубам, к альвеолам, к верхней губе).

♦ «Лошадка» — цоканье или щелканье языком.

♦ «Вкусное варенье» — облизывание широким языком верхней губы сверху—вниз, но не из стороны в сторону.

♦ «Лопаточка» — широкий расслабленный язык удерживать на нижней губе 5-10 секунд.

♦ «Иголочка» — высунуть узкий напряженный Язык изо рта и удерживать его в таком положении 5-10 секунд.

♦ Следует использовать также попеременное выполнение двух предыдущих упражнений и другие упражнения.

II. Этап формирования произносительных умений и навыков. На этом этапе у ребенка формируется умение правильно произносить звуки, отличать их от схожих звуков, правильно использовать их в речи. Постановка звука может происходить по подражанию, с механической помощью или сочетать в себе первый и второй способы.

При постановке звуков по подражанию ребенок сознательно пытается найти артикуляцию, нужную для постановки звука. Работа ведется при помощи логопеда перед зеркалом с привлечением зрительного, слухового и тактильного анализаторов.

При втором способе логопед помогает ребенку найти правильное положение органов речи с помощью специальных логопедических зондов или шпателя. Органы артикуляции ребенка при этом пассивны.

Третий способ объединяет первые два и основывается на объяснении и подражании. При постановке звуков опираются на сохранные звуки, в артикуляции которых есть признаки, сближающие их с нарушенными звуками. Ставятся не отдельные звуки, а определенный звук в сочетании с гласным: твердые звуки — с гласным [а], мягкие звуки — с гласным [и]. Постановка звуков проводится в той последовательности, в которой она появилась онтогенетически.

После того как звук поставлен, идет работа по автоматизации его в речь ребенка. При автоматизации специально подбираются такие задания и упражнения, в которых нужный звук находится в разных позициях. Сначала отрабатывается произнесение звука в слогах (в начале, конце и середине). Затем происходит отработка звука в словах по такому же принципу. Ребенок может повторять слова за логопедом, называть картинки. Нужно использовать и игровые приемы, вводить творческие задания и упражнения. Каждое правильно произносимое слово тут же вводится в отдельные предложения и короткие фразы. Специально подбираются стихи, потешки, чистоговорки с данным звуком и словом.

Если необходимо отграничить поставленный звук от других звуков, то происходит работа по дифференциации звуков. Обычно одновременно используется не более пары звуков.

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков. На этом этапе у ребенка формируются навыки правильного и безошибочного употребления поставленных звуков в повседневной речи. Используются тексты, различные творческие упражнения, игры и инсценировки.

Недостатки произношения отдельных звуков

И приемы их постановки

Для каждого вида нарушений существуют специальные термины. Если происходит дефект произношения, то речь идет о сигматизме, ротацизме и т.д.; при заменах звука к названию дефекта добавляется приставка «пара-».

 
 

1. Сигматизм свистящих — недостатки произношения [с-с'], [з-з'], [ц] (см. рис. 1, 2). Далее пояснения.

 

При произнесении звука [с] губы растянуты в улыбку, передние зубы видны. Кончик языка упирается в передние резцы, передняя часть спинки языка выгнута. Боковые края языка прилегают к коренным зубам, между кончиком языка и передними верхними зубами образуется круглая щель. По средней линии языка образуется желобок, по которому проходит сильная струя выдыхаемого воздуха, образуя свистящий шум. Чем уже щель, тем звук выше. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость,

 
 

голосовые складки не производят голос.

 

При произнесении [с'] губы растягиваются больше и напрягаются. Переднесредняя часть спинки языка поднимается выше, немного перемещается вперед, и шум становится еще выше.

При артикуляции [з] и [з'] добавляется голос, и напор воздуха ослабевает.

При произнесении [ц] губы принимают позицию следующего гласного. Звук начинается со смычного элемента (как при [т]). Кончик языка опущен, касается нижних зубов, а передняя часть спинки языка поднята к альвеолам или верхним зубам, образуя с ними смычку. Боковые края языка прижаты к коренным зубам. Заканчивается звук щелевым звуком, как при [с], который звучит кратко. Выдыхаемая струя сильная и холодная. Артикуляция звука [ц] показана на рис. 2.

Существует несколько видов сигматизма свистящих.

Межзубный сигматизм — самый распространенный вид сигматизма. Язык просунут между зубами, отсутствует характерный свист, вместо круглой щели наблюдается плоская щель. Этот же дефект распространяется на [з] и [ц].

Губно-зубной сигматизм. Кроме языка в образовании щели участвует нижняя губа; звук становится похожим на [ф].

Боковой сигматизм характеризуется тем, что боковые края языка не прилегают к коренным зубам и выдыхаемая воздушная струя проходит не по середине языка, а по бокам. Кончик языка и передняя часть спинки образуют смычку с альвеолами, и слышится шум вместо [с]. Дефект распространяется на [з], [ц] и парные мягкие

Призубный парасигматизм. Вместо щели язык образует смычку; слышится звук типа [т] или [д]. Звук [ц] теряет один из элементов ([т] или [с]).

Шипящий парасигматизм — язык принимает положение как при произнесении [ш] или укороченного [щ].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...