Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Естественные методы саморегуляции эмоциональных состояний




Их можно также назвать бытовыми приемами. Основа их - естественные механизмы отражения мира психикой. Правильная организация человеком с учетом этих факторов своей жизни, деятельности, быта, поведения поможет найти психическое равновесие или снизить остроту эмоционального реагирования.

К ним мы отнесли приемы, не использующие специальную психотехнику, основанную на волевом усилии. Они имеют рекомендательный, житейский характер и основаны на естественном включении индивида в природные или социальные процессы и оптимальной организации своей жизни. Это в основном приемы здорового образа жизни. В составлении обширного списка этих приемов, перечисление которых не позволяют размеры пособия, принимали участие все обучающиеся приемам психической саморегуляции. Они же были и инициаторами включения этих методов в их список.

Как известно, многие люди силу различных причин не осваивает или не пытается осваивать психотехнику волевой регуляции. Этот аспект и вызвал необходимость поиска и включения в разряд обсуждаемых методов подходов правильной организации деятельности, быта и жизни в целом. При всей их кажущейся простоте для большинства людей они могут оказаться единственными в поиске самостоятельных путей выхода из негативных психоэмоциональных состояний.

Естественный подход при всей его кажущейся простоте может слу­жить для большинства людей основным фактором для избавления от отрицательных состояний сознания. Он базируется на естественных социальных и природных механизмах организации человеческой психики. Человек - существо социальное. У него есть естественная потребность принадлежать какому-нибудь человеческому объединению, в котором он стремится получить признание, понимание, уважение, любовь. Поэтому фактор общения с понимающим человеком или группой является мощным средством психотерапии

Очень важно в жизни иметь в жизни искренних друзей или супруга (у), которые могут помочь в трудную минуту не только содейст­вием, но и пониманием, сочувствием и сопереживанием. Даже простое присутствие такого человека в период переживаний снимает его остроту или помогает от него освободиться. Если к вам обращается чем-то расстроенный человек, не поддерживайте его эмоциональный фон, а постарайтесь снизить значимость причин его раздражения или зародить надежду на улучшение жизненных обстоятельств.

Для многих людей фактором улучшения их психической жизни мо­жет служить приобщение к какому-либо коллективу и его деятельности. Это может быть производственный коллектив, если он достаточно сплочен и в нем ценится человеческое достоинство каждого его члена, кружок художественного творчества, спортивные секции, клубы по интересам, социальные, экологические, творческие объединения.

В старину были распространены посиделки, общие хороводы, празд­ники, общие мероприятия родов или общин, хоровые пения, церковные мероприятия.

Если вы одиноки, то справиться с недавно возникшей психической травмой поможет посещение массовых мероприятий: кинотеатров, театров, стадионов. Это помогает более эффективно, чем просмотр в одиночестве передач по телевизору. В данном случае на вас может оказать положительное влияние фактор воздействия на нашу личность эмоционального состояния массы людей.

Многое из нашей психической жизни обусловлено не только социальной жизнью, но и нашей биологической организацией. На нас, как биологических существ, оказывают влияние природные факторы. Наше психическое состояние может улучшить посещение леса, поля, работа в саду, созерцание неба, звезд на нем или просто облаков.

Завораживающе и успокаивающе действует на человека пламя костра, печки, камина или хотя бы свечки.

Успокаювающе действует на человека созерцание воды, особенно естественных водоемов, рек, ручьев.

Помогает отключиться от неприятных переживаний любой вид деятельности. Если вам сложно начать заниматься чем-либо, поставь­те себя перед необходимостью что-то делать: затейте дома ремонт или хотя бы перестановку в квартире.

Для нашей психической жизни важна правильная организация того пространства, в котором мы живем или работаем, особенно дома или квартиры. В живой природе нет гладких поверхностей, ровных линий, геометрических углов - это все атрибуты кристаллического мира. Поэтому у человека, как биологического существа пустые геометрические формы вызывают чувство тоски, уныния и душевного холода. Квартира должна быть уютна. Не старайтесь быть «модными», лучше, когда она имеет «индивидуальное лицо» и не напоминает стан­дартный гостиничный номер. Определенную психологическую поддержку оказывают вещи, принадлежащие вашему роду.

Неплохо, когда в доме есть что-то от живой природы: живот­ные или растения, например, собака - это, похоже, единственное существо в животном мире, которое любит человека и предано ему даже тогда, когда вам кажется, что от вас отвернулся весь мир. Впрочем, трудно рекомендовать всем держать в доме животное, мно­гие к ним относятся неприязненно. Но зато растения или цветы мо­жет выращивать в доме каждый. Это поможет многим сохранить связь с природой, от которой мы оторвались, живя в городских условиях

Многим, вероятно, покажется неожиданной следующая рекомендация. Оказывается, что наиболее оптимально протекает жизнь человека, когда он для себя определяет ее цель и смысл. У таких людей более выражен интерес к самой жизни или отдельным ее сторонам, она у них более насыщена и они быстрее восстанавливаются после случившихся несчастий. Апатичные же люди болеют чаще, хуже переносят трудности. Хотя у каж­дого человека свой выбор цели: кто-то стремится спасти все челове­чество, другой видит смысл в заботе о своей семье и детях.

Но, с другой стороны, следите за тем, чтобы у вас не было многих различных целей, когда вы вынуждены разрываться на части, пытаясь решить сразу несколько жизненных или рабочих задач. Это может привести к затянувшемуся перенапряжению, а затем к болезненным состояниям. Это состояние возможно, когда вы же­лаете или вынуждены делать сразу много дел или когда у вас завышенный уровень притязания.

Методы, основанные на воспитании и самовоспитании

Они базируются на воспитании и соблюдении законов нравственности, которые не позволяют человеку уподобиться животному и реагировать в действии и мыслях негативными отрицательными чувствами и эмоциями. Этот подход возможен только при достаточном духовном воспитании человека, формирующего у него религиозное, философское или экзистенциальное пони­мание мира. Религия формирует у человека способность любить ближнего своего и прощать своих обидчиков. Человек с философским складом личности понимает: то, что происходить в личной или общественной жизни, или в природе - это естественный процесс, раз­вивающийся по своим собственным законам и не поддающимся влиянию эмоций каждого отдельного человека. Экзистенциальный взгляд на себя позволяет ценить каждый момент существования нашей единственной и неповторимой жизни.

Эти подходы, пожалуй, являются самыми важными, т.к. при надлежащем становлении личности первые три метода психической саморегуляции могут не понадобиться.

 

Литература

1. Агеенкова Е.К. Применение методов психической саморегуляции в практике психокоррекционной работыс больными сердечно-сосудистыми заболеваниями. – Вестник БГУ. – Серия 3. – 2000. -№ 2. –41-44;

2. Агеенкова Е.К. Психологические факторы в развитии сердечно-сосудистых заболеваний. – Медицинская панорама. – 2001. – №5(13). –С.30-33;

3. Агеенкова Е.К. Психологические факторы в развитии сердечно-сосудистых заболеваний – Психотерапия и клиническая психология. –2002. – №3(5). – С.19-23;

4. Агеенкова Е.К. Комплекс приемов психической саморегуляции эмоциональных состояний для профилактики и реабилитации больных сердечно-сосудистыми заболеваниями./Ученые записки: Сб.ред.науч.тр. бел.гос.ун-та физ.культуры. – Мн, 2005. – Вып.8. –С.282-289.

5. Агеенкова Е.К. Комплекс приемов психической саморегуляции эмоциональных состоянийдля профилактики и реабилитации соматических расстройств, кризисных состояний и утомления у военнослужащих // Идеологические аспекты военной безопасности. – 2008. – №3. – С. 30-34.

6. Агеенкова Е.К. Комплекс приемов психической саморегуляции эмоциональных состояний для профилактики и реабилитации соматисемеих расстройств, кризисных состояний и утомления у военнослужащих. //Военно-психологический вестник. Информмационно-методическое пособие для офицеров социально-психологической структуры Вооруженных Сил Республики Беларусь. /Под ред. А.Н. Гура. – Минск: Центр идеологической работы ГКДУ «ЦДО ВС РБ», 2008. – №1. – С. 13 - 59.

7. Шульц И. Аутогенная тренировка. -М., Медицина, 1985. -31 с.;

8. Беляев Г.С., Лобзин В.С., Копылова И.А. Психогигиеническая саморегуляция. – Л.: Медицина, 1977. – 160 с.;

9. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. – Л.: Медицина, 1986. – 280 с.

10. Юрданов В.С. Метод аутогенной тренировки при лечении больных инфарктом миокарда. Терапевтический архив. – 1980. – № 5. – С. 78-83.

11. Свядощ А.М. Аутогенная тренировка // Руководство по психотерапии. Т.: Медицина, 1979. – С. 176-192.

12. Бреннан Р. Метод Александера. – Киев, 1997;

13. Лоуэн А. Психология тела. (Телесноориентированный биоэнергетический психоанализ). – М.: Независимая ассоциация психологов-практиков, 1997. – 200 с.;

14. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. – М.: «Компания ПАНИ», 1996. – 320 с.;

15. Райх В. Анализ личности. – М.: КСП; СПб.: Ювента, 1999. –332 с.;

16. Фельденкрайз М. Искусство движения. – М.: Эксмо, 2003. –352 с

17. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. /Составитель В.Ю.Баскаков. –М.:НПО «Психотехника», 1992. –108 с.

18. Архангельский А.С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литературные труды и идеи в древней Руси. //Памятники древней письменности и искусства. – СПб, 1882. – Вып.16. – 283 с.

19. Нила Сорского предание и устав. //Памятники древней письменности и искусства. – СПб, 1912. – Вып. 179. – 91 с.

 


1 Архангельский А.С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литературные труды и идеи в древней Руси. //Памятники древней письменности и искусства. –СПб, 1882. –Вып.16. –283 с.

1 Нила Сорского предание и устав. //Памятники древней письменности и искусства. – СПб, 1912. –Вып.. 119. –91 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...