Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фрактальность как количественная и качественная характеристика в изобразительном искусстве

Прорастая сквозь парадигматические трещины «традиционного» искусства (каким к концу ХХ века стал уже и авангард, и сюрреализм, и весь постмодернизм), фрактальная живопись и графика с их сложными паттернами «упорядоченного» хаоса, которые воспринимаются как красивые и интуитивно относятся к категории искусства, все настойчивее требуют философской и искусствоведческой рефлексии.

Первым методологическим инструментом, заимствованным гуманитарными науками из фрактальной геометрии, стала фрактальная размерность. В отличие от урбанистики, в которой вычисленное значение фрактальной размерности городских территорий пока никак не конвертируется в категории художественного описания пространства, в искусствознании был найден способ создания корреляционных связей между произведением изобразительного искусства и его фрактальной размерностью. Так, согласно данным специальных экспериментов, эстетическим предпочтениям зрителей может соответствовать определенная величина фрактальной размерности живописного образа (возможно, 1,5 [23]). Или изменения величины фрактальной размерности могут соотноситься с разными периодами творчества художника, возрастая, к примеру, у Джексона Поллока (Рис. 9) от значения, близкого к 1 в 1943 году до 1,72 в 1954 году, что предлагается в качестве объективного основания для датировки и подтверждения подлинности его работ [5]. Или же фрактальная размерность и ее динамика во времени может служить характеристикой целой художественной эпохи, например, раннекитайской пейзажной живописи [48].

Рис. 9. J.Pollock, Convergence, 1952

С другой стороны, фрактальность и ее типы все чаще рассматриваются как особая качественная (эстетическая и/или семантическая) характеристика произведения изобразительного искусства, независимо от способа его создания. В целом фрактальная образность анализируется с одной из двух инверсивных позиций: 1) приводятся характеристики, позволяющие отнести фрактальную компьютерную графику к категории искусства или 2) выявляются фрактальные структуры в произведениях традиционного искусства разных эпох и направлений (Д. Веласкеса, Дж. Поллока, М. Эшера, Х. Гриса, Дзж. Балла, С. Дали, Л. Уэйна, Г. Климта, Ван Гога, П. Филонова, А. Родченко и др.).

Среди наиболее значимых зарубежных работ по «фрактальной эстетике» – известная книга Дж. Бриггса «Фракталы: Узоры хаоса» [25], исследования Л. Кочик [31], Р. Абрахама, Дж. Спротта и их коллег [26], статьи Дж. Парк, Э. Келли (в т.ч. в специальном выпуске журнала «Ylem» – «Fractals as Art») [40, с. 40]и др. [39; 9]

В последние годы к алгоритмическому искусству и к фрактальному искусству в частности как предмету междисциплинарных исследований стали обращаться и отечественные философы, математики, художники и искусствоведы (А.В. Волошинов [3], С.В. Ерохин [6], В.В. Тарасенко [17], И.А. Евин [5], П.П. Николаев [12], В. Рибас [14] и др.[8; 9; 16]). Необходимо, однако, признать, что в российском научно-художественном дискурсе собственно тема фрактальной образности в искусстве еще недостаточно разработана.

 

Примечания:

1. Выставка «Strange Attractors: Signs of Chaos» http://archive.newmuseum.org/index.php/Detail/Occurrence/Show/occurrence_id/185; выставка «Автопоэзис и фракталы в междисциплинарных исследованиях сложности» http://contemporaryart.livejournal.com/191128.html; шоу «First Friday Fractals» http://fractalfoundation.org/fractal-shows/first-friday-fractals/; фестиваль «Fractal Fields» http://www.mindoutpsyde.com/events/fractal_fields.php; выставка «Chaos Postal» http://caos-postal.livejournal.com/2006/09/16/; выставка «Структурированный хаос» http://www.lesgallery.ru/exhibitions/fractals/.

2. Benoit Mandelbrot Fractal Art Contest http://www.fractalartcontests.com; http://www.fractalartcontests.com/2006/entries.php и последующие годы; Ultra Fractal Contest http://www.parkenet.org/jp/ufcontests.html

3. Виртуальные галереи http://browse.deviantart.com/digitalart/fractals/, https://www.fractalus.com/ и др.

 

Список литературы:

1. Бытачевская Т. Н. Фрактальность в «органическом» направлении русского авангарда. // Сборник научных трудов Северо-Кавазкого ГТУ. Серия «Естественнонаучная». 2008. № 4. C. 74-76.

2. Введение в экранную культуру: новые аудиовизуальные технологии под ред. К.Э. Разлогова. М., 2005.

3. Волошинов А.В. Математика и искусство. М., 2000.

4. Волошинов А.В. Об эстетике фракталов и фрактальности искусства: синергетическая парадигма. // Нелинейное мышление в науке и искусстве. М., 2002. С.213-246.

5. Евин И.А. Искусство и синергетика. М., 2009.

6. Ерохин С.В. Эстетика цифрового изобразительного искусства. СПб.: Алетейя, 2010.

7. Федер Е. Фракталы. М., 1991.

8. Кроновер Р.М. Фракталы и хаос в динамических системах. М., 2006.

9. Лившиц В.М. Новация в области изобразительного искусства и ее научное объяснение. http://www.psychology-online.net/link.php?id=289.

10. Лившиц В.М. Фракталы и монотипия. // Химия и жизнь. 2004, №9.

11. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. М.- Ижевск, 2010.

12. Мандельброт Б.Б. Фракталы и хаос. Множество Мандельброта и другие чудеса. М.-Ижевск, 2009.

13. Николаев П.П. Формализмы в искусстве модерна. Пути экспликации «гармонии» из «алгебры». // Языки науки - языки искусства. М., 2000, с.104-111.

14. Рибас В. Фрактал как инструмент искусствоведа и художника //Доклад на вернисаже выставки «Автопоэзис и фракталы в междисциплинарных исследованиях сложности». М., 2008.

15. Рибас В. Фрактальная абстракция. http://artgals.info/afisha/details/2613-1; http://www.ribas.ru/index-rus.html.

16. Семенова Е. Фрактальная геометрия реальности. График Александр Сундуков продолжает традиции Левши. // Независимая газета 10.06.2008.

17. Степанов Ю.С. Протей: Очерки хаотической эволюции. М., 2004.

18. Тарасенко В. Супрематизм и фрактальная геометрия: радикальный конструктивизм наблюдаемых форм. // Малевич. Классический авангард. Витебск. Вып.9. Альманах. – Мн.: Экономпресс, 2007.

19. Тарасенко В.В. Человек Кликающий: фрактальные метаморфозы. http://www.synergetic.ru/fractal/chelovek-klikayuschiy-fraktalnye-metamorfozy.html

20. Усеинов В. Поэтический манифест «Фрактального реализма». http://www.fractalrealism.sk.uz/project_r.html; http://www.useinov.sk.uz/.

21. Шредер М. Фракталы, хаос, степенные законы. М., Ижевск, 2001.

22. Юргенс Х., Пайтген Х.-О., Заупе Д. Язык фракталов в мире науки// Scientific American. № 10, Октябрь, 1990. С. 36–44.

23. Aks D.J., & Sprott J.C. Quantifying aesthetic preference for chaotic patterns// Empirical Studies of the Arts, 1996, 14(1), pp. 1-16.

24. Baald B. Fractals and Aesthetics: Pattern and Self-Reference. http://archive.birdhouse.org/words/baald/fractal.html

25. Briggs J. Fractals: The Patterns of Chaos: Discovering a New Aesthetic of Art, Science, and Nature. Toughstone, NY, 1992.

26. Draves S., Abraham R., Viotti P., Abraham F. D., Sprott J. C. The Aesthetics and Fractal Dimension of Electric Sheep. December, 2006.

27. Fractals as Art. (Editorial). YLEM #4, V.20, March-April, 2000. http://www.ylem.org/Journal/2000MarApril-clr.pdf

28. Fractal Expressionism. http://www.fractalage.com/; Fractalage. http://fractalartist.org/.

29. Les Fractalistes – Art et Complexitй. http://charles.vassallo.pagesperso-orange.fr/en/art/fractalist.html

30. http://www.ralph-abraham.org/articles/MS%23120.Electricsheep/sheepdim06.pdf

31. KocicL.M. Art Elements in Fractal Constructions//VISMATH, Vol.4, #1, 2002.

32. Mandelbrot B. The Fractal Geometry of Nature. New York, NY: W. H. Freeman and Company, 1977.

33. Madelbrot B.B. Fractals and an Art for the Sake of Science. Leonardo. Supplemental Issue, Vol. 2, Computer Art in Context: SIGGRAPH '89 Art Show Catalog (1989), pp. 21-24.

34. Mandelbrot B. Fractal Art Contest http://www.fractalartcontests.com; http://www.fractalartcontests.com/2006/entries.php.

35. Mandelbrot B. Les objets fractals: forme, hasard, et dimension. Paris: Flammarion, 1975.

36. Mandelbrot B.B. Scalebound or scaling shapes: A useful definition in the visual arts and in the natural sciences. Leonardo, 1981, Vol.14, p.45-47.

37. Mitchell K. The Fractal Art Manifesto. https://www.fractalus.com/info/manifesto.htm.

38. Munro P. Fractal for Fashion – Textile Weving Designs. http://www.fibre2fashion.com/industry-article/28/2766/fractals-for-fashion-textile-weaving-designs1.asp.

39. Nyikos L., Balasz L., Schiller R. Fractal Analysis of Artistic Images from Cubism to Fractalism. // Fractals, 1994, Vol.2.

40. Parke J. Fractal Art: A Comparison of Styles, 2003. http://www.infinite-art.com/index.about.comparison.php

41. Peitgen, H.-O., & Richter, P.H. The Beauty of Fractals: Images of Complex Dynamical Systems. Berlin: Springer, 1996.

42. Pellien J. Nature’s Geometry. http://press.princeton.edu/blog/category/art/.

43. Ribas V. From out-side/ Проект «Единение под сенью». http://fromoutside.narod.ru/.

44. Pickover C.A. Computers, Pattern, Chaos, and Beauty. St. Martin's Press. 1990;

45. Pickover C.A.The Pattern Book: Fractals, Art, and Nature. World Scientific, 1995.

46. Taylor R.P., Micolich A., Jonas D. Fractal analysis of Pollock’s drip paintings. // Nature, Vol. 399, 1999, p.422.

47. Ultra Fractal Contest. http://www.parkenet.org/jp/ufcontests.html

48. Voss R., Wyatt J. Multifractals and the Local Connected Fracral Dimension: Classification of Early Chinese Landscape Paintings. // Applications of Fractals and Chaos. Еds. Crilly A.J., Earnshaw R.A., Jones H. Berlin, 1993.

49. Wilson K. L., Wasserman J. A., Lowndes F.Picture and social concept: a fractal-concept analysis of advertising art// Visual Communication, Vol. 8, No. 4, 2009, р. 427-448.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...