Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Создание и утверждение советской государственной системы («Военный коммунизм», Гражданская война, Иностранная военная интервенция)

 

После разгона Учредительного собрания единственным высшим органом власти в стране стал Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Параллельно с этими Советами существовала система Советов крестьянских депутатов, находившихся под сильным политическим влиянием эсеров.

В ноябре 1917 г. состоялся Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов, принявший решение об объединении с Советами рабочих и солдатских депутатов. Тогда же состоялось объединенное заседание ВЦИК, Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов и Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов. Формирование политического блока большевиков и левых эсеров привело к разрыву последних с правыми эсерами. Окончательное объединение Советов произошло в январе 1918 г. на III Всероссийском съезде Советов.

В перерывах между сессиями Всероссийского съезда Советов высшим органом власти в стране был Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Его структура и порядок работы утверждены на заседании ВЦИК в начале ноября 1917 г. В начале своего существования ВЦИК был постоянно действующим органом. Структура ВЦИК включала: президиум, отделы и комиссии. Президиум состоял из представителей партийных фракций, готовил материалы к заседаниям ВЦИК, контролировал работу комиссий и отделов, его заседания проходили 2-3 раза в неделю. Организацию и ведение текущей работы (подготовку проектов документов, руководство нижестоящими Советами и т.п.) осуществляли отделы ВЦИК: Военно-революционный комитет, иногородний, агитационный, по национальному вопросу, казачий и др.

II Всероссийский съезд Советов избрал правительство – Совет народных Комисаров (СНК) «для управления страной вплоть до созыва Учредительного собрания». Было образовано 13 народных комиссариатов: внутренних дел, земледелия, труда, по военным и морским делам, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, юстиции, продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей, путей сообщения. Председатели всех наркоматов вошли в состав СНК. Право заменять отдельных членов правительства или весь его состав принадлежало Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК. В экстренных случаях СНК мог издавать декреты без предварительного их обсуждения во ВЦИК. Последний утверждал декреты СНК, если они имели общегосударственное значение. К середине 1918 г. число наркоматов (НК) было увеличено. Были образованы НК государственного контроля, промышленности и торговли, Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ) и др. С октября 1917 до июля 1918 г. (до принятия конституции) ВЦИК принял более 100 декретов, постановлений и других актов. За этот же период СНК принял около 600 правовых актов.

Для укрепления своей политической базы режим должен был провести перевыборы Советов, многие из которых находились под сильным влиянием меньшевиков и эсеров. Перевыборы проходили в мае – июне 1918 г. Их результаты оказались неблагоприятными для большевиков – большое число мест в советах получили представители оппозиции (меньшевики и эсеры). В ряде городов прошли митинги протестов, на которых выдвигались требования отменить хлебную монополию, создать независимые профсоюзы и провести новые выборы в Советы. Между Советами и рабочими весной 1918 г. наметилась серьезная конфронтация. 16 июня 1918 г. местным Советам предписывалось отозвать всех меньшевистских и эсеровских депутатов и произвести перевыборы до созыва V съезда Советов. Петроградский Совет принял решение о роспуске Совета рабочих уполномоченных. Подготавливаемая оппозиционерами политическая стачка не состоялась. Независимые от Совета рабочие организации были ликвидированы. В 1918 г. ЦИК исключил из своего состава представителей партий эсеров (правых и центра) и меньшевиков после июльского выступления левых эсеров.  Система власти на местах в целом сложилась за период с октября 1917 по февраль 1918 г. В этот период Советы после известия о победе большевиков в Петрограде стали повсеместно брать власть на местах мирным или вооруженным путем. Первые попытки практику местного советского строительства были сделаны в конце декабря 1917 г. НКВД издал обращение и инструкцию для местных Советов, в которых определил принципы организации местного самоуправления, права и обязанности местных Советов. В этих документах последние призывались «овладевать аппаратом местного самоуправления, захватывая все правительственные учреждения». Городские и земские органы местного самоуправления либо ликвидировались по политическим соображениям как враждебные, либо поставленные под контроль местных Советов некоторое время продолжали работу. Земские управы часто превращались в отделы местных Советов по управлению местным хозяйством. В процессе объединения Советов рабочих и солдатских депутатов и Советов крестьянских депутатов на местах параллельно походила ликвидация низовых земских органов. Весной 1918 г. началось формирование рабочих продовольственных отрядов, направляемых из города в деревню. В мае 1918 г. ВЦИК предоставил НК продовольствия чрезвычайные полномочия «по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлеб» вплоть до применения вооруженной силы. В июне 1918 г. ВЦИК издал декрет, на основании которого на местах стали создаваться волостные и сельские комитеты бедноты, ставшие опорой новой власти в деревне. Партийный аппарат на местах, быстро укреплявшийся после Октябрьской революции, оказывал заметное влияние на систему местных органов. В ноябре 1917 г. СНК принял Декрет о праве отзыва, на основании которого из Советов стали отзываться меньшевики и эсеры, перевыборы происходили не реже одного раза в квартал. В июне 1918 г. ВЦИК принял специальное постановление «Об исключении из состава ВЦИК и местных Советов представителей контрреволюционных партий эсеров (центра и правых) и меньшевиков». Проходила тотальная большевизация местных Советов. Деятельность центральных государственных органов также осуществлялась под контролем партийных органов. Партийным решениям придавалось значение законодательных актов, все чаще стали приниматься совместные постановления правительственных и руководящих партийных органов по наиболее значимым вопросам.

III съезд Советов (январь 1918 г.) стал объединительным для Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Большинство на нем принадлежало партии большевиков. Съезд принял программный документ, отвергнутый Учредительным собранием – Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Она определяла Россию республикой Советов и подчеркивала всевластие этих органов в Центре и на местах. Первым шагом к полной национализации промышленности и транспорта стал Закон (ноябрь 1917 г.) о создании ВСНХ. Подтверждались положения Декрета (декабрь 1917 г.) о национализации банков, об аннулировании дореволюционных правительственных займов. III съезд принял также постановление «о Федеральных учреждениях Российской республики», в котором закреплялась система органов федеральной власти: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК. Предусматривалась возможность образования областных республик. Съезд законодательно закрепил систему Советов как организацию власти и федерацию национальных республик – как систему государственного устройства.

Формирование основ нового права началось с издания первых декретов II Всероссийского съезда Советов, сформировавшего его принципы. Декрет о суде №1 отменял действие старых законов, если оно противоречило революционному правосознанию. Последнее стало главным источником права при отсутствии новых писаных норм. В местных судах в качестве источника продолжали действовать нормы обычного права. Постепенно стала складываться новая судебная практика. Революционное правотворчество осуществлялось самими судебными органами, высшими органами власти (съезд, ВЦИК, СНК), руководящими органами политических партий и местными Советами. Приоритет «революционного правосознания» в качестве источника права основывался на господстве в первые годы революции психологической теории права, считавшей важным аспектом правовой реальности именно правосознание, а не норму и не правоотношение. Одной из первых сфер, в которой было осуществлено законодательное нормирование, стали брачно-семейные отношения. В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК приняли декреты, отменявшие всякие ограничения, узаконившие только гражданскую форму брака, устанавливавшие свободу развода. В сентябре 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В декабре 1918 г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР (КЗоТ), разработанный Наркоматом труда и ВЦСПС и обобщающий все советское законодательство о труде. В апреле 1919 г. Совнарком издал Декрет о всеобщей мобилизации, реализовавший провозглашенный принцип трудовой повинности, а в июне началось введение трудовых книжек, ужесточившее систему контроля над трудящимися. В декабре 1919 г. Наркомюст принял Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, ставшие первой попыткой обобщить практику судов и трибуналов. Согласно получившей широкое распространение в этот период теории социальных функций права, новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу законности. В законодательном корпусе появились тенденции к отказу от особенной части кодекса. Предполагалось, что суды, руководствуясь «социалистическим правосознанием» и принципом целесообразности, будут решать дела на основе лишь общей (декларативной) части кодекса. Практика судебного правотворчества получила в Руководящих началах поддержку в виде принципа аналогии: при отсутствии в законе конкретной нормы, разрешающей конкретный казус, к нему могли применить аналогичную норму и решить его по аналогии с другим казусом, урегулированным этой нормой. Свобода толкования на практике вела к произволу. Система наказаний, предусмотренных кодексом, включала: внушение, общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, бойкот, исключение из коллектива, возмещение ущерба, отстранение от должности, конфискацию имущества, лишение политических прав, объявление вне закона, расстрел. В феврале 1919 г. ВЦИК издал Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию. Вся земля определялась в качестве единого государственного фонда, который находился в непосредственном заведовании и распоряжении соответствующих наркоматов.

В процессе законотворчества формировалась единая система права, нуждавшаяся в конституционной основе. Конституционная комиссия была создана на заседании ВЦИК 1 апреля 1918 г. В ее состав вошли представители партийных фракций и ряда народных комиссариатов, председателем стал Я.М.Свердлов. 10 июля 1918 г. на V съезде Советов была принята первая советская Конституция и избран новы состав ВЦИК, в основном большевистский. Основные принципы конституции сформулированы в ее шести разделах: Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, Общие положения конституции РСФСР, Конструкция советской власти, Активное и пассивное избирательное право, Бюджетное право и О гербе и флаге РСФСР. Историческое значение Конституции 1918 г. заключался в создании правовой базы для последующего законотворчества. Однако более существенным было ее воздействие на всю сферу социальных и политических преобразований в стране: она подвергла пересмотру старую систему общественных отношений, декларировав новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем она закрепила реальные механизмы власти и формирования ее структур, положив в их основание новую идеологию.

Основные события Гражданской войны в России пришлись на период с весны1918 г. до осени 1920 г. Ситуация усугублялась иностранной интервенцией: английские, французские, японские, американские и германские войска оккупировали значительную часть территории страны. В этот период созывались Всероссийские съезды Советов (VI, VII и VIII). Вопросы, обсуждавшиеся на съездах, касались экономических проблем, проблем укрепления законности и государственного аппарата, «советского строительства». В декабре 1919 г. постановлением съезда «О советском строительстве» установился сессионный порядок работы ВЦИК. Его сессии стали созываться каждые два месяца, чрезвычайные сессии – по мере необходимости. Еще одним высшим органом государственного управления, возникшим в обстановке чрезвычайной экономической и политической ситуации, стал Совет рабоче-крестьянской обороны (СРКО) сосредоточивший в своих руках всю полноту власти в области обороны: вопросы мобилизации, вооружения, продовольственного снабжения и оперативного руководства армией. В апреле 1920 г. СРКО преобразован в совет труда и обороны (СТО). СТО утверждал единый народно-хозяйственный план республики, издавал постановления, распоряжения и инструкции, обязательные для всех ведомств и учреждений. В условиях централизации хозяйственного регулирования возрастала роль контрольных органов. В 1919 г. было принято новое Положение о государственном контроле, в феврале 1920 г. Наркомат государственного контроля был преобразован в Наркомат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). На РКИ возлагались наблюдение за законностью, охрана государственной собственности, борьба с бюрократизмом и злоупотреблениями в госаппарате и хозяйственных органах.

Гражданская война обусловила изменения в работе местных Советов. Усилилось идеологическое воздействие на них со стороны коммунистической партии. В 1919-1920 гг. конкретизируются правовое положение и компетенция отделов местных Советов как структурных единиц. Проводилась политика вовлечения всех членов местных Советов в работу по управлению государством. Параллельно с конституционными органами власти на местах (а иногда вместо них) возникали чрезвычайные органы – революционные комитеты (ревкомы). В их задачи входили: организация обороны своих территорий, поддержание внутреннего порядка, проведение мобилизаций. Ревкомы наделялись правами реквизиций имущества, принудительного выселения, расквартирования воинских частей, а также другими чрезвычайными правами. Им принадлежала вся полнота власти на местах.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сравнительно-исторический метод позволяет выявить общие закономерности развития государства и права у разных народов, на разных территориях и в разные исторические эпохи. Главная методологическая предпосылка – историческая преемственность в развитии государства и права. Все государственные и правовые явления вырастают из предшествующих и трансформируются в будущие формы. «Связь времен» позволяет рассматривать все явления в единой исторической перспективе. Развитие может осуществляться плавно или скачками, возможны возврат к утраченным институтам, разрыв или прекращение дальнейшего развития. Юридический быт складывается из различных обычаев, действий, правил и органов, с помощью которых осуществляется правовая деятельность. Действия людей основываются на представлениях о справедливом и несправедливом. Важной составляющей юридического быта является судебная практика, которая является одним из источников права. Другой источник – обычай. Обычаи существуют в обществе как неправовые явления, но когда государство берет их под свою защиту, обычаи становятся источником права, нормой права. На более высоком уровне развития юридического быта и юридической техники источником права становится закон в широком смысле слова.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.ИСАЕВ И.А История государства и права России. М. Юристъ. 2003.

2.РОГОВ В.А. История государства и права России 9- нач. 20 веков. М. Манускрипт. 1999.

3.История СССР с древнейших времен до Великой Октябрьской революции. Т.1. Под редакцией Тихомирова, Фадеева. М. 1988.

4.История государства и права СССР. Под редакцией ТИТОВА Ю.П. Ч.1. М. Юридическая литература. 1988.

5.Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории Русского права. Ростов-на-Дону. Феникс.2005.

6.Титов Ю.П.Чистяков О.И. Хрестоматия по ИГП СССР. М. Юридическая литература. 2000.

7.Краснов Ю.К. История государства и права России. М. Российское педагогическое агентство. 2001.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...