Методические рекомендации составлены Никитиной Н.В., преподавателем зуботехнических дисциплин высшей категории,
специальности 060203 «Стоматология ортопедическая» – г.Глазов, БОУ СПО «Глазовский медтехникум», 2014 – 16 с
Пояснительная записка
Портфолио – это комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений студентов. Создание портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) за весь период обучения. Использование методических рекомендаций по формированию портфолио позволит каждому студенту провести самоанализ и самооценку, а преподавателям всесторонне оценить освоение общих и профессиональных компетенций.
В методических рекомендациях представлены цель, задачи, и принципы формирования портфолио.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1Портфолио – эффективное средство мониторинга образовательных достижений студента, которое формируется как индивидуальная образовательная траектория. Портфолио показывает уровень освоения общих компетенций (ОК), профессиональных компетенций (ПК) и активности в учебной, творческой, социальной, исследовательской и других видах деятельности в Глазовском медтехникуме и за его пределами. Создание портфолио – это творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) за весь период обучения в Глазовском медтехникуме.
1.2Основные принципы создания портфолио:
- равенство всех участников обучения,
- привлечение к процессу познания с помощью личной мотивации,
- отсутствие соперничества (вместо этого – самоанализ, самооценка, самокорреляция, самовоспитание),
- сочетание индивидуальной и коллективной работы,
- возможность выбора вида деятельности, способа предъявления результата,
- важность не только результата, но и процесса творческого поиска.
1.3 Функции по формированию портфолио возлагаются на студента.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПОРТФОЛИО
2.1Основная цель формирования портфолио – представить значимые образовательные и иные достижения студента, отследить его индивидуальный прогресс в широком образовательном контексте, продемонстрировать освоение общих и профессиональных компетенций.
2.2Задачи портфолио:
- поддержка и формирование образовательных мотивов студента,
- формирование умения учиться: ставить цели, планировать, организовывать и быть ответственным за собственную образовательную деятельность,
- расширение возможности самообучения, самоорганизации, самооценки, саморазвития,
- формирование индивидуальной территории развития студента,
- развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности.
2.3Функции портфолио:
а) диагностическая - фиксирует изменения и рост знаний и умений студента за определённый период времени,
б) целеполагание – поддерживает учебные цели студента,
в) содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых студентом работ,
г) развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году,
е) мотивационная – поощряет результаты деятельности студента и преподавателей.
2.4Портфолио дополняет основные контрольно-оценочные материалы по профессиональным модулям Глазовского медтехникума и позволяет учитывать не только уровень освоения профессиональных компетенций студента, но и уровень всесторонней самореализации в образовательной среде.
2.5В процессе работы над портфолио у студента формируются:
- общенаучные умения (систематизация, обобщение, сравнение, классификация и др.),
- проектировочные умения (выбор и формирование целей, определение последовательности и результатов деятельности, планирование, набор способов деятельности и др.),
- организационные умения (деловые записи, подбор необходимых данных, использование различных способов работы с информацией и её источниками и т.п.),
- рефлексивные умения (анализ и рефлексия собственной деятельности).
2.6Студент собирает и обновляет портфолио в течение всего срока обучения, что позволяет ему не только проследить все этапы своего академического и личностного роста, профессионального становления, но и оценить, насколько эффективным был выбор деятельности, какие новые образовательные решения за ним последовали, как полученная информация применяется на практике, стала ли она импульсом к дальнейшему развитию.
2.7Портфолио позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно-творческую траекторию успешности, что является важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.
2.8Портфолио в дальнейшем служит основной составляющей резюме выпускника при трудоустройстве, в продолжении образования и др.
- журнал мониторинга, изготовленные зубные протезы, ортодонтические аппараты и челюстно-лицевые протезы.
3.2Портфолио составлять на бумажных носителях.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОРТФОЛИО
4.1Личная карточка:
- Ф, И, О.,
- фотокарточка,
- специальность,
- контактный телефон.
4.2Индивидуальные достижения студента в период обучения в Глазовском медтехникуме:
- достижения в освоении основной профессиональной образовательной программы (образовательная активность студента),
- достижения в исследовательской деятельности (творческая активность),
- достижения в общественной деятельности (социальная и коммуникативная активность),
- рост в освоении профессиональной образовательной программы (готовность к профессиональной деятельности).
4.3В папку вкладываются документы, подтверждающие факт или уровень достижения. К ним относятся:
- отзывы, благодарности от руководителей практик, руководства организаций, где студент проходил практику или стажировку,
- тезисы докладов на конференциях, семинарах и т.д.,
- ксерокопии статей или печатные издания со статьями студента,
- грамоты, дипломы и другие виды наград за призовые места в конкурсах профмастерства, культурных или спортивных мероприятиях и др.
4.4Объективная оценка уровня достижений студента предназначена для получения объективной информации об уровне усвоения общих и профессиональных компетенций, достигнутых студентом результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям ФГОС (Приложение 1,2), выявления положительных и отрицательных тенденций в деятельности студента, установления причин повышения или снижения уровня достижений студента с целью последующей коррекции.
4.5Каждый студент может подводить итог своих достижений не только по завершении обучения, но и в конце семестра или в конце учебного года, при сдаче квалификационного экзамена.
4.6Результаты, отражённые в портфолио, позволяют судить о готовности выпускника Глазовского медтехникума к успешной трудовой деятельности, его академическом развитии.
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ,
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ К ОЦЕНИВАНИЮ.
Название компетенции
Перечень мероприятий
Перечень документов, предъявляемых на экзамене
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- участие в УИРС, исследованиях, тематических олимпиадах, конкурсах, семинарах и др. (внутри техникума, региональных, федеральных),
- публикация статей в печатных изданиях,
- участие в профориентационной работе,
- проведение санпросвет работы,
- проведение тематических классных часов,
- освоение смежных специальностей (медицинский массаж, литейное дело).
- дневник производственной практики,
- текстовый отчёт производственной практики,
- похвальные грамоты, дипломы, сертификаты благодарственные письма и др.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- участие в качестве ответственного за определённый вид деятельности в учебной группе (староста, бригадир, редколлегия и др.),
- участие в УИРС, исследованиях, тематических олимпиадах, конкурсах, семинарах (внутри техникума, региональных, федеральных),
- публикация статей в печатных изданиях медтехникума,
- учёба на «хорошо» и «отлично»,
- участие в выпуске студенческой газеты и др.
- дневник производственной практики,
- текстовый отчёт производственной практики,
- похвальные грамоты, дипломы, сертификаты благодарственные письма и др.
ОК 3Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- участие в волонтёрском движении,
- участие в работе студенческого самоуправления,
- участие в УИРС, исследованиях, тематических олимпиадах, конкурсах, семинарах и др.
- членство в донорских и т.п. объединениях.
- похвальные грамоты, дипломы, благодарственные письма, сертификаты и др.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
подготовка рефератов, докладов с использованием электронных источников, библиотечного фонда медтехникума и других библиотек города,
- участие в научно-практических конференциях, семинарах, предметных кружках,
- ведение учебно-исследовательской работы,
- активное посещение библиотеки, интернет-сайта, читального зала,
- оформление тематических стендов, составление глоссария по изучаемой теме или модулю,
- подбор материалов: рисунков, видеосюжетов, составление схем, графиков, таблиц для использования в образовательном процессе.
- похвальные грамоты, дипломы, благодарственные письма, сертификаты и др.
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- участие в научно-практических конференциях, семинарах, предметных кружках,
- ведение учебно-исследовательской работы,
- участие в тематических олимпиадах, конкурсах,
- публикация статей в печатных изданиях,
- подготовка презентаций для использования в образовательной деятельности,
- похвальные грамоты, дипломы, сертификаты благодарственные письма и др.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, врачами и пациентами.
- участие в работе студенческого самоуправления,
- участие в спортивно - и культурно-массовых мероприятиях,
- участие в волонтёрском движении,
- участие в УИРС, исследованиях, тематических олимпиадах, конкурсах, семинарах и др.
- публикация статей в печатных изданиях.
- дневник производственной практики,
- текстовый отчёт производственной практики,
- похвальные грамоты, дипломы, сертификаты благодарственные письма и др.
ОК 7Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
- участие в работе студенческого самоуправления,
- участие в волонтёрском движении,
- организация и участие в деловых играх, моделирование социальных и профессиональных ситуаций,
- участие в коллективной подготовке презентации УИРС,
- участие в качестве ответственного за определённый вид деятельности в учебной группе (староста, бригадир, редколлегия и др.)
- участие в благотворительных акциях.
- похвальные грамоты, дипломы, сертификаты благодарственные письма и др.
ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- участие в научно-практических конференциях, семинарах, предметных кружках,
- ведение учебно-исследовательской работы,
- посещение дополнительных и внеаудиторных занятий,
- освоение дополнительных видов деятельности,
- обучение на курсах дополнительной профессиональной подготовки,
- проведение медико-профилактической работы с населением,
- посещение библиотек, музеев, выставок, театра и др.
- похвальные грамоты, дипломы, сертификаты благодарственные письма и др.
ОК 9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
- участие в УИРС, исследованиях, тематических олимпиадах, конкурсах, семинарах и др.
- проведение медико-профилактической работы с населением,
- обучение на курсах дополнительной профессиональной подготовки,
- участие в научно-практических конференциях, предметных кружках,
- выступления на производственных собраниях групповых и медтехникума, конференциях после завершения различных видов производственной практики.
- похвальные грамоты, дипломы, сертификаты благодарственные письма и др.
ОК 10.Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
- участие студентов в творческих кружках(по интересам),
- посещение объектов исторического наследия,
- проведение тематических классных часов,
- участие в спортивно - и культурно-массовых мероприятиях,
- выступление на классных часах и подготовка УИРС по историческому наследию.
- похвальные грамоты, дипломы, сертификаты благодарственные письма и др.
ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
- участие в волонтёрском движении,
- участие в профориентационной работе,
- проведение санпросвет работы,
- участие в социальных и экологических проектах,
- активное участие в трудовых десантах (генеральная уборка лаборатории, очистка территории медтехникума от мусора),
- оказание помощи нуждающимся в экстремальных ситуациях,
- подготовка агитационной литературы и активное участие в выборах региональной и государственной власти.
- похвальные грамоты, дипломы, сертификаты благодарственные письма и др.
ОК 12Оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь при неотложных состояниях.
- обучение методам организации первой медицинской помощи,
- участие в мероприятиях ГО и возникновении чрезвычайных ситуаций.
ОК 13Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
- подготовка и проведение инструктажа по охране труда, технике безопасности, санитарной гигиене, эргономике и др.
- обучение методам организации первой медицинской помощи,
- участие в мероприятиях ГО и возникновении чрезвычайных ситуаций.
- похвальные грамоты, дипломы, сертификаты благодарственные письма и др.
ОК 14Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
- участие в спортивных мероприятиях,
- участие в работе спортивных секций,
- проведение исследований в области влияния здорового образа жизни на человека, природу и общество,
- популяризация основных принципов здорового образа жизни,
- пропаганда физической культуры и спорта,
- участие в спортивных соревнованиях,
- отказ от курения и других вредных привычек.
- похвальные грамоты, дипломы, сертификаты благодарственные письма и др.
ОК 15Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
- участие в военно-патриотических и спортивных мероприятиях,
- участие в работе спортивных секций,
- участие в мероприятиях ГО и возникновении чрезвычайных ситуаций,
- похвальные грамоты, дипломы, сертификаты благодарственные письма и др.