Тема 2.2 Характеристика показателей почвенно-экологического мониторинга и оценка почв земель сельскохозяйственного назначения
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ
Методические указания к прохождению учебной практики по дисциплине «Почвоведение» предназначены для студентов, обучающихся по специальностям 120301.65 – Землеустройство, 120302.65 – Земельный кадастр, 120303.65 – Городской кадастр и направлению подготовки 120300.62 – Землеустройство и кадастры. Методические указания написаны в соответствии с ГОСТ ВПО (от 27.03.2000 г.), рабочей программой по дисциплине «Почвоведение» и порядком проведения практики студентов, обучающихся в ФГОУ ВПО ОмГАУ по основным образовательным программам высшего профессионального образования (2010 г.). Цель методических указаний – помочь студентам при освоении и выполнении практических заданий учебной практики. Учебная практика предусмотрена в конце 2-го семестра для студентов очной формы обучения. Трудоемкость практики составляет 36 часов. Для студентов заочной формы обучения учебная практика проводится в 1 семестре и составляет 18 часов. В программу учебной практики включены темы, которые не вошли в лабораторные занятия, но необходимы для изучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки специалистов и бакалавров по выше указанным специальностям и направлению подготовки бакалавров. Методические указания содержат материал, который будет использован и в период перехода на стандарт третьего поколения. Данное издание включает в себя введение, методические рекомендации к выполнению заданий, оформление отчета и получение зачета и приложения. Методические указания разработаны доцентом Аксеновой Ю.В. и ст. преп. Ли М.А. являются элементом учебно-методического комплекса дисциплины «Почвоведение». Цель учебной практики – углубить и закрепить знания, полученные при освоении теоретического курса по данной дисциплине, получить практические навыки по оценке качества земель сельскохозяйственного назначения, являющиеся основой для проведения почвенно-экологических мониторинговых изысканий.
ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Цель учебной практики – углубить и закрепить знания, полученные при освоении теоретического курса по данной дисциплине, получить практические навыки по оценке качества земель сельскохозяйственного назначения, являющиеся основой для проведения почвенно-экологических мониторинговых изысканий. Виды работ и сроки проведения учебной практики представлены в таблице 1. Таблица 1 Распределение времени учебной практики по видам работ для студентов очной формы обучения
Место проведения учебной практики – территория ФГОУ ВПО ОмГАУ, кафедра почвоведения. Студенты в группе работают по бригадам в поле и индивидуально в аудитории, используя конспекты лекций, раздаточный материал, почвенные карты. Продолжительность учебной практики составляет 5 дней. Руководство практикой осуществляет преподаватель.
Таблица 2 Распределение времени учебной практики по видам работ для студентов заочной формы обучения
Место проведения учебной практики – кафедра почвоведения. Студенты в группе работают индивидуально, используя учебники, раздаточный материал, конспекты, почвенные карты. Руководство практикой осуществляет преподаватель.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ Тема 2.1 Изучение почв и экологических условий их формирования в естественных и антропогенных ландшафтах
Цель: научиться определять типы, подтипы, родовые и видовые признаки зональных и интразональных почв в полевых условиях. Содержание: - изучить экологические условия формирования почвенного покрова территории; - заложить почвенный разрез; - выделить генетические горизонты профиля почвы и провести их морфологическое описание; - с учетом рельефа, растительного покрова, морфологических признаков почв установить тип почвы, ее подтиповые, родовые и видовые признаки; - дать полное классификационное название почвы. Базовый материал: конспекты лекций. Тема 2.2 Характеристика показателей почвенно-экологического мониторинга и оценка почв земель сельскохозяйственного назначения
Цель: научиться распределять почвы по основным фондам земель сельскохозяйственного назначения, проводить агропроизводственную группировку почв, разрабатывать мероприятия по их улучшению и рациональному использованию с учетом показателей экологического мониторинга почв (лимитирующие факторы, содержание гумуса, мощность гумусового слоя и т.д.); научиться составлять полное классификационное название почв на основе их индексов.
Содержание: - охарактеризовать основные свойства и режимы зональных и интразональных почв Западной Сибири; - провести индексацию полного классификационного названия почв; - провести агропроизводственную группировку почв, разработать мероприятия по их улучшению, дать рекомендации по рациональному использованию почв агрогрупп в сельском хозяйстве с учетом природно-климатических условий зоны и показателей экологического мониторинга земель (лимитирующие факторы, содержание гумуса, мощность гумусового слоя и т.д.). Базовый материал: конспекты лекций, почвенные карты различного масштаба.
Теоретические пояснения к теме Агропроизводственная группировка почв – это объединение типов, видов и разновидностей почв в более крупные агропроизводственные группы по общности свойств, близости экологических условий их формирования, уровню плодородия, однотипности необходимых агротехнических, мелиоративных и противоэрозионных мероприятий. При проведении агропроизводственной группировки почв учитывают следующие показатели: - типы почв; - мощность пахотного слоя (обработка должна проводиться на одну глубину); - близость свойств, характеризующих питательный режим почв (содержание гумуса в почвах одной агрогруппы должно быть примерно одинаковым, иначе они будут отличаться по количеству питательных веществ и срокам созревания сельскохозяйственных культур); - приблизительно одинаковые водно-воздушные и тепловые свойства; - положение почв по рельефу. На склонах необходимо предусмотреть мероприятия по борьбе с эрозией; - реакция среды почвенного раствора (нельзя объединять в одну агрогруппу кислые и щелочные почвы, так как на кислых почвах проводят известкование, на щелочных – гипсование); - близость свойств, определяющих отношение почв к обработке, устанавливаемое на основе гранулометрического состава; - потребность в мелиоративных мероприятиях (заболоченность, солонцеватость, солончаковатость, эродированность, каменистость почв) с учетом условий рельефа, уровня залегания грунтовых вод и их качества;
- содержание в почве вредных для растений веществ (тяжелые металлы, водорастворимые соли и т.д.); - характер и интенсивность процессов засоления. Для почв объединенных в одну агропроизводственную группу намечают одинаковое направление их использования и комплекс агротехнических, мелиоративных или противоэрозионных мероприятий.
Порядок выполнения работы На основании знаний, полученных при изучении теоретического курса дисциплины «Почвоведение», конспектов лекций и приложения Б методических указаний, студент проводит индексацию почв, исходя из их классификационного названия, дает характеристику основных свойств и режимов зональных и интразональных почв Западной Сибири, указанных в индивидуальном задании (приложение А) и заполняет таблицу 3. С учетом зоны формирования почв, их свойств и режимов, указанных в таблице 3, а так же руководствуясь данными, представленными в приложении В методических указаний, студент проводит агропроизводственную группировку почв, намечает мероприятия по улучшению и их рациональное использование в сельском хозяйстве и заполняет таблицу 4. Таблица 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|