Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что общего и в чем различия между ощущением и восприятием?

    Ощущение и восприятие относятся к познавательным психическим процессам. Познавательные психические процессы являются каналами нашего общения с миром. Поступающая информация о конкретных явлениях и предметах претерпевает изменения и превращается в образ. Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию. Но вместе с тем, протекая одновременно и слаженно, эти процессы незаметно для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают для него единую, целостную, непрерывную картинуобъективного мира.

    Ощущение – простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Ощущение является источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых организмов, обладающих нервной системой. Осознаваемые ощущения характерны только для живых существ, имеющих головной мозг. Главная роль ощущений заключается в том, чтобы быстро довести до центральной нервной системы сведения о состоянии как внешней, так и внутренней среды организма. Все ощущения возникают в результате воздействия стимулов-раздражителей на соответствующие органы чувств. Для того чтобы ощущение возникло, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенного значения, называемого абсолютным нижним порогом ощущения. Для каждого вида ощущений существуют свои пороги.

    Но органы чувств обладают свойством адаптации к изменяющимся условиям, поэтому пороги ощущений не являются постоянными и способны изменяться при переходе от одних условий внешней среды к другим. Эту способность называют адаптацией ощущений. Например, при переходе от света к темноте чувствительность глаза к различным раздражителям меняется в десятки раз. Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем неодинакова: в тактильных ощущениях, при обонянии отмечается высокая степень адаптации, а наименьшая степень – при болевых ощущениях, так как боль является сигналом об опасном нарушении в работе организма, и быстрая адаптация болевых ощущений может грозить ему гибелью.

    В психологии выделяется следующая классификация ощущений:

· экстероцептивные ощущения – это ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на анализаторы человека, расположенные на поверхности тела;

· интероцептивные ощущения – это ощущения, отражающие состояние внутренней среды организма человека;

· проприоцептивные ощущения – это ощущения, отражающие движение и положение частей тела человека.

Все ощущения обладают следующими характеристиками:

· качество – сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни их виды от других (например, слуховые от зрительных);

· интенсивность – количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя;

· продолжительность – временная характеристика ощущений, определяющаяся временем воздействия раздражителя.

    Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Способность к восприятию мира в виде образов есть только у человека и у некоторых высших представителей животного мира. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственную ориентировку в окружающем мире. Оно предполагает выделение из комплекса зафиксированных признаков основных и наиболее существенных с одновременным отвлечением от несущественных. В отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности, с помощью восприятия создается интегральная картина действительности. Восприятие всегда субъективно, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному в зависимости от способностей, интересов, жизненного опыта и т. д.

    К основным свойствам восприятия относятся:

· целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе;

· предметность – объект воспринимается человеком как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело;

· обобщенность – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов;

· константность – относительное постоянство восприятия образа, сохранение за объектом его параметров независимо от условий его восприятия (расстояния, освещения и т. д.);

· осмысленность – понимание сущности воспринимаемого объекта в процессе восприятия;

· избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.

    Восприятия человека классифицируют по разным признакам. В состав восприятия всегда входит несколько разнородных ощущений. В зависимости от того, какой из видов ощущений преобладает, восприятия делят на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и пр.

    Воспринимаемые человеком объекты существуют в пространстве, во времени и движении. Это позволяет различать восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

    Имея в виду своеобразие объектов, на которые направлено наше восприятие, можно особо говорить о восприятии реальных предметов, о восприятии их изображений в виде рисунка, географической карты и пр., о восприятии устной и письменной речи. В настоящее время специально изучается вопрос об особенностях восприятия человека человеком.

    Процесс восприятия бывает разным по степени активности. Поэтому различают восприятие непроизвольное и произвольное (наблюдение).

 

4. Какова роль ассоциативных, смысловых и структурных
связей в процессе запоминания?

    Процесс запоминания напрямую зависит от тесноты связей в запоминаемом материале, идет ли речь об ассоциативных, смысловых или же структурных связях.

    Первые классические экспериментальных исследования памяти проводили: Г. Эббингауз, Г. Э. Мюллер, А. Пильцекер, Ф. Шуман. Эти исследования были целиком построены на учении об ассоциациях. Основной идеей этого учения было то, что факт внешней смежности впечатлений сам по себе признается достаточным для установления связи между представлениями и для их воспроизведения.

    Эббингауз и последователи пользовались рядами бессмысленных слогов, состоящих из трех букв (одной гласной, расположенной между двумя согласными, например туг - фал - дор - сэт), с выключением всех тех комбинаций, которые давали какое - либо осмысленное слово. Такие подборки давали возможность получить однородный материал и создать единообразные условия для различных испытуемых. Отсутствие осмысленного содержания в заучиваемом материале и смысловых связей в нем было для Эббингауза несущественно, потому что для него процесс воспроизведения определялся фактом создающей ассоциативные связи внешней смежности заучиваемого материала.

    Ассоциативные связи (связи по внешним атрибутам запоминаемого материала - сходству, контрасту, смежности во времени и пространстве) имеют безусловно значительную роль в запоминании, особенно в элементарных формах памяти, при механическом заучивании.

    Поздние исследования в области памяти показали, что работа памяти в целом не сводится к одним лишь ассоциациям.

    Существенную роль в запоминании играют смысловые связи. Память человека и вообще животных носит осмысленный характер. Если сравнить результаты экспериментов по запоминанию случайных наборов бессмысленных слогов и случайных наборов осмысленных слов, случайных наборов осмысленных слов и связного текста, то становится видно, что работа памяти находится в прямой зависимости от наличия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые целые.

    В ряде исследований разных ученых было показано, что количество объединенных во фразу слов, которые запоминают испытуемые, в несколько раз превосходит количество запоминаемых ими - при прочих равных условиях - бессвязных слов. Сам факт лучшего запоминания осмысленного материала сейчас ни у кого не вызывает сомнения. Это легко находит подтверждение и в повседневной жизни.

    Запоминание с помощью смысловых связей нельзя объяснить, сводя смысловые связи к тем же ассоциациям. Хоты бы потому, что по определению ассоциация - связь на основе внешнего, формального сходства. При смысловом запоминании запоминаются не только (а иногда и не столько) собственно объекты запоминания, например заучиваемые тексты, но еще и основные идеи, стоящие за этими текстами. Подавляющее большинство людей не может после одной читки воспроизвести потом содержание среднего по объему абзаца текста, однако с легкостью перескажут все основные идеи, заложенные в тексте, если, конечно, текст не выше их уровня культурного развития.

    При воспроизведении осмысленного текста его основные, наиболее существенные по смыслу части воспроизводятся значительно лучше; забывается по большей части второстепенное, несущественное. Несущественное, таким образом, отсеивается; существенные же по смыслу части как бы вычленяются из смежных с ними, но существенно по смыслу с ними не связанных частей, объединяясь в памяти с теми, с которыми их связывает смысловой контекст.

    Таким образом, вместо механического воспроизведения смежных частей, которое должно было бы иметь место согласно законам ассоциации, фактически при запоминании и воспроизведении осмысленного текста происходит значительно более сложный процесс смыслового отбора, в результате которого преимущественно закрепляется наиболее интересное для данного субъекта, основной смысловой остов текста.

    Смысловое запоминание сильно зависит от культурного уровня человека и условий проведения эксперимента. Если испытуемому предложить сначала запомнить довольно большой текст, а потом его пересказать по определенному плану, то, меняя эти планы, можно убедиться в том, что меняются и ответы испытуемых. Здесь существенным является то, что испытуемые должны заранее знать о структуре плана.

    При смысловом запоминании человек почти сразу меняет сложные и непонятные слова и грамматические конструкции на схожие, но более легкие.

    В ряде экспериментов было показано, что запоминание выражающей мысль речевой формы и запоминание самой мысли не совпадают. Однако при этом речевая форма играет весьма существенную роль (иногда положительную, иногда отрицательную) в запоминании смыслового содержания.

    Основной принцип опосредованного запоминания заключается в том, что подлежащий заучиванию материал включается в более обширный контекст, с которым могут быть установлены осмысленные связи. Роль смысловых связей в запоминании одна лишь может объяснить упорядоченный характер воспроизведения, выражающийся в соответствии воспроизводимого материала той задаче, при разрешении которой происходит воспроизведение.

    Под структурными связями понимается членение и объединение материала посредством его ритмизации, симметричного расположения и т. п.

    Общеизвестно, что стихи запоминаются легче, чем нерифмованный материал. Это объясняется тем, что благодаря ритму и рифме словесному материалу придается структурная оформленность.

    Тщательное экспериментальное исследование показало, что при запоминании пространственного ряда бессмысленных слогов или букв известную роль играет установление между ними определенных пространственных отношений, их объединение в группы, фигуры и прочее. При слуховом восприятии материала существенную роль играет объединение материала посредством его ритмизации.

    С этим уже связано и то обстоятельство, что при прочих равных условиях обычно особенно хорошо запоминаются начало и конец материала как структурно более выделяющиеся части.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...