Методические указания к выполнению контрольной работы
3.1 Цель и задачи аудита рассматриваемого объекта Целью аудита является выражение мнения аудитором о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. На основании данной общей цели можно сформулировать частные подцели для аудита конкретных объектов. Например, для аудита основных средств цель может быть сформулирована следующим образом: выражение мнения о достоверности отражения информации об основных средствах в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемого экономического субъекта. Сформулированная цель может быть достигнута путем решения нескольких задач. Например, при проведении аудита основных средств решаются следующие задачи: – ознакомиться с содержанием фрагмента учетной политики по организации и ведению бухгалтерского учета, по налогообложению хозяйственных операций, связанных с движением основных средств; – проверить обоснованность отражения сумм хозяйственных операций в составе основных средств; – убедиться в правильности формирования первоначальной стоимости принимаемых к учету основных средств при приобретении за плату и безвозмездно (по договору дарения), при окончании строительных работ и вводе в эксплуатацию законченных объектов, в результате получения в счет вклада в уставный капитал, а также по договору мены; – проверить правильность отражения в регистрах учета и отчетности изменений первоначальной стоимости основных средств в результате переоценок, частичных ликвидаций, достройки, дооборудования, а также модернизации и реконструкции; – проверить правильность и обоснованность начисления амортизации основных средств и т.д.
3.2 Н ормативная база по учету рассматриваемого объекта
В качестве нормативной базы, которую следует использовать аудитору в ходе проведения проверки конкретного объекта, прежде всего, следует назвать документы, регулирующие бухгалтерский учет и налогообложение этого объекта. Опираясь на знание именно таких документов, аудитор может оценить правильность совершенных хозяйственных операций с точки зрения законодательства. Приводить в числе нормативных источников материалы, регулирующие вопросы организации и методики аудита, не нужно. Например, в качестве нормативной базы по учету основных средств, которую будет использовать аудитор, можно назвать следующие документы: – ГК РФ, главы 30 «Купля-продажа», 31 «Мена», 32 «Дарение», 34 «Аренда», 37 «Подряд», 39 «Возмездное оказание услуг», 40 «Перевозка» и другие; – НК РФ, главы 21 «Налог на добавленную стоимость», 25 «Налог на прибыль организаций», 28 «Транспортный налог», 30 «Налог на имущество организаций», 31 «Земельный налог»; – Федеральный закон «О бухгалтерском учете»; – Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы; – Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР; – Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций»; – Приказ Министерства финансов РФ «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга»; – ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»; – ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»; – ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и т.д.
3.3 Источники информации аудируемого лица по рассматриваемому объекту Источниками информации аудируемого лица по рассматриваемому объекту или информационной базой проверки служат документы экономического субъекта, в которых содержатся данные о хозяйственных операциях с данным объектом. Таким образом, это первичные учетные документы, регистры бухгалтерского и налогового учета, а также строки форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, касающиеся объекта проверки. Например, к источникам информации в ходе аудита основных средств можно отнести:
1) первичные учетные документы: – накладные и счета-фактуры поставщиков на приобретаемые основные средства; – акты выполненных строительно-монтажных работ с их описанием и счета-фактуры; – техническая документация (паспорта) производителей основных средств, расчеты, сметы, проектная документации при создании основных средств; – инвентарные карточки учета основных средств или инвентарные описи и т.д.; 2) регистры синтетического и аналитического учета: – регистры аналитического и синтетического учета дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 03 «Доходные вложения в материальные ценности» и 08 «Вложения во внеоборотные активы»; – карточки счетов, оборотно-сальдовые ведомости по счетам, анализ счетов, анализ субконто; – регистры аналитического учета по начислению амортизации основных средств, содержащие информацию для формирования расходов аудируемого лица по видам деятельности; – оборотно-сальдовые ведомости за аудируемый период и т.д.; 3) бухгалтерскую (финансовую) и налоговую отчетность: – бухгалтерский баланс: строки 1140 «Материальные поисковые активы», 1150 «Основные средства», 1160 «Доходные вложения в материальные ценности»; – отчет о финансовых результатах: строки 2120 «Себестоимость продаж», 2210 «Коммерческие расходы», 2220 «Управленческие расходы», 2340 «Прочие доходы», 2350 «Прочие расходы»; – отчет об изменениях капитала: строки 3212, 3222, 3312, 3322 «Переоценка имущества»; – отчет о движении денежных средств: строки 4211, 4221 раздела «Денежные потоки от инвестиционных операций»; – пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах в части основных средств; – налоговые декларации по НДС, налогу на прибыль, транспортному налогу, налогу на имущество организаций, земельному налогу.
3.4 Оценка эффективности СВК. Расчет уровня существенности и аудиторского риска. План и программа аудита рассматриваемого
3.4.1 Оценка эффективности СВК Один из подходов к оценке качества функционирования СВК определен в пункте 54 Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности (далее – ФПСАД) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности», где сказано: «Понимание средств контроля аудируемого лица не является достаточным без тестирования системы эффективности средств контроля». Таким образом, чтобы получить достаточно объективную информационную карту эффективности СВК аудируемого лица, аудитору необходимо построить тест для оценки такой эффективности. Формирование и наполнение тестов оценки СВК выполняется исходя из профессионального суждения аудитора. Законодательно не определены ни формы, ни даже общий методический подход. Однако в этой связи в пункте 43 ФПСАД № 8 определено следующее: разделение системы внутреннего контроля на пять элементов предоставляет аудиторам удобный подход для анализа того, каким образом различные элементы системы внутреннего контроля аудируемого лица могут влиять на аудит. Фрагмент теста оценки СВК представлен в таблице 1. В контрольной работе повторять данные вопросы не следует. Таблица 1 – Тест оценки эффективности СВК (фрагмент)
Продолжение таблицы 1
Для того чтобы правильно сформировать и заполнить данный тест, следует учитывать пять правил: 1) все задаваемые вопросы должны быть однонаправленными по смыслу, то есть ответ «Да» всегда должен иметь положительную характеристику для СВК, а ответ «Нет» – отрицательную, или наоборот. В противном случае при расчете процента эффективности по каждому блоку и по СВК в целом результат будет искаженным; 2) количество задаваемых вопросов должно быть максимально большим, по крайне мере не меньше 7-10 в рамках каждого из анализируемых элементов СВК. При этом сами вопросы должны охватывать широкий спектр методов и процедур, которые должна применять организация по каждому элементу системы. Смысл этого требования состоит в повышении объективности анализа; 3) процент эффективности каждого элемента СВК рассчитывается как отношение количества положительных ответов к количеству заданных вопросов (в случае отсутствия ответов по некоторым тестам – к количеству тестов, участвующих в опросе) по конкретному элементу. При этом общую оценку эффективности СВК нельзя рассчитывать как простое среднее арифметическое из пяти оценок по каждому элементу. Расчет необходимо осуществлять следующим образом: общее количество положительных ответов необходимо соотнести с общим количеством вопросов по всему тесту;
4) аудитор может как самостоятельно заполнять данный тест ответами, так и попросить сделать это сотрудника (сотрудников) аудируемого лица. При этом следует помнить правило, записанное в пункте 8 ФПСАД № 8: «Несмотря на то, что большая часть информации, которую аудитор получает путем запросов, может быть получена от руководства аудируемого лица и тех, кто отвечает за составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, запросы, направленные сотрудникам аудируемого лица, в частности производственному персоналу, внутренним аудиторам и другим сотрудникам с различными административными функциями, могут быть полезными в обеспечении аудитора различными точками зрения при выявлении рисков существенного искажения информации»; 5) процентное отношение положительных ответов к общему количеству тестов, участвующих в опросе, будет являться базой для оценки эффективности СВК. Если данное соотношение составляет 40–70%, тогда предварительную оценку можно определить как среднюю. При отношении менее 40% уровень надежности СВК характеризуется как низкий, при отношении более 70% – как высокий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|