Условие прочности штифта на смятие
Выбираем клиновой ремень сечения А со следующими параметрами
Таблица 2 - Параметры клинового ременя d1=90 мм Диаметр ведомого шкива d2, мм d2 = d1 ·U · (1- ) (2.1) где = 0,01 - коэффициент скольжения кордшнуровых ремней. подставляя данные в формулу (2.1) получается: d2=90·3· (1-0,01)=267,3 мм Принимается d2=280 мм Уточняем значение передаточного отношения (2.2) подставляя данные в формулу (2.2) получается: Межосевое расстояние аw Принимаем с= 1, тогда аw =d2 ·С (2.3) подставляя данные в формулу (2.3) получается: aw =280·1 = 280 мм Принимаем 280 мм. Длина ремня L (2.4) подставляя данные в формулу (2.4) получается: Принимается L=1250 мм С учётом стандартной длины уточняем межосевое расстояние (2.5) подставляя данные в формулу (2.5) получается:
Принимаем аw=320 мм Линейная скорость ремней = (2.6) подставляя данные в формулу (2.6) получается:
[V]=25 м/с – допускаемая скорость для клиновых ремней. Число пробегов ремня (2.7) Соблюдение соотношения V≤[V] условно выражает долговечность ремня и его соблюдение гарантирует срок службы ремня 1000…5000 часов. [U]=20-допускаемое число пробегов для клиновых ремней подставляя данные в формулу (2.7) получается: Угол обхвата ремнями ведущего шкива по формуле (2.8) = 180 о-57.3 о· (d2 - d1 )/a (2.8) подставляя данные в формулу (2.8) получается: =180 о- 57.3 о· (280-90)/320=146 о Т.к. допустимый угол обхвата [ ] =120 о, то условие [ ] выполняется. Определение требуемого числа клиновых ремней. Предварительно определяется допускаемая мощность [P], которую может передать в данных условиях эксплуатации один клиновой ремень по формуле (2.9)
(2.9) где Р0 – мощность, допускаемая на один ремень в типовых условиях: при ;u=1, длине типового ремня –L0 и спокойной односменной работе, кВт Р0=1.75 кВт коэффициент угла обхвата, =0,92 (2.10)
подставляя данные в формулу (2.10) получается:
коэффициент передаточного отношения, коэффициент режима нагрузки, подставляя данные в формулу (2.8) получается:
Определяем число зубьев по формуле (2.11) (2.11) где подставляя данные в формулу (2.11) получается:
Принимаем 5 ремня Определяется сила натяжения ремня F0 (Н) для одного клинового ремня по формуле (2.13): F0= (2.12) Где: Θ=0,10 Н·с2/м2 подставляя данные в формулу (2.11) получается: F0= H где: Р1= 5.5 кВт – номинальная мощность электродвигателя в номинальном режиме работы. Радиальное усилие, действующее на вал клиноремённой передачи: Fr=2•F0·Z·sin(α1/2) (2.13) подставляя данные в формулу (2.13) получается: Fr=2•135•4•sin(146/2)=1032,8 H
3 Расчёт тихоходной передачи 3.1 Выбор твёрдости, термической обработки, материала Для изготовления шестерни и колеса принимаем сталь 40Х, механические характеристики которой после улучшения приведены в таблице (3). Таблица 3 - Характеристики стали 40Х
3.2 Проверочный расчёт Допускаемые контактные напряжения шестерни: [σ]Н1=17•HRC+200=17•(40…56)+200=1016 МПа (3.2.1) Допускаемые контактные напряжения колеса: [σ]Н2=17•HRC+100=17•(38…50)+100=848 МПа (3.2.2) Допускаемые напряжения изгиба шестерни: [σ]F1=500 МПа Допускаемые напряжения изгиба колеса: [σ]F2=700 МПа Расчётное допускаемое контактное напряжение:
[σ]H=[σ]Hlim (3.2.3) где [σ]Hlim-предел контактной выносливости SH=1,1- коэффициент запаса прочности ZN- коэффициент долговечности ZR- коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности зубьев ZV- коэффициент, учитывающий окружную скорость Произведение ZR и ZV принимаем равным 1 (3.2.4) NHO-базовое число циклов нагружения NHE-расчетное число циклов нагружения (3.2.5) (3.2.6) подставляя данные в формулу (3.2.6) получается: часа подставляя данные в формулу (3.2.5) получается:
с=1-число колес, находящихся в зацеплении Т.к NHE>NHO,то принимаем ZN=1 подставляя данные в формулу (3.2.3) получается: [σ]H= = 770,9 МПа Определяем допускаемое напряжение изгиба [σ]F=[σ]Flim (3.2.7) где [σ]Flim-предел выносливости SF=1,7- коэффициент запаса прочности YN=1- коэффициент долговечности, учитывающий влияние ресурса YR=1- коэффициент, учитывающий влияние шероховатости переходной поверхности между зубьями YA=1- коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки подставляя данные в формулу (3.2.7) получается: [σ]F= МПа
3.3 Геометрические параметры тихоходной передачи Предварительное значение межосевого расстояния, мм аW=К·(Uт+1)• (3.3.1) Принимаем К=10 подставляя данные в формулу (3.3.1) получается: аW=10·(4+1)• =186,8 мм Ориентировочное значение окружной скорости V= (3.3.2) подставляя данные в формулу (3.3.2) получается: V= =0,2 м/с Принимаем степень точности зубчатой передачи 9 Значение межосевого расстояния аW=Кα·(Uт+1)· (3.3.3) где: Uт=4 – передаточное число тихоходной передачи. Кα=450 Мпа1/3 Т1 –момент на колесе. Ψва=0,4 – коэффициент ширины [σ]H=770,9•106 Па – расчётное допускаемое контактное напряжение. КН- коэффициент нагрузки (3.3.4) =1,06- коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения =1- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактной линии - коэффициент распределения нагрузки между зубьями (3.3.5) подставляя данные в формулу (3.3.5) получается: подставляя данные в формулу (3.3.4) получается: подставляя данные в формулу (3.3.3) получается: аW=450·(4+1)· =148,5 мм Принимаем аW=140мм. Предварительные основные размеры зубчатого колеса Делительный диаметр колеса (3.3.6) подставляя данные в формулу (3.3.6) получается:
мм Ширина зубчатого колеса (3.3.7) подставляя данные в формулу (3.3.7) получается: мм Модуль передачи: (3.3.8) Максимально допустимый модуль (3.3.9) подставляя данные в формулу (3.3.9) получается: Минимальное значение модуля (3.3.10) Кт=3,4·103 КF=КH=1,31-коэффициент нагрузки подставляя данные в формулу (3.3.10) получается: Принимаем mТ=3 Определяем суммарное число зубьев передачи (3.3.11) подставляя данные в формулу (3.3.11) получается:
Определяем число зубьев колес и фактическое передаточное число. Z1= (3.3.12) подставляя данные в формулу (3.3.12) получается: Z1= Принимается Z1=19. Т.к. Z1>17, то передачу выполняют без смещения. (3.3.13) подставляя данные в формулу (3.3.13) получается: Принимается Z2=74. Определяем фактическое передаточное число (3.3.14) подставляя данные в формулу (3.3.14) получается: Определяем геометрические параметры колес. Делительный диаметр шестерни: (3.3.15) подставляя данные в формулу (3.3.15) получается: мм Делительный диаметр колеса: (3.3.16) подставляя данные в формулу (3.3.16) получается: мм Диаметры окружности вершин и впадин зубьев колес: da1=d1+2·mТ (3.3.17) df1=d1-2·1,25·mТ dа2=d2+2·mт df2=d2-2·1,25·mТ подставляя данные в формулу (3.3.17) получается: da1=57+2·3=63 мм df1=57-2·1,25·3=49,5 мм dа2=222+2·3=228 мм df2=222-2·1,25·3=214,5 мм Ширина зубчатого венца шестерни: b1=b2+2·m (3.3.18) подставляя данные в формулу (3.3.18) получается: b1=56+2·3=62 мм
3.4 Проверка зубьев колес по контактным напряжениям σН= [σ]H (3.4.1) где: Zσ=9600 МПа1/2; KH=1,31; T1=834,6 H•м; [σ]H=770,9•106 Па; b2=56•10-3 м; UТ=3,9; aW=140•10-3 м подставляя данные в формулу (3.4.1) получается: σН= 576·106 Па 576 МПа≤770,9 МПа– условие выполняется
3.5 Силы в зацеплении Окружная сила в зацеплении: Ft= (3.5.2) подставляя данные в формулу (3.5.2) получается: Ft= 4572,6 H Радиальная сила в зацеплении: Fr=Ft•tgα (3.5.3) подставляя данные в формулу (3.5.3) получается: Fr =4572,6·tg20°=1664,3 H Осевая сила в прямозубом зацеплении равна нулю: Fa=0 H
3.6 Проверка зубьев колес по напряжениям изгиба Расчётное напряжение изгиба в зубьях колеса: σF2= [σ]F2 (3.6.1) где KF=1,31 Yε=1-коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев
YF2=3,6-коэффициент формы зуба колеса Yβ=1-коэффициент, учитывающий угол наклона в прямозубой передаче [σ]F2 =700 МПа
подставляя данные в формулу (3.6.1) получается:
σF2= МПа<[σ]F Расчётное напряжение изгиба в зубьях шестерни: σF1= [σ]F1 (3.6.2) где YF1=4,08; YF2=3,6; [σ]F1 =500 МПа подставляя данные в формулу (3.6.2) получается: σF1= МПа<[σ]F
3.7 Расчет на прочность при действии пиковой нагрузки σНmax= [σ]Hmax (3.7.1) Где σH=648 МПа Кпер=1,8- коэффициент перегрузки [σ]Hmax =2,8·σТ (3.7.2) подставляя данные в формулу (3.7.2) получается: [σ]Hmax =2,8·750=2100 МПа подставляя данные в формулу (3.7.1) получается: σНmax= МПа<[σ]Hmax σFmax= [σ]Fmax (3.7.3) Где σF=145,5 МПа Кпер=1,8- коэффициент перегрузки [σ]Fmax =σFlim·YNmax·Kst/Sst (3.7.4) Где σFlim=500Мпа- предел выносливости при изгибе YNmax=4- максимально возможное значение коэффициента долговечно-сти Kst=1- коэффициент влияния частоты приложения пиковой нагрузки Sst=2- коэффициент запаса прочности подставляя данные в формулу (3.7.4) получается: [σ]Fmax =500·4·1/2=1000 МПа подставляя данные в формулу (3.7.3) получается: σFmax= МПа<[σ]Fmax
4 Расчёт быстроходной передачи Из условия соосности аWТ= аWБ=140мм. 4.1 Геометрические параметры быстроходной передачи Предварительные основные размеры зубчатого колеса Делительный диаметр колеса (4.1.1) подставляя данные в формулу (4.1.1) получается: мм Ширина зубчатого колеса (4.1.2) подставляя данные в формулу (4.1.2) получается: мм Модуль передачи: (4.1.3) Максимально допустимый модуль (4.1.4) подставляя данные в формулу (4.1.4) получается: Минимальное значение модуля (4.1.5) Кт=3,4·103 КF-коэффициент нагрузки КF =КH=1,31 подставляя данные в формулу (4.1.5) получается: Принимаем mб=2 Определяем суммарное число зубьев передачи (4.1.6) подставляя данные в формулу (4.1.6) получается: Определяем число зубьев колес и фактическое передаточное число. Z3= (4.1.7) подставляя данные в формулу (4.1.7) получается: Z3= Принимается Z3=26. Т.к. Z3>17, то передачу выполняют без смещения.
(4.1.8) подставляя данные в формулу (4.1.8) получается:
Принимается Z2=114. Определяем фактическое передаточное число (4.1.9) подставляя данные в формулу (4.1.9) получается: Определяем геометрические параметры колес. Делительный диаметр шестерни: (4.1.10) подставляя данные в формулу (4.1.10) получается: мм Делительный диаметр колеса: (4.1.11) подставляя данные в формулу (4.1.12) получается: мм Диаметры окружности вершин и впадин зубьев колес: da3=d3+2·mб (4.1.12) df3=d3-2·1,25·mб dа4=d4+2·mб df4=d4-2·1,25·mб подставляя данные в формулу (4.1.12) получается: da3=52+2·2=56 мм
df3=52-2·1,25·2=47 мм dа4=228+2·2=232 мм df4=228-2·1,25·2=223 мм Ширина зубчатого венца шестерни: b3=b4+2·m (4.1.13) подставляя данные в формулу (4.1.13) получается: b3=35+2·2=39 мм
4.2 Проверка зубьев колес по контактным напряжениям σН= [σ]H (4.2.1) где: Zσ=9600 МПа1/2; KH=1,31; T3=217,2 H•м; [σ]H=770,9•106 Па; b4=35•10-3 м; Uб=4,4; aW=140•10-3 м подставляя данные в формулу (4.2.1) получается: σН= 454·106 Па 454 МПа≤770,9 МПа– условие выполняется
4.3 Силы в зацеплении Окружная сила в зацеплении: Ft= (4.3.2) подставляя данные в формулу (4.3.2) получается: Ft= 1976,9 H Радиальная сила в зацеплении: Fr=Ft•tgα (4.3.3) подставляя данные в формулу (4.3.3) получается: Fr ==1976,9·tg20°=719,5 H Осевая сила в прямозубом зацеплении равна нулю: Fa=0 H
4.4 Проверка зубьев колес по напряжениям изгиба Расчётное напряжение изгиба в зубьях колеса: σF2= [σ]F2 (4.4.1) где KF=1,31 Yε=1-коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев YF4=3,59-коэффициент формы зуба колеса Yβ=1-коэффициент, учитывающий угол наклона в прямозубой передаче [σ]F2 =700 МПа подставляя данные в формулу (4.4.1) получается: σF2= МПа<[σ]F Расчётное напряжение изгиба в зубьях шестерни: σF1= [σ]F1 (4.4.2) где YF3=3,8; YF4=3,59; [σ]F1 =500 МПа подставляя данные в формулу (4.4.2) получается: σF1= МПа<[σ]F
4.5 Расчет на прочность при действии пиковой нагрузки σНmax= [σ]Hmax (4.5.1) Где
σH=584 МПа Кпер=1,8- коэффициент перегрузки [σ]Hmax =2,8·σТ (4.5.2) подставляя данные в формулу (4.5.2) получается:
[σ]Hmax =2,8·750=2100 МПа подставляя данные в формулу (4.5.1) получается: σНmax= МПа<[σ]Hmax σFmax= [σ]Fmax (4.5.3) Где σF=88,5 МПа Кпер=1,8- коэффициент перегрузки [σ]Fmax =σFlim·YNmax·Kst/Sst (4.5.4) Где σFlim=500Мпа- предел выносливости при изгибе YNmax=4- максимально возможное значение коэффициента долговечно-сти Kst=1- коэффициент влияния частоты приложения пиковой нагрузки Sst=2- коэффициент запаса прочности подставляя данные в формулу (4.5.4) получается: [σ]Fmax =500·4·1/2=1000 МПа подставляя данные в формулу (4.5.3) получается: σFmax= МПа<[σ]Fmax
5 Расчёт валов: 5.1 Предварительный расчёт валов: Крутящие моменты в поперечных сечения валов: На тихоходном валу: М3=834,6 Н·м На промежуточном валу: М2=217,2 Н·м На быстроходном валу: М1=51,4 Н·м Входной вал Диаметр входного конца вала d, мм по расчёту на кручение, при допускаемом напряжении на кручение [τ]=20 МПа определяется по формуле (5.1): d= (5.1.1) подставляя данные в формулу (5.1.1) получается: d= 23,4 мм Принимаем d=24 мм Диаметр мест под подшипники dП= d+2·tцил (5.1.2) tцил=3,5 мм- высота заплечика цилиндрического конца вала подставляя данные в формулу (5.1.2) получается: dП=24+2·3,5=31,4 мм Принимаем dП=30 мм под ведущей шестерней dБП=dП+3·r (5.1.3) r=2 мм-фаска подшипника подставляя данные в формулу (5.1.3) получается: dБП=30+3·2=36 мм Принимаем dБП=36мм Промежуточный вал При допускаемом напряжении на кручение [τ]=20 МПа диаметр промежуточного вала: подставляя данные в формулу (5.1.1) получается: dК= 37,8 мм Принимаем dК=38 мм dБК=dК+3·f (5.1.4) f=1,2 мм-фаска на ступице колеса подставляя данные в формулу (5.1.4) получается: dБК=38+3·1,2=41,6 мм Принимаем dБК=42 мм Диаметр мест под подшипники dП= dК-3·r (5.1.5) r=2,5 мм-фаска подшипника подставляя данные в формулу (5.1.5) получается:
dП= 38-2·2,5=33 мм Принимаем dП=35 мм dБП=dП+3·r (5.1.6) r=2,5 мм-фаска подшипника подставляя данные в формулу (5.1.6) получается: dБП=35+3·2,5=42,5 мм Принимаем dБП=42 мм Выходной вал При [τ]=20 МПа диаметр выходного вала определяется по формуле: подставляя данные в формулу (5.1.1) получается: d= 59,3 мм Принимаем d=60 мм. Диаметр мест под подшипники dП= d+2·tцил (5.1.7) tцил=4,6 мм- высота заплечика цилиндрического конца вала подставляя данные в формулу (5.1.7) получается: dП=60+2·4,6=69,2 мм Принимаем dП=70 мм dБП=dП+3·r (5.1.8) r=3,5 мм-фаска подшипника подставляя данные в формулу (5.1.8) получается: dБП=70+3·3,5=80,5 мм Принимаем dБП=80 мм Диаметр мест под колесо dК=dБП (5.1.9) подставляя данные в формулу (5.1.9) получается: dК=80 мм
5.2 Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов Входной вал Определение реакций опор Тогда: Н Тогда: Н Тогда: Н Тогда: Н Построение эпюры МХ Участок 1 () при при Н·мм Участок 2 () при Н·мм при Нмм Построение эпюры МY Участок 1 () при при Нмм
Участок 2 ()
при Нм при Нмм Участок 3 () при Нмм при Нмм Построение эпюры суммарного изгибающего момента Участок 1 () при при Нмм Участок 2 () при Нмм при Нмм Участок 2 () при Нмм при Нмм
Промежуточный вал Определение реакций опор
Тогда:
Н Тогда: Н Тогда: Н Тогда: Н Построение эпюры МХ Участок 1 () при при Нмм Участок 2 () при Нмм при Нмм
Участок 3 () при Нмм при Нмм Построение эпюры МY Участок 1 ()
при при Нмм Участок 2 () при Нмм при Нмм Участок 3 () при Нмм при Нмм Построение эпюры суммарного изгибающего момента Участок 1 () при при Нмм Участок 2 () при Нмм при Нмм Участок 2 () при Нмм при
Выходной вал Определение реакций опор Н Тогда: Н Тогда: Н Тогда: Н Тогда: Н Построение эпюры МХ Участок 1 () при при Нмм Участок 2 () при Нмм при Нмм Построение эпюры МY
|