Представлять позиции всех сторон конфликта
КАК ДОБЫВАТЬ И ПРОВЕРЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ
Откуда берётся информация?
· Наблюдение (... передаёт корреспондент с места событий) · Интервью · Документы (тексты законопроектов, официальные заявления, статистика) · Базы данных (СПАРК, ЕГРЮЛ, госзакупки) · Инсайды · Другие СМИ (мониторинг) · Запросы При оформлении запроса нельзя заранее обуславливать свою позицию. Формулировки не должны быть такими, как будто вам заранее не нужны ответы.
Запросы-запросами, но нужно добиваться личной беседы с людьми
Существуют ценные и менее ценные источники информации
Виды источников (в порядке надёжности)
1. Первоисточники
Демиурги, творцы, непосредственные участники, главные герои события
Уточнять информацию в первую очередь нужно у тех, кто имеет непосредственное отношение к делу, знает, о чём идёт речь, а не просто что-то слышал. Иногда без разговоров с первоисточниками публиковать материал нет смысла
2. Свидетели
Те, кто видел, как произошло событие, разворачивалось явление, люди, тесно связанные с главными героями — родственники, коллеги, конкуренты, начальники, подчинённые, соседи и тд.
3. Эксперты
Комментировать событие или явление может только компетентный человек в этой сфере. Мнение Ньютона не является авторитетным в вопросах квантовой механики, вашей бабушки — в вопросах международной политики.
Учёные степени означают авторитет только в той области, в которой они были получены (и то не всегда). Сегодня у любого человека есть возможность создать сайт или оплатить издание книги и объявить себя экспертом в некой области. Выход на аудиторию нужно заслужить.
Внимательно выбирайте спикеров. Учитывайте их квалификацию и компетенцию, а не угол взгляда. Интересно только мнение настоящих специалистов.
Как понять, является ли эксперт авторитетом в своей сфере?
· Есть ли у автора учёная степень по данной области знаний? · Публиковались ли работы автора по данной теме в авторитетных научных журналах? · Ссылаются ли на него другие авторитетные эксперты или издания
Если мнения экспертов расходятся. То разные позиции о данном явлении или событии должны быть перенесены в одну заметку под общим нейтральным названием.
Как разговорить источник информации
Ньюсмейкеры боятся журналистов, потому им есть что скрывать или из-за непредсказуемости.
· К разговору нужно серьёзно готовиться: выписывать факты, формулировать вопросы. Но разговор нужно начинать непринуждённо, на равных. Не заискивайте и не теряйте достоинства
· Представься: «Меня зовут… я корреспондент (название СМИ)». Человек должен знать, что имеет дело с журналистом, и что разговор записывают
· Сразу раскрой карты — расскажи, над какой темой работаешь
· Умение задавать вопросы — фундамент журналистики. Никогда не начинай разговор с «Как бы вы это прокомментировали?». Это идиотизм
· Не нужно вести себя как проныра-репортёр или робот. Не задавайте формальных вопросов, приводите оригинальные, толковые идеи, будьте равнозначным собеседником
· Услышав, что вы журналист, собеседник ждёт, что вы наброситесь на него с вопросами. Начните с самых безобидных, приятных и расслабляющих. Первые два вопроса — те, на которые вы уже знаете ответ. Это поможет оценить уровень информированности собеседника и склонности к преувеличениям и приуменьшениям
· Жесткач — на потом. Не нужно провоцировать собеседника. Дайте ему рассказать и понять, что вы его понимаете
· Вежливость обезоруживает. Говорите с собеседником так, будто его мнение для вас жизненно важно, и он растает
· При этом нужно быть настойчивым. Не удовлетворяться короткими односложными ответами, а задавать вопросы ещё и ещё
· Не двигайтесь по формальному списку вопросов. Задавайте уточняющие вопросы, будьте любопытны и въедливы
· Неудобные вопросы нужно формулировать через третьих лиц, оппонентов собеседника. Неправильно: вы воровали? Правильно: Как вы относитесь к мнению о том, что вы якобы присвоили себе чужое имущество
· Если человек не отвечает на вопрос, снова задать его через несколько минут
· Молчать в ответ — отличная уловка. Собеседник проговориться, чтобы просто заполнить паузу в разговоре
Опасно не замечать, что собеседник совсем не то, что вам кажется. То, что человек вам говорит, — не всегда то, что он вам говорит. Старайтесь понять, что он хочет сказать
Если человек отказывается разговаривать: — Спросите «Почему?». Уточните: он не обладает информацией или запретили рассказывать? — Поймите в чём его интерес и дайте понять, что ему выгоднее говорить, чем нет
— Объявите, что вы всё равно напишите материал, и увы, без его точки зрения
— Если источник действительно ценен, но наотрез отказывается разговаривать, нужно собрать информацию о нём и предложить: «Лучше мы поговорим, чем я напишу со слов других»
— Предложите поделиться информацией в ответ — «Я знаю то, что вы сами не знаете»
Всегда делайте записи разговоров и архивируйте их
Как понять, кто из собеседников говорит правду? «Включи доктора Хауса». Базовая установка исследователя такова: все люди действуют исходя из своей выгоды и врут в диапазоне от «всё выдумал» до «что-то приукрасил, о чём-то умолчал». Поговори с несколькими людьми и «сверь показания»
Нужно ли согласовывать интервью?
По закону, сотрудник официально зарегистрированного СМИ имеет право опубликовать слова человека, невзирая на его запрет. «Вы так сказали. Почему я должен публиковать иначе?»
Единственное исключение — должностные лица, чиновники и сотрудники госкомпаний. Они имеют право запретить публиковать свои слова
Инсайды
Важная, но публично нераскрываемая информация, известная узкому кругу лиц
Могут существенно повлиять на ситуацию в случае разглашения. Если сокрытие конфиденциальной информации несёт негативные последствия для общества, её нужно обнародовать
По закону, ответственность за разглашение гостайны несёт только её носитель. Если вы не связаны со спецслужбами и не давали подписку о неразглашении и вам в руки попал документ ДСП (для служебного пользоания), его можно использовать
Источники, как цветы, их нужно очень долго окучивать и поливать
Важно помнить, что раскрывая информацию, источники могут преследовать личные цели и использовать журналиста. Например, спецслужбы в оперативной работе сливать в СМИ определённую информацию. Не проглатывайте наживку. Поймите мотивацию источника, поставьте себя на его место и поймите его прагматический мотив
Пример: Статья в «Новой газете» Руководство «ВКонтакте»: «Мы уже несколько лет сотрудничаем с ФСБ и отделом «К» МВД, оперативно выдавая информацию о тысячах пользователей нашей сети».
Публикация была основана на инсайде от высокопоставленных чиновников. Журналиста использовали для отъёма «ВКонтакте» у Павла Дурова
Пример: Три источника, близких к Госдуме и администрации президента, рассказали РБК о том, что детский омбудсмен Павел Астахов может уйти в отставку
Никакого решения тогда ещё не приняли. В начале сентября Астахов сложил полномочия с формулировкой «по собственному желанию»
Пресс-службы и пиарщики С пиарщиками и пресс-службой журналисты по разные стороны баррикад. У нас абсолютно противоположные задачи. Они всегда подают информацию через лупу, преувеличиваю её значимость и положительные стороны, а негативные, наоборот, преуменьшают. Они никогда не будут транслировать то, что дискредитирует их клиента.
Пиарщики дают больше информации доверенным или прикреплённым журналистам, организуя брифинги для прессы и таким образом оформляя глобальные события, искажая и цензурируя их. Они организуют эфиры с постоянными экспертами, представляют заказные исследования, формируя общественное мнение
Тем не менее вам предстоит очень плотно работать с пресс-службами и пиарщиками. У них есть «доступ к телу» — ньюсмейкеру, от которого вам нужно получить информацию, через них вы договаривайтесь об интервью и получаете аккредитацию на заседания, конференции и другие события.
Пресс-релизы тоже нужно регулярно читать. Только вытаскивать из них именно то, что интересно и важно вашему читателю.
Фактчекинг — сверка, цифр, фамилий, должностей, названий и тд.
В западных СМИ существуют целые отделы фактчекинга. В России фактчекинг практически умер. Это примерно, как если бы врач не мыл руки перед операцией
Правило двух источников
Источники должны быть релевантными · независимыми друг от друга · не сотрудничают с какой-либо из заинтересованных сторон
Прежде чем использовать информацию, спросите себя: нет ли у её источника каких-либо интересов в данной области, которые могут исказить данные?
Аргументы против использования источников — недостоверность, нерелевантность теме, коммерческий характер источника, пиар Аргументы за использование источника — релевантность, авторитетность, он хорошо раскрывает тему, является хорошей иллюстрацией описанного явления
Неординарные события, спорные или сомнительные утверждения требуют исключительно серьёзных источников
К каким событиям и высказываниям нужно относиться особенно внимательно и скептически: · претендующим на научные открытия или изобретения · способным опорочить чью-либо честь и достоинство
Есть огромный соблазн опубликовать непроверенную информацию. Уважение или пиетет перед авторитетными людьми или изданиями часто мешает перепроверить данные
Пример: Хакеры «Сирийской электронной армии» взломали аккаунт агентства Associated Press в Twitter и разместили запись, что президент США Барак Обама ранен в результате взрыва в Белом доме. AP считается надёжным источником информации, только в Twitter у них около 2 млн подписчиков. Поэтому неудивительно, что некоторые новостные редакции, не проверив информацию, тут же передали сообщение о теракте в Вашингтоне на свои ленты.
Объективность Журналистика начинается с ответственности. Вы подчиняетесь закону о СМИ, у вас один бог — это читатель. И ваш долг перед ним давать достоверную информацию. Вы никому ничего не должны, кроме читателя.
«А что скажет начальник? А какие будут последствия» — с этих вопросов начинается самоцензура
Журналист лишь ретранслирует чужие заявления, а не верит в их истинность и не проповедует
Все утверждения в журналистских материалах, за исключением общепризнанных научно доказанных фактов «Земля вращается вокруг солнца» должны преподноситься не как истинные, а как пересказ со слов третьих лиц
Неангажированность
Еслижурналист, его семья, близкие, коллеги, его деловые и личные интересы пересекаются с явлением, о котором он пишет, возникает конфликт интересов
Признаки аффилированности:
· Журналист входит в ближайший круг персоны, о которой пишет · Коммерчески заинтересован в продаже продукта, предоставлении услуги и пр, о которых пишет · Если личный интерес автора в развитии явления больше, чем в работе · Финансовая заинтересованность: — получает материальное или какое-либо иное вознаграждение за публикации — ожидает получить материальные или какие-либо иные выгоды от публикации. Например, как владелец, служащий или держатель акций компании
Журналист должен воздержаться от написания статей, в которых возникает конфликт интересов, поскольку такое положение делает его заведомо предвзятым. Фридрих Энгельс если бы дожил до наших дней, вряд ли смог бы написать нейтральную статью о Карле Марксе
Создание «заказных» статей строго запрещено
Беспристрастность Журналист должен относится ко всем событиям, компаниям и людям с одинаковым скепсисом
Информация должна передаваться нейтрально Можно представить себя, например, натуралистом, наблюдающим за игрой бабочек.
Позиция — это про публицистику, или как сейчас принято говорить «журналистику мнений». События случаются независимо от чьего-либо мнения
Ваша точка зрения не важна, пока у вас нет имени. Ваши оценки, как правило, поспешны или неграмотны. Крик души — у себя дома. Для того, чтобы иметь право выходить на читателей со своим мнением, нужно, чтобы это мнение зиждилось на очень крепком фундаменте. А этот фундамент дают годы и годы опыта
Журналистика — это не политика и не активизм. Журналист — это человек, который доносит информацию до других людей. И на этом его «миссия» заканчивается
Если вы хотите менять общество, воспитывать людей, бороться с чем-то, идите в другую профессию
Отделять факты от мнений
«Комментарии свободны. Факты святы»
Часто широко распространённые суждения не являются фактами Пример: «25-й кадр является мощным средством воздействия в рекламе» Земля вращается вокруг Солнца — научно доказанный факт
Неверные или непроверяемые данные также могут быть включены в новость. Тогда нужно чётко указать, что данные являются не фактом, а лишь чьим-то мнением. «Согласно легендам, …» или «По мнению академика А. А. Иванова, …» «Племена верили, что…»
Солнце вращается вокруг Земли, — не факт, но то, что так полагал Птолемей — снова факт
Не факт, что Бог существует; но то, что многие верующие полагают, что Бог есть — несомненный факт
Представлять позиции всех сторон конфликта Стороны могут представлять конфликт совершенно по-разному. Журналисты должны фильтровать такие заявления и корректно представлять высказывания всех оппонентов. Единственный верный способ — привести мнения всех сторон и предоставить читателям самим сформировать какую-то точку зрения.
Нельзя выпускать новость про конфликт, если в ней не представлены позиции обеих сторон. Отдайте должное каждому. Если оперативно сделать это по какой-то причине невозможно, в заметке должна быть фраза о том, что получить комментарий второй стороны пока не удалось
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|