Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 10 макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция




 

Вопросы семинарского занятия

 

4. Экономический цикл и динамика основных макроэкономических показателей. Потенциальный ВВП.

5. Формы безработицы и ее естественный уровень. Закон Оукена. Регулирование уровня безработицы.

6. Уровень инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек. Ожидаемая и неожиданная инфляция.

7. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.

 

Вопросы для повторения

 

1. Верны ли следующие утверждения:

1) люди в возрасте от 16 лет и старше относятся либо к категории занятых, либо к числу безработных;

2) естественный уровень безработицы всегда постоянен;

3) при равновесии рынка труда безработица невозможна;

4) если фактический объем производства равен потенциальному, то в экономике нет безработицы;

5) в условиях спада производства уровень инфляции может возрасти или снизиться;

6) если уровень инфляции снижается, то и цены всегда снижаются;

7) если цены на нефть возрастают, то реальная зарплата снижается.

4) Предположим, что в экономике снизился уровень производительности труда, (то есть произошел отрицательный сдвиг кривой производственных возможностей).

1) что в этом случае происходит с кривой спроса на труд?

2) Как это изменение отразится на состоянии рынка труда – на показателях занятости, безработицы, уровне реальной зарплаты – при условии, что рынок труда постоянно находится в равновесии (кривая предложения труда вертикальна)?

3) Как это изменение отразится на состоянии рынка труда при условии, что профсоюзы настояли на сохранении неизменного уровня реальной зарплаты?

5) Предположим, что в день поступления в университет вы согласились одолжить своему товарищу определенную сумму денег. Вы оба ожидаете, что реальная ставка процента будет нулевой. Возврат долга должен состояться после окончания университета по фиксированной номинальной ставке процента. Если в период пятилетнего обучения в университете инфляция оказалась ниже, чем вы оба ожидали, то кто окажется в выигрыше, а кто проиграет?

 

ЗАДАЧИ

 

1. Используя закон Оукена, рассчитайте величину потерь ВВП при фактическом уровне безработицы 9,4%, фактическом объёме производства 585,3 млрд. руб., при условии, что естественный уровень безработицы равен 4% и коэффициент чувствительности динамики ВВП к динамике циклической безработицы равен 3.

 

2. Используя закон Оукена, рассчитайте ежегодные темпы роста ВВП, обеспечивающие снижение безработицы на 1% в год (фактический объем производства в текущем году составил 637,5 млрд. руб., темп роста реального ВВП – 3%, коэффициент чувствительности динамики ВВП к динамике циклической безработицы – 2,5, фактический уровень безработицы в текущем году – 9,4%).

 

3. Численность населения составляет 100 млн. чел., 24 млн. чел. – дети до 16 лет, а также люди, находящиеся в длительной изоляции: 30 млн. чел. Выбыли из состава рабочей силы; 1млн. чел. – работники, занятые неполный рабочий день и ищуще работу. Используя эти статистические данные, рассчитайте:

1. величину рабочей силы;

2. уровень безработицы.

 

4. Естественный уровень безработицы в текущем году составляет 6%, а фактический – 10%.

1) Определите величину относительного отставания фактического ВВП от потенциального, при условии, что коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы равен 2;

2) Если фактический объем выпуска в том же году составил 600 млрд. руб., то каковы потери ВВП, вызванные циклической безработицей?

 

5. Экономика описывается следующими данными: естественный уровень безработицы равен 6%, ожидаемый уровень инфляции составляет 3%, относительной отклонение реального ВВП от потенциального меньше нуля. Внешние ценовые шоки отсутствуют. Определить фактический уровень инфляции.

 

 

Литература к теме 10

 

1. Курс экономической теории: учебник для вузов /под общ. ред. М.Н Чепурина., Е.А Киселевой. – Киров: АСА, 2001. – 740с.

2. Экономика: учебник / под ред. А.С.Булатова. – М.: Юрист, 2002. – 896с.

3. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. В.Д.Камаева. – М.: Владос, 2005. – 640с.

 

ТЕМА 11 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ

 

Вопросы семинарского занятия

 

1. Совокупный спрос и факторы его определяющие.

2. Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели.

3. Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. Переход от краткосрочного к долгосрочному равновесию.

4. Шоки спроса и предложения. Стабилизационная политика.

5. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и полная занятость ресурсов. Компоненты совокупного спроса и уровень планируемых расходов. Потребление и сбережения. Инвестиции.

6. Фактические и планируемые расходы. Крест Кейнса. Механизм достижения равновесного объема производства.

 

1. Опишите влияние следующих факторов на совокупный спрос и совокупное предложение:

1) снижение уровня ставки процента (не связанное с изменением уровня цен);

2) усиление инфляционных ожиданий в экономике;

3) рост ставок подоходного налога;

4) увеличение предложения денег в экономике;

5) появление новых технологий;

6) решение правительства о сокращении финансирования социальных программ;

7) сильное землетрясение, повлекшее за собой многочисленные разрушения.

2. В американских газетах появилось сообщение о том, что ряд стран Южной Америки не смогут выполнить свои обязательства по займам, полученным у американских банков. Каким образом этот факт может отразиться на объеме совокупного спроса в американской экономике?

3. Профсоюзы усилили требования о повышении зарплаты с целью поддержания уровня жизни в условиях роста цен в экономике. Используя модель AD-AS, объясните, как в подобной ситуации может возникнуть стагфляция?

4.Сравните эффект фискальной экспансии – роста государственных расходов, финансируемых за счет продажи населению государственных облигаций, в краткосрочном (кейнсианская модель) и долгосрочном (классическая модель) периодах. Какое воздействие окажет эта политика на реальный доход, занятость, уровень цен?

1. Верны ли следующие утверждения:

1) предельная склонность к потреблению не может быть равна предельной склонности к сбережению;

2) динамика и объем сбережений и инвестиций определяются действием одних и тех же факторов;

3) если известна функция потребления, то всегда можно построить график функции сбережений;

4) предельная склонность к потреблению и сбережению в долгосрочном периоде зависит, главным образом, от уровня цен;

5) если объем потребления низкодоходной семьи превышает уровень ее дохода, то это означает, что ей свойственна высокая предельная склонность к потреблению;

6) если предельная склонность к потреблению равна 0,9 – это означает, что семья всегда тратит 90% своего дохода на товары и услуги;

7) взгляды любого человека на социальную значимость сбережений зависят от того, какой макроэкономической концепции он придерживается – кейнсианской или классической.

2. Экономика, находящаяся в состоянии полной занятости, вступает в период высокой ожидаемой инфляции. Какое из следующих утверждений точно описывает вероятный результат?

1) большинство людей увеличивают сбережения, чтобы лучше подготовиться к росту цен, увеличивая, таким образом, инвестиции, стимулируя экономический рост и поддерживая более низкие процентные ставки.

2) Большинство людей сокращают сбережения, чтобы увеличить текущее потребление и инвестиции, стимулируя, таким образом, экономический рост и поддерживая более низкие процентные ставки.

3) Большинство людей увеличивают сбережения, чтобы лучше подготовиться к росту цен, сокращая, таким образом, инвестиции, снижая экономический рост и поддерживая более низкие процентные ставки.

4) Большинство людей сокращают сбережения, чтобы увеличить текущее потребление, сокращая, таким образом, инвестиции, снижая экономический рост и поддерживая более высокие процентные ставки.

 

ЗАДАЧИ

 

1. В результате внедрения новых технических средств в банковской системе увеличилась скорость обращения денег. Центральный банк принял меры по стабилизации объема выпуска и уровня цен в экономике, изменив предложение денег. Покажите как можно отразить на графике исходный шок и стабилизационную политику Центрального банка.

 

2. Предположим, что первоначально экономика функционировала на уровне своего среднего потенциала F. Впоследствии, в результате шока, происходит снижение совокупного спроса при каждом значении уровня цен. В условиях жесткости цен это вызовет:

 

1) увеличение уровня безработицы;

2) сокращение запаса капитала в экономике;

3) снижение потенциального ВВП;

4) повышение зарплаты и цен.

 

3. Предельная склонность к потреблению (MRC) равна 0,6, а прирост ЧНП – 5 млрд. руб. Рассчитайте величину первоначальных инвестиций.

 

4. На основе данных таблицы 6 рассчитайте значение величины средней склонности к потреблению, средней склонности к сбережениям, предельной склонности к потреблению, предельной склонности к сбережению

Таблица 6

    C S ARC ARS MRC MRS
             
    -40        
    -20        
             
             
             
             
             
             

 

 

5. Экономика описана следующими данными:

Y=C+I

C=100+0,8Y

I=50

Определите:

1) равновесный уровень доходов;

2) равновесный уровень сбережений и потребления;

3) если уровень выпуска будет равен 800, то каков будет незапланированный прирост запасов продукции?

4) Если автономные инвестиции возрастут до100, то, как изменится равновесный выпуск? Каково значение мультипликатора автономных расходов? Покажите изменение равновесия графически.

 

6. Экономика описана следующими данными:

Y=C+I+G+Xn

C=300+0,8Yd

I=200+0,2Y

Xn=100-0,04Y

G=200

T=0,2

Рассчитайте:

1) равновесный уровень дохода;

2) величину мультипликатора автономных расходов.

 

Литература к теме 11

 

1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник. – М.: Дело и сервис, 2002. – 448с.

2. Курс экономической теории: учебник для вузов /под общ. ред. М.Н Чепурина., Е.А Киселевой. – Киров: АСА, 2001. – 740с.

3. Экономика: учебник / под ред. А.С.Булатова. – М.: Юрист, 2002. – 896с.

4. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. В.Д.Камаева. – М.: Владос, 2005. – 640с.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...