Второй способ алгебраический
Практическая работа № 1 Тема: Решение экспериментальных задач. Приготовление раствора заданной концентрации. Цель: сформировать умения и навыки приготовлять растворы различной концентрации, используя лабораторную посуду и реактивы. Оборудование: мерный цилиндр, колба, стакан, весы, стеклянная палочка. Реактивы: кристаллическая поваренная соль, вода, реактивы.
Ход работы: Задачи. Вариант 1. 1. Определить массовую долю растворенного вещества, если к 20% раствору хлорида натрия массой 120 г добавили 30 г соли. 2. Определите, какой объем воды необходимо добавить к 20% раствору сульфата натрия массой 150 г, чтобы получить раствор с массовой долей соли 0,1. 3. Приготовлено 300 г 5%-ного раствора иода в этаноле. Рассчитайте массу (в граммах) использованного спирта.
Вариант 2. 1. Рассчитать, какую массу хлорида калия необходимо добавить к 15% раствору массой 120 г, чтобы получить раствор, в котором массовых долей соли 0,3. 2. Определите массовую долю растворенного вещества, если к 15% раствору хлорида натрия массой 200 г добавили 50 г соли. 3. Какой концентрации получится сироп, если в 500 мл воды растворили 75 грамм сахара. Контрольные вопросы: 1.Что показывает процентная, молярная концентрация? Задания для самостоятельного решения: 1. Сколько соли потребуется для засолки 3 кг рыбы, если на 1 кг ее необходимо 500 мл 30% рассола? 2. Сколько сахара потребуется для приготовления 1,5 л 30 % сиропа для пропитки бисквитных коржей? Домашнее задание: Повторить теорию, Решить задачу: Определить жирность молока в %, если в 1 мл его содержится 0,26 грамм жира. Практическая работа № 1
Тема: Решение расчётных задач: Приготовление раствора заданной концентрации Основные теоретические положения: Проработайте теоретический материал: Раствор - это однородная система, состоящая из растворителя, растворенных веществ и продуктов их взаимодействия. Растворителем чаще всего является то вещество, которое в чистом виде имеет тоже агрегатное состояние, что и раствор, либо присутствует в избытке. Чаще всего растворителем является вода. По агрегатному состоянию различают растворы: жидкие, твердые, газообразные. По соотношению растворителя и растворенного вещества: разбавленные, концентрированные, насыщенные, ненасыщенные, перенасыщенные. Состав раствора обычно передается содержанием в нем растворимого вещества в виде массовой доли, процентной концентраций и молярности. Массовая доля ( безразмерная величина) – это отношение массы растворенного вещества к массе всего раствора: Wм.д.= mраст. вещества/mраствора. Процентная концентрация (%) – это величина показывающая сколько грамм растворенного вещества содержится в 100 гр. раствора: Молярная концентрация, или молярность (моль/литр)- это величина, показывающая, сколько молей растворимого вещества содержатся в 1 литре раствора: См = mраст. вещес / Мr(раст. вещества )V раствора . m(р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля) Приготовьте раствор. Для этого: 1. Отвесьте соль и поместите ее в стакан. 2. Отмерьте измерительным цилиндром необходимый объем воды и вылейте в колбу с навеской соли. Внимание! При отмеривании жидкости глаз наблюдателя должен находиться в одной плоскости с уровнем жидкости. Уровень жидкости прозрачных растворов устанавливают по нижнему мениску. 1. Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
Задача: Приготовить 150 г раствора поваренной соли с массовой долей соли 2%. 1. Сделать расчет: определить массу воды и массу соли в растворе.
Произведите расчеты:
2. Найти объем получившейся массы воды. 3. Приготовить раствор: отвесить на весах получившуюся массу соли и всыпать ее в стакан, отмерить мерным цилиндром воду, прилить ее в стакан и размешать (ОСТОРОЖНО!) стеклянной палочкой до полного растворения. 4. В отчете приведите расчеты и последовательность ваших действий. 2. Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией. Задача: определите, какую массу соли и воды потребуется взять для приготовления 25 мл раствора хлорида калия, молярная концентрация которого 0,2 моль/л. 5. Произведите расчеты:
6. Приготовьте раствор. 7. В соответствии с расчетами возьмите навеску соли, поместите ее в мерный стакан и добавьте немного воды (примерно 7-10 мл). помешивая стеклянной палочкой, растворите полностью соль, а затем прилейте воды до необходимого по условию задачи объема. Способы решения задач на приготовление растворов: Первый способ последовательный Решается с оформлением данных и использованием формул. m(в-ва) m(р-ра) × W% m(в-ва) 1).W%=----×100%, 2).m(в-ва)=------m(р-ра)= -- ×100% m(р-ра) 100% W% Если дается объем раствора, его надо пересчитать на массу. m(р-ра)= V×ρ. Если надо рассчитать объем раствора, сначала рассчитывается масса, а затем объем. m(р-ра); V=ρ Если не известна масса раствора, и масса вещества, но известна массовая доля, (например она = 20%), тогда масса раствора выражается через X; m(р-ра) = X;====>m(в-ва) = m(р-ра) × W в данном случае m (в-ва) = X× 0,2 Второй способ алгебраический Исходим из того, что массы веществ исходных растворов равны массе вещества конечного раствора. При этом масса вещества рассматривается как произведение массы раствора и массовой доли вещества в растворе. (W, удобнее вырзить от еденицы в долях). m(р-ра)1×w+ m(р-ра)2×w =m(р-ра)3 ×w Пример: Перед посадкой семена томатов дезинфицируют 15%-ным раствором марганцовки. Сколько г марганцовки потребуется для приготовления 500 г такого раствора? Давайте посмотрим на эту задачу с точки зрения математики. Какое правило на проценты вы применили при решении этой задачи? (Правило нахождения процента от числа.)
15% от 500; 500·0,15=75 (г) – марганцовки. Ответ: 75 г.
Практическая работа № 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|