Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа над композицией сочинения

Примеры вступления.

1. Всем известно; что... Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди... Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст... тоже посвящен...

2. (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О... размышляет в своей статье....

3. (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят передними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что.... Другие подчёркивают.... Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас..... Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье...

4. «...»- в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста....

5. Люди часто размышляют о том, что.... (О том, что..., люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).

6. (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности.... Кто-то считает, что.... Кто-то....

7. Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с.... (Риторические вопросы).

8. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») («Высказывание») -так начинается статья....Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О... много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают... (Определить проблему в виде вопроса).

9. (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье.... Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

Переход к основной части.

1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...

3. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к...

4. Обратимся к произведениям художественной литературы

5. За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

6. Размышляя о..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...

7. Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу:...(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Обращение к произведению.

1. Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме...

2. Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе...(автор, название).

3. Тема (страдания народа во время войны и т.п.) раскрывается в произведении... (автор, название).

4. Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и...(имя писателя) в...(название произведения).

5. Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении...(автор, название).

6. Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе... (автор, название).

7. Вспомним героя повести... (автор, название).

8. Обратимся к роману... (автор, название).

9. Лирический герой стихотворения... (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента.

1. Автор повествует о...

2. Автор описывает...

3. Автор подчеркивает...

4. Поэт показывает...

5. Писатель размышляет о...

6. Писатель обращает наше внимание на...

7. Он ставит нам в пример...

8. Он осуждает...

9. Он акцентирует внимание читателя на...

10. Он утверждает...

Выводы и заключение.

Промежуточный вывод

1. Писатель считает, что...

2. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о....

Заключение

1. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод...

2. Невольно напрашивается вывод...

3. Обобщая сказанное, хочу сказать, что...

4. Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что... 5.

6. Заканчивая рассуждение на тему «...», нельзя не сказать, что люди должны...

7. (Цитата)«...,» - писал.... В этих словах выражена мысль о.... Автор текста тоже считает, что....

8. В заключение хочется выразить надежду на то, что...

9. Итак, можно сделать вывод, что...

10. В заключение хочется призвать людей к... Так давайте не забывать о...! Будем помнить о...!

11. К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «...»? Думаю, надо...

 

 

Работа над композицией сочинения

Критерием оценки сочинения №3 является композиция, т.е. смысловая целостность сочинения, насколько продумано построение работы.

Традиционно выделяют три части сочинения:
1) вступление, задача которого — ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой;
2) основная часть, в которой непосредственно раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения;
3) заключение, в котором подводится итог, обобщается написанное.


Отсутствие в сочинении одного из этих элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении баллов.

Структура сочинения должна выглядеть следующим образом:

 

Вступление Подготовка к восприятию основных мыслей работы
Основная часть Тезис 1 Доказательства, примеры (один или несколько) Микровывод (обобщение написанного) Логический переход к новой мысли Тезис 2 Доказательства, примеры Микровывод Логический переход к новой мысли Тезис 3 Доказательства, примеры Микровывод (...)
Заключение Обобщение по всей теме. Выводы (если их несколько, то каждый вывод пишется с новой строки)

 


В качестве примера приведём анализ структуры сочинения на тему «Любить природу — значит любить родину (М. Пришвин)»:

 

Композиция Сочинение
Вступление Сегодня всё чаще и чаще начинают говорить об экологической катастрофе, грозящей человечеству. Слишком долго люди бездумно вмешивались в естественный ход природных явлений. Слишком самонадеянно человек назвал себя царём природы и решил подчинить её себе. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», — провозгласил Базаров, а вслед за ним и многие поколения безоглядно кроили и перекраивали мир, не задумываясь о последствиях.
Основная часть Тезис 1 Однако не все равнодушно взирали на происходящее. Многие писатели уже давно предупреждали людей о грозящей беде. Один из них — Валентин Григорьевич Распутин. Всем своим творчеством он утверждает мысль, что только в согласии с природой, в единстве с землёй, которая тебя взрастила, можно постичь смысл человеческого бытия, достичь гармонии в самом себе. В каждом своём произведении он пытается объяснить читателю эту простую истину.
Доказательства, примеры Микровывод Наиболее интересной в этом плане мне кажется повесть «Прощание с Матёрой». В центре внимания автора трагическая история гибели целого края: на наших глазах уходит под воду мир со всеми своими традициями, легендами, языком и верой. Вместе с героями повести мы прощаемся с деревней Матёрой.
Тезис 2 Доказательства, примеры Микровывод Само слово «Матёра» символично: мать, родная земля... Однако герои повести по-разному относятся к родной деревне. Старики: Дарья, Настасья, Катерина, Сима — не могут смириться с жестоким и неразумным решением. Дарья с горечью думает о своей ответственности перед предками, о родном крае, который не смогла уберечь. Её сын Павел хоть и жалеет родной остров, но уже смирился, работает бригадиром в новом совхозе, обживает новый дом, а внук Андрей и вовсе забыл о своих корнях, собирается работать на строительстве той самой плотины, из-за которой гибнет Матёра. Так на примере трёх поколений семьи Пинигиных автор показывает, как человек постепенно отдаляется от родной земли.
Тезис 3 Доказательства, примеры Микровывод Особую тревогу автора вызывают люди, которые добровольно губят Матёру. Клавка Стригунова и Петруха сжигают свои дома, Жук и Воронцов ругаются с матёринцами, не понимая, почему те сопротивляются сносу кладбища. Распутин метафорически называет этих героев «обсевками», сравнивая с голыми местами на пашне, куда не упало зерно. В их души не упали семена добра. На примере таких персонажей писатель показывает, что может произойти с человеком, который теряет связь с родиной.
Тезис 4 Доказательства, примеры Микровывод Особую роль в повести играют символические образы. Гордостью матёринцев является «царский листвень» — старое дерево, одиноко стоящее на холме. По преданию, его корни — это опора острова, тот стержень, на котором держится жизнь. Как ни стараются его уничтожить, могучее дерево несокрушимо, неподвластно ни топору, ни огню. Писатель считает, что человек не властен над силами природы, никогда не подчинит её своей воле, не изменит её вековых законов.
Тезис 5 Доказательства, примеры Микровывод Символичен и финал повести. Павел, Петруха и Воронцов блуждают в тумане, не могут найти путь к уже утраченному дому, где остались их матери. Так Распутин хочет напомнить нам, что, оторвавшись от своих корней, мы будем блуждать во мраке, не находя вокруг нравственных ориентиров.
Заключение И сегодня, через десятилетия после выхода повести в свет, мы видим, как прав был писатель. Но всё же я с надеждой смотрю в будущее, желая, чтобы люди одумались: не разрушали, а созидали, сохраняли живой первозданную красоту природы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...