Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности психологического подхода к изучению личности




 

Итак, разберем основные психологические подходы к изучению личности. Сразу оговоримся, что как видно из предыдущего изложения, для изучения личности в психологии широко используются такие понятия как индивид, индивидуальные свойства, общественные отношения и межличностные связи. Рассмотрим сущность этих понятий подробно.

Итак, для психологической трактовки личности, учеными используется понятие индивид. Значение этого понятия состоит и в том, что анализ отношения «индивид-общество», в ряде случаев, позволяет раскрыть свойства человека как личности. Исходя из этого, представляется необходимым кратко остановиться на понятии индивид. Для этого обратимся к определению уже упоминаемого А.Н. Леонтьева. Согласно его теоретическим изысканиям понятие индивид, выражает[15]:

- во-первых, целостность и неделимость отдельной особи биологического вида (в нашем случае человека);

- во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида.

Индивидуальные свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными не становятся.

Перейдем к общественным отношениям. Отношения «личность-общество» во многом являются основополагающими для психологической науки, в вопросе изучения личности[16]. То есть, чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть её жизнь в обществе, её движение в системе общественных отношений. Общественные отношения это социальные качества индивида, формирующие его личность. Включённость индивида в те или иные общности определяет содержание и характер выполняемых ими деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т.е. особенности его образа жизни, социального бытия. Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей, а также общества в целом определяется исторически развивающейся системой общественных отношений. Для личности общество – не просто внешняя среда. Как член общества она объективно, необходимым образом включена в систему общественных отношений.

Перейдем к индивидуальности[17]. Личность – совокупность определенных своеобразных и уникальных свойств индивида. То есть, для характеристики конкретного индивида, значимыми является его индивидуальность. Определить «индивидуальность», можно как совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих один индивидуум от другого; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов. Еще раз подчеркнем, что понятия индивид, личность и индивидуальность в психологии, не тождественны по содержанию, но каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека.

Исходя из этого, перейдем к изучению особенностей межличностных связей. Личность в психологии (и отчасти т в других общественных науках) может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредствованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив и внешне выражаются в различных свойствах общения[18].

Всё сказанное позволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных отношений, складывающихся в деятельности и общении. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Эти теоретические выкладки являются основополагающими для изучения личности в психологии.

В психологии обычно выделяют такие составляющие процесса изучения личности как[19]:

- структура личности;

- направленность личности;

- соотношения биологического и социального в личности.

Разберем их.

Структура личности, это концепция, деление личности на ряд подструктур, наиболее значимыми из которых является способности и характер. При этом характер – это означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. Характер является качеством личности, который обобщает наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

Направленность личности, также относится к подструктурам личности и определяется как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путём воспитания. Направленность - это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связанных иерархически форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение и убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами её деятельности.

Перейдем к соотношению биологического и социального в личности, которое также является значимым моментом при изучении личности в рамках психологии. Исследуя развитие индивида, психология, конечно, не ограничивается анализом только отдельных психических функций и состояний. Её прежде всего интересует формирование и развитие личности человека. В этой связи проблема соотношений биологического и социального выступает преимущественно как проблема организм и личность. В каждом из этих понятий фиксируются разные системы свойств человека: в понятии организм – структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии личность – его включённость в жизнь общества.

Объективным основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в котором он живёт и развивается. В глобальном плане формирование и развитие личности можно рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени. Таким образом, развитие личности носит системный характер и отличается высокой динамичностью и включает в себя социальные, так и биологические детерминанты.

Таковы основные особенности психологического подхода к изучению личности.

Таким образом, подведем первые выводы нашей работы:

- проработкой особенностей личности, значимых для психологии, занимались множество зарубежных и отечественных ученых. Ряд из них (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский А.Г. Ковалев, З. Фрейд, Г. Юнг, У.Джеймс) оставили в своем научном наследии различные определения «личности» с точки зрения психологии, которые, в целом, сформировали сущность психологического подхода к личности;

- в целом, и в отечественной и зарубежной психологической науке, понятие «личность» можно свести к одному общему знаменателю: совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. В ряде случаев, личность понимается следствие проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия;

- особенности психологического подхода к изучению личности выражаются в тесной взаимосвязи понятия личность с рядом других понятий, таких как индивид, индивидуальные свойства, общественные отношения и межличностные связи, при этом они являются основополагающими для изучения личности в психологии;

- в психологии обычно выделяют такие составляющие процесса изучения личности как: структура личности; направленность личности; соотношения биологического и социального в личности. При этом структура личности - это концепция подразумевающая, деление личности на ряд подструктур, наиболее значимыми из которых является способности и характер. Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Соотношения биологического и социального в личности подразумевает, то, что в каждом из этих совокупностей фиксируются разные свойства человека: в биологической – структура человеческого индивида как биологической системы, в социальной – его включённость в жизнь общества.

Таким образом, личность в психологии – это особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений, при этом личность характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...