Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое значение отдельных элементов произведения




Авторское право

Объекты авторского права

Понятие и признаки объекта авторского права

Творческий характер произведения

В самом законе признак творчества не раскрывается, в связи с чем в юридической литературе дается немало его определений.

Показателем творческого характера произведения, по мнению большинства российских ученых, является его новизна. Новизна в данном случае рассматривается как синоним оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой идее, новой научной концепции и т.п. В этом смысле всякое творческое произведение характеризуется оригинальностью, новизной, неповторимостью и уникальностью.

 

Объективная форма и воспроизводимость произведения

Произведение как результат творческой деятельности автора становится объектом авторского права лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме.

Законодатель признал, что авторским правом охраняются любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с материальным носителем.

Назначение и достоинства произведения

В советской юридической литературе было высказано мнение, что одним из критериев охраноспособности произведения должна считаться его общественная полезность. Однако эта позиция поддержки в науке не получила и была отвергнута подавляющим большинством ученых. Ни прежнее, ни ныне действующее законодательство такого требования к произведениям не содержало и не содержит. Более того, ст. 8 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» прямо подчеркивает, что авторское право распространяется на все произведения, независимо от их назначения и достоинства. Это означает, что авторским правом в равной степени охраняются как высокохудожественные, так и те произведения, художественные достоинства которых невысоки. Это понятно, так как иное решение вопроса открыло бы широкое поле для субъективизма, ибо невозможно выявить какие-либо объективные показатели полезности и особых достоинств произведения.

 

Выполнение формальностей

Для возникновения, осуществления и охраны авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Указывая на отсутствие формальностей как условия охраноспособности произведения, следует иметь в виду, что после присоединения СССР в 1973 г. К Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. На всех печатных изданиях (книгах, журналах, конвертах грампластинок и магнитофонных записей и т.п.) стал проставляться знак охраны авторского права, который состоит из трех элементов: латинской буквы «с» в окружности: ; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения.

Аналогичное значение имеет и предусмотренная ст. 13 Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» регистрация программных средств в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем. Регистрация программных средств осуществляется исключительно по желании. Правообладателя, ей не придается никакого правообразующего значения, но факт регистрации может сыграть полезную роль при разрешении спора об авторстве на программу или ее незаконном использовании.

 

Правовое значение отдельных элементов произведения

К юридически безразличным, т.е. неохраняемым элементам произведения художественной литературы были отнесены тема, материал произведения, сюжетное ядро, идейное содержание.

В самом деле, совершенно очевидно, что на одну и туже тему, на одном и том же материале может быть создано сколько угодно произведений, причем авторам никто не запрещает давать сходную интерпретацию излагаемым событиям, героям, их поступкам и т.п. В принципе аналогично решается вопрос с охраной сюжетного ядра произведения. История литературы и искусства знает немало творений, в которых используются сходные сюжетные ходы и один и тот же исходный материал. Так, например, история Дон Жуана, художественный образ которого создан испанским драматургом Тирсо де Молина еще в 1630 г., получила художественное воплощение в произведениях Ж.-Б. Мольера, Э. Гофмана, А. Мюссе, В.А. Моцарта, Дж. Байрона, А.С. Пушкина, А.К. Толстого и других авторов. Данное положение теории авторского права опирается на принятые в литературе и искусстве морально-этические нормы и правила. Широко известны примеры, когда сюжет (план) произведения передавался одним литератором другому и вопрос о соавторстве при этом не возникал. Например, А.С. Пушкин подсказал Н.В. Гоголю сюжет «Ревизора» и «Мертвых душ», М.А. Стахович передал Л.Н. Толстому сюжет «Холстомера (История лошади)» и т.д. В настоящее время пользующиеся успехом сюжеты «прокручиваются» порой многократно – до тех пор, пока способны приносить прибыль.

Такой же позиции придерживается судебная практика. Так, М. опубликовал в газете фельетон. В последствии театр музыкальной комедии поставил оперетту по сюжету фельетона. Полагая, что действия театра были неправомерны, автор фельетона обратился к театру с иском, требуя прекратить постановку оперетты по той причине, что в ее основе лежит опубликованный им фельетон, на использование которого он разрешения не давал. Кроме того, по мнения истца, театр, поставив оперетту, лишил его возможности самому разрабатывать поднятую тему в другом жанре. Суд отклонил требование автора, указав на то, что использование сообщения в прессе о том или ином происшествии для написания либретто к оперетте не является нарушением прав автора сообщения.

К содержанию произведения, которое как таковое не защищается нормами авторского права, относится и такой элемент произведения, как его название (заголовок). Однако если название является оригинальным и отражает творческую самобытность автора, оно пользуется правовой охраной.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...