Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гендерные аспекты воспитания




 

В современной науке принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различении мужского и женского, связывая их с понятием пола и гендера.

Пол (от латинского genero - рождаю, произвожу) - это биологическое различия между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Гендер (от английского gender, от лат. gens - род) - обозначает "социальный пол", т.е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что - женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами.

Половая принадлежность ребенка - важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение.

Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола. Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые приближают его к принятым в данном обществе образцам женского или мужского, способствуют формированию соответствующих качеств личности. Таким образом, ребенок приобретает гендерные характеристики.

Процесс, в ходе которого мы учим, что есть вещи, которые свойственны одним и несвойственны другим, в зависимости от пола обучаемого обозначают термином дифференциальная социализация.

Зачатки дифференциальной социализации можно увидеть еще до рождения ребенка. Примером служит желание родителей и окружающих знать, кто же родится мальчик или девочка, ведь от этого уже многое зависит: как они его назовут, какую одежду, игрушки будут покупать, как будут воспитывать.

В 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу, что называется гендерной идентификацией. В это время дети начинают замечать, что мужчины и женщины по-разному выглядят, занимаются разной деятельностью и интересуются разными вещами, а также у ребенка появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом, что и он сам. Процесс гендерно-ролевой социализации продолжается в течение всей человеческой жизни, и отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт.

Таким образом, основные различия можно обобщить в следующие группы:

Биологические, анатомические, физиологические и психо-физиологические особенности строения организма.

Социальные (подготовка к жизненным позициям мужчины и женщины в обществе).

Исторически сложившиеся традиции, обычаи, нравы.

Психолого-педагогические (индивидуальность).

Наиболее важным периодом для гендерной социализации считается дошкольный возраст потому, что в этот период формируются наиболее значимые черты, свойства и качества человека.

В последнее время гендерные аспекты воспитания детей дошкольного возраста привлекают внимание специалистов разных областей - нейрофизиологов, нейропсихологов, психологов, педагогов. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов, именно различия в структуре и работе головного мозга определяют особенности развития детей разных полов.

У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки.

У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление.

У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.

Так что воспитывать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга [4].

Проблема воспитания младших подростков включает в себя два основных момента: особенности подросткового возраста и кризис семейной системы. В связи с этим большой интерес представляет гендерный подход к взаимодействию детей и родителей, которые не всегда учитывают различия в психологии мальчиков и девочек, не замечают своих собственных предпочтений одного пола перед другим.

 

Поддержка и авторитет

 

Мальчики и девочки уже с рождения разные, они развиваются по-разному, имеют свои сильные и слабые стороны, а школьное обучение не учитывает это различие. Родители на половые различия в психике детей реагируют разным к ним отношением.

Для девочки особенно важно отцовское отношение. Если отец принимает дочь, то она готова сотрудничать с ним и соглашается на его контроль. Интересно отметить, что строгий отец пользуется большим авторитетом у дочери-подростка, чем принимающий.

А мягкий, чрезмерно покладистый отец для дочери-подростка не является авторитетом. Выявленное противоречие можно объяснить противоречивостью подросткового возраста. Противоречивость свойственна и самой отцовской роли: с одной стороны, отцам присуща некоторая отстраненность: «пусть мать воспитывает», а с другой - стремление оказывать влияние на детей (отсюда правомерность высказывания «Некоторые дочери предпочитают скорее проводить свое время с отцом, чем с матерью»). Иногда на общение с дочерью отцы переносят проблемы своих отношений с женой. Из практики известно, что достаточно часто теплое общение с дочерью являются компенсацией прохладных отношений с женой.

Сравнение пар «дочь - отец» и «мать - сын» показывает, что характер их взаимодействия оказывается совершенно разным: у первой пары это строгость и контроль, а у второй - сотрудничество и согласие. Для того чтобы сын чувствовал поддержку матери, она должна с ним соглашаться. Результаты психологических исследований показывают: чем чаще мать соглашается с сыном, тем больше сын чувствует себя принятым, больше готов к сотрудничеству и тем большим авторитетом для него является мать.

Таким образом, можно утверждать, что мальчики наиболее чувствительны к строгости и контролю, а девочки - к авторитетной помощи. Гендерные особенности, заключающиеся в том, что мальчики сильнее реагируют на замечания, а девочки - на похвалу, остаются актуальными и в подростковом возрасте.

Для эффективного взаимодействия матери с сыновьями следует обратить внимание на согласие как основную характеристику их общения, а отцов с дочерями - принятие и авторитет.

 

Семейные модели

мотивация контроль семейный авторитет

Основа отношений с партнером по браку закладываются в родительской семье, при этом очень важную роль играют оба родителя. Понятно, что мужчина, у которого отношения с матерью носили дружеский характер, не сомневается в том, что он нужен жене и дочери. В том случае, когда мать была к мальчику безразлична, он боится быть покинутым или думает, что любовь надо заслужить, и эти установки переносит в собственную семью.

То же самое можно сказать и об отношениях дочери с отцом: безразличный или жесткий, грубый отец формирует у дочери негативное отношение ко всем мужчинам, которое проявляется в страхе и недоверии к ним. Так и происходит трансляция недоверия между полами, выявленная в известном исследовании О.Здравомысловой и М.Арутюнян «Российское общество: две гомосексуальные субкультуры» в книге «Российская семья на европейском фоне», подготовленной по результатам международного социологического исследования в Институте социально-экономических проблем РАН в 1998 году.

Несмотря на противоречия в ролевых позициях «отец - дочь», представления о взаимодействии у отцов и дочерей совпадают больше, чем у матерей и сыновей. По-видимому, потребность в строгом отце у дочери связана со стереотипными представлениями о традиционно авторитетном и волевом отце-патриархе. За отношением сына к матери также угадывается традиционный взгляд на взаимодействие между мужчиной и женщиной, когда женщина занимает подчиненно-соглашательское положение по отношению к мужчине.

Как известно, родители подают детям пример воспитания. Обратим внимание на роль отца в воспитании будущей матери и возможные варианты взаимодействия ее с собственным сыном. Если у девочки был принимающий отец, то ее взаимодействие с сыном, вероятно, будет носить принимающий характер и до подросткового возраста оно имеет шанс быть успешным. В подростковом возрасте, если мать не будет учитывать, что для сына «принятие» соответствует ее согласию с ним, взаимодействие может оказаться совсем не таким успешным, как у нее с отцом, несмотря на ее старание. Если у матери был строгий и авторитарный отец и если при воспитании сына она будет подражать отцу, то она скорее запугает сына-подростка, чем станет для него авторитетом [6].

Надо также отметить недооценку мужчинами собственной роли в процессе воспитания и перекладывание ответственности за воспитание на мать. Недооценка роли отца в семейной системе приводит к формированию «несчастливых» семейных сценариев у молодых людей обоего пола. У девушек это проявляется в пренебрежительном отношении к мужу, а у юношей не только к жене, но и к самому себе. Неуважение мужчины к самому себе часто проявляется в стремлении к пьянству. («Ты меня уважаешь?» - вопрос, который один пьяница часто задает другому.)

Мужчины с детства не любят и не умеют проявлять свои чувства и слабости перед другими людьми, в том числе близкими, считают, что должны быть авторитетом для дочерей и не имеют право проявлять слабость, впрочем, не исключая эмоциональное тепло и поддержку. В принципе такой подход вполне соответствует ожиданиям дочери.

Для адекватного развития мальчика ему необходимо принятие со стороны матери. Но, чтобы сын ощущал материнское принятие, надо поддерживать его начинания и соглашаться хотя бы в тех случаях, когда это возможно. При безразличии матери к ребенку или частой критике у мальчика формируется представление о том, что любовь необходимо заслужить и добиваться этого можно любым способом или вообще отказаться от безнадежных попыток.

В отношениях с матерью у мужчины проявляется страх потери любви в случае несоответствия материнским ожиданиям, и, по-видимому, этот страх переносится потом на отношения с женой и дочерью, что и приводит к дистанцированию всех троих.


Заключение

 

В данной контрольной работе раскрыты два теоретических вопроса: «Понятие мотивации. Мотивация в профессиональной и педагогической деятельности», «Гендерные аспекты воспитания».

В литературе имеется множество определений мотивации, раскрывающих ее сущность с различных сторон. Мотивация в общем понимании - это совокупность движущих сил, побуждающих человека к выполнению определенных действий; в зависимости от поведения человека - это процесс сознательного выбора им того или иного типа действий, определяемых комплексным воздействием внешних и внутренних факторов (соответственно стимулов и мотивов); в управлении - это функция руководства, которая состоит в формировании у работников стимулов к труду (побудить их работать с полной отдачей), а также в долговременном воздействии на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры его ценностных ориентации и интересов, формирования соответствующего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала.

Высокая отдача от работников возможна лишь в том случае, если они будут заинтересованы в конечном результате и будут положительно относиться к выполняемой работе. Это возможно лишь тогда, когда процесс работы и конечные ее результаты позволяют человеку удовлетворить важнейшие из его потребностей. То есть тогда, когда он имеет высокий уровень трудовой мотивации.

Умелое использование мотивации помогает руководителям разрабатывать способы достижения максимальных результатов работы подчиненных на основе отчетливого представления об особенностях их поведения.

Мотивационные ориентиры педагогической деятельности - это внешние (мотивы достижений) и внутренние аргументы (ориентация на процесс и результат своей деятельности). Внешние - это престижность работы в определенном образовательном учреждении, адекватность оплаты труда. Они дифференцируются на положительные и отрицательные. Внешняя положительная мотивация связана с удовлетворением потребностей социального престижа, уважения коллег, материальных благ и т.п.; внешняя отрицательная мотивация - с потребностями самозащиты, стремлением избежать осуждения со стороны дирекции и т.п.

Профессиональная направленность педагога включает, помимо этого, еще и интерес к самим учащимся, к творчеству, к педагогической профессии, склонность к занятиям ею, осознание своих способностей.

В структуре педагогической деятельности мотивации принадлежит особое место: «сильные» и «слабые» специалисты различаются не столько по уровню интеллекта, сколько по уровню и структуре мотивации. Экспериментально доказано, что от наличия в структуре мотивации творческих потребностей зависит результативность педагога-воспитателя. Все это позволяет сделать вывод о том, что продуктивность педагогической деятельности во многом зависит от силы и структуры профессиональной мотивации педагога.

Гендер (от английского gender, от лат. gens - род) - обозначает "социальный пол", т.е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что - женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами.

Проблема воспитания младших подростков включает в себя два основных момента: особенности подросткового возраста и кризис семейной системы. В связи с этим большой интерес представляет гендерный подход к взаимодействию детей и родителей, которые не всегда учитывают различия в психологии мальчиков и девочек, не замечают своих собственных предпочтений одного пола перед другим.

Мальчики наиболее чувствительны к строгости и контролю, а девочки - к авторитетной помощи. Гендерные особенности, заключающиеся в том, что мальчики сильнее реагируют на замечания, а девочки - на похвалу, остаются актуальными и в подростковом возрасте.

Для эффективного взаимодействия матери с сыновьями следует обратить внимание на согласие как основную характеристику их общения, а отцов с дочерями - принятие и авторитет.

Основа отношений с партнером по браку закладываются в родительской семье, при этом очень важную роль играют оба родителя. Понятно, что мужчина, у которого отношения с матерью носили дружеский характер, не сомневается в том, что он нужен жене и дочери. В том случае, когда мать была к мальчику безразлична, он боится быть покинутым или думает, что любовь надо заслужить, и эти установки переносит в собственную семью.

В отношениях с матерью у мужчины проявляется страх потери любви в случае несоответствия материнским ожиданиям, и, по-видимому, этот страх переносится потом на отношения с женой и дочерью, что и приводит к дистанцированию всех троих.


Библиографический список

 

1 Григорович, Л.А. Педагогика и психология [Текст]: Учебник. / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2003 - 480 с.

Кроль, В.М. Психология и педагогика [Текст]: Учеб. пособие. / В.М. Кроль. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002. - 344 с.

Крылова, А.А. Психология [Текст]: Учебник. / А.А. Крылова. - М.: «Проспект», 2008. - 584

Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания [Текст]: учебник. / О.В. Лишин. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 414 с.

Радугин, А.А. Психология и педагогика [Текст]: Учебное пособие для вузов. / А.А. Радугин. - М.: Центр, 2005. - 256 с.

Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений [Текст]: Курс лекций. / Л.Б. Шнейдер.- М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2006. - 512 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...