Субъекты гражданских правоотношений.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Билет № 16 Формы государственного режима. Форма государственного (политического) режима - это способ реализации государственной власти, проявляющийся в том, кем и каким образом она осуществляется. Основой для квалификации государственных (политических) режимов служит: · степень развитости политической демократии; · реальный политико-правовой статус личности.
Демократический режим характерен для правового государства. Важнейшими признаками демократии являются: § юридическое признание верховной власти народа; § периодическая выборность основных органов власти; § всеобщее избирательное право, в соответствии с которым каждый гражданин вправе принимать участие в формировании представительных институтов власти; § равенство прав граждан на участие в управлении государством — каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность; § принятие решения большинством голосов и подчинение меньшинства большинству; § контроль представительных органов за деятельностью исполнительной власти; § подотчетность выборных органов своим избирателям. При антидемократическом режиме происходит попрание прав и свобод человека, подавление оппозиции, не исключается упразднение представительного высшего органа (парламента) или превращение его в марионеточное учреждение, формирование правительства армией, захватившей власть и т.п.
Термин (и понятие) «тоталитаризм» появился в западной науке в 30-е годы XX ст. для характеристики фашистских и коммунистических режимов, а специальные исследования увидели свет в 50-е гг. XX ст. (X. Арендт, Р. Арон и др.). Х.Арендт в книге «Происхождение тоталитаризма» (1951 г.) усматривала отличие тоталитаризма от более ранних форм абсолютизма, тирании или диктатуры в: 1) тотальности контроля, достигаемого с помощью современных технологий; 2) создании с помощью системы террора психологической ситуации полной незащищённости и безысходности личности, ощущения собственной ничтожности. Р. Арон сводил содержание тоталитаризма к трем компонентам: 1) рекламирование тоталитарного режима в качестве спасителя общества; 2) превращение государства во всеохватывающий и всемогущий инструмент партии с неограниченной властью; 3) установление общепризнанной и обязательной идеологии, оправдывающей и легитимирующей тоталитарный режим. «Левый» тоталитаризм, основанный на идеях марксизма-ленинизма, возник в коммунистических странах (СССР, странах Восточной Европы, Азии и на Кубе). «Правый» тоталитаризм в фашистской Германии основывался на идеологии национал-социализма, а в Италии — на идеях итальянского фашизма. Авторитарный режим не столь резок в крайних, реакционных проявлениях, как тоталитарный режим. Он соединяет в себе черты тоталитарного и демократического режимов. В соответствии с демократическим режимом он сохраняет автономию личности и общества в сферах, не относящихся к политике; не пытается радикально перестроить общество на идеологической основе; допускает экономический, социальный, культурный, а частично и идеологический плюрализм; не стремится ввести плановое управление экономикой и установить всеобщий контроль над населением, ограничивается жёстким политическим контролем; может базироваться на праве, моральных началах.(Чили, Бразилия, Южная Корея во второй половине 20в.)
В отличие от демократического режима, при котором источником власти является народ, авторитарный режим характеризуется: 1) неограниченной властью одного лица или группы лиц, неподконтрольной народу, формирующейся, главным образом, не путем конкурентной выборной борьбы, а с помощью навязывания чьей-либо воли сверху; 2) наличием обладающего властными полномочиями центра управления, который действует по своему усмотрению, в том числе и с нарушением норм закона; 3) осуществлением управления, как правило, централизованно; концентрацией власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов, решения которых должны выполняться беспрекословно; 4) использованием насилия и внесудебных методов принуждения людей; 5) опорой на полицейский и военный аппарат; 6) субординацией субъектов общественных отношений, действием принципа приоритета государства над личностью, отсутствием гарантий осуществления конституционно провозглашенных прав и свобод личности, особенно во взаимоотношениях личности с властью. Субъекты гражданских правоотношений. Гражданские правоотношения — это урегулированные нормами гражданского права я, возникающее между юридически равными субъектами по поводу имущества, а также нематериальных благ, выражающиеся в наличии у них субъективных прав и обязанностей. Субъектом гражданских правоотношений являются физические лица (граждане; иностранные граждане; лица без гражданства), юридические лица и территориальные общины.. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правосубъектность - социально-правовая возможность субъекта быть участником гражданских правоотношений. Предпосылками и составными частями гражданской правосубъектности являются правоспособность и дееспособность субъектов. Правоспособность - способность субъекта иметь гражданские права и обязанности. Дееспособность - способность субъекта своими действиями приобретать для себя права и создавать для себя обязанности. К тому же дееспособность охватывает и деликтоспособность субъекта - способность самостоятельно нести ответственность за совершенные гражданские правонарушения.
Правоспособность признана в равной мере за любым гражданином, а из организаций — только за юридическими лицами. Правоспособность гражданина возникает с момента его рождения и прекращается со смертью. Содержание гражданской правоспособности составляют следующие права: — иметь имущество на праве собственности; — наследовать имущество; — заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельностью; — создавать юридические лица как самостоятельно, так и совместно с другими лицами; — совершать любые не запрещенные законом сделки; — выбирать место жительства; — иметь авторские права, иные охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности; — иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Юридические лица и совершеннолетние граждане обладают всеми элементами гражданской правосубъектности. Малолетние дети и совершеннолетние граждане, признанные недееспособными, являются субъектами гражданских прав, будучи только правоспособными. Так, малолетние дети могут наследовать имущество. Но практическое осуществление имущественных прав малолетнего или недееспособного гражданина требует участия дееспособных лиц-родителей, усыновителей, опекунов. (Об этом подробнее см. гл. 6 настоящего учебника.) Активная, самостоятельная деятельность субъектов в социально-экономической жизни возможна лишь при наличии у них всех элементов гражданской правосубъектности. Государство, являясь особым субъектом гражданского права, также обладает правоспособностью, особенности которой определяются ролью государства. Вместе с тем, и государственные образования не могут быть участниками всех гражданских правоотношений, например, государственные образования не могут выступать в наследственных правоотношениях в качестве наследодателя.
Юридическая задача. 17-летний студент Роман Озеров всю стипендию тратит на азартные игры. Отец Романа обратился в орган опеки и попечительства с просьбой ограничить дееспособность сына, предоставив отцу право получать стипендию сына в институте. Правомерно ли действие отца и какой ответ должен дать орган опеки? Билет № 17
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|