Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии оценки качества рецензии научной статьи.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины
  Философское понимание сущности образования Сущность и природа образования. Образование в зеркале философии. Философский дискурс образования. Философско-образовательное обоснование политики и стратегии развития образования в России.
  Философские основания и философские проблемы науки Взаимосвязь философии и науки. Наука как особый вид знания. Наука как особый вид деятельности. Наука как социальный институт.
  Образование в ХХ1 веке: ключевые проблемы, требующие философского осмысления и внимания педагогической науки Образование как педагогическая категория. Образование как ценность. Образование как процесс (педагогические технологии обучения, воспитания и развития учащихся). Образование как результат. Проблемы стандартизации в образовании.

Семинар 1. Философия образования и науки: структура и содержание

План

1. Что такое философия? Наука ли философия?

2. Чем отличается философия от науки? Как соотносятся понятия «философия», «наука», «образование»?

3. Проблемное поле философии образования и науки (представьте проблемное поле в виде кластера).

 

Семинар 2. Этические нормы и ценности науки

План

1. Научные традиции и научные революции.

2. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

3. Научное сообщество как социальная система.

4. Этика и практика научной работы.

Семинар 3. Философские основания современной парадигмы образования

План

1. Понятие парадигмы.

2. Философские концепции образования в трудах зарубежных и отечественных философов.

3. Философские основания современной образовательной политики и модернизации образования.

Семинар 4. Образование в информационном обществе

План

1. Общая характеристика информационного общества.

2. Критическая педагогика как новая философия образования информационного общества.

3. Перспективы образования в информационном обществе.

 

Семинар 5-6. Наука и практика как единая система. Современные проблемы взаимосвязи науки и практики

План

1. Взаимосвязь науки и практики.

2. Модели взаимосвязи науки и практики.

3. Основные механизмы внедрения достижения науки в практику.

4. Защита-презентация современных проблем науки (на основе темы магистерской диссертации).

Основная литература

1. Батурин В.К. Философия науки [Электронный ресурс]: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 303 с. Режим доступа URL: http://www.iprbookshop.ru/16452 ЭБС «IPRbooks», по паролю.
2. Бессонов Б.Н. Философия и образование [Электронный ресурс]: учебное пособие. М.: Московский городской педагогический университет, 2012. 308 c. Режим доступа URL: http://www.iprbookshop.ru/26649 ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Дополнительная литература

1. Богуславский М.В. XX век российского образования [Электронный ресурс]/ М.: Пер Сэ, 2002. 320 c. Режим доступа URL: http://www.iprbookshop.ru/7375 ЭБС «IPRbooks», по паролю.
2. Извеков А.И. Философия в системе современного психолого-педагогического образования [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2010. 80 c. Режим доступа URL: http://www.iprbookshop.ru/29999 ЭБС «IPRbooks», по паролю.
3. Наумов А.А. История и философия специальной педагогики и психологии [Электронный ресурс]: курс лекций для магистрантов. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014. 100 c. Режим доступаURL: http://www.iprbookshop.ru/32046 ЭБС «IPRbooks», по паролю.
4. Осипов А.И. Философия и методология науки [Электронный ресурс]: учебное пособие. Минск: Белорусская наука, 2013. 287 c. Режим доступа URL: http://www.iprbookshop.ru/29535 ЭБС «IPRbooks», по паролю.
5. Философия образования [Электронный ресурс]: словарь. М.: Московский городской педагогический университет, 2011. 208 c. Режим доступа URL: http://www.iprbookshop.ru/26650 ЭБС «IPRbooks», по паролю.
6. Эмих Н.А. Культурная парадигма современного образования [Электронный ресурс]: монография. М.: Логос, 2012. 183 c. Режим доступа URL: http://www.iprbookshop.ru/13006 ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Ресурсы Интернета.

Перечень ресурсов Интернета, необходимых для освоения дисциплины:

1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL: http://elibrary.ru.
2. Электронная библиотечная система IPRbooks. URL: http://iprbookshop.ru.
3. Электронный научно-педагогический журнал «Эйдос» (центр дистанционного образования), URL: http://www.eidos.techno.ru.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

 

Эссе.

Эссе - средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Оцениваемая компетенция:

· способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

· готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-10).

Примерная проблематика педагогического эссе:

1. Современная наука, ее организация, особенности представления научного знания в образовании.

2. Научные традиции и научные революции.

3. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

4. Научное сообщество как социальная система.

5. Этика и практика научной работы.

6. Проблемное поле современной науки.

7. Критическая педагогика как новая философия образования информационного общества.

 

 

Критерии Показатели Баллы
Содержание эссе Эссе содержит рассуждения, проблемные вопросы  
Развернутое изложение собственных мыслей  
Логическая последовательность изложения  
Представлена своя точка зрения Критическая оценка собственной позиции по отношению к альтернативным, четкая аргументация  
ИТОГО в соответствии с рейтингом    


2. Опрос.

Оцениваемая компетенция: готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-10).

Критерии и нормы опроса.

Оценка «5» (10-9 баллов) ставится, если магистрант:

· Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

· Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутри предметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

· Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию преподавателя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» (8-6 балла) ставится, если магистрант:

· Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.

· Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

· Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» (5-3 балла) ставится, если магистрант:

· Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает фрагментарно, не всегда последовательно.

· Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

· Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

· Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

· Отвечает неполно на вопросы преподавателя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

· Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы преподавателя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» (менее 3 баллов) ставится, если магистрант:

· Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

· Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

· При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.

· Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

· Полностью не усвоил материал.

Реферат.

Оцениваемая компетенция: способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1).

Реферат - продукт самостоятельной работы магистранта, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

 

Примерная тематика рефератов:

1. Философия образования и науки: структура и содержание.

2. Генезис и эволюция философии образования.

3. Философские основания науки.

4. Этические нормы и ценности науки.

5. Философские основания современной парадигмы образования.

6. Образование в информационном обществе.

7. Современные проблемы взаимосвязи науки и практики.

 

Критерии Показатели Баллы
1.Новизна реферированного текста Макс. - 3 балла - актуальность проблемы и темы; - новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы; - наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.    
2. Степень раскрытия сущности проблемы Макс. - 7 баллов - соответствие плана теме реферата; - соответствие содержания теме и плану реферата; - полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы; - обоснованность способов и методов работы с материалом; - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; - умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, - умение аргументировать основные положения и выводы.        
3. Обоснованность выбора источников Макс. - 2 балла - круг, полнота использования литературных источников по проблеме; - привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).  
4. Соблюдение требований к оформлению Макс. - 5 баллов - правильное оформление ссылок на используемую литературу; - грамотность и культура изложения; - владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы; - соблюдение требований к объему реферата; - культура оформления: выделение абзацев.    
5. Грамотность Макс. - 3 балла - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; - отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых; - литературный стиль.    
ИТОГО в соответствии с рейтингом    


4. Рецензирование.

Оцениваемая компетенция: готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).

Прилагаемые материалы: Научная статья в объеме до 5 страниц (по выбору).

Формулировка задания: Внимательно прочитайте предложенную статью и подготовьте краткую рецензию (1-2 стр.) с выражением своего отношения к прочитанному тексту.

 

Критерии оценки качества рецензии научной статьи.

Баллов

· Рецензия содержит критические суждения, проблемные вопросы.

· Четко выделены критерии, по которым производится рецензирование.

· Текст рецензии развернут, логически структурирован.

· Рецензия завершается критической оценкой с аргументацией собственной позиции по отношению к прочитанному (услышанному).

Баллов

· Рецензия содержит критические суждения.

· Критерии, по которым производится рецензирование, выделены, но не структурированы.

· Логическая последовательность изложения немного нарушена, отсутствуют некоторые структурные компоненты (обоснование критериев, резюмирующая часть и т.д.).

· Критическая оценка собственной позиции по отношению к прочитанному (услышанному) выражена слабо, нет четкой аргументации.

Баллов

· Рецензия содержит критические суждения, но они отрывочны, бессистемны, ориентированы на внешнюю сторону прочитанного (услышанного).

· Критерии, по которым производится рецензирование, выделены, но структурированы в недостаточной степени.

· Логическая последовательность изложения немного нарушена, отсутствуют некоторые структурные компоненты (обоснование критериев, резюмирующая часть и т.д.).

· Критическая оценка собственной позиции по отношению к прочитанному (услышанному) выражена слабо, нет четкой аргументации.

0 баллов (невыполнение задания)

· Рецензия не содержит критических суждения, проблемных вопросов.

· Критерии, по которым производится рецензирование, не выделены.

· Логическая последовательность изложения отсутствует, отсутствуют структурные компоненты.

· Критическая оценка собственной позиции по отношению к прочитанному (услышанному) отсутствует.

Зачет.

Цель зачета: целостная оценка уровня сформированности компетенций на данном этапе их формирования. На зачете оцениваются знания в совокупности с умениями и опытом деятельности, полученными магистрантом, как на учебных занятиях, так и в рамках самостоятельной работы по дисциплине.

Оцениваемая компетенция:

· способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

· готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

· готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-10).

Форма проведения: в устной форме по теоретическим вопросам зачета в период промежуточной аттестации.

Перечень примерных вопросов к зачету:

1. Многообразие подходов к философии образования.

2. Предмет и метод философии образования.

3. Комплексный характер философии образования, роль и значение ее историко-научных, культурологических, философских, специально-научных компонент.

4. Философия и образование.

5. Философия в образовании и образование в философии.

6. Философские основы и предпосылки образовательной системы.

7. Обоснование статуса философии образования как системы междисциплинарных научных знаний.

8. Возникновение истории науки, ее предмет и основные проблемы.

9. Философия науки.

10. Образование как ценность.

11. Статус и перспективы развития образовательно-педагогической аксиологии.

12. Образование как система и как сфера образовательных услуг.

13. Образование как процесс (педагогические технологии обучения, воспитания и развития учащихся).

14. Образование как результат.

15. Проблемы стандартизации в образовании.

16. Философия образования за рубежом.

17. Перспективы развития философии образования в России.

18. Технологические аспекты философии образования.

19. Философия образования и социально-педагогическая практика.

20. Философско-образовательное обоснование политики и стратегии развития образования в России.

21. Образование и менталитет в системе ценностей и приоритетов XXI века.

22. Сущность и природа образования.

23. Образование и развитие личности.

24. Образование и творчество.

25. Образование и культура.

26. Социокультурные контексты образования.

27. Сущностные характеристики современного образования.

28. Кризис образования конца ХХ века, его основные проявления и причины.

29. Сущность новой парадигмы образования.

30. Образование в информационном обществе.

31.

Критерии оценки на зачете:

При семестровой аттестации магистрантов критериями выставления оценки на зачете выступает степень полноты освоения магистрантом основного содержания дисциплины, изученной в семестре:

– оценка 35–40 баллов выставляется магистранту, обнаружившему всестороннее осознанное систематическое знание учебно-программного материала и умение им самостоятельно пользоваться, проявляющему творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала, умеющему свободно выполнять практические задания, освоившему основную литературу и знакомому с дополнительной литературой, рекомендованной программой, усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины, в их значении для приобретаемой профессии;

– оценка 26–34 баллов выставляется магистранту, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешно выполнившему предусмотренные программой задачи, усвоившему основную рекомендованную литературу, показавшему систематический характер знаний по дисциплине и способному к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учёбы и профессиональной деятельности; знания и умения магистранта в основном соответствуют требованиям, установленным выше, но при этом магистрант допускает отдельные неточности, которые он исправляет самостоятельно при указании преподавателя на данные неточности;

– оценка 15–25 баллов выставляется магистранту, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объёме, необходимом для дальнейшего обучения и предстоящей работы по профессии, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой, обладающему необходимыми знаниями, но допускающему неточности при ответе или выполнении заданий; магистрант показывает осознанное усвоение большей части изученного содержания и исправляет допущенные ошибки после пояснений, данных преподавателем;

– оценка 1–14 балловвыставляется магистранту, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий; при этом магистрант обнаруживает незнание большей части изученного в семестре материала, не справляется с решением практических задач и не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...