Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел III. Основные разделы философского знания и проблемы современной философии.

Тема 1. Онтология.

Тема 2. Диалектика и законы развития.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем специфика философских размышлений о бытии?

2. Какие основные формы бытия Вы знаете?

3. Что такое материя?

4. Какие существуют атрибуты и модусы материи?

5. Какие формы движения материи Вам известны? В чем различие категорий движение и развитие?

6. Какие Вы знаете свойства пространства и времени?

7. Какие существуют философские подходы к определению отношений бытия и сознание?

8. Какие формы мышления Вы знаете?

9. В чем выражаются гносеологическая и коммуникативная функции языка?

10. Какие концепции происхождения человека Вы знаете?

11. Какие особенности присущи «биологизаторским» и «социологизаторским» моделям понимания человека?

12. В чем выражается комплексный характер антропосоциогенеза?

13. В чем смысл жизни с точки зрения гедонизма, эвдемонизма, аскетизма, этики долга, утилитаризма, прагматизма?

14. В чем смысл свободы и творчества по Н.А.Бердяеву?

Рекомендуемые источники:

1. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. –М., 1989.

2. Гартман Н. Старая и новая онтология //Историко-философский ежегодник. –М., 1988.

3. Бердяев Н.А. Самопознание. –М., 1991.

4. Бердяев Н.А. О назначении человека. –М., 1993.

5. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М., 1994.

6. Джемс В. Воля к вере. –М., 1997.

7. Дубровский Д.И. Проблема идеального. –М., 1983.

8. Дюркгейм Э Самоубийство. –М., -СПб., 1898.

9. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. –М., 1989.

10. Марков К.В. Философская антропология. –СПб., 1997.

11. Петров М.К. Язык, знак, культура. –М., 1990.

12. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. –М., 1986.

13. Сартр Ж.П. Бытие и ничто. –М., 2000.

14. Тейярд де Шарден. Феномен человека. –М., 1987.

15. Уитроу Д. Структура и природа времени. –М., 1984.

16. Хайдеггер М. Бытие и время. –М., 1997.

17. Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. –М., 1990.

18. Флоренский П.А. Анализ пространства и времени в художественно-изобразительных произведениях. -М., 1993.

19. Фромм Э. Иметь или быть. –М., 1986.

20. Фуко Э. Слова и вещи. –М., 1994.

21. Шелер М. Положение человека в космосе // Избр. Произв. –М., 1994.

22. Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. –Т.20.

23. Юнг К.Г. Человек и его символы. –М., 1997.

 

Тема 3. Гносеология.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое гносеология, релятивизм, скептицизм, агностицизм?

2. В чем выражается взаимодействие субъекта и объекта познания?

3. Какие Вы знаете основные формы и методы познания?

4. Каковы особенности познания в прагматизме, постпозитивизме, конвенционализме, экзистенционализме, интуитивизме и феноменологии?

5. Какие структурные элементы научного познания Вы знаете?

6. Что есть истина? (Назовите как минимум три трактовки понятия истины).

7. Что такое объективная истина, абсолютная истина и относительная истина?

8. Кто и в каких концепциях вводит понятия верификации и фальсификации?

9. Что такое парадигма?

10. В чем выражается ответственность современного ученого?

Рекомендуемые источники:

1. Башляр Г. Новый рационализм. –М., 1987.

2. Бердяев Н.А. Истина и откровение –СПб., 1998.

3. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. –М., 1988.

4. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат //Философские работы. Ч.1. –М., 1994.

5. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. –М., 1988.

6. Карнап Р. Философские основания физики. –М., 1971.

7. Кун Т. Структура научных революций. –М., 1977.

8. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. –М., 1994.

9. Найссер У. Познание и реальность. –М., 1981.

10. Поппер К. Логика и рост научного знания. –М., 1983.

11. Пуанкаре А. О науке. –М., 1983.

12. Рассел Б. Человеческое познание. –М., 1997.

13. Степин В.С. Динамика научного знания как процесс самоорганизации. –М., 1994.

14. Тулмин С. Человеческое понимание. -М., 1984.

15. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. –М., 1986.

16. Франк С.Л. Непостижимое //Сочинения. –М., 1990.

17. Хабермас Ю. Познание и интерес //Философские науки.-1990. №1.

18. Хайдеггер М.О. Учение Платона об истине //Время и бытие. –М., 1993.

19. Хилл Т.И. Современные теории познания. –М., 1965.

20. Штейнер Р. Истина и наука. –СПб., 1992.

 

Тема 4. Социальная философия и философия истории.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие исторически сложившиеся концепции понимания общества Вам известны, и кто является их авторами?

2. Какие понятие образующие признаки присущи категориям гражданское общество, нация, народность, род, племя, государство?

3. Какие критерии являются основанием для формационного подхода к общественному развитию, а какие для цивилизационного подхода?

4. Чем характеризуются детерминистские и индетерминистские модели исторического процесса?

5. Какие Вы знаете концепции философии истории и типы исторического развития, что выступает источником и кто является субъектом истории в данных концепциях?

6. Чем различаются политические идеалы Платона и Аристотеля, каких авторов и какие философские концепции политики Вы еще знаете?

7. Какое общество можно назвать гражданским, какая роль в нем принадлежит провой и экономической свободе, демократическим ценностям?

Рекомендуемые источники:

1. Аристотель. Политика //Собр. Соч.: В 4 т. –М., Т.4. –М., 1983.

2. Бердяев Н.А. Смысл истории. –М., 1990.

3. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. –М., 1993.

4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. –М., 1989.

5. Бородай Ю.М. Эротика, смерть, табу. –М., 1996.

6. Джилас М. Лицо тоталитаризма. –М., 1992.

7. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. –М., 1991.

8. Карсавин А.А. Философия истории. –СПб., 1993.

9. Коллингвуд Р.Д. Идея истории. –М., 1980.

10. Корнфорт М. Открытая философия и открытое общество. –М., 1972.

11. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2-х т. –М., 1992.

12. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. –М., 1992.

13. Тойнби А.Д. Постижение истории. –М., 1991.

14. Тоффлер О. Футурошок. –СПб., 1997.

15. Франк С.Л. Духовные основы общества. –М., 1991.

16. Фромм Э. Бегство от свободы. –М., 1993.

17. Хейзинга Й. Hom Indeas –М., 1992.

18. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. –М., 1993, Т.2. –М., 1998.

 

Тема 5. Философская антропология.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Социальная философия и другие науки об обществе. Объект, предмет, метод и функции социальной философии.

2. Формирование социально-философской проблематики в эпоху античности.

3. Социально-философское знание в эпоху Средневековья. Средневековый «общественный идеал» (Августин Аврелий, Фома Аквинский).

4. Концепции «естественного права» в античной и средневековой социальной философии (стоики, Цицерон, Фома Аквинский).

5. Кризис рационализма и современные проблемы социальной философии.

6. Понятие общества. Общество как система. Общество как надприродная реальность.

7. Проблема соотношения биологического и социального в человеке. Социальное значение пола. Пол и гендер.

8. Понятие социальной смерти.

9. Нация и этнос. Концепция этногенеза Л. Н. Гумилева.

10. Проблема «национальной идеи».

11. Концепции антропосоциогенеза.

12. Политика и власть. Многообразие подходов к определению власти.

13. Социально-философские аспекты теории демократии.

14. Философские теории гражданского общества.

15. Социальный идеал и идеология.

16. Предмет философии истории.

17. Идея исторического прогресса.

18. Проблема начала и конца исторического процесса. Эсхатология в философии истории.

19. Теории культурно-исторических типов (О. Шпенглер, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев).

20. Новоевропейская цивилизация и судьба России.

Рекомендуемая литература:

1. Блок А. М. Философские проблемы медицины. //Лекции по философии и культурологии. М., 2004.

2. Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

3. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.

4. Канке В.А. Философия: Учебник для вузов.— М., 2006.

5. Крапивенский. С.Э. Социальная философия: учеб. для студ. гуманит.-соц. спец. высших учебных заведений. 4-е изд. - М., 2003.

6. Кохановский В.П. и др. Философия: Конспект лекций В.П.Кохановский и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

7. Михайлов Ф. Т. О медицине. //Лекции по философии и культурологии. М., 2004.

8. Михайлов Ф. Т. Силы души. В поисках causa sui психического. Креативная способность самосознания. //Избранное. М., 2001 С. 183-243.

9. Новая философская энциклопедия в 4-х томах. - М., 2001.

10. Пигров К.С. Социальная философия: Учебник. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.

11. Соколов С.В. Социальная философия: учеб. пособие для вузов. - М., 2003.

12. Социальная философия. Учебник / под ред. И. А. Гобозова. - М., 2003.

13. Философия: Учебник / Под ред. Э. Ф. Караваева, Ю. М. Шилкова. -М.: Юрайт- Издат, 2004.

14. Философия: Учебник. - Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. М.: ИНФРА-М, 2004.

15. Философия: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М., 2003.

16. Философия: Учебник / Под ред. О. А. Митрошенкова.- М.: Гардарики, 2002.

17. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. Сост. А.Р. Абдуллин. – Уфа, 2003. 18. Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Отв. ред. и сост. А.А. Радугин. — Москва: Центр, 2001.

 

Тема 6. Глобальные проблемы современной цивилизации сквозь призму философии.

Вопросы для самоконтроля:

1. Возможно ли сохранить культурную самобытность в пространстве кросскультурной рациональности?

2. Глобальные проблемы современности и основные подходы к их решению.

Рекомендуемая литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.

3. Горохов. В.Г. Философия техники и проблемы социальной оценки техники // Философские науки. – 2006. - № 4.

4. Гранин. Ю.Д. Глобализация и национализм // Философские науки. – 2006. - № 7.

5. Канке В.А. Философия: Учебник для вузов.— М., 2006.

6. Киселев, Г.С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции? // Вопросы философии. – 2007. - № 4.

7. Кохановский В.П. и др. Философия: Конспект лекций В.П.Кохановский и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

8. Новая философская энциклопедия в 4-х томах. - М., 2001.

9. Семенов, В.С. о путях прогрессивного развития российского общества и цивилизации в ХХI веке // Вопросы философии. – 2007. - № 4.

10. Философия: Учебник / Под ред. Э. Ф. Караваева, Ю. М. Шилкова. -М.: Юрайт- Издат, 2004.

11. Философия: Учебник. - Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. М.: ИНФРА-М, 2004.

12. Философия: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М., 2003.

13. Философия: Учебник / Под ред. О. А. Митрошенкова.- М.: Гардарики, 2002.

14. Философия: учебник для вузов / под ред. Л.А. Никитич - М., 2000.

15. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. Сост. А.Р. Абдуллин. – Уфа, 2003.

16. Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Отв. ред. и сост. А.А. Радугин. — Москва: Центр, 2001.


Дополнительная литература для подготовки к практическим занятиям

  1. Абульханова К.А. Деятельность и психология личности.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.
  3. Агапов В.С. «Я» концепция в структуре управленческой деятельности руководителя.
  4. Авдеев В. Психотехнологии решения проблемных ситуаций.
  5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.
  6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.
  7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.
  8. Акмеология: итоги, проблемы перспективы / под ред. А.А. Деркача.
  9. Асеев В.Г. Мотивационная регуляция поведения личности.
  10. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.
  11. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими и выдающимися.
  12. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.
  13. Бодалев А.А. Личность и общение.
  14. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения.
  15. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия.
  16. Брушлинский А.В. О природных предпосылках психического развития человека.
  17. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта.
  18. Борзенков В.Л. Рефлексивно-психологические основы саморазвития и коммуникативной компетентности.
  19. Вахромеев Е.Е. Психологическая концепция развития человека: теория самоактуализации.
  20. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия.
  21. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.
  22. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала.
  23. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся.
  24. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство.
  25. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения.
  26. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.
  27. Маркова А.К. Психология профессионализма.
  28. Маслоу А. Психология бытия.
  29. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.
  30. Мясищев В.Н. Психология отношений.
  31. Носов Н.А. Виртуальный человек.
  32. Огнев А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза.
  33. Полани М. Личностное знание. На пути к постклассической философии.
  34. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.
  35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.
  36. Рубинштейн С.Л. Человек и мир.
  37. Семенов И.Н. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления.
  38. Фейдиман Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост.
  39. Шевандин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.
  40. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...