Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Книгопечатание в период IX – XV вв.

Ручная переписка

Переписыванием книг в средние века занимались монахи. Книги в то время были главным образом религиозного содержания. Пергамент стоил дорого. Монахи экономили его и, не задумываясь, соскабливали ранее написанное на пергаменте, чтобы написать новое. Так иногда погибали ценные труды древних ученых, философов и писателей.

Переписчиков обучали каллиграфии 1 и умению украшать книги маленькими рисунками (миниатюрами), художественно выполненными заглавными буквами и рисованным орнаментом. Создание книги требовало большого труда и искусства. Книги были величайшей редкостью и стоили очень дорого. Их передавали по наследству, закладывали, давали даже в приданое. В университетах дорогие книги научного содержания приковывали цепями, чтобы никто не мог их украсть

Ксилографические книги Дальнего Востока

В странах Дальнего Востока возникла и нашла широкое применение ксилография. Слово «ксилография» произошло от греческого хylon, что означает (срубленное) дерево. Так называют и гравюру на дереве с выпуклыми печатающими участками, и отпечаток с нее. Печать с гравированных деревянных досок широко использовалась и в Китае, и в Корее, и в Японии. Древнейшие ксилографические оттиски, известные нам в настоящее время, были сделаны в Корее. Их находка позволяет утверждать, что там уже в VIII в. ксилографический печатный процесс использовался для размножения текстов и иллюстраций.

Примерно к тому же периоду времени относятся ксилографические книги, обнаруженные в Китае и Японии. Древнейший датированный образец такого книгопечатания – «Алмазная сутра», сборник религиозных трактатов, переведенных с санскрита на китайский язык. Свиток состоит из семи последовательно склеенных бумажных листов. На первом листе – гравированное изображение Будды, на остальных шести – текст. Ширина бумажной полосы чуть больше тридцати сантиметров, длина – более пяти метров. В свитке имеется Дата его изготовления – около 868 г. В настоящее время «Алмазная сутра» хранится в Британском музее.

К концу IX в. в Китае во многих городах работали мастерские-книгопечатни. Наряду с религиозной литературой там печатались книги светского содержания (учебные пособия, словари и т.д.).

При изготовлении печатной формы для ксилографии использовали доски из твердых пород дерева. Текст, который было необходимо напечатать, писали тушью на бумаге, которую затем притирали к поверхности специально подготовленной доски. На доске оттискивалось зеркальное изображение. Затем гравер острым штихелем удалял древесину вокруг штрихов. Так получалась форма высокой печати с рельефным зеркальным изображением знаков. С помощью особой щетки на форму наносили тушь, затем накладывали лист бумаги и, пристукивая его мягкой щеткой, получали оттиск. Оттиски получали только на одной стороне листа, потому что из-за способа создания давления, бумага вдавливались в пробельные участки, и на обороте листа получался значительный рельеф. Сначала такие оттиски скатывали в свитки; потом их стали сгибать пополам и сшивать со стороны среза в книгу в форме кодекса. За один рабочий день таким способом можно было получить до 2000 отпечатков. Сам процесс изготовления печатной формы был достаточно долгим, и имело смысл его использовать только для получения большого количества отпечатков. Существенным недостатком было то, что практически невозможно было исправить на печатной форме ошибки в тексте, или, как мы теперь бы сказали, осуществлять корректуру и правку текста. В случае обнаружения ошибки приходилось заново гравировать всю доску. Конечно, вместе с текстом на досках для ксилографии могли гравироваться и иллюстрации.

 

Первые наборные формы из глиняных литер

Би Шэн был первым, объединившим в единое целое наборный и печатный принципы. Ему, вне всякого сомнения, принадлежит честь создания наборной формы для воспроизведения текстового материала. Глиняный шрифт Би Шэна сколько-нибудь широкого применения не получил. Но сам принцип печатания с наборной формы оказался плодотворным, хотя его использование и сдерживалось иероглифическим характером китайского письма.

В годы правления Цин Ли (1041—1048) некий простолюдин Би Шэн сделал подвижной шрифт по следующему способу: взяв вязкую глину, он вырезал в ней знаки высотой с ободок монеты, причем каждый иероглиф составлял отдельную печать. Для придания литерам крепости он обжигал их на огне. Потом он брал приготовленную заранее железную доску и покрывал её смесью из сосновой смолы, воска и бумажного пепла. Прежде чем печатать, Би Шэн помещал на доску железную рамку для разделения строк. Эта рамка заполнялась поставленными в ряд печатями, составляя сплошную доску для печатания. Затем Би Шэн подносил её к огню и нагревал. Когда паста от тепла размягчалась, он накладывал поверх литер гладкую доску, после чего поверхность их делалась ровной, как точильный камень. Этот способ невыгоден для печатания 2-3 экземпляров, при печатании же нескольких сот или тысяч достигается необыкновенная быстрота. Для каждого знака имелось несколько литер, а для часто употребляющихся знаков — двадцать и более, на случай возможного повторения этих знаков на одной и той же странице. Если встречался редкий знак, не приготовленный заранее, его тут же вырезали и обжигали на огне от соломы, так что он сразу был готов.

Он не пользовался деревом, потому что древесная ткань бывает то грубой, то тонкой, то есть неоднородной, а кроме того, дерево впитывает влагу, вследствие чего составленная из литер форма делается неровной.

 

Изготовление и применение металлических литер

Первоначально из твердого металла изготовлялся штамп, называемый пуансоном, на котором рельефно в зеркальном изображении гравировался буквенный знак. Затем пуансон вдавливался в матрицу – пластинку, сделанную из мягкого металла. Получалось вогнутое прямое изображение знака.

Матрица вставлялась в словолитную форму и заливалась расплавленным металлом. Очевидно, что с помощью одного пуансона можно выдавить большое количество одинаковых матриц, а с одной и той же матрицы — отлить множество одинаковых литер.

Поскольку пуансоном надо было выдавливать углубления в матрице, то естественно, что на пуансоны шла сталь, а на матрицы - мягкая медь. Металлом для отливки самих литер первоначально служило олово, но позже появляются комбинированные составы, например 70% свинца, 25% олова и 5% сурьмы (таков и современный типографский сплав - гарта).

Пуансоны и матрицы, словолитная форма и состав типографского сплава, технология создания которых была известна еще в XV веке, в течение столетий принципиально не менялись. Они были в ходу не менее 400 лет — до тех пор, пока в середине XIX века не были заменены шрифтолитейными машинами.

 

Полиграфическое оформление издания

Развитие печати неразрывно связано с повышением предъявляемых к ней требований. Это касается не только литературного, научного, информационного уровня материалов, но и формы подачи этого материала, его технического и художественного оформления.

Целью выпуска любого издания является удовлетворение потребностей в печатной продукции как средстве информации. Оформление издания заключается в нахождении наиболее удобной формы подачи текстового материала.

При работе над внешним видом издания особое внимание обращают на оформление:

· шрифтовое;

· орнаментально-декоративное;

· предметно-тематическое;

· символическое и эмблематическое;

· сюжетно-тематическое.

Одним из принципов оформления издания является его удобочитаемость, оказывающая влияние на скорость чтения и качество восприятия прочитанного текста. Удобочитаемость зависит от рисунка знаков и букв, гарнитуры шрифта, его кегля и плотности, качества отпечатка, длины строки и т.д. Для этого следует задать следующие параметры:

· формат издания;

· формат полосы набора;

· гарнитуру, кегль и начертание шрифта;

· выключку строк;

· междустрочный интервал.

Согласно замыслу художественного оформления издания необходимо установить, какие виды текстов и текстовых элементов, подлежащих воспроизведению на компьютере, имеются в оригинале. К ним относятся:

· титульные элементы;

· основной текст;

· дополнительные тексты (эпиграфы, внутритекстовые, постраничные и затекстовые примечания, библиографические списки, библиографические справки, списки иллюстраций, оглавления, аннотации, предвыпускные и выпускные данные, знак охраны авторского права, библиотечный и торговый индексы и др.);

· рубрикации;

· колонтитулы;

· колонцифры (номера страниц);

· подрисуночные подписи;

· таблицы и выводы;

· схемы;

· математические и химические формулы;

· инициалы (буквицы).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...