Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логопедические речевые игры Для коррекционной работы с детьми на индивидуальных занятиях.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

ДЛЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

(для детей старшего дошкольного возраста)

 

 

Автор Шигина Г.Ф.

Учитель-логопед

 

 

Январь 2012г.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

(Игровые логопедические технологии в развитии речевой активности дошкольников с ОНР в процессе коррекционно-логопедического воздействия)

Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОНР – высокий уровень их речевой и познавательной активности. Формирование речевых умений возможно только при условии активной, то есть самостоятельной, сознательной речевой практики. Следовательно, задача логопеда проявляется в том, чтобы, только ориентируя, помогая и поддерживая, дать возможность каждому ребенку самовыразиться. Используемые в работе игровые логопедические технологиипо развитию речевой активности детей, учитывают принципы перспективной направленности, комплексного использования предметов среды и потребность в игровой деятельности у детей дошкольного возраста. Что позволяет ребенку моделировать его игровую сопроводительную речь, способствует более точному прочному усвоению детьми на практическом уровне отдельных словообразовательных операций. В памяти ребенка остается не то, что прошел, а то, что придумал сам! Желательно строить обучение так, чтобы дети самостоятельно словесно оформляли тот материал, который надо запомнить. Среди наиболее содержательных приемов и методов, позволяющих успешно достигать положительных результатов, в работе являются:

- игровые и воображаемые занимательные ситуации;

-выстраивание вокруг дидактического материала игрового приключенческого сюжета;

- оценочные действия детей;

- постановка ребенка в ситуацию выбора;

- моделирование проблемных и игровых ситуаций;

- использование логических задач на стимулирование речевой активности;

- чтение текстов от лица героя, по заранее подготовленному сценарию;

- сценки-диалоги с динамичным развитием;

- речедвигательные упражнения на развитие сенсомоторного уровня речи.

 

При комплексном использовании в работе этих приемов и умелом варьировании этими приемами, дети не только получают информацию о предмете, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность, потенциальные возможности детей. Постепенно с развитием у детей потребности в реализации своих речевых умений с помощью активного речевого высказывания логопед разнообразными методами и приемами может формировать у них речевые действия, используя лексико-грамматический материал тем, знакомых детям.

 

Словесно-дидактические развивающие игры можно проводить как на подгрупповых логопедических занятиях, так и в специально организованной коррекционно-развивающей среде.

 

ИГРА «Овечка»

Описание: На запястье руки надеть силуэт овечки, на четыре пальца руки «копыта».

Логопед: Шла овечка через речку

И споткнулась о сучок,

Растеряла все словечки,

Прикусила язычок.

Помогите вы овечке,

Соберите все словечки. (Текст дети разучивают за логопедом)

Логопед: Давайте сейчас мы из слова «овечка»

Достанем побольше «овечьих» словечек

(овечья шуба, овечья шерсть, овечий хвост, овечьи копыта, овечье ухо и т.д.)

 

ИГРА «Колобок»

Описание: (игра с комочком ваты, текст дети разучивают за логопедом)

Логопед: Мы слепили колобка,

Из муки его бока. (Круговые движения ладонями обеих рук).

Мяли, мяли, обжимали,

Шарик круглый создавали. (Имитация лепки колобка).

Посмотрите, колобок,

Вот его румяный бок. («Колобок» на ладонях).

По ладони покатали, (соответствующие тексту движения)

На ладонь другую мы убрали.

Вверх подбросили слегка

И поймали за бока.

Если нравится он вам,

Угощайтесь, я отдам.

ИГРА «Сыр и мыши»

Описание: (на пальчиках у детей шапочки мышек, текст дети разучивают за логопедом)

Логопед: Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли мышки погулять. (На пальцы руки надеть шапочки мышек).

Папа важный и большой (Большой палец)

Всю семью ведет с собой.

Рядом мама с ним идет (Указательный палец)

Дочку за руку ведет. (Средний палец)

Два сыночка – малыша

Идут следом не спеша. (Пальцы безымянный и мизинец)

На полянке, где цветы

Сыр цветной нашли они.

Стали сыр они кусать,

Дырки в сыре называть.

Детям предлагаются большие желтые круги - сыр.

На них размещены силуэты маленьких кружков с картинками, например:

батарея, чай, снежинка, ночь, улыбка, лужа, лампочка и т. д.

Логопед: Если дырка с батареей, значит она какая? (теплая, горячая)

Если дырка со снежинкой, значит она какая? (холодная, резная)

Если дырка с лампочкой, значит она какая? (яркая, светлая) и т.д.

Логопед: Дырки все они назвали,

Ничего не потеряли.

А теперь обратно снова

Повторять вы все готовы? (дети повторяют прилагательные, которые они образовывали по картинкам)

Логопед: Раз, два, три, четыре, пять,

Хватит, мышки, вам гулять.

Возвращайтесь все домой.

Первым идет пусть папа большой. (Большой палец)

Мама, дочка и два сыночка.

Прогулка веселой у мышек была.

Какие запомнили, дети слова? (дети называют слова)

«Овощная грядка» (пальчиковая речевая игра)

Описание: у детей на пальцах правой и левой рук маленькие бумажные шапочки овощей. Дети повторяют за логопедом фразы и выполняют соответствующие движения.

Овощи на грядке делали зарядку.

Тыква улыбнулась.

Репа потянулась.

Горох вприпрыжку побежал,

Лук на месте поскакал.

Огурец присел пять раз.

Кабачок пустился в пляс.

Свекла поклонилась,

Петрушка удивилась.

У капусты и моркови

Вверх полезли обе брови.

Логопед: Что за овощную зарядку делали овощи на грядке?

(овощи росли, каждый овощ растет по-своему)

 

Логопед: А как?

(одни округляются, толстеют;

другие вытягиваются в длину;

третьи ветвятся, кустятся, наливаются соком, желтеют, зеленеют, краснеют, буреют…)

 

Логопед: Грядку овощную с вами мы прошли, а с капустой грядка у нас – вон впереди.

 

Стихотворение «Заяц и капуста»

(Стихотворение читается в диалоге)

Заяц: - «Эй, капуста, как дела?» –

Заяц спрашивал с утра.

Капуста: - «Не готова я хрустеть,

Хочу немного потолстеть».

Заяц подождал два дня

И опять пришел с утра.

Заяц: - «Ну, теперь уже пора?»

А капусты нет, друзья.

Кочерыжка лишь одна.

(В щах капуста хороша)

 

Вопросы:

- Кто оказался мудрее, друзья?

- Чем капуста хороша?

- От чего капуста не готова была хрустеть?

(хотела потолстеть)

- Это как?

(налиться соком, вырасти, округлиться, завиться в кочан)

- Почему заяц нашел только одну кочерыжку?

(капусту срубили люди)

- Для чего?

(она поспела, налилась соком, лопнула;

из капусты варят: суп, борщ, готовят солянку, салат;

капуста очень полезная, вкусная, в ней много витаминов)

 

Логопед: Капусту любят все на свете:

Зайцы, взрослые и дети!

А вот, что любят щенки?

Сначала подумай, потом расскажи.

 

Стихотворение «Щенок и каша»

Описание: (Ребенок должен прочитать стихотворение так, как это требуется по тексту: эмоционально, выразительно, голосом передавая настроение щенка)

Однажды сказал я щенку своему:

«Я гречневой кашей тебя угощу».

В плошку каши положил,

Позавтракать ею щенку предложил.

 

Посидел щенок скуля,

Возле плошки полчаса.

Гречку есть щенок не стал.

Недовольно так сказал:

- О, гречка…

 

 

Полчаса ещё прошло,

Чувство голода пришло.

Поглядев на гречку вновь,

Щенок приподнял даже бровь.

- О, гречка. Это хорошо.

Но мне бы косточку ещё.

 

 

Погуляв ещё часок,

К плошке сел опять щенок.

Взвизгнув, радостно сказал:

- О, гречка! Как я о тебе мечтал.

 

 

Вопросы: - Как и каким голосом, щенок говорил

о гречневой каше: в начале, позднее, в конце?

- Почему щенок не сразу стал, её есть? Чего он ждал?

- Расскажите о любимой еде щенка.

 

Пальчиковая игра «Пять веселых поварят»

(На пальцах у детей поварские шапочки)

Логопед: Пять братишек поварят

У плиты стоят, ворчат:

«Дел у нас невпроворот,

Целый день столько хлопот».

 

1повар-пальчик:

«Чтоб детишек накормить,

Надо кашу мне сварить».

(рассказ ребенка о том какую кашу он будет варить, например: каша из пшена – пшенная, из гречки – гречневая и т.д.; а еще каша сладкая, вкусная, рассыпчатая и т.д.)

2повар-пальчик:

«А мне салат из овощей

Надо сделать поскорей».

(проводиться аналогичная работа)

3повар-пальчик:

«На обед сварю я щи,

Пусть хлебают малыши».

(рассказ ребенка о том, из каких продуктов он будет варить щи)

4повар-пальчик:

«Плов готов уже давно,

Скушай, деточка, его».

(проводиться аналогичная работа)

1повар-пальчик:

«Ну, а я сварю компот,

Ребятня его пусть пьёт».

(рассказ ребенка о том, какой компот он будет варить, например: компот из яблок – яблочный, из слив – сливовый, и т.д.;

а еще сладкий, вкусный, полезный и т.д.)

ИГРА «Кот и птички»

Описание: У детей на пальчиках шапочки кота и птичек (если проводится пальчиковая игра)

Логопед: Раз, два, три, четыре, пять,

Птички вышли погулять. (Дети-птички имитируют движения птиц)

Только хитрый рыжий кот

Погулять нам не дает.

Рыжий кот крадется к нам,

Птички, птички по домам. (Дети убегают от кота).

Логопед: Птичкам досталось все же, друзья,

Перья и пух на лапах кота.

(Логопед показывает картинки детям)

- Чье это перо? (птичье перо).

- Чей это пух? (птичий пух) и т.д.

Логопед и дети (вместе): С теми, кто рядом

Нельзя враждовать.

Жить надо дружно,

Друг друга любить.

Котик, мы просим тебя не шалить,

К маленьким птичкам любезнее быть.

 

ИГРА «Наши ручки»

Логопед: Наши ручки натрудились,

Наши ручки утомились.

Надо ручкам отдохнуть, (руки на коленях)

Полежать, потом уснуть. (Руки под щекой).

После отдыха опять

Можно с ними поиграть.

Вот мы бодренько встряхнулись, (трясем кистями рук).

Пальцы наши потянулись. (Пальцы растопырить).

Позевнули (щепотки сжать и разжать)

И бегом (быстрое перебирание пальцами рук)

Мы к бассейну прямиком. («Сухой бассейн» с шариками).

Глубоко на дно нырнули

И под камень заглянули.

Вот по камешкам идем,

То, что ищем мы, найдем (ищут спрятанный предмет между шариками)

 

«Дождик» (пальчиковая речевая игра)

Описание: у детей на пальцах правой руки маленькие бумажные шапочки капелек. Дети повторяют за логопедом фразы и выполняют соответствующие движения.

Логопед: Дождик капает с утра (пальцы барабанят по столу)

Нам гулять идти нельзя.

Будем с дождиком играть.

Будем капельки считать.

Капля первая большая (большой палец)

На нос села мне, играя.

А вторая как слеза (указательный палец скользит по щеке)

По щеке моей сползла.

Третья капелька – на лбу

Мне сказала: «Отдохну» (средний палец)

И четвертой место есть,

На плечо можно присесть (безымянный палец)

А для пятой капли я

Две ладошки припасла (обе ладошки вместе)

Пока с каплями играли,

Тучки в небе убежали.

Солнце светит нам опять,

Значит можно погулять (пальцы барабанят по столу)

Игра «Звуки гласные поют»

Цель: Автоматизация гласных звуковв чистоговорках.

Логопед:

Дружно звуки сели в ряд

И запели звуки в лад:

1.А-А-А - поет в море а кула. (Дети рисуют схематично акулу)

2.У-У-У - доносится из ст у ла. (Рисуют стул)

3.О-О-О - живет на г о л о ве. (Рисуется голова или волосы)

4. И-И-И - смеется на л и це. (Рисуется лицо)

5.Ы-Ы-Ы-д ы м клубится из труб ы. (Рисуется дым)

6.Э-Э-Э - живет на э таже. (Рисуется соответствующий рисунок)

 

ИГРА «Сварим кашу»

Описание: У детей пунктиром на листах нарисована кастрюля, огонь, крупа, ложка.

Логопед:

Нальем в кастрюлю молока (Дети дорисовывают кастрюлю, проговаривая за логопедом)

Вскипятим его пока. ( Дети прорисовывают огонь)

Туда насыплем мы крупы. (Дети рисуют крупу)

Посыплем соль в кастрюлю мы. (Имитация действий)

Соль с ладошки мы сдуваем, (Действия детей)

Всех есть кашу, приглашаем. (Действия детей)

 

 

«Осень» (пальчиковая речевая игра с прищепками)

Описание: Поочередное «Покусывание» прищепками кончиков пальцев

Осень пришла (Большой палец левой руки)

На дворе листопад. (Указательный палец левой руки)

Листья с березки, (Средний палец левой руки)

С осинки летят. (Безымянный палец левой руки)

Листья резные с клена упали. (Мизинец левой руки)

 

Сбросил дубочек дубовый листочек. (Мизинец правой руки)

Ну, а вот те, что дрожат на ветру, (Безымянный палец правой руки)

Я их, ребята, с осинки сорву. (Средний палец правой руки)

Всюду, всюду листопад. (Указательный палец правой руки)

Листья на землю летят. (Большой палец правой руки)

 

«Лягушонок под зонтиком» (речевая игра)

Описание: (Перед детьми выставляется картинка лягушонка под листиком-зонтиком, предлагаются листья различных деревьев)

Листочек с березки

Тихонько упал.

Его лягушонок-малютка поднял.

Он листик, как зонтик

Поднял над собой,

Ответьте скорее: был зонтик, какой? (березовый)

Аналогично: осиновый, кленовый, рябиновый и т.д.

Эта игра может быть продолжением предыдущей или самостоятельной игрой

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СКАЗКА «КТО САМЫЙ, САМЫЙ …»

Жили в доме у меня ровно тридцать три кота.

Двадцать семь ушли гулять,

Шесть обеда стали ждать.

Не дождавшись щей, они

Спор серьёзный завели:

Кто из них из котов,

Самый, самый до усов…

Я самый, самый рыжий, - сказал кот Рыжик.

Я самый, самый жирный, - сказал кот Жарун.

Я самый, самый голодный, - сказал кот Лизун.

Я самый, самый умный, - сказал кот Умник.

 

Я самый, самый знаменитый, - сказал кот Беляк.

 

Я самый, самый… ничего не смог сказать грустный кот Тишка, который тихо сидел на подоконнике.

 

 

Ты самый скромный, - помог ему кот Умник, а значит ты и самый, самый…

Все коты согласились и прекратили спорить.

 

 

Примечание:

1. Тексты всех речевых игр являются авторскими.

2. Фотографии из личного фотоальбома Шигиной Г.Ф.

3. При создании авторской разработки были использованы картинки из интернета:

http://powerclip.ru/modules/newbb/viewtopic. php?post_id=98275

https://petsparadise.ru/zoohome/zo ohome/3678

http://kam-rad.pl/sleeping-cat-clip- http://spasateli.ucoz.ru/forum/36-6- http://spasateli.ucoz.ru/forum/36-6-

http://cotiki.ucoz.ru/photo/smeshnye_kotiki/smeshnye_koshki/53-0-3559

http://www.fotokoshki.ru/8/Gallery10.html

http://www.clipartov.net/show-103-153.html

http://www.chookaboot.ru/shop/UID_44.html

http://forum.materinstvo.ru/index.php?showtopic=1560399&st=450

http://www.abc-color.com/color/leaves/001/oak-leaves/oak-leaves-picture-color-ru.shtml

http://perun.hut.ru/magia/tree.php

http://sites.google.com/site/moiknigiilekcii/raznoe-iz-interneta/kartinkihttp://lori.ru/2279492

 

 

 
       

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...