Основные категории и понятия социальной педагогики
Рассмотрим более основательно существо терминов и понятий социальной педагогики. Прежде всего, надо определить, что такое социальная среда. Это, во-первых, широкая социальная действительность, общество, государство и, во-вторых, среда, которая непосредственно окружает личность, влияет на ее формирование. Социальное воспитание – понятие многомерное. Это забота общества о поколении будущего, это поддержка человека обществом, коллективом, другим человеком. Это помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятых правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений. Понятие «социальное воспитание» означает процесс помогающий человеку совершенствовать себя, достигнуть успеха в определенной жизненной ситуации, ориентироваться в общественных отношениях Процесс социального воспитания происходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. Основными очагами социального воспитания ребенка (подростка) являются семья, школа, среда «улица». Распространенной формой социального воспитания взрослых являются семейные клубы. Чаще их организовывают энтузиасты, увлеченные одним делом, спортом, искусством, идеей закаливания и т. д. Термин «социальная работа» означает профессиональную деятельность по оказанию помощи человеку, группе, с тем, чтобы улучшить их социальное положение. «Социально-педагогическая деятельность» – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. Теорию этого процесса и представляет социальная педагогика – «наука о воспитательном влиянии социальной среды».
Социальная педагогика учитывает особенности семейного воспитания, национальные особенности религиозного и общественного воспитания, поэтому социальному работнику надо основательно знать историю отечественного социального воспитания. Так как в основе социальной педагогики стоит воспитание личности (в обществе и для общества) следует помнить, что задача социального воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время. Социальная педагогика рассматривает воспитание и образование в государственных, муниципальных и частных учреждениях. Эта система социального воспитания, существующая в современных условиях, затрагивает вопросы теории и методики социальной защиты детей, вопросы теории и методики социальной деятельности различных учебных и воспитательных учреждений, педагогических коллективов с семьей и детьми. Социальная педагогика – не новый раздел в педагогики, а сложившаяся система семейного, сословного, народного и христианского воспитания, поэтому прежде чем рассмотреть практику современного социального воспитания, следует обратиться к истории семейного воспитания, к отечественным историческим и литературным памятникам воспитания в семье, заботы государства о детях-сиротах и вдовах, к памятникам народной педагогики, воспитании христианина, к истории общественного воспитания, благотворительности. Какие процессы воспитания, организации ребенка (подростка) в обществе охватывает социальная педагогика? Каковы ее социальные функции и задачи? 1. Первостепенной задачей является изучение ребенка (подростка), его состояние в стадии конфликта. 2. Оказание помощи ребенку (подростку) попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.
3. Анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него. 4. Социальная педагогика призвана анализировать, изучать и распространять, пропагандировать позитивный опыт. 5. Она должна направлять деятельность ребенка (подростка) на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки. 6. Социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка (подростка), имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав. 7. Одна из функций социальной педагогики сводится к организации, исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных педагогов, коллективов, различных педагогических центров. Более сжато функции социальной педагогики можно сформулировать следующим образом, включив те, что перечислены выше. Это: воспитательная, социально-правовая и социально-реабилитационная. В сфере практической работы социальный педагог может и должен решать триединую задачу. Во-первых, совместно с другими специалистами организации (учреждения), в котором он работает, социальный педагог обеспечивает социальное развитие человека (ребенка, подростка, молодого человека). Его влияние распространяется и на взрослого, и на престарелого человека: так, например, социально-педагогическая работа с со «стариками» направлена на сохранение, поддержание или восстановление их социального статуса в обществе. Во-вторых, социальный педагог призван работать с самим социумом, в который включен каждый человек и его семья. Отсутствие такого специалиста - «педагога социума» - всегда ведет к тому, что этот социум становится агрессивным по отношению к каждому человеку. И, наконец, в-третьих, социальный педагог призван стать помощником для любого человека (взрослого или ребенка, здорового или имеющего ограниченные функциональные возможности) в процессе вхождения этого человека в социум, в процессе его социальной жизнедеятельности. Этот вид деятельности социального педагога может быть обозначен как «социально-педагогическое сопровождение» человека в социальной среде, как социально-педагогическая помощь в реализации индивидуальной социальной траектории жизнедеятельности каждого человека. Социально-педагогическое сопровождение ориентировано на достижение целей гармонизации его взаимодействия с окружающей социальной средой, конкретным видом социума; именно в этом взаимодействии и осуществляется социальное развитие, социализация, социальное становление человека.
Воспитательная функция предполагает включение ребенка (подростка) в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в процессе обучения и воспитания. Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую защиту. Социально-реабилитационная функция – это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, Физически или психически неполноценными, где основные социальные функции выполняет педагог. Прикладные задачи социальной педагогики кратко можно сформулировать так: - воспитать делать добро; - научить организовывать свою жизнь; - развивать познавательные интересы; - помочь организовать свою индивидуальность, свои задатки и способности. Список литературы 1. Горячев М.Д. Социальная педагогика. – М., 1999. 2. Гурова В.Г. Социальная педагогика / Педагогическая энциклопедия. Т. 4. – М., 1968. 3. Колобов О.А. Социальная работа как профессия. - Н. Новгород, 1996. 4. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997. 5. Мудрик А.В. Социализация / Магистр. – 1993. 6. Семенов В.Д. О проблемах социальной педагогики / Магистр. – 1991.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|