О творчестве Адама Мицкевича
О творчестве Адама Мицкевича Мицкевич – величайший поэт Польши. Его роль для польской литературы можно сравнить с ролью Пушкина для русской литературы, Шевченко – для украинской. Мицкевич был родоначальником новой польской литературы и нового польского языка. «Когда у поляков явился Мицкевич, они перестали нуждаться в снисходительных отзывах каких-нибудь французских или немецких критиков, не признавать польскую литературу означало бы только обнаруживать свою собственную дикость», - писал Н. Г. Чернышевский. Однако значение Мицкевича не исчерпывается его литературной деятельностью. Мицкевич был передовым политическим деятелем своего времени. Он стоял в центре польского революционного движения. Первостепенное значение Польши в развитии передовых революционных идей века определило и мировое значение Мицкевича, который еще при жизни был для всего мира символом своего народа и его борьбы за свободу. «Это был пластический образ судеб Польши,» - писал о Мицкевиче А. И. Герцен. Имя Мицкевича прочно вошло в сокровищницу мировой литературы и прогрессивной мысли. А. Мицкевич родился 24 декабря 1798 г. на хуторе Заосье, близ города Новогрудка. Раньше белорусские земли принадлежали Литве, поэтому Мицкевич и называет своей родиной Литву. В конце XIV века Литва и Польша слились в единое государство. В тех кругах общества, к которым принадлежала семья поэта, господствовали польская культура, польский язык. Этим объясняется то, что в творчестве Мицкевича польский патриотизм сочетается с горячей любовью к Литве, ее природе и обычаям. Отец поэта, Николай Мицкевич, принадлежал к мелкопоместной шляхте. Он занимал должность адвоката при городском суде в Новогрудке.
В доме Мицкевичей были живы свободолюбивые традиции польских патриотов. Николай Мицкевич сам принимал участие в народно-освободительном восстании 1794 года под руководством Тадеуша Костюшко и старался привить чувство патриотизма и свободолюбия своим детям. Много интересных легенд и поверий слышал юный Адам и от Блажея, значение которого для поэта можно сравнить со значением Арины Радионовны для Пушкина. Развитию поэтического воображения Мицкевича способствовала и живописная природа окрестностей Новогрудка. В 1807 году Адам Мицкевич поступил в школу при доминиканском костеле в Новогрудке. В то время школы обычно организовывались при католических церквах. Уже в школьные годы Мицкевич проявлял живой интерес к родной поэзии. К этому времени относятся и его первые поэтические опыты. Позднее, в поэме «Конрад Валленрод», Мицкевич описал эту страшную картину, рассказывая о бегстве крестоносцев. Окончив школу в 1815 году Мицкевич переезжает в Вильно и поступает в Виленский университет, на физико-математический факультет, а в 1816 году он переходит на историко-филологический факультет. Виленский университет в те годы был центром культурной жизни, центром передовой общественной мысли. Среди профессоров университета были крупные ученые и видные общественные деятели. Здесь читал лекции Иоахим Лелевель – родоначальник польской историографии, братья Снядецкие и др. Иоахим Лелевель, учитель Мицкевича в годы студенчества, позднее стал его близким другом. На протяжении всей своей жизни стоял в центре польского революционного движения. Под влиянием Лелевеля в Виленском университете возникли тайные патриотические студенческие организации: «Общество филоматов» и «Общество филаретов» на первый план выдвигались политические цели: будить в народе патриотические стремления, бороться за освобождение родины. Мицкевич был самым активным членом обществ и их идейным вдохновителем.
В 1818 году Мицкевич окончил университет и был направлен в Ковно на должность учителя уездной школы. В Ковно Мицкевич увидел необыкновенную бедность и нищету народа, угнетаемого царскими властями и царской полицией. Это способствовало формированию революционных взглядов поэт, пониманию необходимости решительной борьбы за освобождение народа. Эволюция в мировоззрении молодого Мицкевича определила во многом и развитие его творчества. В своих ранних произведениях (до 1820 года) Мицкевич продолжал традиции гражданского классицизма, которые характеризовал литературу XVIII века просвещения. Мицкевич пишет в это время антиклерикальную повесть «Анеля» в духе Вольтера, поэму «Картофель» и трагедию «Демосфен». Уже в этих произведениях Мицкевича звучат патриотический пафос, вера в прогресс, мечта «о временах грядущих», когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся». Наиболее значительными произведениями этого периода были «Песнь Адама» - первый гимн филаматов, «Песня филаретов» и знаменитая «Ода к молодости». В «Оде к молодости» Мицкевич воспел порыв молодого энтузиазма, который сокрушает устои старого мира. Союз польской молодежи поставил эпиграфом к своему уставу, принятому в этом году, слова из «Оды к молодости»: Друзья младые! Вставайте разом! Счастье всех – наша цель и дело. Мицкевич понимал, что для выражения новых идей, для того, прогрессивные мысли стали достоянием народа, необходимы новые литературные формы. Молодой поэт обращается к народному творчеству, видя в нем животворный источник поэзии. Так появляются первые баллады Мицкевича, которые знаменуют начало польского романтизма. Мицкевич в своих балладах использует сюжеты народной поэзии, фантастику сказок и преданий. Но поэта привлекли в народном творчестве не только фантастика и яркие образы. В народе Мицкевич видел носителя гуманных чувств, правдивых суждений, высокого патриотического духа. В своих балладах он стремился воплотить народные понятия о справедливости, нравственном долге, патриотизме. В 1822 году был издан первый том произведений поэта, в который вошли его баллады и романсы.
Идеи и темы, намеченные в балладах, Мицкевич развил в дальнейшем в своих крупных произведениях этого периода: в поэмах «Гражиня» и «Дзяды» (2 и 4 части), вошедших во второй том его произведений. Патриотический сюжет баллады «Свитезь» - о подвиге народа, погибшего, но не покорившегося врагу, - перекликается с сюжетом поэмы «Гражина», к которой описана героическая борьба литовского народа против крестоносцев. В основу сюжета поэмы «Гражина» положен реальный эпизод из истории Литвы начала XV века. (Князь Новогрудка Литавор замыслил изменить литовскому князю Витольду из-за того, что тот на хотел выдавать город Лиду, приданое его жены Гражины. Она надевает доспехи Литавора и вступает в сражение против тевтонских рыцарей. Погибает. Литавр мстит за нее, убивает командора и искупает свою вину, восходя на костер вместе со своей женой.) Исторический сюжет под пером Мицкевича приобрел романтическую окраску. Он ярко, со страстью воспел подвиг отважной народной героини. Во второй том поэзии Мицкевича были включены 2 и 4 части драматической поэмы «Дзяды» Первая часть поэмы осталась не завершенной, третья часть появились через десять лет и носила самостоятельный характер. В предисловии ко второй части Мицкевич объясняет название поэмы: «Дзяды – это название торжественного образа, доныне справляемого простым народом во многих местностях Литвы, Пруссии, Курляндии в память «Дзядов», то есть умерших предков». Мицкевича привлекла в этом старинном образе не только романтическая таинственность, особое значение приговора над земными делами людей. В первых частях «Дзядов» уже намечается социальная схема, которая в дальнейшем займет главное положение в творчестве Мицкевича. В 1822 году царское правительство начинает преследование тайных организаций в Польше и Литве. В Варшаве было раскрыто «Патриотическое общество», установлена слежка за студенческими организациями. В 1823 году в Вильно приезжает тайный советник Новосильцев, который с особым рвением берется за порученное ему дело – раскрытие патриотических организаций. Новосильцеву удалось обнаружить организации филаретов и филоматов, и 23 октября Мицкевич в числе других участников был арестован и заключен в Базилианский монастырь, превращенный в тюрьму.
Следствие по делу филаретов было закончено весной 1824 года 21 апреля. Мицкевич был выпущен из тюрьмы на поруки Левеля и остался в Вильно, Ожидая решения по своему делу. 22 октября Мицкевичу было передано распоряжение, не позднее чем через два дня выехать в Петербург. Приезд в Россию знаменовал для Мицкевича начало нового периода в его жизни творчестве. Позднее, в третьей части «Дзядов» Мицкевич описал свое настроение по дороге в Россию. Однако, сверх его ожиданий, пребывание в России оказалось очень благоприятным для формирования его мировоззрения и развития его творчества. В Петербурге Мицкевича встречали восторженно. Он скоро сближается с декабристами К. Рылеевым и А. Бестужевым, которые становятся его друзьями. Рылеев, Бестужев, их друг Туманский были знакомы с творчеством Мицкевича еще до приезда польского поэта в Россию. Рылеев написал стихотворение «Воспоминание» по мотивам одноименного сонета Мицкевича, а Туманский перевел этот сонет. Но их сближали не только творческие интересы, а прежде всего общие идеи и цели революционной борьбы. Мицкевич пробыл в Петербурге около трех месяцев, а затем был направлен в Одессу, чтобы занять должность преподавателя в лицее Римелье. Свободных мест не оказалось. Из Петербурга пришло предписание не оставлять неблагонадежного поэта в Одессе, а отправить его во внутренние губернии России. Пока шла переписка насчет дальнейшего местопребывания Мицкевича, он посетил Крым, который произвел очень сильное впечатление на поэта и вдохновил его на создание прекрасного цикла «Крымских сонетов». Когда Мицкевич вернулся из Крыма, он узнал о своем назначении в канцелярию московского генерал-губернатора. В конце 1825 года Мицкевич приехал в Москву. Огромное влияние на Мицкевича оказал исход восстания декабристов. Он тяжело переживал жестокую расправу Николая I с героическими революционерами. Один из биографов поэта писал: “Нельзя предугадать, взялся бы Мицкевич за оружие если, если бы оказался в Петербурге во время восстания 14 декабря 1825 года. Но несомненно, что он бы разделил их судьбу …”. Первое время Мицкевич жил в Москве уединенно, общаясь лишь со своими виленскими друзьями филоматами. Весной 1826 года Мичкевич познакомился с Московским литератором Николаем Полевым, который ввел его в литературное общество Москвы. Мичкевич сблизился с виднейшими представителями русской литературы – Баратынским, Веневитиновым, Вяземским, Соболевским и другими. В октябре 1826 года состоялось знакомство Мицкевича с Пушкиным, которое потом переросло в искреннюю дружбу.
12 октября 1826 года Мицкевич присутствовал при чтении Пушкиным «Бориса Годунова» у поэта Д. Веневитинова. С этого времени и вплоть до своего отъезда Мицкевич находился в центе культурной жизни России. Живя в Москве, временами приезжал в Петербург, Мицкевич был литературных вечеров, встреч, где он, обладавшей непревзойденным талантом импровизатора, часто выступал. Сохранилось много воспоминаний об этих импровизациях поэта. В Петербурге Мицкевич познакомился с Жуковским, Грибоедовым, Крыловым, Дельвингом, много времени проводил в беседах с Пушкиным. Мицкевич намеривался издавать в России польский журнал «Ирида», который бы способствовал расширению польско-русских культурных связей. Однако ему, как лицу «подозрительному», это издание было запрещено. Трудно переоценить значение русского периода жизни для развития творчества Мицкевича. Ярый враг самодержавия, он обрел свой гражданский язык в общении с русскими революционерами. В России Мицкевич сформировался как поэт дружбы славянских народов. Здесь он стал глубже смотреть на вопрос о национальной независимости Польши, Поняв его тесную связь с международной политикой. В эти годы он становится глашатаем политической свободы. Одновременно происходил и рост художественного мастерства Мицкевича, что было связано с общением с русскими литературными деятелями, и прежде всего с Пушкиным. Общий уровень русской культуры был значительно выше польской. «Мы отстали в литературе на целое столетие», - писал Мицкевич своему другу Одынину. Во время своего пребывания в России Мицкевич создал целый ряд прекрасных лирических стихотворений. В 1826 году отдельным изданием вышли его «Сонеты». Он перевел на польский язык две арабские баллады, написал стихотворение «Фарис», баллады «Воевода» и «Три Будрыса». В его балладах, написанных в России, нет чрезмерной фантастики и дидактики, они ближе к балладам Пушкина, не случайно именно «Воеводу» и «Будрыса» выбрал для перевода Пушкин. Вершиной творчества Мицкевича этого периода явилась поэма «Конрад Валленрод», напечатанная в 1828 году. Это патриотическая поэма. Сюжет ее взят из истории XIVвека. Поэма Мицкевича имела огромное значение. Она призывала к борьбе за свободу родины, во имя которой не страшны никакие жертвы. Именно так воспринимали ее польские патриоты в дни восстания 1830 года: она была для них боевым призывом к действию. Высокую оценку получила поэма Мицкевича в среде русских литераторов. Ксенофонт Полевой писал: «Многочисленный круг русских почитателей поэта знал эту поэму, не зная польского языка, то есть знал ее содержание, изучал подробности и красоты ее. Это едва ли не единственный в своем роде пример. В 1828 году в Петербурге вышли два тома сочинений Мицкевича. После отъезда из России (15 мая 1829 года) Мицкевич посетил Берлин, Прагу, Карлсбад, Дрезден. Вместе со своим другом Э.Одынцом он присутствовал на юбилейных торжествах в честь восьмидесятилетия со дня рождения Гетте в Веймаре. Мицкевич переезжает в Дрезден. Здесь он пишет патриотический - повстанческие стихотворения «Редут Ордона», «Смерть командира», и как боевой отклик на минувшие события была создана третья часть Дзядов. В третьей части «Дзядов» Мицкевич создает поражающие силой обличения, сарказма и гнева образы душителей и палачей народа, жалких слуг царизма. Таковы сенатор Новосильцев, прокурор Байков и их сообщники. Знаменательно, что среди действующих лиц поэмы Мицкевич выводит образ декабриста Бестужева, тем самым подчеркивая связь польской национольно-освободительной борьбы с русским революционным движением. К третьей части Мицкевич присовокупил так называемый «Отрывок», состоящий из нескольких стихотворений: «Дорога в Россию», «Русским друзьям» и др. «Отрывок» был связан с поэмой своей антицаристской направленностью и единством революционных идеалов. В июне 1832 года Мицкевич покинул Дрезден и переехал в Париж, где в это время находилось большинство польских эмигрантов. Мицкевич примкнул к демократическому лагерю польской эмиграции, во главе которой стояли известные политические деятели Иоахим Лелевель, Станислав Ворцель. Мицкевич принимает деятельное участие политической жизни эмиграции. Он редактирует газету «Польский пилигрим» и помещает в ней целый ряд своих статей, в которых призывает соотечественников к совместной со всеми восставшими народами Европы борьбе против европейской реакции и ее оплота – царского самодержавия. В Париже Мицкевич создает свое крупнейшее произведение – замечательную реалистическую поэму «Пан Тадеуш». Мицкевич вначале, замышляя «Пана Тадеуша», думал о произведении, гораздо меньше по размеру и по охвату жизненных событий, наподобие «Германа и Доротеи» Гетте. Одноко, приступив к осуществлению своего замысла, он вместо задуманных пяти песен написал большую поэму в двенадцать песен. Поэма разрослась и приняла характер национальной эпопеи. В основу поэмы положено несколько сюжетных линий: борьба двух шляхетских родов за наследственный замок, завершающаяся вооруженным наездом; борьба Польши за национальную независимость, история Яцека Соплицы, судьбы Тадеуша и Зоси и др. Поэму справедливо называют «Энциклопедией польской жизни». Перед читателем предстает польская жизнь во всем ее многообразии: ее природа, картины быта, битвы, незабываемые типы уже уходящей Польши и молодое поколение. Поэма пронизана глубоко патриотической идеей: необходимостью национального единства перед постигшим страну бедствием- потерей национальной независимости. Художественная сила поэмы бесконечно велика. «Пан Тадеуш» по праву принадлежит к лучшим произведениям мировой литературы. После написания «Пана Тадеуша» поэтическая деятельность Мицкевича (если не считать нескольких небольших стихотворений) совершенно прекращается. Но он продолжает служить делу освобождения Польши и боевого единства народов как публицист, общественный деятель. В эти годы Мицкевич работал над «Историей Польши» и Историей будущего», написал две драмы на французском языке. Большой интерес для характеристики воззрений Мицкевича представляет написанный им в 1837 году некролог на смерть Пушкина. Некролог - яркое свидетельство любви польского поэта к великому Пушкину. В 1839 году Мицкевич переехал в Швейцарию, где читал курс римской литературы в Лозаннском университете. В 1840 в Париже в Коллеж де Франц открылась кафедра славянских литератур. Мицкевич принял предложение занять эту кафедру: он видел в этом возможность патриотического служения родине. Большое место уделил Мицкевич истории русской литературы. Он останавливается на разборе бессмертной поэмы «Слово о полку Игореве», на древних хрониках, былинах, на творчестве Ломоносова, Кантемира, Тредиаковского, Державина, Карамзина, Пушкина. С первых дней революции 1848 года, которая вспыхнула первоначально в Италии, Мицкевич понял, что это революционное движение международного значения, и принял в нем самое активное участие. 7 февраля 1848 года Мицкевич выехал в Италию для организации польского легиона, который явился бы зародышем общеславянской армии для борьбы с силами реакции. «Польский легион опубликовал свой символ веры, это – армия республиканская и социалистическая», - так определил дух легиона. Мицкевич в письме к итальянскому революционеру Джузеппе Мадзини. Революционная программа Мицкевича 1848 года представляет собой одно из величайших достижений польской революционно-демократической мысли того периода. Когда легион был организован, Мицкевич передал командование им заслуживающим доверия офицерам, а сам вернулся в Париж, где осуществил издание газеты «Трибуна народов». «Трибуна народов» явилась боевым органом передовой международной общественности. Газета выходила на французском языке. В ней широко освещались важнейшие вопросы современности. Революционный характер газеты вызвал репрессии со стороны французского правительства. Мицкевичу под страхом изгнания из Франции было запрещено сотрудничать в газете, и он был вынужден переслать в редакцию свои статьи, переписанные чужой рукой. Но преследование продолжались, и 10 ноября 1849 года издание должно было прекратиться. Последним актом в политической деятельности Мицкевича была поездка в 1855 году, во время русско-турецкой войны, в Константинополь. Мицкевич намеривался организовать польский легион для борьбы с царизмом. Он рассчитывал, что это легион впоследствии объединится с восставшими против самодержавия русскими и украинскими отрядами. В Константинополе Мицкевич заболел и умер 26 ноября 1855 года. Мицкевич – национальная гордость польского народа и гордость всего передового человечества. М. Горький ярко охарактеризовал значение творчества Мицкевича: «…Шевченко, Пушкин, Мицкевич – люди, воплощающие дух народа с наибольшей красотой, силой и полностью». Творчество Мицкевича, одухотворенное великими патриотическими и гуманными идеями, в наше дни стало достоянием широких народных масс. Адам Мицкевич еще при жизни приобрел мировую славу, однако, можно с уверенностью сказать, что подлинное всенародное и всемирное признание он обрел только после победы польского рабочего класса и утверждение народно-демократической власти в Польше.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|