Упражнения, направленные на развитие кинетических процессов, мелкой моторики.
Приемы работы над усвоением и различением букв Особенностью предлагаемых ниже упражнений на данном этапе является то, что практически все они проводятся устно, без записи ребенком проблемных букв, что не случайно. Во-первых, переход к письму возможен лишь после четкого уяснения ребенком различий между смешиваемыми им буквами. Поэтому прежде, чем писать, нужно точно знать, как именно пишется каждая из букв. А во-вторых, применение устных упражнений, в частности для детей со зрительной патологией, позволяет ограничить нагрузку на зрительный анализатор. Упражнения, способствующие развитию пространственной ориентировки и представлений «Найди различия». При дифференциации оптически сходных букв сравнить их по ширине, длине, высоте, например: - какая буква шире: т или п; - какая буква длиннее: и или у; - какая буква выше: б или д и т.д. «Куда смотрит буква?». Предложить ребенку назвать, показать (написать) буквы, которые смотрят прямо; смотрят влево; смотрят вправо. «Указания». Ребенку предлагается сесть напротив взрослого так, чтобы не видеть, что он пишет. Взрослый пишет конкретную букву и дает словесные указания ребенку, как ее воспроизвести, используя слова типа влево, вправо, закругление, прямо, вверх, вниз и т.п. Затем рисунки сравниваются. Потом взрослый и ребенок меняются местами. Упражнение хорошо выполнять и в парах. «Найди букву». Ребенка предлагается закреплять умения ориентироваться на листе бумаги, используя для этого изображение алфавита. Данное упражнение способствует освоению понятий «строка», «столбец», закреплению пространственной лексики и т.д. перечислить буквы слева направо (справа налево) в названной по счету строке;
перечислить буквы сверху вниз (снизу вверх) в названном по счету столбце; назови букву, стоящую правее…, левее…, справа от…и слева от…; назови букву, стоящую выше…, ниже…, над…и под…, между и т.д. покажи букву, самую правую (левую) в строке; самую верхнюю (нижнюю) в столбце; сколько букв находится выше (ниже), правее (левее) указанной буквы и т.д. «Муха». Ребенок перемещается в указанном направлении взрослого (вправо, влево, вверх, вниз, вправо вверх и т.д.) по алфавитному листу сначала в наглядно-действенном, а потом в умственном плане. Взрослому необходимо указать букву - «начало пути», а ребенку букву - «окончание пути». Подобные вопросы и задания могут задавать дети друг другу, выполняя упражнение в парах. Упражнения, способствующие развитию межполушарного взаимодействия; тактильных и кинестетических процессов. «Телесные буквы». Придумать вместе с ребенком, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом буквы. Обязательно проиграть все варианты перед зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, когда «телесные» буквы будут составляться всеми детьми одновременно. «Буквы на спине и ладонях». Нарисовать пальцем на спине ребенка одну из букв и попросить его назвать ее. Потом попросить изобразить ее на стене или на листе бумаги. То же самое проделать сначала на его правой, а потом на левой руке, рисуя на обеих сторонах кисти. Упражнение хорошо выполнять в парах. «Ощупывание букв, различных по форме и размеру». Взять объемные буквы (из магнитной азбуки) или вырезать их из наждачной или бархатной бумаги различной величины (большие и маленькие). Нарисовать такие же буквы на листе бумаги. Попросить ребенка: на ощупь опознать буквы и, не глядя, найти такую же среди других фигурок этой же, затем другой рукой; затем сменить руки;
с закрытыми глазами ощупать букву, а затем, открыв глаза, указать ее в ряду нарисованных букв; одной рукой ощупать букву, а затем нарисовать ее в воздухе или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой. «Распознай буквы». На листе бумаги иглой «выбиты» контуры букв. Предложить ребенку с закрытыми глазами исследовать кончиками пальцев «выбитые» буквы и назвать (написать) их. Более сложным является вариант, когда буквы предъявляются на отдельных листах в последовательном или порядке: их нужно опознать, запомнить и «прочитать» слово. Упражнения, направленные на развитие кинетических процессов, мелкой моторики. «Зеркальное рисование». Положить на стол чистый лист бумаги. Дать ребенку в обе руки по карандашу. Предложите ему рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения заметно расслабляются глаза и руки, синхронизируется деятельность обоих полушарий, увеличивается эффективность работы всего мозга (Семенович А.В.) «Письмо в воздухе». Прописывание ребенком в воздухе отдельных букв, слов сначала последовательно каждой рукой, затем двумя руками одновременно и снова каждой рукой. При этом глаза ребенка неотрывно следят за траекторией движения ладони (ладоней). Размер буквы меняется от маленького (двигается только запястье) до среднего (двигается вся рука) и большого (в движение вовлекается все тело) и обратно: от большого до маленького. «Сотри букву». Попросить ребенка написать мелом на доске нужную букву и тут же пальцем стереть по контуру несколько раз подряд. «Выложи букву». Ребенку дается лист картона, разделенный на две части. В левой половине дана геометрическая фигура определенного размера. Ребенок должен из различных семян (гречихи, гороха, фасоли, риса…) собрать на чистой половине листа нужную букву, но, например: больше (или меньше), чем данная геометрическая фигура; шире (или уже), чем фигура; чтобы она была выше (ниже), чем фигура и т.д. «Сделай букву». Ребенку дается лист картона, в центре которого дано изображение любого предмета (можно в зависимости от темы занятия). Предложить ему по инструкции взрослого выложить из бусинок, сложить из шнурка, толстой нитки, проволоки, слепить из пластилина и т.п. изучаемую букву и расположить ее, например: справа от предмета; выше предмета; в правом нижнем углу и т.п. Выполняя упражнение желательно проговаривать свои действия, пользуясь пространственной лексикой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|