Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таким образом, Руссо полагал, что в воспитании вступающего в жизнь молодого поколения, может заключаться путь познания гармонии человеческого бытия.




Утопическая система Руссо, изложенная в его произведениях "Эмиль, или о воспитании", "Новая Элоиза", "Исповедь", нашла живой отклик у современников. Уже в годы французской революции стали раздаваться голоса, которые оценивали наследие Руссо не как экстравагантные мечтания, а как пророчества. Рассказывают, что Марат вдохновенно читал отрывки из Руссо с уличных трибун Парижа. Восставшим были понятны требования Руссо о естественных правах человека, его вера в достижение гармонии внутреннего мира человека, общественных интересов через общественный договор ради общего блага.

В то же время концепция Руссо пронизана и пессимистическими настроениями, недаром Екатерина II назвала его меланхоликом. Действительно, предполагая, что все необходимое для счастья человек – сын натуры – получает от природы, а реальная жизнь приносит ему лишь искажения и несчастья. Движение к счастью приобретает характер возврата к естественному состоянию детства для человека, а для человечества – к естественным условиям первобытного общества. Таким образом, история человечества – это печальный рассказ о пути назад.

Идеология английского и французского Просвещения оказала решающее влияние на формирование других национальных направлений общественной мысли XVIII века, например, Германии или России.

На основе изложенного материала попробуем сделать вывод об общих характерных чертах, свойственных европейской общественной мысли XVIII века, которая получила название идеология Просвещения.

-Идеология Просвещения – это система взглядов, в основе которых лежит мировоззрение третьего сословия с его жизненными ценностями.

-Основное внимание идеологов Просвещения сосредоточено на понимании роли и места человека в историческом процессе.

-Естественным и обязательным условием для осуществления творческой деятельности человека просветители считали политическую и духовную свободу.

-Достижение счастья, к которому естественно стремятся все люди, непосредственно связано с развитием интеллекта и незыблемостью нравственных принципов человека, которые он воплощает в своей практической деятельности.

-Соблюдение нравственного закона всеми членами общества является основой социального мира.

-Выработка социально-экономической концепции Просвещения тесно связана с формированием эстетических норм эпохи. Характерно, что образцы хорошего тона и утонченного вкуса просветителей решающе повлияли на развитие художественной и бытовой культуры Европы Нового времени.

 

На фоне общеевропейского развития XVIII век в России отличался ярким своеобразием. Начало столетия ознаменовано реформаторской деятельностью Петра I. По своему мироощущению, стилю решения проблем царь-плотник был типичным человеком XVII века – века рационализма. Он мог, умел, знал, как вывести свою страну из средневековой изоляции, приобщая к европейским ценностям. За четверть века петровского правления в стране произошел великий исторический переворот. Поддержка государем служилого сословия, высокая оценка деловых и профессиональных качеств, европеизация быта разрушали старые традиции феодально-сословной России. Новый образ страны как открытой европейской державы стал формироваться в новой столице. Тем не менее, петровские преобразования не смогли достичь русской провинции. В первой четверти XVIII века в стране объективно не сложились факторы, формирующие новую культуру. Россия оставалась крепостнической, третье сословие, городское население не заявило о себе как о реальной исторической силе, поэтому европеизация русской жизни, происходившая по воле императора, имела некоторый искусственный оттенок. Россия XVIII века была страной невиданных контрастов. Здесь всего лишь 2-3% населения были грамотны, однако читающая публика знала все европейские новинки просветительской мысли. Страна признанной высокой христианской духовности никогда не читала Библии на современном родном языке. Императрица Елизавета Петровна, тратя невиданные средства на приобретение произведений английской художественной культуры, умирая, так и не поверила, что Англия – это остров.

Таким образом, сравнивая Россию и Западную Европу XVIII века, необходимо иметь в виду, что мы имеем дело с двумя принципиально разными социально-экономическими системами, если Европа стоит на пороге буржуазных революций, то в России третьему сословию еще только предстоит осознать себя исторической силой. Разница в уровне социально-экономического развития определяла и уровень восприятия идеологии Просвещения.

Начало знакомства с новой европейской мировоззренческой системой в России было связано, вероятно, просто с модой. В годы правления Елизаветы Петровны (1741-1762) увлечение русских дворян всем немецким, голландским, итальянским, что было характерно для петровского времени, постепенно сменяется модой на все французское. В потоке новинок в Россию попадают первые произведения французских просветителей. Интерес к этой необычной и свежей по жанру литературе с остроумным сюжетом и интригующей развязкой был огромен. Те, кто не сумел достать Вольтера, Монтескье и других модных французов готовы были переписывать их от руки. К этому времени относятся и первые переводы литературы европейского Просвещения на русский язык. Заметьте, каким значимым является это событие, ведь просвещенное дворянство могло знакомиться с произведениями в оригинале, в переводах скорее нуждалось разночинное общество

По этим литературным новинкам постигала русский язык пятнадцатилетняя девочка, привезенная в Петербург в качестве невесты наследника российского престола – София-Августа-Фредерика-Анхальт-Цербстская – будущая императрица Екатерина II.

Любопытны первые результаты "высадки французского десанта" на русской почве. Известно, например, что Елизавета Петровна заказала Вольтеру исследование, посвященное Петру I, правда, к сожалению, из-за расхождений в оценке деятельности великого реформатора договор не получил развития.

В русском обществе, где только что был открыт Московский университет, оживленную дискуссию вызвала педагогическая концепция Ж.-Ж.Руссо. Споря с пессимизмом Руссо, Сумароков и Ломоносов оптимистично заявляли, что, благодаря своей осознанной деятельности, человечество движется от невежества к прогрессу.

Особым этапом в осмыслении наследия европейского Просвещения для России явились годы правления Екатерины II. В начале своего правления сама императрица способствует распространению новой идеологии в России. Под ее покровительством создается "Собрание, старающихся о переводе иностранных книг", во главе которого Екатерина поставила влиятельных вельмож – В.Орлова и А.Шувалова. Благодаря деятельности "Собрания", Монтескье переводился не менее 12 раз, а отрывки из "Духа законов" Монтескье даже выходили специальными изданиями для детей. Практически все сочинения Руссо узнали русский перевод.

В день убийства Петра III, 6 июля 1762 года, Екатерина пишет письмо Дидро с предложением перенести издание "Энциклопедии" в Россию. В умилении от этой вести Вольтер восклицает: "Ну, славный философ, что скажете о русской императрице? В какое время живем мы: Франция преследует философов, а Скифы ей покровительствуют!"1

Так складывался очередной парадокс русской истории – союз самодержавия и крепостничества с идеологией бури и натиска буржуазных революций. Что же толкнуло стороны к такому, казалось бы, невероятному объединению?

Екатерине II льстило звание просвещенной императрицы, это выдвигало русскую монархию в число передовых стран Европы. Кроме того, как говорится, короля делает свита. Следовало позаботиться о приобщении русского дворянства к передовой культуре Запада, не только посылая их за границу, но и формируя культурообразующие факторы здесь, в России (в первую очередь речь шла о создании системы образования в стране, книжном деле, европеизации быта). Наконец, заигрывания с просветителями были особо выгодны Екатерине II в начале ее царствования, так как она взошла на престол в результате государственного переворота и теперь ей во что бы то ни стало следовало предстать перед миром в выгодном свете интеллектуальной правительницы. Таким образом, отбрасывая всю остроту политических, экономических взглядов просветителей, русская монархия готова была срывать "съедобные" плоды с этого дерева.

Деятели французского Просвещения связывали свои надежды с Россией вполне осознанно. Пропагандируя свои взгляды на родине, они призывали к переменам, одновременно боясь террора и кровопролития. Для начала своих экспериментов они искали территорию, где не так ярко и остро были выражены социальные противоречия. Россия с просвещенной императрицей и народом, близким к природе, совершенно не просвещенным и монархически настроенным, представлялась идеальным полигоном для эксперимента по созданию общества всеобщего благоденствия, в котором царят счастье и покой. Дело лишь в "дозе просвещения".

Так на русской почве во второй половине XVIII века наметился странный союз принципиально разных жизненных концепций, который объективно должен был закончиться разрывом. Игра русского двора в либерализм закончилась с первыми выстрелами, прозвучавшими на баррикадах французской революции.

Несмотря на то, что глубинные идеи европейского Просвещения не были поняты и приняты российской властью, а имя просветителей использовалось скорее в рекламных целях, в целом знакомство России с развитием общественно-политической мысли Европы XVIII века имело чрезвычайно важное значение. На рубеже XVIII-XIX веков кардинально изменился образ русского дворянина, его стиль жизни, нравственные ценности. Просвещение стало проникать в Россию через интеллектуальные слои дворянской элиты, постепенно преображая облик россиянина.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...