Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В аудитории во 2 семестре проводятся только Семинары № 7, 10,14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Справочные издания

Ботвинник, М.Н Мифологический словарь / М.Н. Ботвинник, Б.И. Каган, М.Б. Рабинович. – М.,1985.

Зарубежные писатели: биобиблиогр. слов.: в 2-х ч. / под ред. Н. П. Михальской. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1997.

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / под ред. А.А. Суркова.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. – С.-П., 2001.

Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2ч./ под ред. Токарева С.А. – М., 1994.

Постмодернизм. Энциклопедия / Интерпрессервис. – Режим доступа: http://postmodernism.academic.ru/

Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. – М.: Искусство, 1997.

Словарь литературоведческих терминов / Ред.- сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. - М.: «Просвещение», 1974.

Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и науч. ред. С. И. Кормилов. – М.: Наука 1999.

Интернет ресурсы

1. http://www.philology.ru – Российский филологический портал.

2. http://www.feb-web.ru – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ)

3. http://window.edu.ru – Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

4. http://www.rsl.ru/ru/s2/s101/ – Электронная библиотека РГБ

5. http://www.philol.msu.ru – Библиотека кафедры истории зарубежной литературы МГУ.

6. http://lib.ru – Электронная библиотека Максима Мошкова.

7. http://magazines.russ.ru – «Журнальный зал» (сайты журналов «Иностранная литература», «Новое литературное обозрение», «Вопросы литературы», «Звезда», «Дружба народов», «Новый мир», «Знамя», «Урал» и др.):

8. http://www.vekperevoda.com – «Век перевода» с айт поэтических переводов

9. http://noblit.ru/ - Лауреаты Нобелевской премии по литературе

10. http://www.bigbook.ru/ – Большая книга (страница премии)

11. http://www.natsbest.ru/ - Национальный бестселлер (страница премии)

12. http://www.russianbooker.org/ – Русский Букер (страница премии)

13. http://www.chitaem-vmeste.ru – Читаем вместе (журнал)

14. http://dic.academic.ru/ – Словари и энциклопедии на Академике (орфоэпический, орфографический, стилистический и др.

 

Пособие по всему курсу

Луков Вл. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учебн. пособие для студентов высш. учеб. заведений. / Вл. А. Луков. – 6-е изд., стер. — М., Издательский центр «Академия», 2009. — 512 с.

 

Античная литература

Учебные пособия·

Античная литература: Учебник для студентов пед. ин-ов/ Под ред. А.А. Тахо-Годи. – Изд. 5-е, доработ. – М.: ТОО «ЧеРо», 1997.

Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – Изд. 5-е. – М.: Высш. школа, 1982.

Тронский И.М. История античной литературы. – Изд. 5-е. – М.: Высш. школа, 1988.

Тексты

Гомер. Илиада. Одиссея. – 1 по выбору (можно по хрестоматии).

Эсхил. Прометей Прикованный.

Софокл. Эдип-царь

Еврипид. Медея.

Аристофан. Мир. Облака. Лягушки.. – 1 по выбору.

Апулей. Метаморфозы, или Золотой Осел.

Вергилий. Энеида. Буколики.. – 1 по выбору (можно по хрестоматии).

Гораций. Памятник. Послание к Пизонам (Об искусстве).

Литература Средних веков и эпохи Возрождения

Учебные пособия

Зарубежная литература средних веков: латин., кельт., сканд., прованс., франц. лит.: Хрестоматия / Сост. В.И. Пуришев – М.: Просвещение, 1974.

Зарубежная литература средних веков: нем., исп., итал., англ., чешск., польск., серб., болгар. лит.: Хрестоматия / Сост. В.И. Пуришев – М.: Просвещение, 1975.

Зарубежная литература: эпоха Возрождения. Хрестоматия / Сост. В.И. Пуришев. –М.: Просвещение, 1976.

История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение: Учебник для филол. специальностей вузов/ М.П. Алексеев, В.Л. Жирмунский, С.С. Мокульский и др. – Изд. 5-е, испр. и доп. – М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия»,1999.

Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций. – М.: Высш. шк., 1996.

Тексты

Песнь о Роланде. Поэма о Нибелунгах. Песнь о Сиде. – по выбору (по хрестоматии).

Бедье Ж. Роман о Тристане и Изольде.

Данте А. Божественная комедия. («Ад»).

Боккаччо Дж. Декамерон. (Несколько новелл из разных дней).

Поэзия Петрарки, Вийона, Шекспира, Камоэнса и др. – по выбору (по хрестоматии).

Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.

Сервантес М. Дон Кихот.

Шекспир В. Ромео и Джульетта. Гамлет.

Зарубежная литература XVII-XVIII вв.

Учебные пособия

Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. – М.: Просвещение, 1988.

Зарубежная литература XVIII века: Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев, Б.И. Колесников. – В 2-х ч. – М.,1988.

Зарубежная литература XVII-XVIII веков: Хрестоматия / Сост. Артамонов С.Д.. – М., 1982.

История зарубежной литературы XVII века / Под ред. В.П. Неустроева. – М.: Высш. школа, 1987.

История зарубежной литературы XVII века: Учебник для вузов/ Под ред. Н.Т. Пахсарьян. – М.: Высш. шк., 2002.

История зарубежной литературы XVII века: Учебник для вузов/ Под ред. М.В. Разумовского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 2001.

История зарубежной литературы XVIII века: страны Европы и США: Учебник для вузов / Под. ред. В.П. Неустроева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 1999.

История зарубежной литературы XVIII века: Учебник для вузов / Под ред. Л.В. Сидорченко. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк.,2001.

Тексты

Корнель П. Сид. Расин Ж. Федра. – 1 трагедия по выбору.

Мольер Ж.Б. Мещанин во дворянстве. Тартюф. – 1 комедия по выбору.

Лопе де Вега Собака на сене.

Вольтер Ф. Кандид.

Дидро Д. Монахиня.

Дефо Д. Робинзон Крузо.

Свифт Дж. Путешествия Гулливера.

Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша.

Стерн Л. Сентиментальное путешествие. Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. Руссо Ж.Ж. Новая Элоиза. Гете И.В. Страдания молодого Вертера. – 1 роман по выбору.

Бомарше П. Севильский цирюльник. Женитьба Фигаро. – 1 пьесу по выбору.

Шеридан Р. Школа злословия.

Шиллер Ф. Разбойники. Коварство и любовь. Лессинг Г. Эмилия Галотти – 1 пьесу по выбору.

Гете И.В. Фауст.

Бернс Р. Стихи.

ЛИТЕРАТУРА XIX В.

Учебные пособия:

Зарубежные писатели: биобиблиогр. слов.: в 2-х ч. / под ред. Н. П. Михальской. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1997.

История зарубежной литературы XIX в.: в 2-х ч. / под ред. Н. П. Михальской. – М.: Просвещение, 2001.

История зарубежной литературы XIX в. / под ред. Н. А. Соловьевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. школа, 1999. –558 с.

Тексты:

Гофман Э. Т. А. Крошка Цахес.

Вордсворт У., Колридж С., Саути Р. Стихи.

Байрон Дж. Г. Паломничество Чайльд-Гарольда. Гяур (Корсар). Лирика.

Скотт В. Айвенго. Роб Рой (на выбор).

Беранже Ж. П. Песни.

Санд Ж. Орас. Консуэло (на выбор).

Гюго В. Собор Парижской богоматери. Отверженные. Человек, который смеется (на выбор).

Ирвинг В. Рип Ван Винкль.

Купер Ф. Пионеры. Прерия. Последний из могикан. Следопыт. Зверобой (на выбор).

По Э. Убийство на улице Морг. Черный кот. Лигейя. Черт на колокольне. Золотой жук и др. (на выбор).

Стендаль Ф. Красное и черное.

Бальзак О. Гобсек. Отец Горио. Евгения Гранде.

Мериме П. Кармен.

Флобер Г. Госпожа Бовари.

Диккенс Ч. Домби и сын. Холодный дом. Приключения Оливера Твиста и др. (на выбор).

Бронте Ш. Джейн Эйр.

Бронте Э. Грозовой перевал.

Бичер-Стоу Г. Хижина дяди Тома.

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Учебные пособия:

Зарубежная литература ХХ века: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. М. Толмачева. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003. – 559 с.

Зарубежные писатели: биобиблиогр. слов.: в 2-х ч. / под ред. Н. П. Михальской. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1997.

История зарубежной литературы XX века / под. ред. Л. Г. Андреева. – М.: Высш. школа, 2000. – 559 с.

Тексты:

1871 – 1918

Золя Э. Жерминаль. Карьера Ругонов. Западня (на выбор).

Мопассан Г. Жизнь. Милый друг (на выбор). Новеллы.

Роллан Р. Жан-Кристоф.

Верлен П., Рембо А. Стихи.

1-2 пьесы на выбор

Ибсен Г. Кукольный дом.

Шоу Б. Профессия миссис Уоррен. Пигмалион. Дом, где разбиваются сердца.

Метерлинк М. Слепые. Там, внутри. Синяя птица.

Стриндберг А. Фрекен Жюли. Пляска смерти. Соната призраков.

 

Уэллс Г. Машина времени. Человек-невидимка (на выбор).

Уайльд О. Портрет Дориана Грея.

Голсуорси Дж. Сага о Форсайтах. (Собственник).

Стивенсон Р. Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда.

Манн Т. Будденброкки.

Манн Г. Верноподданный.

Твен М. Приключения Гекльберри Финна.

Лондон Дж. Мартин Иден.

О Генри. Новеллы.

1918 – 1945

1 текст на выбор:

Хемингуэй Э. Прощай, оружие!

Ремарк Э. М. На Западном фронте без перемен. Три товарища.

Олдингтон Р. Смерть героя.

Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка.

 

1 текст на выбор:

Кафка Ф. Превращение.

Миллер Г. Тропик Рака.

Сартр Ж. Мухи. Тошнота.

Пруст М. По направлению к Свану.

Лоуренс Д. Любовник леди Чаттерли.

Джойс Дж. Улисс.

Вулф В. На маяк. Миссис Дэллоуэй.

 

1 текст на выбор:

Хаксли О. О, дивный новый мир!

Оруэлл Дж. 1984. Скотный двор (Ферма животных).

 

1 текст на выбор:

Уоррен Р. П. Вся королевская рать.

Драйзер Т. Американская трагедия. Сестра Керри.

Фицджеральд Ф. С. Великий Гэтсби.

Фолкнер У. Шум и ярость.

1945 – 2017

1 текст на выбор:

Вежинов П. Барьер. Белый ящер.

Посмыш З. Пассажирка.

Грасс Г. Кошки-мышки. Жестяной барабан. Мое столетие.

Ленц З. Урок немецкого.

Зюскинд П. Парфюмер.

Ланге-Мюллер К. Рассказы.

Белль Г. Где ты был, Адам? Глазами клоуна. Бильярд в половине десятого.

 

1 текст на выбор:

Саган Ф. Здравствуй, грусть. Любите ли Вы Брамса?

Перек Ж. Вещи.

Депант В. Teen spirit.

Равалек В. Ностальгия по черной магии.

Нотомб А. Антихриста. Любовный саботаж.

Гавальда А. Просто вместе. Я ее любил/Я его любила. И др.

Виан Б. Пена дней. Осень в Пекине.

Туссен Ж.-Ф. Фотоаппарат.

 

1 текст на выбор:

Хьюз Р. Лисица на чердаке.

Во И. Незабвенная..

Берджесс Э. Заводной апельсин. Влюбленный Шекспир Железо, ржавое железо.

Фаулз Дж. Женщина французского лейтенанта. Волхв.

Таусенд С. Ковентри возрождается. Мы с королевой

Байетт С. Джин в бутылке стекла «соловьиный глаз». Обладать.

Дарелл Л. Горькие лимоны.

Свифт Г. Свет дня. и др.

 

1 текст на выбор:

Голдинг У. Повелитель мух. Шпиль.

Мердок А. Черный принц. Единорог. Отсеченная голова и др.

Грин Г. Тихий американец. Ведомство страха. Монсиньор Кихот и др.

 

1 текст на выбор:

Селинджер Дж. Над пропастью во ржи.

Стайрон У. Выбор Софи.

Стейнбек Дж. Зима тревоги нашей.

Сигал Э. История любви.

Кизи К. Над кукушкиным гнездом.

Гарднер Дж. Осенний свет.

Уильямс Т. Стеклянный зверинец. Трамвай «Желание».

Проуз Ф. Голубой ангел.

Теру П. Колун Тонг.

Рот Ф. Людское клеймо.

 

1 текст на выбор:

Маркес Г. Г. Сто лет одиночества.

Амаду Ж. Дона Флор и два ее мужа. Пастыри ночи.

Борхес Х. Л. Рассказы.

Поссе А. Страсти по Эвите.

Варгас Льоса М. Город и псы. Тетушка Хулия и писака.

 

1 текст на выбор:

Гари Р. Воздушные змеи. Белая собака.

Ажар Э. Голубчик. Страхи царя Соломона.

 

1 текст на выбор:

Эко У. Имя розы.

Павич М. Хазарский словарь.

Петровец Г. Атлас, написанный небом.

Акройд (Экройд) П. Завещание Оскара Уайльда. Процесс Элизабет Кри.

Барнс Дж. История мира в 10 ½ главах. Как все было.

 

2 текста на выбор:

Сы-дзе Дай Комплекс Ди. Бальзак и портниха-китаяночка.

Гранже Ж-К Пурпурные реки. Империя волков.

Фишер Т. Коллекционная вещь. И др.

Бредбери М. Профессор Криминале.

Вивег М. Лучшие годы – псу под хвост.

Каннингем М. Дом на краю света. Часы.

Кристоф А. Толстая тетрадь.

Уэльбек М. Элементарные частицы.

Адер Г. Закрытая книга.

Бегбедер Ф. 99 франков.

Коупленд Дж. Поколение Х.

Паланик Ч. Бойцовский клуб. Колыбельная.

Уэлш (Вэлш) И. Вечеринка что надо. Судьба всегда в бегах. Транспойтинг.

Масловска Д. Русско-польская война под бело-красным флагом.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

№ п/п Примерные формулировки вопросов
  Экзамен 2 семестр
1. Эпос как явление культуры. Героический эпос Гомера. Боги и люди в поэмах, эпический герой Гомера, стиль и язык поэм.
2. Своеобразие древнегреческой лирики (на примере творчества Алкея, Сапфо, Анакреонта – по выбору).
3. Место театра в жизни Афин.
4. Эсхил – «отец трагедии», поэт и идеолог периода становления афинской демократии.
5. Софокл – трагик периода рассвета афинской демократии и начала ее кризиса. Его герои – «люди, какими они должны быть».
6. Еврипид – философ на сцене. Его герои – «люди, какие они есть».
7. Художественное своеобразие комедии Аристофана.
8. Римская «комедия плаща». По выбору:«Комедия о горшке» Плавта, художественное мастерство Теренция
9. Римская лирика эпохи Августа. (Творчество Вергилия. Место Горация в древнеримской литературе. Тема искусства в творчестве Горация.).
10. Художественное своеобразие героического эпоса эпохи феодализма («Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде», «Поэма о Нибелунгах» - по выбору).
11. Рыцарская литература и городская литература Средневековья.
12. Гуманизм литературы эпохи Возрождения.
13. Своеобразие национальных вариантов Возрождения (итальянское, французское, английское, испанское - на примере прочитанных произведений).
14. Эволюция жанра трагедии в творчестве Шекспира.
15. Классицизм и барокко: эстетика и практика.
16. Своеобразие жанра классицистической трагедии (на примере творчества Корнеля или Расина).
  Просветительство – идейное движение 18 века. Основные литературные направления и ведущие жанры.
18. Национальные варианты Просвещения.
19. Английский роман эпохи Просвещения (Дефо, Свифт, Филдинг и др. – по выбору).
20. Своеобразие жанра философской повести.
21. Сентиментализм как художественное направление в литературе 18 века. Сентиментальный роман (Руссо «Новая Элоиза», Гете «Страдания молодого Вертера», Стерн «Сентиментальное путешествие», «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» - по выбору).
22. Проблема поиска истины и смысла жизни в трагедии Гете «Фауст». Образы Фауста и Мефистофеля в трагедии Гете «Фауст».
23. Отражение особенностей позднего французского Просвещения в творчестве Д. Дидро.
25. Отражение идеалов «бури и натиска» в драматургии Шиллера и Лессинга.
27. Романтизм в литературе XIX века. Эстетическая программа, ведущие жанры.
28. Своеобразие национальных школ романтизма (английский, немецкий, французский, североамериканский) (на примере 1-2 произведений каждый).
29. Реализм в литературе XIX в: традиция и новаторство. Принципы типизации героя в реалистическом романе (на примере 1-2 произведений).
30. Эстетические программы литературных направлений рубежа XIX-XX вв. (натурализм, символизм, неоромантизм, футуризм, импрессионизм и др.).
31. Судьба жанра романа на рубеже XIX-XX вв. (на примере 1-2 произведений).
32. «Театральная революция» рубежа XIX-XX вв. (на примере 1-2 произведений)
33. Личность и общество в романе рубежа XIX-XX вв. (на примере 1-2 произведений).
34. Первая мировая война в мировой литературе (на примере 1-2 произведений).
35. Философско-эстетические тенденции в модернистской литературе первой половины XX в. (на примере 1-2 произведений).
36. Роман – антиутопия в литературе XX века (на примере 1-2 произведений).
37. Вторая мировая война в литературе, проблема исторической памяти, нравственные поиски (на примере 1-2 произведений).
38. Английский философский роман (на примере 1-2 произведений).
39. Человек и «общество потребления» в мировой литературе 50-90-х гг. (на примере 1-2 произведений).
40. Молодой человек и конфликт поколений в литературе второй половины XX века (на примере 1-2 произведений).
41. Своеобразие литературы Латинской Америки (на примере 1-2 произведений).
42. Постмодернизм в современной литературе (причины появления, эстетика и практика) (на примере 1-2 произведений).
43. Конец века…конец тысячелетия. Портрет века и нашего современника в литературе последнего десятилетия (на примере 1-2 произведений).
44. Художественный анализ произведения современной французской литературы, современной литературы Великобритании, современной литературы США (на примере 1-2 произведений).
45. Художественный анализ произведения зарубежной литературы последнего десятилетия.

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИЗО ПЛАНЫ ДАЮТСЯ В ПОМОЩЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ.

В АУДИТОРИИ ВО 2 СЕМЕСТРЕ ПРОВОДЯТСЯ ТОЛЬКО СЕМИНАРЫ № 7, 10,14

 

Семинар № 1. Тема «Человек и Рок в античной трагедии»
Семинар проходит в форме дискуссии

Вопросы для обсуждения:

1. Место театра в жизни Афин.

2. Герои Софокла – «люди, какими они должны быть». Новаторство Софокла в создании характеров.
- Борется ли Эдип с Роком? К чему приводит попытка противостоять судьбе?
- Есть ли личная вина Эдипа в происходящих с ним несчастьях?
- Какой моральный урок хотел преподать Эсхил своим согражданам?

3. Герои Еврипида – «люди, какие они есть на самом деле» (интересы, отношение к жизни, характеры, отношение автора и воплощение на сцене).
- Почему Еврипида называют «философом со сцены»?
- Как автор мотивирует поведение Медеи?
- Почему Еврипид изменяет канву мифа?
- Наказана ли Медея за свои поступки? Если да, то в чем состоит это наказание?

Рекомендуемая литература:

Софокл. Царь Эдип (любое издание).

Еврипид. Медея (любое издание).

По выбору:

Аристотель. Об искусстве поэзии // Античная литература. Греция. Антология. – Ч. 2. – М., 1989. – С. 347 – 364.

Бояджиев, Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров / Г. Н. Бояджиев. – М., 1981.

Лосев А.Ф. Античная литература / А.Ф. Лосев. – М., 2001.

Никола, М.И. Софокл // Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. Ч. 2. - М., 1997. - С. 265-269 (есть на сайте www.philology.ru)

Николя, М.И. Еврипид// Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. Ч. 1. - М., 1997. - С. 310-313)

Ярхо, В. Н. Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии. / В.Н. Ярхо. – Режим доступа http://www.philology.ru/literature3/yarkho-99.htm

Ярхо, В. Н. Софокл и его трагедии. / В. Н. Ярхо. – Режим доступа http://www.philology.ru/literature3/yarkho-88.htm

Ярхо, В. Н. Художественное мышление Эсхила: традиция и новаторство/ В.Н. Ярхо. – Режим доступа http://www.philology.ru/literature3/yarkho-77.htm

 

Семинар № 2. Тема «Римская лирика эпохи Августа»

Семинар проходит в форме дискуссии

Вопросы для обсуждения:

1. Своеобразие римского общества эпохи правления Августа. Политика в области культуры. Место литературы в жизни Рима. Кружок Мецената.

2. Творчество Горация:
- философские и нравственные идеалы Горация;
- в чем видит автор свои заслуги перед поэзией? («Создал памятник я…»);
– как решает вопрос о таланте и трудолюбии творческого человека? («Послание к Пизонам» (Об искусстве).

ВОПРОСЫ 3 и 4 НА ВЫБОР.

3. Творчество Вергилия:
- основные темы и идеи в «Буколиках» и «Георгиках», условность образов пастухов и земледельцев;
- функция мифа в «Энеиде»; прославление могущества Рима;
- психологизм в «Энеиде», образы Энея и Дидоны.

4. Творчество Овидия:
- нравственная оппозиция поэта и ее причины;
- мастерство психологического анализа в «Метаморфозах» и «Посланиях».

Рекомендуемая литература:

Гораций. «Создал памятник я…» Послание к Пизонам (Об искусстве)

Вергилий. Георгики. Буколики (можно по хрестоматии)

Овидий. Метаморфозы (достаточно по хрестоматии)

(по выбору)

Гаспаров, Л.М. Поэт и поэзия в римской культуре/ Л.М. Гаспаров. – Режим доступа http://www.philology.ru/literature3/gasparov-97f.htm

Дуров, В. С. Поэт золотой середины. Жизнь и творчество Горация/ В. С. Дуров. – Режим доступа http://www.philology.ru/literature3/durov-93.htm

Лосев, А.Ф. Античная литература / А.Ф. Лосев. – М., 2001.

Ошеров, В.С. Поэзия в «Метаморфозах»/ С. А. Ошеров. – Режим доступа http://www.philology.ru/literature3/osherov-77.htm

Ярхо, В. Н. Полонская К. П. Античная лирика. – М., 1978.

 

Семинар № 5 Тема «Поэзия Франсуа Вийона»

 

Вопросы для обсуждения:

1. Черты биографичности в лирике поэта.

2. Основные мотивы поэтического творчества:
- жизнь-смерть-бренность-скоротечность;
- использование Вийоном традиционных тем средневековой поэзии, своеобразие их осмысления (тема «данс макабр» - пляска смерти):
- осмысление особой роли поэта в обществе:
- любовная поэзия Вийона.

3. Философия жизни в «Большом завещании».

4. Парадоксальность, противоречивость мышления Ф. Вийона и ее воплощение в приеме антитезы. Использование рефрена, симметрии, акростиха.

5. Вийон в русских переводах. Сравнительный анализ нескольких переводов одного стихотворения – на выбор.

Рекомендуемая литература:

Вийон Ф. Стихи в переводе Ф. Мендельсона и И. Эренбурга. – М., 1981.

Европейские поэты Возрождения. (БВЛ, т.32) – М., 1974. – С. 281-289.

 

Андреев Л. Г., Козлова Н. П., Косиков Г. К. История французской литературы. – М., 1987. – С. 73.

Косиков Г. К. О литературной судьбе Вийона / Г.К. Косиков. - Режим доступа: http://philology.ru/literature3/kosikov-02.htm

Михайлов А. Д. Франсуа Вийон / А. Д. Михайлов. – Режим доступа: http://philology.ru/literature3/mikhaylov-85.htm

Пуришев Б. Лирическая поэзия срдних веков / Б. Пуришев. – Режим доступа: http://philology.ru/literature3/purishev-74.htm

Черневич М. М., Штейн А. Л., Яхонтова М. А. История французской литературы. – Изд. 2-ое. = М., 1988. – С. 45.

Эренбург И. Французские тетради («Поэзия Франсуа Вийона») // Эренбург И. Полное собр. соч. – т.6. – М., 1965.

 

Семинар № 6 Тема «Роман Сервантеса «Дон Кихот» - вершина гуманистической мысли»

Семинар проходит в форме дискуссии

Вопросы для обсуждения:

1. В какую эпоху создавался роман, и как она отразилась в нем? Позиция автора.

2. Что и как в романе противопоставлено реальной действительности?

3. Сущность характера Дон-Кихота, его мировоззрение.

4. Цель и характер сопоставления образов Дон-Кихота и Санчо Пансы.

5. Сущность характера Санчо Пансы.

6. Черты возрожденческого гуманизма в романе.

ЗАДАНИЕ: напишите эссе на одну из тем:

1. Как вы понимаете выражение «донкихотство»?

2. Обращение к теме «донкихотства» в искусстве последующих эпох.

3. Почему, с Вашей точки зрения, образ Дон-Кихота остается популярным столь долгое время?

Рекомендуемая литература:

Сервантес Мигель Сааведра. Дон-Кихот. (Любое издание, кроме детских).

(по выбору)

Державин, К. Н. Сервантес. Жизнь и творчество. – М.: Гослитиздат, 1959. – С. 250-264.

Пискунова, С. Испанское Возрождение как культура переходного типа/ С. Пискунова. – Режим доступа: http://www.philology.ru/literature3/piskunova-97.htm

Степанов, Г.В. Дон Кихот как персонаж и личность/ Г. В. Степанов. - Режим доступа: http://www.philology.ru/literature3/stepanov-79.htm

Тургенев, И. С. Гамлет и Дон-Кихот. (В любом издании).

 

Семинар № 7. Тема «Эволюция жанра трагедии в творчестве
В. Шекспира»

Семинар проходит в форме дискуссии

Вопросы для обсуждения:

1. Черты Возрождения в трагедии «Ромео и Джульетта» (конфликт, идеи, проблемы, образы и их художественное воплощение).

2. Почему эту трагедию относят к первому «оптимистическому» периоду творчества В. Шекспира?

3. Место и время действия в трагедии «Гамлет». Что нового в конфликте по сравнению с произведениями первого периода?

4. Что отличает Гамлета от его прототипа (принца Амлета) и Лаэрта?

5. Сущность характера Гамлета. Слаб он или силен? Медлителен или нет?

6. Решается ли в трагедии гамлетовский вопрос: «Быть или не быть»?

7. Общечеловеческие проблемы, поставленные в трагедии.

Рекомендуемая литература:

По выбору:

Аникст, А. А. Трагедия Шекспира «Гамлет»: литературный комментарий / А. А. Аникст. – М., 1986.

Блум, Х. Шекспир как центр канона/ Х. Блум. – Режим доступа http://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Bloom.htm

Бояджиев, Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров / Г. Н. Бояджиев. – М., 1981. – С. 75-130.

Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения / Лосев А. Ф.. – М., 1978.

Парфенов, А.Т. Театральность «Гамлета»/ А. Т. Парфенов. – Режим доступа http://www.philology.ru/literature3/parfyonov-81a.htm

Пинский, Л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии / Л. Е Пинский. – М., 1971.

Пинский, Л. Магистральный сюжет / Л. Е Пинский. – М.: Сов. Писатель, 1989. – С. 49–125.

Урнов, Д.И. Гений века/ Д.И. Урнов. – Режим доступа: http://www.philology.ru/literature3/urnov-98.htm

 

Семинар № 8. Тема «Воплощение творческих принципов классицизма в трагедиях
Корнеля и Расина»

Семинар проходит в форме дискуссии

Вопросы для обсуждения:

1. Главные эстетические принципы классицизма.

2. Классицизм и система жанров в литературе.

3. «Сид» П. Корнеля как классицистическая трагедия:
- сущность конфликта;
- образы Родриго, Химены, инфанты

4. «Федра» Ж. Расина как новый этап развития классицистической трагедии:
- сущность конфликта;
- образы Федры, Ипполита, Тезея;
- иастерство Расина-психлога.

Рекомендуемая литература:

Корнель П. Сид.

Расин Ж. Федра.

Буало Н. Поэтическое искусство.

По выбору:

Виппер, Ю.Б. Драматургия Расина / Ю. Б. Виппер. – Режим доступа http://www.philology.ru/literature3/vipper-90e.htm

Жирмунская, П.А. Трагедии Расина / П. А. Жирмунская. – Режим доступа: http://www.philology.ru/literature3/zhirmunskaya-77.htm

Козлова, Н.П. Классицизм Пьера Корнеля / Н. П. Козлова. – Режим доступа: http://www.philology.ru/literature3/kozlova-84.htm

Обломиевский, Д.Д. Корнель / Д.Д. Обломиевский. – Режим доступа: http://www.philology.ru/literature3/oblomievsky-87.htm

Пахсарьян, Н. Т. XVII век как "эпоха противоречия": парадоксы литературной целостности / Н.Т. Пахсарьян //Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000: Учебное пособие /Под ред. Л. Г. Андреева. — М.: Высшая Школа, 2001. — С. 40-69.

Пахсарьян, Н.П. Трагедия и трагическое во французской литературеXVII в. / Н. Т. Пахсарьян – Режим доступа: http://www.philology.ru/literature3/pakhsaryan-04b.htm

 

Семинар № 9. Тема «Английский роман эпохи Просвещения»

Семинар проходит в форме дискуссии

Вопросы для обсуждения:

Задание по выбору вопросы 3-5:

1. Место жанра романа в английской литературе эпохи Просвещения.

2. «Автономная личность» в романах Д. Дефо.

3. «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта как философско-сатирический роман:
- основные объекты сатиры;
- йэху и гуингнмы, пути цивилизации;
- образ Гулливера, авторское отношение к герою.

4. Жизнь и творчество Г. Филдинга.

5. Мир героинь С. Ричардсона.

6. «Чувствительные души» в романах Л. Стерна.

Рекомендуемая литература:

Дефо Д. Робинзон Крузо. История Моль Флендерс. и др. (любые изд., кроме детских)

Ричардсон С. Памела. Кларисса Гарлоу, или история одной леди.

Свифт Дж. Путешествия Гулливера.

Стерн Л. Сентиментальное путешествие. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена.

Филдинг Г. История тома Джонса, Найденыша.

По выбору:

Дубашинский, И. А. «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта / И. А. Дубашинский. – М., 1969. – 272 с.

Елистратова, А. А. Свифт и другие сатирики / А. А. Елистратова // История всемирной литературы. - Т. 5. - М., 1988. - С. 38-46

Елистратова, А. Лоренс Стерн / А. Елистратова. – Режим доступа http://www.durov.com/literature3/elistratova-68.htm

Зарубежные писатели о литературе и искусстве. Английская литература XVIII в. – М., 1980. – 201 с.

История Всемирной литературы: В 9 т. – М., 1988. – Т. 5. – 785 с.

Мокульский, С.С. Генри Филдинг – великий английский просветитель / С. С. Мокульский. – Режим доступа http://www.philology.ru/literature3/elistratova-88.htm

Оссовская, М. Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали. / Оссовская М. – М., 1987. – 527 с.

Терпугова, Т.Г. Ценности культуры Просвещения в английском романе XVII-XVIII вв.: монография / Т. Г. Терпугова. – Челябинск: ЧГАКИ, 2005

Урнов Д. М. Робинзон и Гулливер. – М., 1973.

 

Семинар № 10. Тема «Философская повесть Вольтера «Кандид»)

Семинар проходит в форме дискуссии

Вопросы для обсуждения:

1. Жанр философской повести. Его место в литературе XVIII в.

2. Эстетические и философские взгляды Вольтера.

3. Отражение просветительского мировоззрения Вольтера в повести «Кандид»:
- отношение к теории Лейбница о равновесии Добра и Зла в мире;
- страна Эльдорадо как утопия, политические взгляды Вольтера.

4. Как Вы понимаете слова Кандида: «Каждый должен возделывать свой сад»?

5. Какие художественные средства использовал автор для достижения поставленных задач?

Рекомендуемая литература:

Вольтер. Кандид (Философские повести).

По выбору:

Акимов, А. А. Вольтер. – М., 1970.

Ермоленко, Г.Н. Формы и функции иронии в философской повести Вольтера/ Г. Н. Ермоленко. – Режим доступа: http://www.philology.ru/literature3/ermolenko-04.htm

Зенкин, С.И. Работы по французской литературе. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1999. – 317 с.

Кузнецов, В.Н. Франсуа Мари Вольтер. – М., 1978.

Шайтанов, И.О. Мыслящая Муза. – М., 1989.

 

Семинар № 11 Тема «Гёте «Фауст»)

Семинар проходит в форме дискуссии

Вопросы для обсуждения:

1. Связь «Фауста» с народной книгой и художественными произведениями об этом герое. Позиция Гёте.

2. Место прологов в трагедии:
а) эстетические позиции Гёте в «Театральном прологе»;
б) отражение основной проблематики трагедии в «Прологе на небесах».

3. Проблематика произведения. Отражение в нем эпохи. Критика феодальной и буржуазной действительности. Отражение просветительских взглядов Гёте.

4. Проблема смысла жизни, поиска истины, предназначения человека.

5. Значение символических образов, их соотношение с реалистическими.

6. Образ Мефистофеля. Философский смысл этого образа.

7. Образ Маргариты. Нравственные проблемы в трагедии.

8. Общечеловеческие проблемы в осмыслении Гёте.

Рекомендуемая литература:

Гёте, И. В. Фауст.

По выбору:

Аникст, А. А. Гёте и Фауст: от замысла к свершению. – М.: Книга, 1983.

Аникст, А.А. «Фауст» Гёте: литературный комментарий. – М.: Просвещение, 1979.

Вильмонт, Н. Иоганн Вольфганг Гете/ Н. Вильмонт. – Режим доступа: http://www.philology.ru/literature3/vilmont-85.htm

Волков, И. Ф. «Фауст» Гёте и проблемы художественного метода. – М.: МГУ, 1970.

Жирмунский, В. М. Очерки по истории классической немецкой литературы. – Л.,1972. – С. 466-479.

Конради, Д. Гёте Жизнь и творчество: В 2 т. – М., 1987. – Т. 2. – С. 341-364, 592- 617.

Шайтанов, И. О. Мыслящая Муза. – М., 1989.

 

Семинар № 12. Тема «Лиро-эпическая поэма Дж. Г. Байрона
«Паломничество Чайльд-Гарольда»

Семинар проходит в форме дискуссии

Вопросы для обсуждения:

1. История создания поэмы.

2. «Паломничество…» как лиро-эпическая поэма:
- взаимоотношения эпического и лирического пластов повествования;
- путешествие как организующее начало композиции;
- образы природы в поэме и их функции.

3. Проблема романтического героя:
- «байронический герой»;
- эволюция взаимоотношений Чайльд-Гарольда и лирического героя от первой к четвертой песне (на что падает взгляд Гарольда и лирического героя, как они осмысливают увиденное и т. п.).

4. Идейный смысл поэмы. Проблема свободы и ее воплощение в поэме.

Рекомендуемая литература:

По выбору:

Дубашинский, И. А. Поэма Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» / И.А. Дубашинский. – Рига, 1978.

Елистратова, А.А. Байрон / А.А. Елистратова. – М.,1965.

Жирмунский, В.М. Байрон и Пушкин / В.М. Жирмунский. – Л.,1978.

Усманов, Р. Джон Гордон Байрон / Р. Усманов. – Режим доступа: http://philology.ru/literature3/usmanov-81.htm

 

Семинар № 13. Тема «По – поэт и новеллист»

Семинар проходит в форме дискуссии

Вопросы для обсуждения:

1. Национальное своеобразие американского романтизма. Основные этапы.

2. Творчество Э. А. По:
- личность и судьба Э. А. По;
- эстетические взгляды Э. А. По и особенности поэтического творчества. Русские переводы поэзии По;
- новелла тайн и ужасов;
- детективная новелла.

3. Традиции Э. А. По в мировой литературе.

Рекомендуемая литература:

По Э. А. Ворон. Колокола. Улялюм. Аннабел Ли. Падение дома Эшер. Маска Красной Смерти. Убийство на улице Морг. Золотой жук. Черт на колокольне. Надувательство как наука.

 

Боброва, М. Н. Романтизм в американской литературе / М.Н. Боброва. - М., 1972. – С. 3-17, 123-159.

Брукс В.В. Писатель и американская жизнь / В. Брукс. – М., 1971.

Зверев, М.В. Вдохновенная математика Эдгара По / А. М. Зверев. – Режим доступа http://www.philology.ru/literature3/zverev-03.htm

История американской литературы: в 2-х частях. / Под ред. Самохвалова. – М.: Просвещение, 1971. – Ч. 1.- С. 83-91.

История всемирной литературы: В 9 т. – М.: Наука, 1989. –т. 6. – С. 551-582.

Литературная история Соединенных Штатов Америки: В 3 т. – М.: Прогресс, 1977. – т.1. – С. 383-409.

 

Семинар № 14. Тема «Новелла П. Мериме «Кармен». Проблема жанра»

Семинар проходит в форме дискуссии

Вопросы для обсуждения:

1. Творчество П. Мериме в 30-40 гг. в свете проблемы жанра.

2. Анализ новеллы:
- соединение в новелле «Кармен» черт новеллы и романа;
- два композиционных центра в новелле и их функции;
- образ Хосе (портрет, происхождение, отношения с соплеменниками, система ценностей);
- образ Кармен (портрет, происхождение, отношения с соплеменниками, система ценностей);
- функция образа рассказчика;
- сущность конфликта в новелле;
- на чьей стороне рассказчик и автор? Почему?

3. Сравните образ Кармен в новелле и одноименной опере Ж. Бизе. Как, по Вашему мнению, можно объяснить различие трактовок? Почему «оперная» Кармен популярнее?

4. «Кармен» как образец реалистической новеллы.

Рекомендуемая литература:

Виппер, Ю. Проспер Мериме – новеллист и романист // Виппер, Ю. Б. Творческие судьбы и история. – Режим доступа: http://philology.ru/literature3/vipper-90i.htm

История французской литературы. – М., 1956. – Т. 2. – С. 407-440.

Луков, В. А. Проспер Мериме / В. А. Луков. – М., 1983.

Реизов, Б. Г. Французский роман XIX века / Б. Г. Реизов. – М., 1977.

 

Семинар №15. Тема «Традиция и новаторство романа Г. Флобера»

Семинар проходит в форме дискуссии

Вопросы для обсуждения:

1. Своеобразие французской литературы середины XIX в.

2. Философские и политические взгляды Г. Флобера.

3. Эстетическая программа писателя.

4. «Госпожа Бовари» как новый тип реалистического социально-психологического романа:
а) своеобразие композиции романа;
б) смысл подзаголовка романа «Провинциальные нравы»;
в) об

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...