Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема смысла человеческого бытия

Билет №46. Конкретность истины. Критика релятивизма и догматизма в познании.

Конкретность истины (лат. concretus - сгущенный, сросшийся) - свойство истины, основанное на учете и обобщении конкретных условий существования того или иного явления, зависимость истины от определенных условий места и времени и т. д. Так, истинность или ложность тех или иных предложений не смогут быть установлены, если не оговорены условия, с учетом к-рых они сформулированы. Нет абстрактной истины, истина всегда конкретна. Особую важность конкретно-исторический подход, учет условий места и времени, приобретает при анализе общественного развития, к-рое совершается неравномерно и в процессе к-рого постоянно возникают новые явления.

Догматизм (от греч. dogma - мнение, учение) - некритический, односторонний подход, который не учитывает специфических условий места и времени действий. Опирается на предвзятые и бездоказательные конструкции. Часто Д. присуща гипертрофия какой-то одной из сторон истины, толкование их как беусловных и неизменных, не требующих опытных и логических доказательств. Д. свойственно слепое доверие авторитету и инертность мышления. В политике Д. сопряжён с авторитаризмом.
Релятивизм (от лат. relativus - относительный) - напрвление в философии, которое утверждает относительность, условность и субъективность познания, то есть, наши знания не отражают объективный мир. Часто проявляется в отрицании объективных исторических законов. Релятивистский подход лежит в основе агностицизма, субъективного идеализма, экзистенциализма.

 

Билет №47. Научное познание, его уровни, методы и формы.

 

Научное познание есть процесс, т.е. целостная развивающаяся система довольно сложной структуры, к-рая выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы.Научное познание представляет собой отношение субъекта и объекта.

Наука включает в себя четыре необходимых компонента:

· Субъект науки –отдельный исследователь или общество в целом.

· Объект науки –то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина.

· Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных спецификой их предметов.

· Язык науки – специфическая знаковая система – как естественный язык, так и искусственный (знаки, символы, химические формулы и т.п.).

 

В науке различают эмпирический и теоретический уровни познания.

· Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента.

· Теоретическое познание характеризуется преобладанием рациональных форм знания – понятий, теорий, законов и других форм мышления.

 

Получение и обоснование объективно-истинного знания в науке происходит при помощи научных методов.

· Эмпирические методы: наблюдение, описание, эксперименты.

· Теоретические методы: анализ, синтез, дедукция(от общего к частному), индукция.

 

Формы научного познания:

· Научный факт – элементарная форма, которая может рассматриваться как научное знание, но об одном отдельно взятом явлении. Не все результаты исследований могут быть признаны как факты, если они не получены вследствие изучения их во взаимодействии с другими явлениями и не прошли специальной статистической обработки.

· Проблема же существует в виде знания, в которой наряду с известным существует то, что необходимо познать. Она заключается в двух моментах: во-первых, проблему надо установить, а во-вторых, - решить. Искомое и известное в проблеме находятся в тесной взаимосвязи. Для того, чтобы решить проблему нужно приложить не только физические и умственные, но и материальные усилия. Поэтому некоторые из проблем очень долго остаются непознанными.

· Для решения проблемы выдвигается гипотеза. Гипотеза должна быть обоснованной, то есть соответствовать условиям проверяемости, совместимости с фактическим материалом, возможность сопоставления с другими исследуемыми объектами. Истинность гипотезы доказывается на практике. После того, как истинность гипотезы проверена, она приобретает форму теории, которая завершает ступени развития, которых достигли современные методы и формы научного познания.

· И самой высшей формой научного знания является теория. Это модель научных знаний, дающих общее представление о закономерностях изучаемой сферы. Логические законы вытекают из теории и подчиняются ее основным положениям. Теория объясняет, систематизирует и предсказывает и определяет методологию научного познания, его целостность, обоснованность и достоверность.

Билет №48. Человек как философская проблема. Проблема смысла человеческого бытия.

Человек как философская проблема

Проблема человека есть основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с себя. Разгадка бытия для человека скрыта в человеке. В познании бытия человека есть совсем особая реальность, не стоящая в ряду других реальностей. Человек не есть дробная часть мира, в нем заключена цельная загадка и разгадка мира. Да и не только философия, но и любая другая деятельность людей имеет

ориентированный на самого человека стержень, исчезновение которого приводит

к потере цели всякой деятельности, ее движущих символов. Человека изучают

биология, медицина, психология, лингвистика и другие науки, обращая

внимание на его частные проявления.

 

Проблема смысла человеческого бытия

Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

· Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:

· «В чём состоят жизненные ценности?»

· «Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового)

· «Зачем (для чего) жить?».

· Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.

· Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации.

· в благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия;

· во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

· Вопросы о смысле жизни люди задавали и задают до сих пор, выдвигая соперничающие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения. Полученные проверяемые ответы на эти вопросы формировали науку.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...